'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> 16 типичных ошибок на устном экзамене по литературе ::
     
():  
:  
-
: , 16 2024

16 типичных ошибок на устном экзамене по литературе

Как избежать провала на устном экзамене, рассказывает Ирина Райкова, кандидат филологических наук, доцент, ответственный секретарь отборочной комиссии филологического факультета Московского городского педагогического университета.


Ошибка 1. «Не по одежке встречают…»

Собираясь на экзамен, необходимо вдумчиво отнестись к одежде. Конкурсное испытание – вещь серьезная, преподаватели в большинстве своем – люди консервативные, поэтому ваша одежда должна в полной мере соответствовать ситуации – быть строгой и торжественной. Даже 30-градусная жара на улице и духота в аудитории не могут быть оправданием «пляжного» наряда. Экзаменатор, который сидит напротив вас в строгом костюме, вряд ли отнесется с пониманием к легкомысленной майке и шортам.

Ошибка 2. Агрессия и хамство

Не помешает лишний раз напомнить, что вежливость и доброжелательность – куда лучшие помощники при общении с экзаменатором, чем настырность и наглость. Особенно это заметно в ситуации, когда решение какого-то вопроса отдается на усмотрение преподавателя: отвести лишние пять минут на подготовку, дать возможность ответить на дополнительные вопросы и т.п. Здесь, безусловно, выиграет тот, кто вызывает положительные эмоции и желание пойти навстречу. Если же абитуриент ведет себя подчеркнуто агрессивно (пусть даже эта агрессия – проявление защитной реакции), вопрос может быть решен не в его пользу.

Ошибка 3. «Несчастливый» билет

Бывает, что даже в самой хорошей подготовке встречаются серьезные недочеты. Какая-то тема «не пошла», была пропущена, и как назло именно она стоит в билете. Если уверены, что ответ обернется провалом, попытайте счастья еще раз – вытяните новый билет. При этом вам снизят отметку на 10 баллов по 100-балльной шкале или на один – по 10-балльной. Но будет ошибкой – мучиться над темой, по которой просто нечего сказать. Лучше иметь возможность получить твердую «четверку», чем «пару». Кстати, второй «плохой» билет тоже можно поменять (с понижением балла), – вопрос в том, что после этого станет думать комиссия об уровне вашей подготовки?

Ошибка 4 «Первым» труднее всех

Многие абитуриенты не хотят отвечать в «первых рядах», предпочитая выждать время, присмотреться к «стилю» экзаменаторов, узнать наиболее распространенные вопросы и ошибки. Однако, по мнению преподавателей, наиболее собранными, сосредоточенными и, соответственно, успешными оказываются абитуриенты из первой «шестерке». Это объясняется просто – тому, кто идет первым, ничто не мешает готовиться к ответу – в аудитории стоит мертвая тишина. Те, кто идет следом, чаще отвлекаются от собственной работы, следят за ответами товарищей по несчастью. С другой стороны, порой из чужих ответов можно почерпнуть что-то полезное для себя – в разных билетах встречаются смежные вопросы.

Ошибка 5. Не пишете конспект

Некоторые абитуриенты сдают чистый лист вместо плана ответа, ссылаясь на то, что у них «всё в голове». Действительно, не все любят составлять планы и конспекты, предпочитая полагаться на собственную память, однако опыт показывает: подобная тактика неверна. Во-первых, четкий план позволяет хорошо структурировать ответ, конспект помогает сосредоточиться, не упустить из-за волнения важные детали. Во-вторых, такой подход говорит о логическом мышлении, что всегда импонирует преподавателям. Наконец, если возникают спорные вопросы и абитуриент принимает решение об апелляции, очень сложно доказать свою правоту без подробного конспекта.

Ошибка 6. Читаете по бумажке

Существует и другая крайность – абитуриент выходит отвечать и начинает что-то тихо «бубнить» под нос, не отрываясь от своего конспекта. Монотонная, невыразительная речь быстро утомляет преподавателя, его внимание рассеивается. Искренняя заинтересованность, яркая, выразительная речь производят куда более позитивное впечатление, чем серый и скучный ответ. Кроме того, если абитуриент не может ни на секунду отвлечься от листа бумаги, возникает подозрение, что он списал, воспользовавшись какой-нибудь хитроумной шпаргалкой.

Ошибка 7. «Не знаю, не помню, не люблю…»

Если вы рассчитываете получить достаточно высокий балл, никогда не начинайте свой ответ с отрицания. Даже если вам достался не самый удачный билет, нужно постараться вытянуть максимум из того, что есть, а не каяться в том, что «прогуливали Бунина». Заявление «я плохо знаком с творчеством этого писателя», сразу же настроит комиссию на отрицательный лад. Очень часто абитуриенты сами себя «топят», начиная свою речь с негатива.

На вступительных экзаменах действуют примерно такие же законы, что и в рекламе: не использовать частицу «НЕ», не указывать на недостатки товара (в данном случае – ваших знаний) и всегда представлять «продукт» в самом выгодном свете. Начинать надо с того, что знаете лучше. Вдруг до слабых мест дело не дойдет?..

Негативно действует на преподавателей и фраза «Я вообще-то не люблю это произведение». Приемную комиссию интересуют не ваши личные предпочтения, а объективное знание предмета. Кроме того, преподаватели уверены, что вы еще «не доросли» до того, чтобы ругать кого-то из маститых критиков или давать свою «независимую» оценку творческому пути Толстого.

Бывают случаи, когда, уже получив положительную отметку, абитуриент вдруг сознается: «Вообще-то я этого Платонова не читал, мне приятель хорошо пересказал текст». Не стоит сомневаться – подобное заявление будет воспринято как издевка, насмешка над приемной комиссией, и незадачливый «правдолюбец» получит прекрасный шанс попробовать свои силы на следующий год. Вывод: если решили строить «хорошую мину при плохой игре», играйте до конца, – запоздалое «раскаяние» в этой ситуации крайне неуместно.

Ошибка 8. Уходите от ответа

Зачастую абитуриент неверно понимает суть вопроса и заменяет конкретную тему ответом на смежный вопрос. Иногда это делается сознательно – постепенно переходит от «трудного» вопроса к хорошо знакомой теме. Опытные преподаватели сразу замечают такую уловку. Ошибкой является и размывание границ вопроса, когда, к примеру, вместо анализа особенностей сюжета и композиции произведения или характера героя абитуриент начинает рассказывать о произведении в целом или (что еще хуже) просто пересказывает сюжет.

С другой стороны, при раскрытии темы можно сознательно сузить вопрос, предварительно оговорив такое построение ответа. Скажем, в вопросе «Нравственные искания героев романа «Война и мир» можно выделить линию князя Андрея Болконского, кратко обозначив (в конспекте и в начале устного ответа) суть исканий других героев произведения.

Ошибка 9. Плохо знаете текст

Тот факт, что литература не относится к точным наукам, не освобождает от необходимости ее учить. Многие абитуриенты не могут привести точные цитаты, проиллюстрировать свои высказывания. Вместе с тем знание текста в литературе сравнимо со знанием дат в истории; без отсылок к тексту и цитат ответ будет выглядеть бездоказательно и голословно. Абитуриент, умеющий грамотно и к месту процитировать того или иного автора, производит на приемную комиссию самое благоприятное впечатление, – такой подход говорит о вдумчивом и внимательном отношении к материалу. Более того, удачно выбранный и с чувством продекламированный поэтический отрывок (даже не совсем в тему) может сгладить шероховатости основного «повествования». Готовясь к экзамену, необходимо выучить хотя бы по несколько строк из каждого «программного» автора.

Для того чтобы ничего не упустить и, вместе с тем, не загружать себя лишней информацией перед экзаменами, надо заранее ознакомиться с программой для поступающих конкретного вуза. Часто абитуриенты плохо помнят произведения, которые проходили в средних классах школы, такие как «Песня про купца Калашникова» или «Мцыри» М.Ю. Лермонтова или «Ревизор» Н.В. Гоголя и др. Убедившись, что они есть в программе данного вуза, их необходимо перечитать.

Помимо слабого знания отрывков текста наизусть, встречается и незнание текста произведения в целом. Подчас абитуриенты не в состоянии ответить на вопрос «Чем закончился роман «Война и мир»?». Выясняется, что сведения об эпопеи ограничиваются балом Наташи Ростовой, небом Аустерлица и зеленеющим дубом.

Ошибка 10. Уходите в себя

Каждый абитуриент на экзамене волнуется. Некоторые от переживаний вовсе забывают, что говорить, другие начинают «тараторить». И то, и другое ошибка. Внимательный абитуриент всегда заметит мимику, жесты преподавателя – здесь он кивнул, словно соглашаясь, а здесь – нахмурил брови, покачал головой… «Отрицательная» мимика может означать, что абитуриент выбрал неверный путь аргументации, неправильно понял тему и т.п. (впрочем, у преподавателя может просто болеть зуб). В любом случае, наблюдая за реакцией преподавателей, можно сориентироваться на месте, скорректировать свой ответ, попытавшись «поймать» верную ниточку рассказа.

Во время экзамена преподаватели стараются соблюдать нейтралитет и не проявлять эмоции. Попытайтесь внимательно отнестись к наводящим вопросам и «намекам». Вопрос «Вы уверены в правильности цитаты?» можно считать прямым указанием на ошибку или, по крайней мере, неточность – постарайтесь исправиться. Однажды абитуриент «процитировал» начало поэмы «Двенадцать»: «Ночь. Улица. Фонарь. Собака…», а после того, как удивленный преподаватель попытался его поправить, начал громко доказывать свою «правоту»: «Это Блок! Я это точно знаю!». Ситуация выглядит комичной, а вместе с тем подобные казусы – не редкость на вступительных экзаменах.

Ошибка 11. Спорите

Бывают случаи, когда преподаватель прерывает абитуриента, начиная поправлять или дополнять его ответ. Внимание! Не вступайте в спор! Комментарии профессора – прекрасная помощь для успешной сдачи материала, и принимать ее надо с уважением и благодарностью. Если преподаватель высказал свою точку зрения, вам остается только перефразировать ее своими словами. Плюрализм мнений – вещь, конечно, хорошая, однако на экзамене в первую очередь требуется продемонстрировать знания, а не оригинальность мышления. Если все же решаетесь высказать свою точку зрения, делать это надо корректно и аргументированно, чтобы не обидеть преподавателя и не прослыть неумным выскочкой. Ваше мнение прозвучит убедительно, если оно будет подкреплено ссылками и цитатами. Высказывание «Я так думаю, потому что я так думаю…», вряд ли добавит вам веса в глазах преподавателей.

Ошибка 12. Путаетесь в терминах

Устный ответ по литературе предполагает знание терминологии в рамках школьной программы. Абитуриент должен понимать, что такое гипербола, метафора, композиция, уметь отличать ямб от хорея. Однако чрезмерное усердие в употреблении литературоведческих терминов может произвести негативное впечатление: термин, который приводится неверно или не к месту, будет выглядеть смешно и только испортит ответ. Если не уверены в значении термина, то лучше промолчать. Так, один абитуриент сказал: «Стихотворение Лермонтова «Парус» глубоко аллергично». Когда экзаменатор попросил повторить определение, молодой человек без запинки отчеканил: «Аллергично. Нам так в школе объясняли».

Ошибка 13. Не следите за речью

Слабое владение русским литературным языком – беда подавляющего большинства нынешних абитуриентов. Многим сложно выразить свою мысль, избегая сленговых оборотов и слов-паразитов. Основная цель экзамена по литературе – в первую очередь, выявить знание и понимание самого предмета. Однако, особенно если поступают будущие филологи, правильная устная речь играет далеко не последнюю роль в создании общего впечатления от абитуриента. Зачастую преподаватели просто не могут понять, что хочет сказать отвечающий, и на экзамене можно услышать фразу: «Молодой человек, слово «прикольный» имеет в языке много оттенков значения… Что именно вы хотите сказать?»

Ошибка 14. «И это всё о нем…»

Случается, что абитуриент заканчивает свой ответ словами «Это всё, что можно сказать об этом писателе (романе и т.д.)». Подобное утверждение может навлечь на «знатока» лавину преподавательского гнева: ученые, которые входят в приемную комиссию, посвящают годы изучению творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя…, а Петя Иванов рассказал о нем все за 10 минут?! Вывод: не надо спешить ставить точку в ответе. Наоборот, надо подчеркнуть, что это лишь малая толика того, что можно было бы сказать по данному вопросу.

Ошибка 15. Боитесь дополнительных вопросов

Большинство абитуриентов считает, что, если экзаменатор задает дополнительные вопросы, он стремится «завалить» ученика. Это далеко не всегда соответствует действительности. Скорее преподаватель зачастую проявляет интерес, а не враждебность по отношению к абитуриенту. Если вы чувствуете, что экзаменаторы не слишком довольны вашим ответом, попросите поспрашивать еще, задать дополнительные вопросы – может быть, в них вам удастся более полно раскрыть себя. Бывают случаи, когда абитуриенты просят дать возможность обсудить другую тему (о любимом писателе, поэте), – иногда это помогает улучшить результат. В любом случае, дополнительные вопросы говорят о том, что вы не полностью осветили тему, что-то упустили в ходе своего рассказа, ушли куда-то в сторону. Если ваш рассказ будет полным, конкретным, грамотным и логичным, то для дополнительных вопросов может попросту не остаться времени.

Ошибка 16. Воспаление хитрости

Иногда абитуриент, понимая, что ответ складывается не в его пользу, начинает «давить на жалость», говорить, что он заболел, у него температура, болит голова и т.д. Не стоит надеяться, что такие детские уловки помогут повысить балл – обмороками и слезами экзаменаторов не удивишь. Однако если в день экзамена вам действительно нездоровится, обратитесь к врачу, возьмите официально заверенную справку. Тогда у вас будет возможность сдать экзамен с другой группой или в специально отведенное время, как поправитесь.

P.S.

Если в ходе ответа абитуриент допускает ошибки, преподаватель должен сразу же обратить на них внимание или перечислить их по окончании ответа. В любом случае, поступающий должен четко понимать, почему ему поставили именно такую оценку, и, конечно, он имеет право расспросить об этом преподавателя. Иногда абитуриенту кажется, что, если оценка вписана в ведомость, назад пути нет. Это неверно. Если что-то пошло не так, как хотелось бы, не нужно отчаиваться и опускать руки. Позитивная настойчивость и упорство – тоже хороший аргумент в пользу ваших знаний и желания учиться.


www.ucheba.ru

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.