'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Формирование индивидуально – образовательных траекторий обучающихся на уроках технологии с использованием метода проектов ::
     
():  
:  
-
: , 24 2024
" . "

Формирование индивидуально – образовательных траекторий обучающихся на уроках технологии с использованием метода проектов

Современная школа представляет собой сложный развивающийся механизм. В связи с подписанием Болонской декларации России предстоит решить ряд важных задач, которые потребуют значительных изменений и модернизации российского образования.

Модернизация образования затрагивает различные сферы деятельности общеобразовательной школы, в том числе и информатизацию технологического образования.

Повышение эффективности применения информационных и Интернет-технологий в образовательном процессе – одно из основных направлений деятельности учителя информатики. Обучение коллег и учащихся компьютерной грамотности, основам информационной культуры есть требование времени, поскольку характер развития, приобретения и распространения знаний в наше время меняется, открываются новые возможности для обновления и содержания образования, и методов преподавания. В школе практически любая проектная деятельность, подразумевает применение компьютерных технологий, и учитель информатики становится центральной фигурой этого процесса. Объективная тенденция состоит в переходе учителей информатики в новый статус – координаторов информационных технологий.

Образовательная область "Технология" была введена в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений в 1993 году для формирования у учащихся жизненно важных основ технологических знаний и умений применять их в различных сферах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности. Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, позволяющий школьникам системно овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии (продукте труда).

Технологическое образование в школе призвано внести свой весомый вклад в подготовку молодого поколения, способного активно жить в современном информационном обществе, где повседневная жизнедеятельность практически каждого насыщена взаимодействием со средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, обучающийся приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира. Таким образом, важным показателем общекультурного уровня современного человека является его информационная культура – умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и эффективно пользоваться имеющимися информационными системами: искать, получать, накапливать, обрабатывать, собирать информацию с помощью компьютера. В информационную культуру кроме технических навыков должны входить и умения выражать свои мысли в литературной, графической и художественной форме средствами информационно-коммуникативных и аудиовизуальных средств.

В рамках реализации ПНП «Образование», Концепции развития единой образовательной информационной среды в Вахитовском районе г.Казани на базе школы №39 проводится модернизация предмета «Технология» на основе авторской программы «Реализация метода творческих проектов на уроках технологии».

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на формировании индивидуально-образовательной траектории обучающихся. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов. В современном образовании данный метод невозможен без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно современные информационно-коммуникативные и аудиовизуальные технологии (ИКАТ) позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности.

Главной целью авторской программы является формирование информационной культуры обучающихся средней школы как части общемировой современной культуры, на приобщение детей к миру информационно-компьютерных технологий, общению и поиску информации в глобальной сети Интернет, к грамотному использованию Интернет-ресурсов.



Задачи программы:

1. Формирование индивидуально-образовательных траекторий обучающихся на уроках технологии.

2. Использование учебного времени с максимальной эффективностью для ученика.

3. Приобщение учащихся к современным технологиям с целью развития их способностей, раскрытия человеческого потенциала.

4. Формирование информационной культуры как элемента общемировой современной культуры, на основе развития творческого потенциала личности.

5. Формирование компетенций обучающихся в области работы на компьютере и в сети Интернет.

Результатами данной программы является:

1. Повышение качества образования и снижение перегрузок учащихся за счет эффективного использования современных информационно-коммуникативных и аудиовизуальных технологий

2. Развитие творческого потенциала учащихся на основе использования метода проектов

3. Реализация моделей открытого образования, широкого доступа учащихся к российским и глобальным информационным ресурсам

4. Создание авторской мультимедийной библиотеки, учебно-методических пособий и электронных учебников.



Общеобразовательные функции программы

Авторская программа построена таким образом, что на основе имеющегося программного обеспечения и интеграции знаний, полученных учащимися в рамках учебных курсов образовательной области «Технология» (для девочек) 5-8 классов сформировать у учащихся представление о месте и роли знаний в жизни при выполнении технологических операций, освоить технологию творчества.

Этапы внедрения программы в учебно-воспитательный процесс преподавания образовательной области «Технология»:

I этап. Использование стандартных мультимедийных программ в учебной и воспитательной работе

Предмет «Технология» изучается в общеобразовательной школе с 5 класса. При первоначальном знакомстве учеников с компьютером используются мультимедийные программы промышленного изготовления. Эти первые диски положили начало будущей медиатеке: «Уроки вязания», «Кулинария», «Салон красоты», «Дизайн интерьера», «Вышивка - 1000 схем», «Вышиваем с компьютером», «Шедевры русской живописи» и др. Компьютер «знаком» почти каждому ребенку и работать хочется всем, поэтому цель на этом этапе – подготовка начинающего пользователя, овладение компьютером как рабочим инструментом.

Использование этих дисков позволило повысить мотивацию к обучению, что отразилось на качестве знаний и инициативности обучающихся, и показать на конкретных примерах внедрение информационных технологий в такие бы казалось далекие сферы деятельности человека как вышивка, вязание, кулинария и др.

2 этап. Создание авторских уроков с использованием компьютерных программ по методике Intel «Обучение для будущего»

Используемые стандартные компьютерные программы рациональны, эффективны и в основном совместимы с каждым учебным планом, потому что можно переставлять местами изучаемые темы в соответствии со своим учебником. Но компьютер только тогда затронет все сферы личностного развития обучающегося, когда в него будет заложена программа, соответствующая методам и приемам каждого конкретного педагога. Следовательно, учитель сам должен принимать участие в разработке необходимых ему программных средств, что позволяет эффективно использовать компьютер на разных этапах урока: в начале урока с целью актуализации опорных знаний и умений, на этапе закрепления знаний, на этапе применения и проверки сформированных знаний, умений и навыков.

В учебно-методические комплексы образовательной области «Технология» (для девочек), созданные мной, входят: план-конспект уроков, дидактический материал, информационное обеспечение (презентация, тестирующая программа):

«Лоскуток к лоскутку» - для 5-6 класса;

«Интерьер кухни, столовой» - для 5 класса;

« Ее величество Пуговица» - для 5-6 класса;

«Уход за волосами» - для 6 класса;

« Домашняя экономика» - для 8 класса.

Все эти работы получили призовые места на конкурсах «Использование высоких технологий в учебно-воспитательном процессе» районного, городского и республиканского уровня:

  • 2004 г –Диплом II степени в Республиканском конкурсе в номинации «Лучшая методика использования новых информационных технологий при изучении предметов с использованием технологических процессов».
  • 2005 г - Диплом II степени в городском конкурсе в номинации «Технология».
  • 2006г - Диплом III степени в городском конкурсе в номинации «Технология»
  • 2007 г - Диплом I степени в Республиканском конкурсе в номинации «Лучшая методика использования новых информационных технологий при изучении предметов с использованием технологических процессов».
Материалы этих учебно-методических комплексов используются в работе ряда школ Казани, Высокогорского, Арского, Зеленодольского, Черемшанского, Тюличинского, Мамадышского и других районов республики. Результаты работы по авторской программе представлялись на курсах и семинарах ИПКРО РТ для учителей информатики и технологии республики. Авторская программа получила широкое признание среди учителей информатики и технологии РТ.

3 этап. Выполнение творческих заданий учащимися на уроках технологии по методике Intel «Обучение для будущего» (информационный проект)

В качестве мультимедийного проекта выбирается задача – проект, требующая в процессе творческой умственной работы реализовать на практике, актуализировать, расширить полученные в школе знания. Высокая мотивация к обучению реализуется при выполнении индивидуальных или групповых творческих заданий, носящих исследовательский характер. Итогом работы является представление творческих проектов на открытую защиту с последующим представлением лучших работ на различные конференции и конкурсы, в том числе и российского уровня.

Цели проектов связаны с возрастными особенностями учащихся.

Примеры проектных работ с использованием информационно-коммуникативных и аудиовизуальных технологий:

5 класс: «Сказка о пуговице», «Кухня моей мечты», «Фартук от Кутюрье» - работа должна быть выполнены в текстовом редакторе MS Word со вставками авторских ученических рисунков.

6 класс: « Ручные работы», «Гигиена девушки. Уход за волосами», «Моделирование юбки», «Кулинария»- работа представляет собой авторские мультфильмы, созданные с помощью специальной программы «GIF» - аниматор.

7 класс: «Мои любимые комнатные растения», «Одежда для окон», «Вышивка бисером», «Национальные блюда»- работы выполнены в виде компьютерной презентации с использованием программы «Power Point».

8 класс: выпускная проектная работа по любой теме курса технологии 5-8 класса по методике Intel « Обучение для будущего».



Анализ опытной проверки авторской программы

Традиционные формы обучения не устраивали ни меня, как учителя, ни учеников, так как в них преобладали репродуктивные виды работ, что не способствовало полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся, особенно одаренных и снижало их мотивацию.

Созданные мной УМК по методике Intel « Обучение для будущего», содержат методики, направленные на поддержание мыслительной активности ученика, проявление его креативности в выполнении различных творческих заданий, постоянном сопоставлении культур и творческой эвристики при выполнении индивидуальных, парных или групповых проектных работ.

Использование информационных технологий обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения за счет того, что компьютер на сегодняшний день, как для учителей, так и для учащихся, является не только богатым источником информации, контактов, новых возможностей, разных видов деятельности, но и способом реализации своих творческих возможностей, саморазвития и самоутверждения.

На преимущества использования новых информационно-коммуникативных и аудиовизуальных технологий в изучении указывают и психолого-педагогические ориентиры:

· формирование у обучающихся стойкого интереса к учебному процессу;

· пробуждение личной заинтересованности и мотивации в достижении цели;

· формирование у обучающихся веры в себя, в свои силы, то есть повышение самооценки;

В педагогическом процессе компьютерного обучения заложено духовно гуманистическое начало: «Верь в себя», что очень важно при изучении такого предмета как технология. В конечном счете, на основе концепции гуманистической психологии – мотивации, самоактуализации, саморазвития и становления личности, раскрывается человеческий творческий потенциал - формируется человек, готовый к взаимопониманию, сотрудничеству и решению проблем в международной жизни, что соответствует требованиям современного общества и задачам, поставленным перед российским образованием.

Индивидуализация, равные шансы на успех при общности цели и задач дают учителю возможность быть ориентированными на каждого ученика, что способствует формированию индивидуально-образовательной траектории обучающихся.

Благодаря использованию компьютерных средств, при изучении технологии, значительно меняется роль учителя в учебном процессе, когда в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания – учитель становится организатором и координатором индивидуализированной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся.

Следующее направление в использовании информационных технологий заключается в создании компьютерных проектов, именно, проектная методика ставит во главу угла способность ученика думать над разрешением проблем и принимать компетентные решения, опираясь на высокий уровень умственного развития и креативности, как показателя одаренности.

Проект может быть выполнен учеником самостоятельно и в сотрудничестве с учителем. Последнее является одной из самых эффективных форм работы, как по результативности, так и по степени приобретения положительного опыта для обеих сторон.

При такой форме совместной работы присутствует равенство сотрудников в учебной деятельности; где ученик – не объект обучения, а субъект наравне с учителем; где присутствует возможность оценить результат своей деятельности не на основе оценки, а в том, чему научился.

Проект предполагает использование деятельности в сотрудничестве, где присутствуют навыки межличностного общения:

· умение выслушать других;

· критиковать не личность, а идею;

· умение работать как в качестве лидера, так и в качестве рядового члена группы, где «ученик перестает быть объектом учительского воздействия, а становится субъектом коммуникативного взаимодействия» с учителем, меняет функцию учителя, преобразуя ее в организующую и координирующую.

Метод проектов тем более ценен, что направлен на развитие навыков сотрудничества в сочетании с самообразовательной активностью. И еще один аргумент в пользу проекта - он не только предоставляет новые возможности, умения и навыки работы с компьютером, но и требует применения интегрированных знаний из разных областей, тем самым всесторонне развивая ученика и стимулируя его к полнейшей самореализации.

Конечный результат такого совместного труда предоставляет ученику явный шанс на достижение успеха и поддерживает его уверенность в своих силах и, следовательно, повышает самооценку.

Если компьютерному проекту придать практическую направленность и успешно интегрировать в учебный процесс, то мотивация деятельности ученика оказывается особенно сильной.

Так, применяя новые педагогические подходы (проектная деятельность и обучение в сотрудничестве) и современные передовые технологии в работе с одаренными детьми, осуществляется постепенный переход к школе современного этапа развития, где основная задача не «заставить выучить, а помочь развиться», тем самым максимально отказываясь от традиционных репродуктивных приемов.

В условиях нашей школы применение проектных методик на уроках технологии начинается с 5 - го класса. К этому времени учащимися еще не приобретены начальные знания технологий и не сформированы элементарные навыки и умения по использованию компьютера для выполнения работ, поэтому эти знания они приобретают в процессе работы над проектом.

Учащимся в 5-6 классах предлагается проект-презентация по обобщению своих творческих работ по завершению учебного модуля. Работы этого уровня носят демонстрационный характер и пока не могут быть интегрированы в учебный процесс в качестве дидактического материала. В 7-8 классах задания усложняются, и технология исполнения совершенствуется, приобретая значимость учебного материала.

Серия проектных работ, выполненных учащимися в сотрудничестве с учителем, а так же самостоятельно (в режиме индивидуальной или парной работы) с использованием информационных технологий, может быть использована как дополнительный материал к основному, разработанному учителем.
Работа учеников оценивается по 11 критериям.
Каждый критерий имеет оценку в баллах: максимальный - 10 баллов, минимальный - 1 балл.

Система оценки качества образования: критерии оценки мультимедийной презентации, буклета, рейтинговая система оценки проектных работ учащихся приведены ниже.

Система оценки качества образования



Критерии Оценки

Мультимедийной Презентации

Ученик_____________________________ Дата______

СОЗДАНИЕ

СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

· Титульный слайд с заголовком

5

  
· Минимальное количество – 10 слайдов

10

  
· Использование дополнительных эффектов Power Point (смена слайдов, звук, графики)

5

  
· Библиография

5

  
СОДЕРЖАНИЕ

· Использование эффектов анимации

15





· Вставка графиков и таблиц

10

  
· Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

  
· Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

  
· Графики, импортированные из Excel

5





ОРГАНИЗАЦИЯ

· Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

  
· Слайды представлены в логической последовательности

5

  
· Красивое оформление презентации

10

  
· Слайды распечатаны в формате заметок.

5





ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

100







Рассмотрено: ________________________________________

Замечание: Каждая работа должна быть рассмотрена группой и учителем.

Поскольку в школе принята пятибалльная система оценивания, то набранная сумма баллов переводится в традиционную оценку по следующей шкале:



Набранная сумма баллов

Оценка

0-55

«неудовлетворительно» (2)

56-60

«удовлетворительно» (3)

61-75

«хорошо»(4)

76-100

«отлично»(5)

Критерии оценивания буклета

Оценка

Дизайн

Содержание

5

Работа выполнена творчески. В ней использованы 2 или более графических изображения.

Используется фактическая информация.

Идеи полностью описаны и раскрыты.

Работа включает в себя 3 умозаключения (или более), полученные на основе проведенных исследований.

4

Работа выполнена творчески.
В ней использовано 1 графическое изображение.

Используется фактическая информация.

Идеи описаны почти полностью.

Работа включает в себя не менее 3-х умозаключений, полученных на основе проведенных исследований

3

Работа включает 1 или более графических объектов

Информация – по большей части фактическая.

Идеи – описаны не полностью.

Умозаключения есть, но они незначительные.

2

Работа не завершена.

Информация не носит фактического характера.

Идеи носят фрагментарный характер.

Умозаключения есть, но они не относятся к тематике публикации.



Рейтинговая система оценки проектных работ учащихся

Работа ученика оценивается в баллах по 11 критериям.
Критерии - в баллах: максимальный - 10 баллов, минимальный - 1 балл.



Критерии

Оценка

1. Актуальность

- Тема направлена на разрешение или освещение проблемных вопросов, связанных с применением новых технологий при изучении английского языка и формирования коммуникативных компетенций.

- Тема повторяет известные работы и разработки, отдельные аспекты представляют интерес для рассмотрения.

- Тема не актуальна.

2. Новизна

- Качественно новое знание, полученное в результате исследования, оригинальное решение задачи.

- Новое представление или новое видение известной проблемы на основе анализа или обобщения.

- Новое изложение, решение отдельных вопросов, частных сторон, частных задач.

3. Элементы творчества

- Все этапы творческой работы, включающей постановку задачи, реализацию творческой работы с использованием ИКТ, проведение эксперимента, обработку и анализ полученного материала, создание нового программного продукта.

- Творческая работа с привлечением первичных наблюдений, выполненных другими авторами, собственная обработка, анализ.

- Творческая работа реализована на основе литературных источников, опубликованных работ и т.п.

- Имеются элементы творчества или обобщения, реферативная работа со свертыванием известной информации.

- Элементарная компилятивная работа, изложение известных фактов, истин.

4. Вклад автора

- Собственная постановка проблемы или задачи, непосредственное участие в эксперименте, использование в работе аналитических методов, и т.д. и т.п.

- Собственная разработка отдельных вопросов, выполнение анализа по заданию руководителя, глубокая проработка имеющихся источников.

- Усвоение и ретрансляция знаний сверх учебной программы, достаточное представление о предыдущих достижениях.

- Общее или слабое ориентирование в заданной области.

5. Компетентность автора

- Знание основных положений в избранной и сопредельной областях знаний.

- Хорошая или посредственная осведомленность в избранной области знаний.

- Слабое представление об основах, истинах, достижениях в данной области.

6. Практическая направленность

- Работа может быть рекомендована для использования в практической учебной деятельности, представлена на научно-практической конференции Республиканского уровня и выше.

- Может быть использована для последующей деятельности автора, в работе школьной научно-практической конференции.

- Имеет частичный прикладной характер.

7. Презентация творческой работы

- Выразительное, логичное, компактное, с элементами риторики.

- Упорядоченное, более или менее связное, но лексика маловыразительная, допускаются паузы, обращения к тексту доклада.

- Доклад зачитывается по подготовленному тексту.

8. Дизайн

- Авторский дизайн

- Дизайн выполнен на основе имеющегося стандартного графического материала.

- Дизайн отсутствует

9. Оформление текста презентации

- Имеется введение, обозначена цель, выдержана логика построения, объем и требования к оформлению.

- Основные требования выполнены посредственно.

- Несоответствие требованиям к оформлению.

10. Библиографический список изданий

- Представлена достаточно полно, соответствует замыслу работы, использованы монографии, труды; представлены цитаты, имеются ссылки, соблюдены требования к перечню; указаны адреса Интернет ресурсов.

- Число источников ограничено, используются работы популярного характера, изучены поверхностно.

11. Дополнительные баллы

3 Добавлено три балла за ...

2 Добавлено два балла за ...…

1 Добавлен один балл за ...…

По этой системе целесообразно оценивать работы учащихся 7-8 классов, учащиеся младших классов могут знакомиться с этой системой, но итоговая оценка выставляется по первым двум критериям.

По этим критериям проводилась оценка творческих проектов учениц одного и того же класса в течение двух лет обучения. Результаты опытной проверки представлены в нижеследующей таблице и на графике.

Опытная проверка рейтинговой системы

Творческие проекты

Критерии оценки (суммарное число баллов)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

6Г* класс 2005-2006 уч.г. (12 чел.)



105



100



110



80



80



110



110



80



105



100



30

7Г класс 2006-2007 уч.г. (12 чел.)

120

120

120

100

95

120

120

115

120

120

60



1. Актуальность (1-10 баллов)

2. Новизна (1-10 баллов)

3. Элементы творчества (1-10 баллов)

4. Вклад автора (1-10 баллов)

5. Компетентность автора (1-10 баллов)

6. Практическая направленность (1-10 баллов)

7. Презентация творческой работы (1-10 баллов)

8. Дизайн (1-10 баллов)

9. Оформление текста презентации (1-10 баллов)

10. Библиографический список изданий (1-10 баллов)

11. Дополнительные баллы (1-10 баллов)





По данным, представленным на графике, видно, что уровень творческих работ учащихся 7Г класса в 2006-2007 учебном году повысился по всем критериям оценки по сравнению с 2005-2006 учебным годом.

Основные содержательные линии авторской программы

Авторская программа построена в соответствии с государственным образовательным стандартом, она поддерживает основные содержательные линии общеобразовательного предмета «Технология». Программа построена по типу «восходящей спирали». В ней заложен принцип поступательного движения от простого к сложному: от упрощенной трактовки основных понятий технологии на примерах из окружающего мира, адекватных личному опыту учащихся, к абстрактным понятиям. Это позволяет совершить скачок от количественного накопления знаний, полученных на доступном уровне, к качественному усвоению материала к концу курса. Каждый виток представлен отдельным модулем, который в той или иной мере отражает основные содержательные линии предмета.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.