'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Информационно-компьютерное сопровождение современного урока ::
     
():  
:  
-
: , 26 2024
" . "

Информационно-компьютерное сопровождение современного урока

Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, растёт число людей, занятых информационной деятельностью. Совокупность этих явлений называется информатизацией общества. Система образования, как часть социума, не может остаться в стороне от происходящих кардинальных реформ общества. Поэтому в нашей работе мы рассматриваем процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему подготовки и проведения урока с целью повышения качества обучения, в частности, применение пакета программ Microsoft Office учителями-предметниками для разработки информационно-компьютерного сопровождения урока. Под информационно-компьютерным сопровождением урока мы понимаем не только знание компьютерных программ, но и, на наш взгляд самое главное, методику использования электронных учебных ресурсов на уроке.

В нашем исследовании для повышения продуктивности уроков применяется техническое средство обучения — компьютер. Этот мощный современный инструмент используется преподавателем как средство обучения и учеником как средство учения. Его использование на уроке обосновано дидактическими свойствами информационно-коммуникационных технологий.

Информационные технологии обучения при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который

- базируется на широком общении, сближении; на свободном обмене мнениями, идеями, информацией участников совместного проекта, на вполне естественном желании познать новое, расширить свой кругозор;

- имеет в своей основе реальные исследовательские методы, позволяющие познавать законы природы, социальные явления в их динамике, в процессе решения жизненно важных проблем, а также особенности разнообразных видов творчества в процессе совместной деятельности учащихся;

- базируется на широких контактах с культурой других народов;

- естественным образом инициирует развитие естественного образования, акцентирует внимание на нравственных аспектах жизни и деятельности человека;

- стимулируют развитие как родной речи учащихся, так и овладение иностранными языками;

- способствуют приобретению учащимися и учителями разнообразных сопутствующих навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни.

Эффективность такого подхода обуславливается не только вышеперечисленными его характеристиками, но и повышенным интересом учащихся к использованию на уроке компьютерных средств обучения.

По определению Е.С. Полат, «под дидактическими свойствами того или иного средства обучения понимаются основные характеристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики как в плане теории, так и практики» [2].

Назовём значимые для обучения дидактические свойства технической составляющей информационно-коммуникационных технологий обучения — компьютера (процессор Pentium, ОЗУ не меньше 64Кб) и его программного обеспечения (Microsoft Office 97 и выше, Internet Explorer не ниже 4.0):

1. Возможность вставлять в документ графические изображения, гиперссылки, звуковую и видео информацию (мультимедиа) и тем самым оживлять восприятие учебной информации.

2. Поддержка копирования информации из одного программного средства в другое.

3. Возможность педагогу управлять динамикой и логикой предъявления учебного материала.

4. Возможность получения через Интернет громадного информационного поля, содержащего самую разнообразную педагогически ценную информацию, и работы с гипертекстом в качестве средства навигации в этом поле.

5. Способность хранить, выдавать на печать и структурировать передаваемую и получаемую информацию.

6. Обеспечение передачи и получения информации на соседние компьютеры (локально) и на удалённые компьютеры (глобально).

Выше перечисленные дидактические свойства информационно-коммуникационных технологий объясняют большое число электронных обучающих пакетов по различным предметам, появившихся за последние годы в школах. Своё исследование мы начинали, отталкиваясь от результатов опроса учителей-предметников, проведённого на курсах повышения квалификации в Институте непрерывного педагогического образования в 2004-2005 г.г. (г.Набережные Челны, Республика Татарстан). Педагоги оценивали возможность применения на уроках электронных обучающих программных средств из комплекта компакт-дисков, поступившего в образовательные учреждения республики в 2003г. (рис.1). Проведенный опрос педагогов позволяет выделить в качестве преобладающей причины, затрудняющей использование готовых электронных учебных пособий, несоответствие содержания и структуры электронного пособия методическим особенностям преподавания конкретного учителя независимо от предмета. Кроме того, опираясь на собственный опыт овладения электронными учебниками и на опыт опрошенных педагогов, мы называем следующие общие недостатки готовых электронных учебных разработок в аспекте применения их на уроке:

  • различный интерфейс электронных пособий, затрудняющий вводный инструктаж учащихся при эксплуатации нового технического средства обучения;
  • излишне разветвлённая структура пособия, увеличивающая время доступа к нужной информации;
  • несетевая версия пособия, вызывающая затруднения в установке и тиражировании пособия на локальные компьютеры.
Анализ сложившейся в образовательных учреждениях ситуации в области применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе позволяет выделить объективно существующее противоречие между целесообразностью активно использовать электронные ресурсы в образовательном процессе и отсутствием готовых электронных пособий, удовлетворяющих частным, сложившимся методикам учителей-предметников. В нашей работе мы предлагаем разрешить это противоречие путем разработки учителем-предметником собственных электронных ресурсов на основе дидактических свойств программного пакета Microsoft Office, обусловленных интеграцией входящих в пакет приложений.

Поскольку важной частью обучения является представление информации, то основой для создания учителем-предметником электронного ресурса для своего урока может использоваться среда подготовки презентаций MS POWER POINT, имеющая в своём арсенале необходимый набор инструментов для эффективной подачи учебного материала. Наиболее значимыми для обучения являются следующие инструменты, позволяющие:

  • задать строгую логику изложения темы (настройка действия, управляющие кнопки, смена слайдов);
  • представить информацию необходимыми порциями (анимация объектов);
  • предъявить дополнительный учебный материал для продвинутых или отстающих учащихся (гипертекст, мультимедиа: звук, видео, графика);
  • создать на уроке эмоциональную атмосферу (оформление презентации).
Знакомство с размещёнными в Интернет, выполненными на курсах повышения квалификации электронными разработками учителей по различным предметам позволяет констатировать, что эти работы выполнены без учёта выше перечисленных инструментов MS POWER POINT и поэтому не отвечают дидактическим требованиям к электронным учебным пособиям.

Интеграция приложений MS OFFICE позволяет организовать дидактически целесообразное и эффективное по использованию учебного времени закрепление изученного материала. Для этого мы предлагаем применять в электронном уроке-презентации интерактивный режим работы с текстовым процессором MS WORD или со средой электронных таблиц MS EXCEL. Этот приём ни в одной из просмотренных нами уроков-презентаций использован не был. С точки зрения дидактики анимация информационных объектов в уроке-презентации очень полезна на этапе подведения итогов урока: главная идея, мысль, приоритетные положения изучаемого на уроке материала обсуждаются, формулируются учащимися устно и по мере формирования выводов появляются на экране. В этом случае на обучение работают все виды памяти учеников: слуховая (они говорят, слушают), зрительная (они читают на экране) и моторная (они записывают выводы в тетрадь).

На любом уроке учитель может попросить учащихся высказать свое мнение по какому-то обсуждаемому на уроке вопросу в виде развернутого ответа: нажатие кнопки — выход в WORD, написание текста, сохранение ответа, возврат в урок-презентацию. Электронные ответы учащихся позволяют организовать дальнейшую работу с ними: напечатать для газеты, передать другому классу для обсуждения, вернуться к ним после завершения изучения темы, раздела и т.п. Текстовый процессор WORD имеет удобный инструмент для организации тестовых заданий с целью обучения или с целью контроля — панель инструментов Формы (рис.2).

Интерактивный режим работы с электронными таблицами позволяет организовать на уроке выполнение исследовательских заданий, связанных с вычислением, графическим представлением информации. Например, на уроке биологии изучается зависимость численности популяции от рождаемости организмов, входящих в популяцию. Учитель заранее готовит в MS EXCEL таблицу с постановкой задачи, с формулами и обеспечивает на уроке-презентации выход в эту таблицу. Учащиеся в заготовке-таблице изучают образующуюся зависимость по расчетной таблице или по диаграмме-графику (рис.3) и, изменяя исходные данные задачи, анализируют реакцию зависимости на эти изменения.

Нашу работу по обоснованию целесообразности разработки учителем–предметником уроков-презентаций, соответствующих его методике преподавания, мы завершили исследованием эффективности уроков, проведённых с помощью информационно-компьютерного сопровождения.

Гипотеза исследования заключается в следующем: эффективность урока повысится по всем показателям, если учитель будет использовать на уроке разработанные им информационно-компьютерные учебно-методические материалы.

В качестве показателей эффективности урока мы рассматривали

- учебную мотивацию учащихся,

- затраты учебного времени на выполнение учебных заданий,

- затраты на подготовку учителя к уроку,

- качество обучения в классе.

Для проведения формирующего эксперимента, подтверждающего выдвинутую гипотезу, были разработаны и проведены 12 уроков-презентаций по биологии, математике, истории в 9-б классе. В качестве контрольной группы эксперимента мы рассматривали 9-в класс. В констатирующем эксперименте были зафиксированы однородные значения замеряемых показателей. Эксперимент проводился в третьей, самой длинной, четверти учебного года. Учебная мотивация учащихся изучалась методом анкетирования. Затраты учебного времени на выполнение учебных заданий рассчитывалось как суммарное затраченное время на выполнение всех заданий урока. Затраты на подготовку учителя к уроку оценивались как сумма времени, затраченного педагогом на формирование целей урока, отбор содержания учебного материала, дополнительного материала, расширяющего кругозор учащихся, выбор методов обучения и форм организации деятельности учеников, подготовку информационно-компьютерных учебно-методических материалов, подготовку и тиражирование раздаточного материала. Качество обучения в классе замерялось с помощью среза знаний после каждого урока. В экспериментальной группе уроки проводили учителя-предметники, прошедшие обучение по информационно-компьютерному сопровождению уроков. В контрольной группе уроки велись учителями по традиционной методике преподавания без информационно-компьютерного сопровождения.

Анкетирование учащихся проводилось после каждого урока по следующему опросному листу:

Оцени по 5-тибальной системе следующие показатели:



1 балл

- нет, очень плохо, неинтересно

2 балла

– работал без интереса, т.к. дргим заняться нечем

3 балла

– некоторые моменты урока меня заинтересовали

4 балла

- интересно, но отдельные задания не вызвали интереса

5 баллов

- очень интересно

ты с интересом работал весь урок

     
ты с интересом выполнял самостоятельные задания

     
ты познакомился с дополнительными материалами

     
ты регулярно выполняешь домашнее задание, чтобы на уроке узнать побольше нового

     
оцени свою усталость после урока

     


Статистическая обработка опросных листов экспериментального (9-б) и контрольного (9-в) классов, позволила получить среднюю оценку урока как среднее арифметическое всех оценок, выставленных каждым учащимся. Графическое представление полученных данных приведено на рис.4 и позволяет констатировать, что урок с информационно-компьютерным сопровождением оценивается учащимися в среднем на 1,53 балла выше традиционного урока.

Зафиксированные в формирующем эксперименте затраты времени на выполнение учебных заданий также свидетельствуют об эффективности информационно-компьютерного сопровождения урока: на традиционном уроке эти затраты составили в среднем 63,23% (по всем 12 урокам) от всего времени урока (45 минут), а на уроке с информационно-компьютерным сопровождением — 47,8 % учебного времени. Следовательно, эффективность урока с информационно-компьютерным сопровождением и по этому показателю очевидна.

Проводившийся после каждого урока срез знаний позволил посчитать качество обучения в экспериментальном (9б) и контрольном (9в) классах. Кроме того, мы сравнили качество знаний в этих классах до эксперимента и после. Результат анализа полученных данных заключается в следующем: качество обучения в экспериментальном классе увеличилось в среднем на 19,3 %, а в контрольном классе — на 3,7 %.

Значения последнего показателя эффективности информационно-компьютерного сопровождения урока — затраты времени учителем на подготовку к уроку — зафиксированы на основе анкетирования педагогов и свидетельствуют о следующем положении: затраты времени на подготовку к уроку у учителя, впервые готовившего информационно-компьютерное сопровождение, увеличиваются примерно в 3 раза по сравнению с подготовкой традиционного урока, но, если подготовка информационно-компьютерного сопровождения урока становится регулярной (начиная с 4-5 урока), то время на подготовку не увеличивается, а по некоторым темам уменьшается, но незначительно (рис.5).

В заключение можно сделать следующий вывод: контрольная и экспериментальная группы имеют статистически значимые различия (χ2=7,85, уровень значимости 0,95), поэтому учителю-предметнику целесообразно овладеть рассмотренными и использованными нами возможностями пакета офисных программ Microsoft Office для применения в своей педагогической практике с целью повышения качества обучения.



Литература

  • Теория и технология компьютеризированного обучения. / Казан.гос.тех.ун-т им.А.Н.Туполева. Науч.ред. Ю.С.Иванов. — Казань: Мастер Лайн, вып.5, 2001. — 91с.
  • Дистанционное обучение: Учеб.пособие / Под ред.Е.С.Полат. — М.: Гуманит.Изд.Центр Владос, 1998. — 192с.
  • Волик О.Н., Лазыкина М.Г. Учебно-методический комплекс «Решение пользовательских задач средствами VBA и MS EXCEL» (MS OFFICE: автоматизация пользовательских задач). Международный конгресс конференций «Информационные технологии в образовании». XIII Международная конференция «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть IV. – М.: Просвещение, 2003. – С.144-145. (в соавторстве, авторский текст 0,1п.л.)
  • Волик О.Н. Рекомендации по организации эффективного использования компьютерной базы образовательного учреждения // Специфика информационной подготовки специалиста постиндустриального общества в средней профессиональной школе: Сборник статей под ред. д.п.н. Г.И.Кириловой. – Казань: ИПП ПО РАО, 2004. – C.16-18.


  • Рисунок 1.Причины, затрудняющие применение готовых электронных пособий на уроке.

    Insert your name

    Example 1



    The set B = {a, b, 5, 10, D, W} is given.

    Match the correct answer.





    a.

    a … B

    Î

     Ï

    b.

    W … B

    Î

     Ï

    c.

    D … B

    Î

     Ï

    d.

    0 … B

    Î

     Ï

    e.

    10 … B

    Î

     Ï

    f.

    3 … B

    Î

     Ï

    g.

    1 … B

    Î

     Ï

    h.

    h … B

    Î

     Ï



    Click  (save) and then  (close MS Word)

    Insert your name

    Example 11

    Write the intersection of each pair of sets using the list.



    a. A = {a, b, c, d, e} & B = {c, d, f, g}



    b. C = {1, 2, 3, 4, 5} & D = {1, 3, 5}



    c. E = {m, n, o} & F = {p, r, s, t}

    Click  (save) and then (close MS Word)



    Рисунок 2. Фрагмент учебного задания по математике на английском языке с использованием полей панели инструментов Формы, которое вызывается в интерактивном режиме работы POWER POINT и WORD.





    Рисунок 3. Задача в MS EXCEL на моделирование численности популяции.





    Рис. 4. Средние оценки уроков по результатам анкетирования учащихся







    Эффективность информационно-компьютерного сопровождения урока

    показатели

    Экспериментальная группа (9б)

    Контрольная

    группа (9в)

    до

    после

    до

    после

    учебная мотивация учащихся

    не фиксировалась

    3,9 баллов

    не фиксировалась

    2 балла

    затраты учебного времени на выполнение учебных заданий

    не фиксировалась

    63,23%

    не фиксировалась

    47,80%

    качество обучения

    79, 6 %

    98,90%

    63,60%

    67,30%

    затраты на подготовку учителя к уроку

    1-3 уроки

    1-3 уроки

    1-2 часа

    6-7 часов

    1-2 часа

    1-2 часа

    4-10 уроки

    4-10 уроки

    1-2 часа

    0,5 - 1,5 часа

    1-2 часа

    1-2 часа

    Рис. 5. Эффективность информационно-компьютерного сопровождения урока

    :
    2006
    " -2006"
    1 " -2007"


    © , :
    © , - WebMar.ru
    .