'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Репетиторство как выход из кризиса образования? ::
     
():  
:  
-
: , 25 2024

Репетиторство как выход из кризиса образования?

Завершились вступительные экзамены в вузы. Результатов с нетерпением ждали не только абитуриенты и их родители, но и многочисленная армия репетиторов. Не секрет, что от них во многом зависит уровень знаний поступающих. А на подходе - новый поток будущих вузовских новобранцев. Они о выборе частных педагогов, способных натаскать их к предстоящему экзамену, думают уже сегодня, ведь лучшие репетиторы очень быстро бывают разобраны.

Из прошлого к настоящемуЧастное преподавание существовало столько, сколько существовало образование. Но меняло направленность и содержание. Аристотель, к примеру, был репетитором у Александра Македонского и его друзей. Давал уроки на дому и Вольтер. Каждый уважающий себя средневековый драматург просто не мог не побаловать публику пьесой, в которой непременно действовали строгий отец, благонравная девица и приглашенный в дом учитель (по-латыни - repetitor), а еще лучше - несколько оных. Комедии сменялись толстыми слезными романами с нищими, но гордыми студентами и банкирскими дочками или наоборот. Словом, сочинителям всех времен ужасно нравился в качестве главного героя домашний учитель - столько вокруг можно сюжетных линий накрутить!

В дворянской России для детей иногда (в зависимости от доходов) брали не одного гувернера. Это мог быть и коллектив педагогов, часто из Западной Европы. Они заменяли детям, говоря современным языком, среднее образование, готовили их к поступлению в гимназию или училище, старших учеников - в университет.

По царским законам человек, взявшийся готовить ученика, должен был иметь свидетельство о праве на преподавание, иначе он мог подвергнуться уголовному преследованию. Впрочем, это не смущало - множество репетиторов работали безо всяких разрешений - это был обычный студенческий заработок.

Расцвет репетиторства пришелся на конец XIX века, когда в результате реформы среднего образования в гимназиях значительно усилилось преподавание латинского и греческого языков и спрос на знания студентов вузов вырос в разы. Чаще всего индивидуального преподавателя находили по объявлениям в газетах. Репетиторам нередко платили вполне солидные деньги.

Домашних учителей часто вспоминали с особой теплотой. Ведь в стенах своего дома ребенок не чувствовал казенность обстановки, занятия велись без крика и унижений, и самое главное - обеспечивался индивидуальный, личностный характер обучения. Частные уроки давали такие известные люди, как В.А.Жуковский, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский.

Скромная тень советской машины образованияВ Советском Союзе платное репетиторство было запрещено. Однако услуга эта существовала и в условиях социалистического строя на полулегальном положении, будучи скромной тенью мощной государственной машины образования. Чтобы благополучно окончить школу, нанимать репетиторов было совершенно не обязательно, если только семья ученика не прочила своего отпрыска в какой-либо престижный вуз. Далеко не каждый педагог занимался репетиторством - конкуренция на этом поприще была большая, и рынок рабочей силы целиком формировался по принципу "спрос определяет предложение".

Традиционно к услугам репетиторов больше прибегали жители больших городов, нежели поселков и деревень. Наличие грамотного персонального учителя значительно увеличивало шансы у детей, проживающих в мегаполисах, получить престижное образование.

В советское время учителя нередко безвозмездно занимались с полюбившимся им учеником, чтобы подтянуть его или облегчить поступление в вуз.

В целом же ни среднему, ни тем более высшему образованию частное преподавание в советской России серьезной конкуренции не составляло.

Если спрос растет, значит, общество в этом нуждается?В наши дни частное преподавание из незаметной тени учебного процесса превратилось в серьезного конкурента среднему образованию. Оно стало массовым и востребованным. Даже в средних классах, по сравнению с двадцатилетней давностью, возросло число учеников, вынужденных совмещать учебу в школе с занятиями у домашних преподавателей. А старшеклассники, перегруженные чересчур насыщенной школьной программой, разрываться зачастую и не пытаются - они просто делают окончательный выбор в пользу репетиторов и перестают регулярно посещать школу. Вот мнение одного из будущих выпускников:

- Самому подготовиться к ЕГЭ очень тяжело - слишком много пробелов в знаниях. На школьных уроках это тоже нереально - там преподают не для меня, не для моего соседа по парте, а для нас всех сразу. Другое дело - репетитор! С ним все отведенное на занятия время тратишь именно на предмет. Он сначала выяснит, какие у тебя пробелы в знаниях, а потом станет над ними работать. И объяснит столько раз, сколько нужно, чтобы ты понял. У него цель - научить тебя и только тебя, а не просто пересказать материалы новой темы.

Школьные учителя говорят: нам уже не нужно до конца выкладываться на обычных уроках. Теперь желание подзаработать на стороне даже ценится клиентами. И предпочтение отдается не вузовским, а школьным педагогам, которые варятся, так сказать, в самом котле системы тестов, действующей на вступительных экзаменах. Один репетитор в беседе со мной признался:

- При подготовке к ЕГЭ, конечно, можно надеяться и на школу, и на подготовительные курсы. Но, чтобы "уплыть" от "двойки" или тем более выйти на "отлично", большинству ребят нужны индивидуальные занятия. В потоке урока, на котором перед тобой сорок учеников, дойти до каждого невозможно. И дело тут не в нехватке профессионализма или лености педагога, а в объективных трудностях. На мой взгляд, в нынешней ситуации, когда количество часов даже на "особо важные предметы" стремится к минимуму, наших выпускников спасут только репетиторы.

Заместитель декана факультета русской филологии ТГГПУ Рушанья Закирова вздыхает:

- Спрос на частные уроки порожден некачественным преподаванием в средних школах. Конечно, среди наших выпускников есть много талантливых педагогов, призвание которых - учить. Но они вынуждены уходить из школ. Разве можно на две-три тысячи рублей прожить в наше время? Распространение репетиторства - первый признак плохого положения в системе образования страны. Ситуация эта требует безотлагательных реформ. Государству нужно во главу угла поставить не только высокий уровень преподавания, профессионализм самих педагогов и добросовестное выполнение ими своих обязанностей, но и достойную зарплату. Не решив этот вопрос, уменьшить влияние частного преподавания невозможно.

И все же наше образование, по мнению директора одной казанской частной фирмы, предоставляющей услуги репетиторов, остается одним из лучших в мире. В эту фирму часто обращаются ослабленные, а то и больные дети.

- Школа - не Минздрав, - оправдывает коллег директор фирмы, - а наша методика - это прежде всего качественное дополнительное образование. Школьный учитель просто не в состоянии уделять столько времени и внимания "трудным" и слабым детям, сколько можем мы.

Студенчество по поводу частного образования условно разделилось на две части. Первая утверждает, что учеба - это настойчивый труд, умение и талант. У кого нет этих качеств, тот в любом случае вынужден будет прибегать к услугам репетиторов. Для тех же, кто настойчив, добросовестен, усидчив, репетиторы не нужны - даже при сегодняшнем, не очень высоком уровне преподавания в средних школах.

Вторая половина студенчества не соглашается: работа "один на один" приносит больший результат. Это позволяет максимально раскрыть в человеке весь его внутренний потенциал. К тому же многие обращаются к репетиторам еще по нескольким причинам. Это могут быть пропуски занятий по различным поводам и нежелание обращаться за помощью к своему преподавателю, дабы не обнажить незнание его предмета.

К сожалению, среди учащихся вырабатывается даже некое устойчивое представление, что на протяжении многих лет можно учиться абы как - все пробелы потом восполнят взятые перед вступительными экзаменами репетиторы: они натаскают до нужного уровня по нужным предметам. К тому же есть и такой аспект проблемы, как отношение к этому вопросу самих школьных педагогов. Нередки случаи, когда вместо того, чтобы самим добросовестно учить детей, они поощряют внеклассную учебу за плату, то есть фактически навязывают репетиторство.

Существует и проблема очень больших нагрузок в старших классах. Ее решению могло бы способствовать введение в старших классах специализации по направлениям - техническому, гуманитарному, естественному. Этим можно значительно снизить нагрузку на учащихся и самих преподавателей. Пока этого не произойдет, дети будут просто вынуждены прибегать к услугам репетиторов.

Мнение родителей в отношении этой проблемы однозначно: чего не сделаешь ради того, чтобы ребенок мог получить образование. Вот мнение одного из них:

- Я негативно отношусь к репетиторству. Но реалии таковы, что без него не обойтись. Моя дочь решила поступить в педагогический университет. Целый год она занималась с педагогами по трем предметам. Стоимость одного часа по гуманитарным дисциплинам составляла 500-700 рублей, математическим - еще больше. Да, это накладно для семейного бюджета, но чего не сделаешь ради того, чтобы ребенок мог получить образование.

Алмаз, который должен стать бриллиантомСоциологи констатируют: сегодня в репетиторы идут почти все педагоги - от студентов до заслуженных учителей. Причины прежде всего экономические, но не только - в индивидуальном обучении педагог может реализовать и свои профессиональные амбиции. Целый класс никогда не достигнет высот, которых может добиться усердный ученик под руководством личного преподавателя.

Но здесь скрываются и серьезные проблемы: общество имеет дело, по меньшей мере, с двумя очень разными видами частного преподавания. Первую, самую большую группу составляют педагоги, которые своим трудом на частной ниве компенсируют недостатки заметно "проседающего" ныне школьного образования. И это приносит только пользу. С одной стороны, улучшаются знания абитуриентов, а с другой - пополняется скудный учительский бюджет.

Совсем другую группу представляют те вузовские репетиторы, которые из года в год, участвуя в работе приемных комиссий, берутся "образовывать" абитуриентов не с целью научить его чему-то, а с целью протолкнуть в вуз. Естественно, за определенную плату, принимаемую зачастую как вознаграждение за индивидуальные занятия. Не обходится в этом деле и без посредников. По убеждению многих родителей, поступление в престижный вуз без "поддержки" такого рода почти невозможно.

Подводя итоги сказанному, необходимо отметить, что репетиторство - вполне укоренившаяся реальность нашей жизни. Оно дисциплинирует и заставляет совершенствоваться в конкурентной борьбе самого педагога и, конечно, восполняет в сознании ученика не только пробелы в знаниях, но и умение анализировать, мыслить, а не только запоминать - в общем, все то, что в той или иной степени недодает ему школа. Институт репетиторства давно зарекомендовал себя, просуществовав столетия, принимая в разные эпохи новые формы. Его значимость всегда заключалась в том, что он основан на индивидуальном подходе к конкретному человеку, к его способностям и возможностям. Как выразился один знакомый преподаватель из КГУ, именно индивидуальная форма работы с учеником позволяет мастеру "из алмаза сделать бриллиант".

Если же оценивать роль и значение этого явления за последние десятилетия в целом, видимо, следует признать, что роль репетиторства значительно усиливается в случае, если понижается уровень государственного образования и, наоборот, если школа сильна, частные педагоги отходят на второй, менее заметный план.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.