'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Динамические требования к содержанию заданий республиканских олимпиад по информатике и программированию среди студентов ССУЗ РТ ::
     
():  
:  
-
: , 24 2024
" . "

Динамические требования к содержанию заданий республиканских олимпиад по информатике и программированию среди студентов ССУЗ РТ

В содержании курса информатики в средней профессиональной школе отражаются общие тенденции динамического развития информатики, как области знаний. В этой области актуальны постоянные изменения и совершенствования, которые должен своевременно осваивать конкурентоспособный специалист. Проведение олимпиад по информатике и программированию среди студентов ССУЗ связано с обозначенной спецификой динамично развивающейся области информационно коммуникационных технологий и характеризуется определенными содержательными и организационными особенностями средней профессиональной школы.
Большинство содержательных особенностей связанно со специфическими целями использования информационных технологий в профессиональной деятельности конкурентоспособных специалистов в различных отраслях производства. Соответственно этим целям, учебные программы по информатике для заведений гуманитарного и технического профиля строятся по-разному, при этом в одних программах преобладает  пользовательский подход, а в других остается актуальным программистский. 
Для проведения олимпиады по информатике и программированию составляются общие задания для всех учебных заведений средней профессиональной школы. Задания могут представлять различный уровень сложности  для студентов разных специальностей и могут восприниматься с той или иной степенью интереса, так как при подготовке по определенным специальностям достигаются различные профессионально значимые цели и формируются определяемые различными профессиональными функциями информационные и коммуникационные компетентности. Не представляется возможным учесть все эти цели, поэтому направленность олимпиадных заданий имеет творческую, познавательную и исследовательскую специфику, связанную с подготовкой конкурентоспособного специалиста в современном обществе, актуальной для большинства специальностей средней профессиональной школы.
Можно выделить ряд требований к содержанию заданий для олимпиады по информатике и программированию, ориентированных на студентов средней профессиональной школы, среди которых:
- опережающий характер и исследовательский подход,
- типовая определенность заданий для подготовки и проведения олимпиады,
- фундаментально-прикладная ориентация,
- достаточная избыточность и свобода выбора средств решения заданий,
- сочетание тестовой и продуктивной формы заданий,
- критериальная определенность, как гарантия оптимальной сложности.
Раскроем эти требования, и покажем их общий характер. Проиллюстрируем динамику реализации этих требований на примерах, накопленных в процессе проведения последних десяти олимпиад.
I. Опережающий характер и исследовательский подход
Это требование позволяет проводить целенаправленную работу по совершенствованию содержания образования и заключается в использовании заданий опережающего характера и их детальном разборе после олимпиады. Таким образом, после очередного тура олимпиады учебные заведения получают серию новых лабораторных работ, которые можно использовать как для подготовки к новым олимпиадам, так и в учебном процессе аудиторной и внеаудиторной работы. Все это позволяет последовательно и планомерно вводить в обучение элементы исследовательской деятельности, которая возможна не только в программистском подходе, но и в пользовательском.
Ниже для примера,  представлено одно из заданий этого направления, которое связано с поиском информации с использованием встроенной справки (Задание №1).
Кроме того, здесь приведена для примера серия заданий № 2 – 4 по вводу в учебный процесс тем, связанных с использованием макросов, которые предлагались в течение нескольких лет. Задание №2, предложенное в первый год, можно было выполнить без использования макросов, однако, количество полученных баллов в этом случае несколько ниже. В последующие годы задания менялись так, что их малоэффективно решать без использования макросов.
Задание №1. Контекстная справка
 Приведенный далее документ оказался испорчен. Необходимо восстановить документ, перекодируя или создав заново испорченную часть.

СОДЕРЖАНИЕ КОНТЕКСТНОЙ СПРАВКИ
ДЛЯ КОМАНДЫ ГЛАВНОГО МЕНЮ "ОКНО"

Команда «Новое» (меню «Окно»). Создание нового окна с тем же содержимым, что и активное окно, что дает возможность просмотра разных частей одного файла.
Команда «Упорядочить» (меню «Окно»). ‚л¢®¤ ¢б¥е ®вªалвле д ©«®¢ ¢ ®в¤¥«м­ле ®ª­ е ­  нªа ­¥. ЏаЁ¬¥­¥­Ё¥ ª®¬ ­¤л “¯®а冷зЁвм г¯а®й ¥в ¯¥а¥в бªЁ¢ ­Ё¥ ¤ ­­ле ¬¥¦¤г д ©« ¬Ё.
Команда «Разделить» (меню «Окно»). Разделение активного окна на несколько областей или отмена разделения области.
Команда «Другие окна» (меню «Окно»). Вывод списка открытых файлов. Для перехода к заданному файлу следует выбрать его имя из списка.

  • Аналогично создать документ в том же формате для команды главного меню "Правка".
  • Задание №2. Информационный обмен
Преобразовать информацию подготовленную формате МS-DOS (ЛЕКСИКОН) в стандартный формат WORD . Описать последовательность действий или создать макрос для осуществления преобразования информации, если известно, что текст из МS-DOS в формате WORD в исходном варианте содержит следующие нежелательные элементы:
1) символ «конец абзаца» в каждой строке текста,
2) пять символов «пробел» в начале каждого абзаца,
3) содержит переносы слов.
Преобразованный текст должен иметь естественную для WORD разбивку на абзацы.

  • Задание №3. Элементы криптографии
Создать макрос или программу прямого и обратного преобразования (например, KLUCH13), предоставляющие возможность кодировать и раскодировать текст, например, " в тексте: «Карл у Клары украл кораллы». "а" заменить на "o", "к" заменить на "ч". Одна программа KLUCH13 должна обрабатывать исходный текст, заменяя в нем две обозначенные буквы и сохранить текст в новом файле. Вторая программа KLUCH14 должна обеспечивать полное кодирование и расшифровку указанного текста, заменяя каждую букву, русского шрифта на букву латинского, расположенную на той же клавише.

  • Задание №4. Фирменный стиль
В файле хранится текст, в котором имеются слова, выделенные подчеркнутым шрифтом, а также слова, выделенные курсивом. Создать макрос, который приводит текст в единый фирменный стиль, содержащий только один вид выделений – полужирный шрифт, вместо обозначенных ранее подчеркнутого и курсива.

  • II. Типовая определенность заданий для подготовки и проведения олимпиады
 Это требование обеспечивает продуктивную подготовку к олимпиаде при использовании заблаговременно предложенных типовых задач, на основе модификации которых формируются конкурсные задания, и заключается в тематическом единстве и определенности заданий для подготовки и проведения  олимпиады.
Основой будущих заданий могут быть задания прошлых лет, а также специально сформированные типовые и конкурсные задания, образующие своеобразную пару заданий. При этом считается, что все участники имели возможность заранее научиться решать типовое задание. При оценке конкурсного задания в качестве творческого элемента выступает достаточно четко дозированная модификация, определяющая уровень сложности. Такой подход позволяет обеспечить равные возможности участникам олимпиады, которые обучались по совершенно разным программам. Некоторые примеры пар заданий, которые были предложены для подготовки и проведения олимпиады,  приведены ниже.





ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание № 5 - типовое
Быстродействие компьютеров

В файле "компьютеры" приведены описания конфигурации пяти компьютеров. Требуется упорядочить эти описания по быстродействию под Windows.

Задание № 5 - конкурсное
Собственная конфигурация

В таблице сгруппировать данные о конфигурации наиболее мощного компьютера, который можно собрать, используя любые из названных выше компонентов.

Задание № 6 - типовое
Передвижение объекта

Создать имитационную модель движения автомобиля. Программа должна поместить на экран небольшой абстрактный образ автомобиля или слово «автомобиль» и позволить ввести в диалоге длину его пробега и скорость, а затем наглядно отобразить соответствующее передвижение объекта на экране.

Задание № 6 - конкурсное
Бегущая строка

Разработать программу, которая выводит на экран «бегущую строку», заданную пользователем.

Задание № 7 - типовое
Пробелы в тексте

Создать программу, которая в диалоге вводит текстовую строку, например:

«Жизнь_ _ прекрасна _ , удивительна, _ мила _ ,
_ _ _и _ очень _
интересна!»

преобразует и выводит на экран эту же строку, удалив все символы «пробел» перед каждым символом «запятая» и оставив (или добавив) ровно по одному символу «пробел» после каждого символа «запятая».

Задание № 7 - конкурсное
Ошибки пунктуации

Разработать программу, которая исправляет ошибки, связанные с расстановкой знаков пунктуации, допущенные при наборе текста. Например, должны соблюдаться следующие правила: перед запятой пробел не ставится, а после запятой ставится; перед открывающимися кавычками ставится пробел, а после них нет и т.д.



Задание № 8 - типовое
Движение шарика

На листе (10х10) размещена точка. Отобразить ее движение на плоскости, учитывая зеркальное отражение от границ листа и двух камней, расположенных в координатах (7;3) и (3,8).

При соприкосновении с камнем направление движения меняется случайным образом. Начальные координаты и направление по одной из диагоналей выбирается пользователем.

Задание № 8 - конкурсное
Шарик и камень

По листу двигаются шарик и один из двух камней. Имеются программы (на языке "Бейсик" - файл "Chast_v3.bas" и языке "Паскаль" - файл "Chast_v3.pas"), отображающие на листе (10х10) движение шарика и камней. Необходимо сохранить "поведение" шарика и изменить алгоритм движения камней - первый камень (левый, верхний) следует остановить, а второй заставить медленно двигаться справа-налево.



III. Фундаментально-прикладная ориентация
Адекватное отношение к информатике, как к фундаментальной и в то же время как к прикладной учебной дисциплине позволяет обеспечить сочетание заданий пользовательского и программистского характера. Придерживаясь учета фундаментально-прикладной специфики информатики, начиная с 1995 года на олимпиадах предлагался единый набор, включающий, оба типа заданий. В этом наборе одна треть заданий имела пользовательский характер, другая треть заданий имела программистский характер, и, наконец последняя треть могла быть решена в любом из называемых подходов, либо решение могло быть представлено в обоих вариантах – в этом случае участник набирал больше баллов. Таким образом, выравнивались условия участия в олимпиаде для студентов, изучающих принципиально различающиеся варианты курса информатики. 
Ниже приведены примеры заданий пользовательского типа (Задание № 9), программистского типа (Задание № 10). Задание смешанного типа (Задание № 11) приведено в качестве иллюстрации требования сочетания тестовой и продуктивной формы заданий.
Задание № 9. Дополнить недостающие данные.
В EXCEL была подготовлена таблица, часть данных в которой утрачена. Восстановить их.



Задание № 10. Японский кроссворд
В диалоге вводится матрица MxN, заполненная единицами и нулями.
Написать программу, которая анализирует матрицу по строкам и столбцам, подсчитывая длину группы, состоящей из подряд идущих единиц.
Когда в строке встречается группа из подряд идущих единиц, подсчитывается их количество, затем количество единиц в следующей группе и т.д. Аналогично происходит анализ по столбцам. Вся информация об этих группах выводится на экран.



Например, для матрицы 5х5:



1 1 0 0 1
0 1 1 1 0
1 0 1 1 1
0 0 1 1 0
0 1 1 0 1

Решением будет:



1 строка: 2 1
2 строка: 3
3 строка: 1 3
4 строка: 2
5 строка: 2 1
1 столбец: 1 1
2 столбец: 2 1
3 столбец: 4
4 столбец: 3
5 столбец: 1 1 1





IV. Достаточная избыточность и свобода выбора средств решения заданий
Это требование позволяет обеспечить каждому участнику возможность выбора заданий, в соответствии с изученным материалом в условиях существенных отличий учебных программ, по которым ведется подготовка, за счет достаточной избыточности количества заданий. Опыт проведения олимпиад позволяет выделить три пути обеспечения свободы выбора заданий участниками. Первый путь предполагает наличие заданий, которые могут решаться различными средствами, как например, в предложенном Задании № 11. Второй путь предполагает возможность набора достаточного для победы числа баллов при решении не всех, а определенной части заданий, отобранных участником в соответствии с его интересами и особенностями подготовки. Третий путь предполагает возможность выбора одной из предлагаемых номинаций:
1) пользователи,
2) программирующие непрофессионалы,
3) профессиональные программисты.
Приведем для примера некоторые задания, предоставленные для подготовки к олимпиаде по номинации пользователи в 2003 году.
Задание № 11. Графические построения. Предлагается построить схему следующего вида.

СХЕМА ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ



При перемещении, изменении размеров схемы обозначения и расположения элементов должны сохраняться. Подготовить файл, содержащий варианты этой схемы в разных масштабах
Задание № 12. Форматирование абзацев, заголовков, списков, таблиц
Отсканированный текст содержащий таблицу искажен  нежелательными элементами форматирования, нарушением масштаба, разреженностью шрифта, нежелательными интервалами до и после абзацев, отображением некоторых фрагментов таблицы в виде надписей.
Привести текст к стандартному виду.
Задание № 13. Уменьшить размер файла Хранящийся на диске документ в формате rtf содержит графическую информацию для печати в формате А4, которую надо перенести на другой компьютер на дискете, однако размер файла значительно превосходит объем дискеты.  Допускается некоторая потеря качества изображения.
Задание № 14. Поиск фрагментов документа на диске Пяти студентам поручили перепечатать рассказ, состоящий из 25 страниц. Сделав свою часть работы, они сохраняли свою работу, помещая в первой строке каждого документа слово "Фрагмент" и указывая номер фрагмента.  Имена файлов, их размещение, типы файлов, способы оформления  текста оказались у всех разные.
Необходимо воссоздать единый текст.
Задание № 15. Создать дополнительную форму по таблице Имеется заполненная таблица выплат по заработной плате на 30 человек.



ФИО

Начисление

Налог

Премия

Итого

Иванов И.А.

1500

20

100

1580

Иванов В.А.

1400

15

100

1485

Петров А.С.

2000

20

-

1980

…..

    


Подготовить и разместить  листе формата А4 информацию для всех  получателей. Ниже приводится пример в натуральную величину

ФИО
Начисление
Премия
Налог
Итого
Иванов И.А.
1500
100
20
1580


Подготовить подпрограмму, макрос или описать алгоритм.

V. Сочетание тестовой и продуктивной формы заданий
 Предоставление заданий в тестовой и в свободной форме – это требование позволяет обеспечить удобство проверки, а также единство учебной, так и продуктивной деятельности.
Задание № 16. Тестирование
Добавить в тест два собственных вопроса. Подготовить в блокноте и сохранить коды всех вариантов правильных  ответов на 5 вопросов теста.
Написать программу «оценщик» для автоматического вычисления  оценки за работу. Если правильный ответ включает несколько вариантов, то:
- при частичном совпадении дается часть балла,
- учитывается соответствие количества введенных кодов количеству кодов в ключе.

Тестовые вопросы:
1. Сколько раз будет выполнен оператор цикла?

PASCAL

PASCAL
QBASIC

for i:=j to j+1 do
begin
. . . . .
end;

for i=j to j+1
......
next i









PASCAL

PASCAL
QBASIC

for i:=j to j+1 do
begin
. . . . .
end;

for i=j to j+1
......
next i









Варианты ответа:
a) 3
b) 2
c) 1
d) 0
2. При связи таблиц в Access выдается следующее сообщение об ошибке: «не обнаружен уникальный индекс». Каковы его причины:
 Варианты ответа:
a) в основной таблице нет записи, обозначенной в дополнительной таблице
b) различаются типы связываемых полей
c) в структуре не указано, что совпадения не допускаются
3. Команда меню «Окно/Упорядочить все» выполняет следующее действие:
Варианты ответа:
a) Производит сортировку абзацев по алфавиту.
b) Отображает все открытые файлы в отдельных окнах на экране
c) Выполняет расстановку переносов в словах
d) Осуществляет настройку полей, размера и ориентации листов, а также других параметров разметки для активного файла.
Задание № 17. Преобразование таблицы в тест
В первом столбце таблицы "тест" хранятся тестовые вопросы, а во втором варианты ответов. Оба столбца были упорядочены по алфавиту. Необходимо создать новую таблицу (5 строк, 2 столбца), в которой каждому вопросу сопоставить наиболее вероятные варианты ответов, выделив каждый правильный ответ полужирным шрифтом, а ошибочные – курсивом.

VI.  Критериальная определенность, как гарантия оптимальной сложности
Это требование позволяет пробуждать и поддерживать интерес каждого участника олимпиады за счет доступности и творческого саморазвития,  что обеспечивается наличием относительно простых и достаточно сложных заданий, а также положительной оценкой частично выполненного задания. 
Пример, содержащий указания для оценки выполнения заданий, приведен ниже.
 Задание  № 18. Диаграммы
 Даны две таблицы и набор диаграмм. Определить, какие из диаграмм относятся к первой, а какие ко второй таблице.  Построить набор из шести диаграмм для каждой таблицы и оформить в виде отчета в редакторе WORD.



Общие указания по выбору материалов и оформлению решений.
1. Все материалы, необходимые для выполнения заданий размещены в каталоге olimp
2. Задания можно выполнять в любой последовательности.
3. Выполнение дополнительных заданий, как правило, требует значительно большего числа операций и времени, чем основное. 
4. За частично выполненное основное или дополнительное задание, можно получить  соответствующую часть  баллов.
5. Ответы и решения следует размещать в своем каталоге под именами, первая часть которых является идентификатором задания, соответственно  Задание 1 имеет код -01, Задание 2 - 02, … Задание 8 - 08., а вторая - Вашим паролем.
Например, если Ваш пароль R22, то ответы на задание 18 следует именовать 18a_R22  - первый файл, и 18b_R22- для следующего файла.
Указание для оценивания:
Верное указание соответствия диаграмм и таблиц - 2 балла.  За каждую новую корректно построенную диаграмму - 1 балл.  Грамотная и безупречная компоновка и сгруппированный рисунок с обозначениями - 2 балла.
В последние три года ряд туров олимпиады проводится в дистанционной форме. Вся информация о проведении, требованиях к оформлению и результатах олимпиады размещается на сайте olssuzrt.narod.ru .  На этом сайте в день олимпиады размещаются задания и рабочие материалы к ним. Задания прошлых лет могут быть использованы новыми участниками для подготовки. В данной статье  приводятся в основном материалы, которые использовались более трех лет назад и дополняют информацию, размещенную на сайте.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.