'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Что необходимо учитывать абитуриенту при поступлении в ВУЗ? ::
     
():  
:  
-
: , 24 2024
.

Что необходимо учитывать абитуриенту при поступлении в ВУЗ?

В первых числах июля в вузах стартуют вступительные экзамены. С одной стороны, с введением ЕГЭ нервотрепки стало меньше: по результатам Единого госэкзамена уже ясно, какие вузы вам по плечу. Но проблемы все равно остаются: частный или государственный вуз предпочесть, как грамотно поступить в наиболее престижные заведения, где и сейчас нужно сдавать дополнительные вступительные экзамены, стоит ли на крайний случай связываться с заочным обучением? Мы провели в редакции «круглый» стол, чтобы помочь абитуриентам определиться при выборе вуза.

53700 рублей за семестр – это недорого?

«СП»: – Сегодня наш «круглый» стол носит прикладной характер. Поэтому первому дадим слово нашему гостю из Тамбова, заслуженному учителю России, зав. кафедрой информатики Тамбовского физико-математического лицея (ТФМЛ) N14 Геннадию Любичу. Во-первых, потому, что сын г-на Любича, одиннадцатиклассник Илья, будет пытаться «покорить» в этом году Москву, поступая в МГУ, и выбирали вуз они вместе. Во-вторых, г-н Любич профессионально знает систему вузовских олимпиад, ведь именно с помощью олимпиад поступили в московские вузы десятки его учеников. Геннадий Рувимович, расскажите, как вы с сыном выбирали вуз?

Геннадий ЛЮБИЧ: – Выбор института встал перед нами давно. Мы знали, что будем поступать в престижный вуз, потому что школа – Илья учился в ТФМЛ – у нас хорошая. Когда 10-й класс закончили, поехали в Москву смотреть вузы.

Посмотрели мы много вузов. В первую очередь, приехали в МГУ. В основное здание нас не пустили, а вот на факультет вычислительной математики и кибернетики мы прошли. Посмотрели вывески, студенческие газеты, объявления о найме сотрудников. Побывали в Зеленограде, в Московском институте электронной техники (МИЭТ), специально туда ехали. Очень хороший город – зеленый, недалеко от Москвы. Уединенность и чистота играли положительную роль, и мы сначала думали, что именно на этом вузе остановимся. Но он понравился как раз меньше всего. Нам показалось, то, что мы увидели в Зеленограде – просто подобие тамбовских вузов.

В ту поездку нам не удалось посмотреть физтех в Зеленограде, но мы были в Бауманке, где нам очень понравилось. И студенческий набор, и общежития, и бассейн, и сам комплекс института, его расположение.

Посмотрели несколько экономических вузов, включая «Плешку». Думали и о других вузах, таких как МИФИ и ВШЭ.

«СП»: – Поступление на платное отделение вы не рассматривали?

Геннадий ЛЮБИЧ: – Нет. Мы изначально были нацелены на то, чтобы получить качественное бесплатное образование в государственном вузе.

«СП»: – Раз уж зашла речь о платном высшем образовании, давайте спросим президента Всероссийского фонда образования, профессора Сергея Комкова, много ли студентов вузов учатся у нас за деньги?

Сергей КОМКОВ: – Россия – единственная из развитых стран, которая идет по пути увеличения соотношения платных и бесплатных мест в сторону «платников». К примеру, Япония к 2010 году планирует перевести практически 100 процентов учащихся вузов на бесплатную основу. Южная Корея сегодня имеет 80% бесплатного образования, а 2020 году будет иметь 100%. В Германии сегодня 70% бесплатного образования, к 2020 году будут иметь 90%. А вот Россия сегодня имеет 70% платного образования, а в 2020 году будем иметь 90% платного образования и только 10% – бесплатного.

«СП»: – Зато в России плата за обучение, наверно, меньше, чем на Западе?

Сергей КОМКОВ: – Вы так думаете? Год обучения в Высшей школе экономики стоит 360 тысяч рублей. В Гарварде год обучения стоит 3,5 - 4 тысячи долларов. По-нашему, это 120 тысяч рублей. Вот и считайте: в ВШЭ обучение стоит в 3 раза дороже, чем в Гарварде. В МГИМО обучение стоит 260 - 280 тысяч рублей в год, до 300 тысяч - на отделении международного права. Соответствующие вузы за рубежом, например, в Германии, берут за обучение 1,5 - 3 тысячи евро.

«СП»: – Вижу, с вами не согласен председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин. Григорий Артемович, вы в свое время занимали пост первого замминистра образования, возглавляли Федеральное агентство по образованию. Как говорится, вам и карты в руки:

Григорий БАЛЫХИН: – Назову только несколько цифр. На бюджетные места в 2009 году, в соответствии с приказом министра образования, будет принято 527 тысяч человек, в том числе по очной форме обучения 410 тысяч. Что касается платной формы обучения, на эту форму будет принято примерно 410-430 тысяч человек.

«СП»: – У нас в гостях Николай Каледин, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). А как с платным и бесплатным образованием обстоят дела в Питере, Николай Владимирович?

Николай КАЛЕДИН: – В 2009 году, согласно министерским квотам, мы должны будем принять на бюджетное отделение 2846 человек. На коммерческое, платное, – 2416 человек. Это показывает, что тенденция увеличения бесплатных мест по сравнению с платными, продолжает у нас сохраняться и нарастать.

«СП»: – Вы постепенно увеличиваете число бюджетных мест. А плату за обучение на коммерческих отделениях не планируете снижать?

Николай КАЛЕДИН: – Она у нас и так сравнительно невысока: от 53700 рублей за семестр на естественных факультетах и до 135 000 рублей за тот же период в престижной Высшей школе менеджмента, созданной на базе экономического факультета. И роста стоимости за обучение не предвидится.

«СП»: – Дадим слово нашему общественному эксперту. Прошу, Леонид Иванович!

Леонид КАЛАШНИКОВ, секретарь ЦК КПРФ: – Я хотел бы дать несколько советов абитуриентам и их родителям. Первое – максимально серьезно отнеситесь к выбору вуза. Дело в том, что качество высшего образования в капиталистической России упало колоссально. Это недавно признал даже президент Медведев. Выпущены многие миллионы юристов и экономистов с таким уровнем подготовки, что они могут устроиться только «менеджерами по продажам», то есть младшими продавцами. Число вузов с 1991 года выросло вдвое. Но учебные заведения, появившиеся в постсоветскую эпоху, лучше вообще не рассматривать. В большинстве случаев это лишь конторы по продаже дипломов и отсрочек от армии. В общем, выбирайте только вузы с серьезной историей.

Второе – обязательно узнайте, когда в данном вузе появилась интересующая вас специальность. Ведь из-за погони за прибылью на тех же юристов и экономистов сегодня не учит только ленивый. Но если данной специальности не было в вузе в советское время, то, скорее всего, это значит, что для нее просто нет квалифицированных преподавателей и материально-технической базы.

Третье – выясните условия обучения в магистратуре данного вуза. Дело в том, что одна из образовательных реформ, навязанных нам Западом и проштампованных в Госдуме «единороссами», это разделение высшего образования на две ступени: 3-4-летний бакалавриат и 2-летнюю магистратуру. Бакалавриат – по сути, неполноценное высшее образование. Нормально овладеть большинством специальностей за этот срок не получится. Так вот, если вы поступите в вуз на бюджетное место, то это совсем не значит, что вас бесплатно будут учить в магистратуре. По логике образовательной реформы магистратуру планируется сделать полностью платной. Так сколько будет стоить магистратура? Кроме того, при переходе в магистратуру придется сдавать еще одни вступительные экзамены на конкурсной основе. А какой при этом будет конкурс? Для этого надо выяснить, как число мест в магистратуре данного вуза соотносится с числом учащихся на бакалавра. Обо всех этих деталях надо узнать заранее.


Олимпиады нам помогут


«СП»: – Все же не будем сгущать краски. 53700 рублей за семестр платить не обязательно, если у абитуриента есть голова на плечах. Поступить на бесплатное место можно в самый престижный вуз, если участвовать в системе вузовских олимпиад. Григорий Артемович, расскажите нам об олимпиадах.

Григорий БАЛЫХИН: – Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также члены сборной команды РФ, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные вузы – по направлениям, соответствующим профилю олимпиады.

Победители и призеры олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти, принимаются в порядке, установленном Минобразования. В 2008 году дополнительно было утверждено 120 таких предметных олимпиад, кроме Всероссийской олимпиады школьников. Порядок приема победителей этих олимпиад определяется Минобразования. Этот перечень был сформирован по инициативе Российского союза ректоров, и лично ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего. Все знают, какое внимание Виктор Антонович уделяет олимпиадам, и министр образования Андрей Александрович Фурсенко это дело поддержал. Я уверен, что каждый год перечень этих олимпиад будет расширяться, я об этом точно знаю.

Что касается выпускников школ-медалистов, в этом году они будут приниматься на общих основаниях, по результатам ЕГЭ. Раньше медалисты сдавали один профильный экзамен, и в случае сдачи на пятерку поступали в вуз. Сейчас этой преференции нет, медаль будет являться лишь сугубо моральным стимулом для выпускников школ.

«СП»: – Давайте посмотрим, как действует система олимпиад на практике. Геннадий Рувимович, расскажите, в каких олимпиадах принимал участие Илья?

Геннадий ЛЮБИЧ: – После того, как мы вернулись из Москвы со смотрин вузов, начался учебный год, начались городские олимпиады. Илья стал призером трех олимпиад – по математике, информатике и астрономии. Это был городской тур Всесоюзной олимпиады. А на экономике у него было 4-е место. На областном туре он занял четыре призовых места: 2-е места по математике, информатике и экономике, и по астрономии. А по физике он не занял призового места.

«СП»: – И что эти дипломы дали?

Геннадий ЛЮБИЧ: – В прошлом году многие московские вузы при поступлении учитывали этот областной, региональный уровень Всероссийской олимпиады, и присуждали какие-то баллы. В прошлом году мои ученики так поступали: они получали пятерку за тот предмет, по которому у них был диплом призера.

В этом году приказом Министерства образования стали брать только призеров заключительного, четвертого этапа Всероссийской олимпиады. Илья по своим результатам попал только на четвертый этап по экономике, и там призером не стал. А просто участие в олимпиаде от вступительных экзаменов не освобождает.

Параллельно с этим Министерство образования выпустило список из 124 олимпиад. Эти олимпиады получили уровни: первый, второй, третий. В зависимости от того, стал ты победителем этой олимпиады или призером, вузы должны были давать какие-либо льготы. При этом вузам было очень настоятельно рекомендовано министерством, что если они дают льготы призерам какой-либо олимпиады из этого списка, они должны давать одинаковые льготы всем олимпиадам одного уровня из этого списка. Обычно эти олимпиады при институтах, список легко найти в Интернете.

Мы участвовали в четырех олимпиадах из этого списка.

«СП»: – Какого уровня это были олимпиады?

Геннадий ЛЮБИЧ: – Все – первого уровня. Это, например, олимпиада «Покори Воробьевы годы» по математике, мы в ней участвовали и получили диплом 2-й степени. Диплом 1-й степени – это победитель, 2-й степени – призер. Но, как выяснилось, разницы между этими дипломами по математике нет никакой. Факультет Вычислительной математики и кибернетики предоставляет одинаковые льготы и призерам, и победителям. Олимпиада проходила в два тура - заочный и очный. Мы выезжали для участия в ней в Курск. В результате этой олимпиады мы и имеем при поступлении в любой вуз 100 баллов по математике.

Но многие вузы объявили, что призеров этой олимпиады берут без экзаменов, тот же МИЭТ. Получается, в Зеленоград мы уже посупили, но мы не собираемся там учиться.

«СП»: – Вы говорили мне перед «круглым» столом, что Илья поступил и в Бауманку?

Геннадий ЛЮБИЧ: – В Бауманку мы поступили по другой олимпиаде – «Шаг в будущее». Эта олимпиада была по различным предметам, но мы не понимали тогда тонкостей, и оказалось, что наша олимпиада не по математике и физике, как мы думали, а называлась она «технической». Что это означает? Бауманка по этой олимпиаде берет, а другие вузы – нет, потому что она не по математике и физике, а политехническая. То есть Бауманка придала этой олимпиаде некоторый свой специфический статус.

«СП»: – Если на олимпиаду допускаются, условно, 100 человек, сколько из них будет победителей и призеров?

Геннадий ЛЮБИЧ: – Не больше 45%.

«СП»: – То есть каждый второй?

Геннадий ЛЮБИЧ: – Практически.

«СП»: – Что-то хотите добавить к сказанному, Сергей Константинович?

Сергей КОМКОВ: – Хочу отметить, что некоторые олимпиады, которые проводят вузы, например, ВШЭ, являются, на мой взгляд, своего рода коррупционным конкурсом. В процессе проведения подобного рода олимпиад отбор идет не сколько по талантам, сколько по возможной платежеспособности родителей. Участие в такой олимпиаде стоит приличных денег, участники платят вступительный взнос – фактически, платят за поступление в вуз.

«СП»: – Большой взнос?

Сергей КОМКОВ: – В пределах 1,5 - 2 тысячи долларов.


Место в общаге, или Москва резиновая


«СП»: – Геннадий Рувимович, почему все-таки вы остановились на МГУ?

Геннадий ЛЮБИЧ: – Во всех институтах, в которые мы поступаем, есть общежития: и в Бауманке, и в Физтехе, и в МГУ, и даже в ВШЭ, хотя там общежитие хуже всех расположено, довольно далеко от вуза. А в МГУ оно удобно устроено.

«СП»: – Получается. При выборе вуза иногородними абитуриентами наличие общежития – едва ли не решающий фактор. Как у нас обстоит дело с общагами, Григорий Артемович?

Григорий БАЛЫХИН: – В соответствии с федеральным законом, каждый обучающийся, нуждающийся в жилплощади – я просто напоминаю – должен быть обеспечен местом в общежитии, при наличии жилищного фонда у соответствующего вуза. Но есть вузы, которые не имеют этого фонда, и не дают общежития. Размер платы для обучающихся за проживание в общежитие, коммунальные и бытовые услуги, не могут превышать 5% размера стипендии. Очень важно, чтобы это знали. Есть информация, что в отдельных вузах взимают плату гораздо больше того, что предписывает федеральный закон.

К сожалению, негосударственные вузы практически не имеют общежитий, и это тоже должны знать поступающие.

Хочу подчеркнуть: проблема общежитий, их ремонт и строительство является приоритетной задачей Министерства образования и науки и Федерального агентства по образованию. Сейчас в России строится 42 новых общежития для студентов вузов. Только на 2009 год выделено дополнительно 2,5 млрд. рублей для завершения строительства 22 общежитий. Это связано с повышением доступности высшего образования, что, в свою очередь, является следствием введения ЕГЭ.

«СП»: – Что улыбаетесь так скептически, Сергей Константинович?

Сергей КОМКОВ: – Эта проблема стоит одинаково остро как в Москве, так и в регионах. Даже такой традиционный научный центр, как Новосибирск, испытывает недостаток общежитий. Старый жилой фонд пришел в негодность, денег из бюджета на его ремонт никто не дает. Вузам предоставлено право выживать, как сумеют.

Знаете, как сдают общежития Российского университета дружбы народов (РУДН)? Там в общежитие, в центральном здании, два этажа занимают вьетнамцы-гастарбайтеры. Там несколько раз пытались их разгонять, приезжали сотрудники ФМС, финансовые службы. Но ничего не помогло – как вуз сдавал это общежитие вьетнамцам, так и продолжает сдавать. Потому что это деньги – и в личный карман, и в вузовский бюджет. Это касается практически 80% московских государственных вузов. Можно по пальцам пересчитать, у каких вузов остались еще общежития.

«СП»: – Николай Владимирович, в питерском университете тоже с общежитиям туго?

Николай КАЛЕДИН: – По крайней мере, на время вступительных экзаменов наши иногородние абитуриенты общежитием обеспечиваются – на Васильевском острове или в Академгородке, расположенном в Петергофе. А вообще, среди поступающих в Петербургский госуниверситет традиционно около 40 % иногородних.

«СП»: – Что-то хотите добавить, Леонид Иванович?

Леонид КАЛАШНИКОВ: – Доступность качественного высшего образования в России все время снижается. И дело не только в плате за обучение. 60% студентов дневных отделений не имеют места в общежитии! А снимать жилье в крупных российских городах под силу только хорошо зарабатывающему человеку. Стипендия сегодня в несколько раз меньше прожиточного минимума. Для сравнения: советская стипендия в 40-50 рублей по соотношению цен соответствует нынешним 8-10 тысячам рублей. То есть на советскую стипендию можно было жить. И студент подрабатывал, только если хотел жить побогаче. А на нынешнюю стипендию в 1100-1200 рублей жить категорически невозможно. Это ниже уровня физиологического выживания. Между тем, большинство российских семей сегодня не имеют свободных средств, чтобы содержать своего отпрыска в другом городе. Скажете, пусть студент работает? А как это скажется на его учебе? А на какие вообще рабочие места может в период кризиса рассчитывать молодой человек без образования и опыта работы? Выдержит ли он конкуренцию с азиатским гастарбайтером?

В силу всего этого, высшее образование сегодня все больше становится привилегией имущих слоев. Для контраста – личный пример. Вот я – сирота. Вырос в детском доме в Бурятии. В Советском Союзе я смог получить отличное высшее техническое образование. Работать начал за тысячи километров от родных мест. Да еще регулярно летал на родину. Денег хватало. Скажите честно, а на что сегодня может рассчитывать выпускник детского дома из Бурятии?..

«СП»: – Для иногороднего абитуриента поступить в столичный вуз – это еще полдела. Нужно еще в Москве выжить. Геннадий Рувимович, как вы, кстати, планируете содержать в Москве Илью?

Геннадий ЛЮБИЧ: – Думаю, 6-7 тысяч в месяц, кроме его стипендии, мы сможем ему выделять.

«СП»: – Как вы относитесь к вопросу подработки сына в Москве?

Геннадий ЛЮБИЧ: – В любом случае, до 3-го курса мы бы Илье не стали рекомендовать заниматься подработкой. Только учебой. Разве что раз в неделю, по воскресеньям, репетиторство.

«СП»: – Все же интересно, какая сейчас стипендия, кто из студентов может претендовать на дополнительные доплаты, и есть ли они сегодня? Похоже, вопрос к вам, Григорий Артемович.

Григорий БАЛЫХИН: – Студенты федеральных государственных вузов, обучающихся по очной форме, и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1100 рублей. Это было установлено в 2008 году федеральным законом, я был одним из его авторов. Размер стипендии установлен с 1 сентября 2008 года.

Что можно сказать? Студенты-инвалиды 1-й группы, сироты, а также дети, оставшиеся без попечения родителей – для них размер стипендии увеличивается на 50%. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Студенты вузов вправе получать стипендии, которые назначают направившие их на обучения юридические и физические лица, а также именные стипендии на основании соответствующего положения.

Студенты из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в ВС РФ, также получают стипендию на 50% больше базовой.

Кроме академической стипендии в размере 1100 рублей, студенты могут получать еще социальную стипендию – из нуждающиеся, малообеспеченных семей. Размер такой стипендии должен быть минимум в полтора раза больше базовой.

Сейчас вместе с Минобразования мы рассматриваем вопрос, чтобы в будущем внести поправку в закон о высшем образовании – увеличивать не размер стипендии, а стипендиальный фонд. Дать вузам право устанавливать размер стипендии с учетом успеваемости, общественной работы, научно-исследовательской работы, которую ведет студент. Мы планируем с 1 января 2010 года увеличить этот стипендиальный фонд примерно на 25%. По крайней мере, при формировании проекта бюджета на 2010 год, на ближайшую перспективу, будем этот вопрос ставить.

Нужно отметить, что в соответствии с положением о стипендиальном фонде студентам федеральных вузов выделяются дополнительные средства для оказания поддержки нуждающимся студентам в размере 25% стипендиального фонда.


Какой вуз круче?


«СП»: – Все же, как я понял, пока студентам, чтобы выжить в Москве, приходится надеяться не на стипендию, а на помощь родителей и собственные силы. Попробуем все же завершить наш разговор на мажорной теме – определимся, какие вузы сейчас самые престижные. Кто хочет высказаться?

Сергей КОМКОВ: – Традиционно – это МГИМО, многие мечтают стать дипломатами или международными менеджерами, это МГУ, один из наших наиболее брендовых вузов. Ну и Бауманка - для тех, кто имеет технические наклонности. Кроме того, довольно престижным считается МИСиС. Этот институт, кстати, пытался закончить в свое время господин Сурков, его выгнали с третьего курса.

Григорий БАЛЫХИН: – К рейтинговым вузам следует отнести столичные вузы, Южный и Сибирский федеральные университеты, которые были созданы в 2006 году, вузы культуры и искусства, юридические и экономические специальности, лингвистика, информационные технологии и медицина. Хотя в последние несколько лет мы отмечаем повышение конкурса на технические специальности, и это радует.

Леонид КАЛАШНИКОВ: – Нужно понимать: доступность высшего образования для всех способных людей – мощнейший «гормон роста» для экономики. Именно этому СССР во многом обязан своим быстрым экономическим развитием, успехами в науке, технике, культуре. И наоборот. То, что Россия сегодня – сырьевой придаток более развитых стран, что наша доля на мировом рынке высоких технологий – менее 1%, прямо связано с классовыми ограничениями доступа к высшему образованию.

Поэтому, сделав правильные выводы из экономического кризиса, российское государство обязано сделать высшее образование более доступным. Вот господин Балыхин назвал тут число студентов, которое в этом году будет принято на бюджетные места – 527 тысяч человек. Но забыл сказать, что это число существенно сокращается в сравнении с 2008 годом, когда, по данным Росстата, на бесплатные места поступила 561 тысяча человек. Конечно, в этом году упало и число выпускников школ. Ведь это, в основном, дети 1992 года рождения, когда из-за введения капитализма началось резкое падение рождаемости. Только не ущербная ли это логика – сокращать бюджетные места вслед за демографической кривой? Ведь снижение числа абитуриентов означает, что можно, значительно не увеличивая бюджетные расходы, сделать бесплатными почти все места в государственных вузах.

Кроме того, чтобы разрушить классовые барьеры на пути к высшему образованию, нужно, наконец, увеличить стипендию до уровня прожиточного минимума в крупных городах. Только не надо, как профессиональные попугаи из минфина, твердить «денег нет, денег нет». Правительство осенью прошлого года раздало банкам 6 трлн. рублей. В 2009 году на эти же цели зарезервировано еще 9 трлн. Итого 15 трлн. рублей, то есть каждая российская семья отдает «бедствующим» банкирам по 300-400 тыс. целковых. Якобы, «для спасения банковской системы». Но никто не представил расчетов, доказывающих, что для спасения банков нужна столь чудовищная сумма. Так вот, чтобы платить всем 3 миллионам студентов дневных отделений госвузов по 5 тысяч рублей стипендии нужно 180 млрд. рублей в год – всего 1/83 от суммы, ассигнованной банкирам. Эта мера, кстати, будет иметь немедленную антикризисную отдачу – за счет роста платежеспособного спроса. А уж долговременный эффект для экономики от роста доступности высшего образования трудно переоценить. Надо только стремиться развивать свою страну, а не использовать экономический кризис, как повод для раздачи государственных финансовых резервов узкому кругу частных лиц.

«СП»: – Если абитуриент все же провалился на вступительных экзаменах, может, имеет смысл поучиться заочно или на вечернем отделении? Такие формы еще живы, Григорий Артемович?

Григорий БАЛЫХИН: – Вечернее и заочное образование – это форма обучения по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно. Туда принимаются граждане, имеющие среднее полное образование, полученное до 1 января 2009 года. Имеется ввиду, что те, кто закончил школу в 2008 году и раньше, будут поступать не по результатам ЕГЭ, а по результатам экзаменов, которые устанавливаются вузами самостоятельно.

«СП»: – Востребовано сейчас такое образование, Сергей Константинович?

Сергей КОМКОВ: – Заочная форма используется очень активно, особенно в негосударственных вузах. Она позволяет в ускоренном варианте получить высшее образование, особо не вдаваясь в проблемы науки. Многие зачисляются на заочное отделение, числятся там, им потихоньку идет срок обучения, и в итоге они получают диплом. Целый ряд государственных вузов тоже сохранили заочную форму, она активно используется ребятами с периферии. Они приезжают в Москву, начинают здесь учиться, как правило, на очной форме. Но поскольку денег у них, чтобы жить в Москве, нет, они переводятся на заочную форму и устраиваются работать. Работают с утра и до ночи, как-то устраивают свою жизнь.

Вечерняя форма обучения используется очень мало.

«СП»: – Ну, вам то, Геннадий Рувимович, вернее, Илье, заочное обучение не грозит. Что вам теперь надо для поступления в МГУ?

Геннадий ЛЮБИЧ: – По математике у нас 100 баллов, потому что мы призеры олимпиад. Сдали мы информатику, ЕГЭ – на 100 баллов. Можно с этим поздравить, всего в Тамбовской области три ученика получили 100 баллов по информатике, все из нашего лицея.

«СП»: – Будет считать это скрытой рекламой…

Геннадий ЛЮБИЧ: – По русскому по ЕГЭ получили 76 баллов. Это средний результат. И ждем физику. В сумме надо набрать около 330-340 баллов, чтобы поступить в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики.

«СП»: – То есть вместе с аттестатом по математике в 100 баллов, и по информатике 100 баллов, и русскому 76, надо набрать еще…

Геннадий ЛЮБИЧ: – 65 баллов. Это ерунда, надеюсь, мы их наберем.

«СП»: – Подведем итоги. Получить качественное бесплатное образование можно и сегодня. Но для этого нужно хорошая школьная подготовка и участие в олимпиадах. В противном случае родителям придется раскошеливаться, или подыскивать для своего чада вуз попроще. Но расстраиваться и посыпать голову пеплом не стоит. В конце концов, десятки тысяч людей, и среди них, увы, автор этих строк, закончив вуз, никогда не работали по специальности.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.