'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Программа элективного курса по химии «Металлы в окружающей среде и здоровье человека» ::
     
():  
:  
-
: , 24 2024

Программа элективного курса по химии «Металлы в окружающей среде и здоровье человека»

Утверждена на заседании

педагогического совета

Протокол № _____________

от ______________ 2005 года

Программа

 элективного курса по химии

«Металлы в окружающей среде

и здоровье человека»

Составила Козлова З.А.

учитель химии

I квалификационной категории

Аксубаевской средней

 школы №3

Аксубаевского района

Республики Татарстан



р.п.Аксубаево

2005 год



Пояснительная записка

В тему «Металлы» следует включить информацию о роли металлов как биогенов и как загрязнителей природной среды, их положительном и отрицательном воздействии на организм человека, а также биологических проблемах, обусловленных промышленным получением металлов и их коррозией. Такие сведения важны для учащихся, особенно для тех, кто ориентирован на поступление в классы естественнонаучного профиля старшей школы.

Элективный курс рассчитан на 12 ч. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов (примерно треть учебного времени), проведение лабораторного практикума, практикума экологической подготовки учащихся основной школы.

Основные задачи курса:

Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся о металлах, их строении, общих свойствах.

Сформировать представление о специфических свойствах металлов, их двойственной роли в природной среде, последствие металлов или их соединений на биологические системы.

Раскрыть причины и основные источники загрязнения окружающей среды металлами.

Продолжить формирование умений анализировать ситуацию и делать прогнозы, решать расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил безопасности.

Продолжит  формирование навыков исследовательской деятельности; развивать учебно-коммуникативные умения.

Формы контроля: домашняя контрольная работа, рефераты, итоговая конференция.

Требования к знаниям и умениям учащихся

После изученного данного элективного курса учащиеся должны знать: понятия «биогенный металл», «биологическая взаимозаменяемость»; двойственную роль  металлов в природе; причины, источники и основные способы предупреждения загрязнений окружающей среды тяжелыми металлами; влияние гипо- и гиперконцентрации металла на состояние здоровья человека; состояние природной среды Регина – наличие тяжелых металлов.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

- проводить качественные реакции на ионы металлов;

- решать расчетные задачи с экологическим содержанием;

- работать в группе;

- определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и ее обработки;

- составлять схемы миграции тяжелых металлов в пищевых цепях;

- писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.

Содержание курса

Введение (1 ч.). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.Мендеелева. Особенности строения атомов металлов, обусловливающих их физические, химические и биологические свойства. Закономерности, проявляющиеся в ряду металлов (в группах и периодах).

Тема 1. Металлы в живых организмах (1 ч.). Понятие о металлах – биогенах. Биологическая роль металлов. Токсическое действие металлов. Биологическая взаимозаменяемость.

Лабораторный практикум (2 ч.). Практическая работа 1 «качественные реакции на ионы железа (11,111_, свинца (11), цинка, меди (11). Практическая работа 2 «Действие солей металлов на биологические объекты».

Тема 2. Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами (2 ч.). Понятие «тяжелые металлы». Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду, промышленность, автотранспорт, коррозия, сельское хозяйство. Последствия загрязнения природной среды металлами. Миграция тяжелых металлов в биогеоценозах. Пищевые цепи. Заболевания человека, вызванные воздействием металлов на организм.

Тема 3. Способы предупреждения загрязнения окружающей среды (2 ч.). Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими металлы; комплексное использование руд, улавливание и использование газообразных выбросов, переработка твердых отходов, повторное вовлечение в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение малоотходных технологий, использование новых видов топлива и способов получения энергии.

Практикум по решению расчетных задач (1 ч.).

Тема 4. Экологическая обстановка в Татарстане (2 ч.). Основные источники загрязнения природной среды Татарстана тяжелыми металлами. Направления деятельности по предупреждению загрязнений окружающей среды республики. Экскурсия к возможным источникам загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами («Сельхозтехника»).

Итоговая конференция (1 ч.)

Тематическое планирование учебного материала

Занятие 1. Введение. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.Мендеелева. Особенности строения атомов металлов, обусловливающих их физические, химические и биологические свойства. Закономерности, проявляющиеся в ряду металлов (в группах и периодах).

Форма занятия: игра «Путешествие по периодической системе».

Образовательный продукт: структурно-логическая схема «Строение и свойства металлов».

Занятие 2. Понятие о металлах – биогенах. Роль металлов в живых организмах. Токсическое действие металлов. Биологическая взаимозаменяемость.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие 3. Практическая работа 1. «Качественные реакции на ионы железа (11, 111), свинца (11), цинка, меди (11)».

Образовательный продукт: отчет.

Занятие 4. Практическая работа 2. «Действие солей металлов на биологические объекты».

Образовательный продукт: отчет, домашняя практическая работа.

Занятие 5. Понятие «тяжелые металлы». Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду. Последствия загрязнения природной среды металлами.

Форма занятия: семинар, групповая работа.

Образовательный продукт: структурно-логическая схема «Загрязнение среды тяжелыми металлами».

Занятие 6. Заболевания человека, вызванные воздействием металлов на организм.

Форма занятия: семинар.

Образовательный продукт: сообщения, таблица.

Занятие 7. Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими металлы.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт:  опорный конспект, тезисы.

Занятие 8. Комплексное использование руд, улавливание и использование газообразных выбросов, переработка твердых отходов. Разработка и внедрение малоотходных технологий.

Форма занятия:  работа в группах, семинар.

Образовательный продукт: структурно-логические схемы, доклады.

Занятие 9. Решение расчетных задач с экологическим содержанием.

Форма занятия: практикум, работа в группах.

Образовательный продукт: решенные задачи, домашняя контрольная работа.

Занятие 10. Основные загрязнения рабочего поселка и прилежащих биогеоценозов.

Форма занятия: экскурсии.

Образовательный продукт: отчет об экскурсии.

Занятие 11.  Направления деятельности по предупреждению загрязнения окружающей среды республики.

Форма занятия: практикум, работа в группах.

Образовательный продукт: решенные проблемные задачи.

Занятие 12.  Металлы в окружающей среде и здоровье человека.

Форма занятия: конференция.

Образовательный продукт: рефераты.

Темы рефератов:

1. Железо и процессы дыхания в живых организмах.

2. Фотосинтез глазами химика.

3. металлы, когда их слишком много или мало.

4. «Металлические болезни».

5. Водород – экологически чистое топливо.

6. Содержание ионов металлов в окружающей среде промышленности зон Республики Татарстан.

7. Металлизация природной среды (почв).

8. Красная и желтая кровяные соли.

9. Коррозия металлов как источник антропогенного загрязнения окружающей среды.

10. О металлах и ферментах. Железо и медь в живых организмах. Их роль в энергетике клетки.

Литература для учащихся

1. Абрамов С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. – М.: 1987

2. Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2003

3. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997

4. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992

5. Макаров К.А. Химия и медицина. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981

6. Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1986

7. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991

8. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: ФАИР – Пресс, 2003

9. Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1984

10. Подчайнова В.Н. Смирнова Л.И. Медь. – М.: Наука, 1990

11. Романенко В.Н. Книга для начинающего исследователя – химика. Л.: Химия, Ленинградское отделение, 1987

12. Сидоренко Г.И., Ицкова А.И. Никель. – М.: Медицина, 1980

13. Трахтенберг И.М., Коршун М.Н. Ртуть  и ее соединения в окружающей среде. – Киев: высш.шк.. 1990

Литература для учителя

1. Барбье М. Введение в химическую экологию. – М.: Мир, 1978

2. Израэль Ю.А. Проблемы охраны природной среды и пути их решения. – Л.: Гидрометеоиздат, 1984

3. Кадмий: экологические аспекты. – М.: Медицина, 1994

4. Лисичкин Г.В. Химики изобретают. – М.: Просвещение, 1990

5. Ерщов Ю.А. Лющая химия. – М.: высш.шк., 2003

6. Пекшева Н.П. Химия металлов. Учебное пособие. – Красноярск, 1987

7. Ртуть. Экологические аспекты применения. – М.: Медицина, 1992

8. Свинец в окружающей среде. – М.: наука, 1987

9. Сычев А.М., Фадеев Г.Н. Химия металлов. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10–х классов. – М.: Просвещение, 1974

10. Химия платиновых и тяжелых металлов. – М.: Наука, 1975

11. Хром. – М.: Медицина, 1990

12. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. – М.:

Элективный курс был апробирован в 9-х классах  Аксубаевской средней школы №3. Опрос учащихся показал, что у 98% учащихся повысился интерес  к предмету, 53% учащихся планируют выбрать специальности, связанные с химией, 79% учащихся изъявили желание изучать этот  предмет более углубленно.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.