'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Профильное обучение: на пути к кредитно-сетевой системе? ::
     
():  
:  
-
: , 23 2024

Профильное обучение: на пути к кредитно-сетевой системе?

 1. Новый подход
 
В начале апреля 2003 руководство Минобразования весьма определенно высказалось в СМИ по довольно сложной и очень перспективной проблеме новых, нетрадиционных форм реализации идеи профилизации старшей ступени школы.  Цитируем:
 
В.М.Филиппов. - «Профильное обучение будет в старших классах. Хочу обратить внимание: профильной школы не будет. Будет профильное обучение. Тут, как говорится, две большие разницы. Не будет отдельного здания школы по естественно-научным и отдельного - по гуманитарным дисциплинам. Профильное обучение будет на самом деле строиться по следующему принципу. По каждому предмету - физика, химия, история, математика, литература и т. д. - будет два стандарта: первый - базовый, второй - стандарт углубленного уровня. Мальчик или девочка сами выбирают: допустим, по истории и литературе я беру углубленные курсы, а все остальное изучаю базово. Кому нравится физика - его право выбрать углубленный стандарт». (Новгородские ведомости № 51 , 9 апреля 2003)
 
Е.Е.Чепурных. - «Отрабатывается система профильного обучения. По мнению заместителя министра, школы должны учитывать желания детей. Надо создавать не только узкопрофильные классы, но и такие, где ребенок мог бы одновременно углубленно изучать литературу и химию, математику и историю». (Якутия № 63 , 8 апреля 2003)
 
 2. Credit-system
 Тем самым по сути формулируется установка на развертывание credit-system для старшей школы (задача, замечу, пока что практически не реализованная у нас в стране даже для высшего образования), которая тогда становится в чем-то близка к продвинутой модели американской high-school.
 
Более конкретно это означает, ориентировочно, следующее:
1. Общеобразовательная программа старшей школы, разбивается на блоки («учебные кредиты»,  «зачетные единицы») в разрезе базовых и профильных учебных предметов и годов обучения(1).



Предметы

Уровни

Часы в БУП (час/нед. на год)(2)

Всего часов за год

Минимальный «зачетный кредит»(3)

«Цена» курса в кредитах





Русск. яз.

Базовый

3

100







1 кредит =

35 часов

3





Профильный

6

200

6





Математика

Базовый

3

100

3





Профильный

6

200

6





Биология

Базовый

1

35

1





Профильный

3

100

3





История

Базовый

2

70

2





Профильный

4

140

4





И т.д. ….


















 2)   Устанавливаются основные рамочные требования к индивидуальному учебному плану обучающегося. Например, каждый ученик 10-го класса, обучающийся в очной форме в конкретном ОУ (мы не касаемся здесь экстерната или надомного обучения), обязан:

2.1)  осваивать общеобразовательные программы русского языка и математики (обязательные федеральные ЕГЭ) – каждая на уровне не ниже базового уровня стандарта и в объеме не менее 3 кредитов за год каждая;

2.2)  осваивать не менее трех иных полных курсов по выбору на уровне не ниже базового уровня стандарта и каждый объемом не менее 1 кредита; (вариант для профильного обучения: осваивать не менее трех полных курсов по выбору на уровне не ниже профильного уровня стандарта и каждый объемом не менее 5 кредитов).

2.3)  освоить в сумме не менее 35 кредитов за год, с учетом пп. 2.1. и 2.2.
 
3. Net-system
 
Здесь стоит вспомнить и дополнительную к вышеизложенному идею В.Болотова, которую он неоднократно выдвигал, в том числе и на последнем заседании Координационного совета Минобразования (26.03.2003). А именно, речь идет о дополнении кредитной системы «сетевой идеей», когда те или иные компоненты собственного образования старшеклассник может получить не только в своей школе, но и в иной школе, в соседнем техникуме, в заочной физ.-мат. школе, в учреждении дополнительного образования, а также дистанционно.
Образование старшеклассника тем самым отрывается от отдельного учреждения и «распределяется» по нескольким. Оно по-прежнему осуществляется в образовательной системе, но отдельное ОУ уже теряет «монополию на ученика». В этом случае вопрос ставится не только о «кредитной», но о «кредитно-сетевой» системе (credit-netsystem).
Конкретнее это может реализовываться следующим образом.
Устанавливается совокупность ОУ, имеющих право на ведение образовательной деятельности по данному предмету на базовом и/или профильном уровне. Например:
-          лицензированные общеобразовательные учреждения («поглощающие» данную часть стандарта соответствующей своей лицензией);
-               все образовательные организации, имеющие особые сертификаты Минобразования или региональных (государственных) органов управления образованием на преподавание тех или иных предметов на базовом и/или профильном уровне. Здесь необходимо дополнительно продумать вопрос о том, чем может являться данный «сертификат» и, соответственно, процедура «образовательной сертификации»; далеко не факт, что здесь легко ограничиться привычными процедурами «лицензирование» и/или «гос. аккредитация» и, соответственно, форматами соответствующих документов;
-               все образовательные организации, имеющие особые сертификаты на проведение отдельных разделов общеобразовательных программ. При этом  либо (а) «единицей» является базовый/профильный курс по предмету, либо (б) зачитываемые кредиты могут дробиться на более мелкие единицы, в том числе отдельные разделы предмета или элективные курсы -  напр., «практикум по физике для 11-го класса», или «элективный курс российской и зарубежной литературы», или «курс математической статистки базового уровня образовательного стандарта», или курс «введение в медицину» (агротехнологию, в компьютерные сети и т.д, и т.п.), – но в объеме «кредита» не ниже 35 часов.
Разумеется, все эти курсы могут реализовываться – при соблюдении определенных норм, установленных законодательством – и в дистанционных формах.
При этом не менее 50% объема требуемых кредитов и не менее половины полных курсов, предусмотренных стандартом и базисным учебным планом, должно быть получено в том ОУ, обучающимся которого является данное лицо. Все остальные курсы (кредиты) могут осваиваться в соответствующим образом «сертифицированных» образовательных учреждениях и организациях.
Обучение по тому или иному модулю (курсу, кредиту) в сторонних организациях отражается в индивидуальном учебном плане и согласуется с администрацией того ОУ, обучающимся которого является данное лицо.
 
 4. Заключение
 
Несложно увидеть, что данный подход, с одной стороны, весьма перспективен, им закладываются возможности много более индивидуализированного обучения, чем только в случае более жесткой «институциональной» профилизации, когда ученику приходится выбирать обучение исключительно  в форме той или иной «профильной школы» или «профильного класса».
С другой стороны, очевидно, что реализация кредитно-сетевой модели образования потребует серьезных многочисленных изменений в нормативной базе и будет подчас весьма сложна в плане организационном.
Главные вопросы, которые тогда предстоит решить, укрупненно, суть следующие:
1)   Вопрос новых форм лицензирования образовательных учреждений («лицензирование по программам отдельных предметов», причем по разным их уровням), либо введение столь часто произносящегося, но пока что совершенно не узаконенного понятия «сертификации».
2)   Вопрос академического взаимозачета между двумя (несколькими) образовательными учреждениями.
3)   Вопрос финансового взаимозачета между двумя (несколькими) образовательными учреждениями, которые при этом вполне могут принадлежать и разным уровням бюджетной системы (школа, техникум, вуз, негосударственная образовательная организация). Здесь – впрочем, как и в ряде иных ключевых пунктов реформы школы – крайне важен реальный переход к нормативному «подушевому» финансированию (т.е. из расчета на одного учащегося).
4)   Следует отметить, что если ряд «продвинутых», авангардных школ, весьма вероятно, очень позитивно отнесется к подобным идеям, то много «обычных» школ с самого начала легко их не воспримет – нет опыта в составлении индивидуальных учебных планов школьников, есть немало организационных сложностей с составлением требуемого расписания, важен и фактор чисто психологической непривычности и т.п.
5)   Стоит заметить и то, что если школа не располагает сколь-либо заметными внебюджетными средствами и полностью сидит лишь на бюджетном финансировании, то ряд вопросов введения кредитно-сетевой системы будет решать много сложнее. Опыт показывает, что для ее реализации, даже в частичных формах, очень желательна возможность финансового маневра (в том числе и при формировании гибких малых групп вместо привычных стационарных класс-комплектов и т.п.)
 
(1)Здесь мы пока не затрагиваем вопроса о дальнейшем возможном разбиении программы по каждому предмету на отдельные разделы и модули – напр., «биология» в 10-ом классе, в принципе, может быть разбита на разделы «клетка», «размножение организмов», «введение в генетику» и т.п.
(2) Разумеется, до утверждения БУП для профильного обучения (10-11 кл.) цифры в данной таблице следует рассматривать как условные.
(2)При таком масштабировании счета «часы-кредиты» (35 часов = 1 кредит) общая программа 10-11 класса в целом будет «академически стоить» порядка 70 кредитов.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.