'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Модель профильного обучения в старших классах малочисленной школы ::
     
():  
:  
-
: , 21 2024

Модель профильного обучения в старших классах малочисленной школы

Остапенко А. А., кандидат педагогических наук, докторант, заместитель директора Азовского государ ственного педагогического лицея (станица  Азовская Северского р-на Краснодарского края),
Ткаченко Е.В., главный специалист департамента образования и науки Краснодарского края


Концепция обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная Министерством образования РФ, относительно проще реализуема в больших школах, имеющих несколько параллельных 10-ых и 11-ых классов, которые можно распределить по предлагаемым профилям. Модели, описанные в концепции, также легко исполнимы и для меньших школ, расположенных в крупных городах, где профильность может быть «распределена» между разными школами, имеющими свой профиль углубленного обучения». Но механизм профилизации маленькой (чаще сельской) школы, в которой имеются один 10-ый и один 11-ый (зачастую неполные) классы, нуждается в дальнейшем обсуждении и проектировании.

Вполне соглашаясь с продуктивной идеей авторов концепции разделить базовые учебные курсы на общеобразовательные, профильные и элективные, мы предлагаем модель профильного обучения для малочисленной (в т.ч. сельской) школы. Предлагаемая нами модель имеет ряд степеней свободы, обеспечивающих ее вариативность и возможность адаптации к разным условиям и типам школ. Суть данной модели состоит в следующем.

1.    Организационный аспект

Освоение общеобразовательных учебных курсов происходит по классам (в постоянных одновозрастных коллективах). Освоение профильных и элективных курсов проходит во временных смешанных разновозрастных коллективах (РВК), состоящих одновременно из учащихся 9-ых, 10-ых и 11-ых классов. Комплектация и количество РВК в школе, имеющей одну параллель 9-11 классов, на наш взгляд, может колебаться от трех до пяти временных коллективов, в чем и состоит вариативность организационного аспекта. Соответственно и расписание занятий составляется таким образом, что профильные и элективные занятия для всех трех классов ставятся одновременно и каждый ученик на это время уходит в свою профильную разновозрастную группу. Такой организационный подход имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ, заключающихся в значительной организационной полноте модели. А именно: а) чередование одновозрастного и разновозрастного обучения позволяет учащимся пребывать в разных социальных ролях (ведущего и ведомого) и в разных социальных условиях, что обеспечивает оптимальную полноту социальных ролей; б) чередование пребывания в постоянном и временном детских коллективах позволяет взаимно компенсировать недостатки постоянных (закрытых систем) и временных коллективов, которые подробно описаны в педагогической литературе; в) чередование общеобразовательной и профильной направленности позволяет сохранять баланс между «я должен» и «я хочу».

«Вертикаль» по классам, как бы смешиваясь, превращается в «горизонталь» по интересам и наоборот (рис. 1), что способствует укреплению и увязыванию организма школы как «горизонтальными» внутривозрастными, так и «вертикальными» межвозрастными связями отношений. Опыт показывает, что такая структура отношений в значительной степени оздоравливает общий «климат» школы. Превращение «вертикали» в «горизонталь» не приводит к увеличению (либо очень незначительно) количества учебных групп, а значит не требует дополнительного финансирования.

2.      Временной  аспект

 Предлагаемая модель может иметь разные уровни продолжительности занятий общеобразовательными и профильными предметами. Вариативность этого аспекта может предполагать чередование «общего» и «интересного»: а) в течение дня (привычная ежедневная многопредметность); б) по дням (общеобразовательные и профильные дни); в) по неделям (общеобразовательные и профильные недели). Первый вариант полностью соответствует классическому «калейдоскопическому» (термин П.П. Блонского) распределенному обучению (в течение дня шесть-семь разнопредметных уроков), последний - соответствует  инновационной технологии концентрированного обучения, разработанной нами детально. Известно, что оба варианта имеют ряд несовпадающих недостатков, поэтому оптимальным, на наш взгляд, должно являться чередование распределенного и концентрированного обучения, причем распределенному обучению соответствуют общеобразовательные курсы, а концентрированному – профильные и элективные. Таким образом можно достичь разумного баланса (и взаимной компенсации недостатков) между традиционным распределенным и профильным концентрированным обучением. Сохранению устойчивости профильного интереса способствует его концентрированность (сосредоточенность), а интерес к общеобразовательным предметам можно поддерживать их чередованием.

 3.  Содержательный аспект

 Данная модель не предполагает перекраивать содержание общеобразовательных курсов, поскольку их изучение проходит в одновозрастных постоянных коллективах (классах). Что же касается профильных и элективных курсов, то их структура должна быть иной, так как их изучение предполагается в разновозрастных временных коллективах. Такую организацию содержания учебного материала в своей монографии подробно описал М.М. Батербиев. Совместная с ним разработка (более чем десятилетней давности) показала необходимость перехода на крупноблочное планирование содержания образования и создания нескольких (в нашем случае – трех) вариантов программ (программы I, II, III). Причем ученик А может начать изучение профильного и элективного курсов с варианта I. В следующем учебном году младший на год ученик Б вместе со старшим учеником А будут изучать вариант II, а на третий год ученики А, Б вместе с учеником В осваивают программу III. Любая из последовательностей изучения программ (I-II-III, II-III-I, III-I-II) должна обеспечивать равную степень освоения профильных и элективных курсов. Такой подход предполагает трехкратное (и трехгодичное) «прокручивание» ядра предмета, что обеспечивает его эффективное усвоение (см. рис. 2), так как соблюдается разумный баланс межу «целостью» (термин В.В. Розанова) и «эпизодичностью» (термин С.И. Гессена) подачи знаний, баланс между интеграцией и дифференциацией  (интедиффия – термин В.Ф. Моргуна).

 4. Уровневый аспект

 Разновозрастная и разноуровневая организация профильного обучения предполагает регулярное чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности), что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой стороны,  интенсивность развития (при преодолении трудностей). Технологически это предполагает регулярное чередование обучения, взаимообучения и самообучения (учения), контроля, взаимоконтороля и самоконтроля, оценки, взаимооценки и самооценки. Также предполагается чередование индивидуального обучения с групповым и коллективным, а группового и коллективного с фронтальным.

Изложенные выше положения сведем в таблицу.



Аспект

Разумный баланс

Антиномическое чередование (пульсация)

Формы вариативности (степени свободы)

Организационный

а) чередование одновозрастного и разновозрастного обучения;

б) чередования пребывания во временном и постоянном коллективах;

в) чередование отношений по «вертикали» и «горизонтали»;

Количество профильных РВК может колебаться в зависимости от суммарного количества школьников в 9-11 классах.

Профильная направленность может быть разной для разных школ в зависимости от выбора учащихся

Временной

г) чередование концентрированного и распределенного обучения;

Чередование общеобразовательных и профильных курсов может осуществляться поурочно (в течение дня), по дням, по неделям по выбору педколлектива школы.

Содержательный

д) чередование общеобразовательных и профильных курсов;

е) чередование целостных и фрагментарных знаний;

Трехгодичный скользящий график профильных программ (I-II-III, II-III-I, III-I-II).

Уровневый

ж) чередование доступности и высокого уровня трудности;

з) чередование контроля (оценки), взаимоконтроля (взаимоценки) и самоконтроля (самооценки);

Вариативное чередование индивидуальных групповых, коллективных и фронтальных занятий.



Данный проект выполнен в комплексной программы педагогических исследований «Педагогика разумного баланса», осуществляемой краевой экспериментальной лабораторией непрерывного образования, созданной на базе Азовского государственного педагогического лицея Северского района Краснодарского края. Проект включен в программу федерального эксперимента по реструктуризации сельских школ.

Разработка методического обеспечения данной модели профильного обучения начата с сентября 2002 года временным научно-исследовательским коллективом, созданным департаментом образования и науки Краснодарского края, а апробация модели будет осуществляться с сентября 2003 года в ряде школ края, включенных в программу федерального эксперимента.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.