'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Вопросы профильного обучения и предпрофильной подготовки ::
     
():  
:  
-
: , 20 2024

Вопросы профильного обучения и предпрофильной подготовки

Раздел 1. Нормативные документы по предпрофильной подготовке и профильному обучению

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Дидакт-учитель. – 2002. – ¹5. – С.4-23.
2. Методическое письмо о проведении элективных курсов // Профильная школа. - 2003. - ¹3. - С.3-4.
3. «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ министра образования РФ).//Народное образование. – 2002. – ¹9. – С.29-33.
4. «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения (Приказ Министерства образования РФ от 26 июня 2003г. ¹2757) //Вестник образования России. – 2003. – ¹15. – С.6-17.
5. «Об утверждении плана-графика введения новой структуры и содержания общеобразовательной подготовки, обучающихся системы начального профессионального образования в условиях профильного обучения на III ступени общего обучения (Приказ Министерства образования РФ от 1 июля 2003г. ¹2824) //Вестник образования России. -  2003. – ¹15. – С.17-19.
6. Приказ от 18 июля 2002г. «Об утверждении Концепции профильного обучения в старшей ступени общего образования //ОВД. – 2002. – ¹1. -  С.36-37.
7. Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования. Профильное обучение /Под ред. А.Ф.Киселева. – М.: Владос, 2001. – 511с.
8. Эксперимент по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов (2003-2004 учебный год) / Министерство образования РФ. – [М]:Б.и.,[2003]. – 49с.
Ключевые слова: предпрофильная подготовка, эксперимент, аттестация выпускников.
        Сборник инструктивно-методических документов.
 
Раздел 2. Управленческий аспект организации профильного обучения.

1. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Концепция профильного обучения сельских школьников //Школьные технологии. – 2003. -¹5. – С.47-62.
Ключевые слова: профильное обучение, сельская школа.
Индивидуально-ориентированный подход к образованию предлагается авторами как методологическая основа моделирования системы профильного обучения школьников. Её разработка  осуществлена с нескольких позиций:  с позиции ребенка (создание оптимальных условий для развития и формирования осознанных личных и профессиональных планов у каждого учащегося, готовности к получению профессионального образования); с позиции общества (формирование интеллетуальных и профессиональных качеств личности в соответствии с социально-экономическими потребностями общества); с позиции педагогики (создание системы дифференцированного многоуровневого, многопрофильного, непрерывного образования, обеспечивающего саморазвитие и самореализацию субъектов педагогического процесса).
Предлагаемая концепция опирается на концепцию профильного обучения Министерства образования РФ и в то же время развивает её отдельные положения с учетом особенностей сельской школы.
2. Боголюбов Л.Н. Проблемы обществоведческой подготовки в профильных классах //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – ¹6.  – С.31-34.
Ключевые слова: профильные классы,  обществоведение, компетентность, учебный план, социально-гуманитарный профиль.
            Автор статьи утверждает, что обществоведение занимает особое место в процессе становления личности учащихся. Независимо от избранного профиля выпускник должен достичь определенных компетенций, которые характеризуют инвариантное ядро содержания обществоведческого образования в профильных классах, как социально-гуманитарной, так и естественно-математической направленности.
        Далее характеризуется особенности того и другого направления.
3. Воронина Г. Проблемы функционирования профильных классов //Учитель. – 2005. – ¹2. – С.81-82
Ключевые слова: профильная дифференциация.
Автор выделяет ряд нерешенных проблем в профильной дифференциации. Останавливается на формах профильной дифференциации. Отмечая существующие различия между формами профильной дифференциации, автор показала различия профильных классов и классов спрофилированных на вуз.
Также в статье есть материал о существующих классификациях учебных предметов в условиях профильной дифференциации.
4. Житникова Н., Саханевич М. Лицей при вузе как модель однопрофильной старшей школы //Народ. образование. – 2003. – ¹9. – С.112-118.
Ключевые слова: лицей, профильное обучение.
В статье представлен  сложившийся и отработанный опыт создания лицея (г.Уфа) как модели однопрофильной  старшей школы ориентированной на подготовку учащихся к обучению в технических вузах. Составление учебного плана, организация учебного процесса с воплощением принципов преемственности обучения в системе «школа – вуз», преподавание отдельных предметов – вот частные проблемы, которые раскрываются в материалах этой статьи.
5. Зайцева Е.А. Технология формирования профильных классов //Завуч. – 2004. – ¹8. – С.59-66.
Ключевые слова: профильные классы, формирование.
В данной статье речь идет о формировании профильных классов в старшем звене не путем селекции,  а при опоре на контингент учащихся, которые заканчивают 9-е классы данной школы. Статья подробно описывает алгоритм формирования профильных классов и приводит технологические приемы осуществления этого алгоритма.
6. Зильберберг Н.И. Модели профильного обучения //Профильная школа.-2003.-¹2.-С.39-48
Ключевые слова:  профильное обучение, модель
В статье представлены два варианта модели профильного обучения, раскрывается цели и задачи моделирования учебного процесса в профильном обучении.
7. Кричевский В.Ю. и др. Как построить профильную школу. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2005. – 159с.
Ключевые слова:  профильное обучение, нормативно-правовая база, управление.
Пособие адресовано руководителям образовательных школ. В 1 главе пособия  руководитель найдет нормативные документы МО и Н РФ. Во 2 главе даны итоговые рекомендации по организации предпрофильного и профильного обучения. В 3 главе речь идет  об организации профильного обучения в сельской школе. В 4 главе раскрыта нормативно-правовая база профильного обучения. В приложении к пособию даны практические материалы по организации профильного обучения из опыта школ и гимназий.
8. Кротова К., Буканова Н., Буздалова Т. Зачем нам  нужен педсовет? //Педагогическая техника. – 2004. – ¹2. – С.115-123.
Ключевые слова: педсовет, профильное образование, интегрированные уроки, информационные технологии.
Авторы статьи подробно рассматривают все этапы разработки августовского педсовета школы. Проблема педсовета – профильное образование на старшей ступени обучения в условиях гимназии.
9. Крылова Н.Б., Леонтьева О.М. Как организовать профильный продуктивный класс в школе //Школьные технологии. – 2003. – ¹2. -  С.32-38.
Ключевые слова: профильная школа, профилизация, профильный класс, продуктивное обучение.
        Термин Productive learning – продуктивное обучение, или более точно  продуктивное учение   отражает идею активной и самостоятельной  учебной деятельности учащегося, соединенной с его реальной трудовой деятельностью. Именно такой системе организации работы профильных классов в школе и посвящена данная статья. Здесь рассматривается «Социально-педагогический проект «Организация продуктивного класса в общеобразовательной школе». В рамках проекта выделяются цели, особенности, основные средства продуктивного обучения, а также схематично представлена структура организации продуктивного профильного класса.
10. Михайлова Т. Контроль знаний учащихся: Система внутришкольных аттестационных мероприятий //Лицейское и гимназическое образование. – 2003. – ¹9. – С.27-32.
Ключевые слова: контроль знаний, аттестация, модель школы, внутришкольный контроль, система триместров, профильная школа.
Московский Культурологический лицей ¹1310 работает по системе триместров ( это решение было принято нескольо лет назад, когда педагоги обсуждали  проблему разгрузки  учеников). Завершением  каждого триместра является сессия.  О том, что вызвано использование «нешкольной»  формы контроля знаний  в профильном учебном заведении  и как строиться  комплекс сессионных мероприятий и рассказывается в материале.
11. Немова Н.В. Новый учебный план  профильного обучения старшеклассников //Директор школы. – 2005. – ¹1. – С.49-58.
Ключевые слова: планирование, профильное обучение, учебный план, управление.
Учебный план – основа любой педагогической системы. являясь частью государственного образовательного стандарта, он определяет перечень учебных предметов и недельную учебную нагрузку школьников. Традиционный план (его называют предметным) имеет жесткие нормы содержания  образования и режима занятий в течение  учебного года  недели и не оставляет простора для творчества и осуществления индивидуального подхода к учащимся. Понятно, что для профильной школы такое планирование не подходит. Нужны иные подходы, но какие именно? Разработчики нового учебного плана профильного обучения (в их число входила и автор статьи) исходили из необходимости соблюдения трех основных условий. Во-первых, обучаясь в профильной школе, учащиеся должны получать полноценные общее образование. Во-вторых, обучение не должно вести  к перегрузкам. И, в-третьих, учебный план призван обеспечивать вариативность и личностно-ориентированный характер образования. Выполнить эти отчасти взаимоисключающие требования не так просто, поэтому авторы нового учебного плана рассматривали несколько вариантов, выбрав, на наш взгляд, оптимальный. О нем и идет речь в данной статье.
12. Немова Н. Особенности проектирования педагогической системы предпрофильного обучения //Фэн hэм мэктеп. – 2004. – ¹8. – С.2-5.
Ключевые слова: предпрофильное обучение, проектирование, педагогическая система, образовательные сети, индивидуализация обучения.
Профильное обучение в девятых классах планируется  как новая для российской школы педагогическая система, которой отводится особое место в целостном учебном процессе.Предпрофильное обучение – это не самостоятельная система. Оно является подсистемой профильного обучения старшей школы профильного обучения старшей школы и выполняет подготовительную функцию.
В данной статье предпрофильное обучение рассматривается, как педагогическая система требует особого проектирования  это связанно с индивидуализацией учебного процесса.
13. Немова Н. Профилизация  школы: определяем миссию и выбираем концепцию //Директор школы. – 2005. – ¹2. – С. 41-48.
Ключевые слова: профилизация, управление, профильное обучение, концепция, модель.
Введение профильного обучения ставит школьных администраторов перед необходимостью выбрать направление школы. Во-первых, надо определить её миссию, то есть функциональное назначение, направленность на реализацию тех или иных целей образования и контингент учащихся (например, обучение одаренных детей или детей с проблемами в состоянии здоровья и т.п.). Во-вторых, предстоит разобрать концепцию, то есть обобщенный образ будущей школы, включающей в себя   общие цели профильного обучения и содержание учебного плана, программ, методов преподавания и организационной модели реализации всего этого.
14. Объять необъятное не требуется //Управление школой.- 2004.-¹18.-С.2-5.
Ключевые слова: профильное обучение, базисный учебный план, элективные курсы, методическое обеспечение, нормативная база.
Обзор направлений экспе¬риментальной работы по введению профильного обучения в 2004/ 2005 учебном году в десятых классах.
15. Рассадкин Ю. Профильная школа: в поисках базовой модели //Директор школы. – 2003. – ¹5.С.11-18.
Ключевые слова: профильная обучения, образовательная модель, модульная технология.
        В статье представлен ценный практический опыт организации профильного обучения в школе ¹59 города Брянска. Автор остановился на определении семи принципиальных положений выбора нужной модели школы. За основу организации обучения  в этой школе принята модульная технология (автор Е.В.Сковин).
        В конце статьи даны аналитические материалы о результатах, свидетельствующих об эффективности выбранной модели профильного обучения.
16. Рягин С.Н. Проектирование содержания профильного обучения в старшей школе //Школьные технологии. – 2003. – ¹2. – С.121-129.
Ключевые слова: профильное обучение, профилизация, профиль, профильная компетентность, профессиональная компетентность, общекультурная компетентность.
        В предлагаемой  статье представлен один из возможных взглядов на дидактическое основание и технология проектирования содержания профильного обучения.
17. Пан С. Профильное обучение: модель управления //Директор школы. – 2004. – ¹5. – С.19-24.
Ключевые слова: профильное обучение, управление, моделирование.
Строительство новой профильной школы должно основываться на качественных изменениях в содержании и формах организации образовательного процесса. решение этой сложной задачи в значительной степени зависят от эффективности управления, от совершенствования его организационной структуры, представляющие  совокупность управленческих инструментов связанных друг с другом отношениями координации и взаимодействия.
Статья рассматривает детально данную структуру.
18. Пинский А. Решение «продиктовала» школьная практика //Народное образование. – 2002. – ¹9. – С.31-40.
Ключевые слова: профильное обучение, учебные планы.
        Автор статьи является и соавтором «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». В статье даются комментарии к этому документу и примерные учебные планы для некоторых возможных профилей.

19. Саржевский Ю.Н. Осуществление профильного обучения //Школа. – 2003. – ¹1. – С.42-47.
Ключевые слова: профильное обучение, концепция и программа развития.
       Автор статьи  - директор гимназии ¹5 г. Сергев-Посад. Он делиться многолетним опытом создания адаптированной модели образовательного учреждения, отвечающего социальному заказу общества. Эксперимент, который проводился в гимназии на протяжении более десятка лет, показал просчеты и ошибки, но и достижения, полученные в результате их работы. В статье подробно описывается как проходил эксперимент по профильному обучению в рамках данной школы начиная с 1988г. По нынешнее время показаны результаты деятельности гимназии по созданию профильной старшей школы. Дана визитная карточка гимназии. В схематичной форме показана система профильного обучения учащихся гимназии ¹5 и  гимназический и профильный компоненты этого образовательного учреждения.
20. Сиротин В.И. О введении  профильного обучения на старшей ступени общего образования и месте географии в примерных учебных планах возможных профилей //География в школе.  – 2002. – ¹9. -  С.40-43.
Ключевые слова: география, профильное обучение, образовательный стандарт.
        Автор останавливается на проблеме преподавания географии в профильных классах.
21. Совещание по проблемам профильного обучения //Начальная школа. – 2003. – ¹1. -  С.6-7.
Ключевые слова: профильное обучение, профилизация.
        Дается краткий анализ выступлений по проблемам профильного обучения на общественном совете по проблемам учебников для общеобразовательных учреждений.
22. Тамбовцева Т., Евстегнеева Л. Составляющие предпрофильной подготовки //Директор школы. – 2004. – ¹8. – С.66-70.
Ключевые слова: образовательная среда, личностная парадигма технологии, управленческие решения, самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение.
В статье представлен опыт школы ¹ 102 г. Перми.
Ценность опыта подготовки учеников к выборы углубленного профиля, по мнению авторов, состоит в том, что педагогическая деятельность сводиться не только к задаче выбора профессии, а представляет собой систему работы в контексте личностного и социального самоопределения учащихся  и развития у них образовательных потребностей и интересов. при этом важной задачей администрации является создание развивающейся образовательной среды.
23. Тахтамышева Г.Ч. На пути к профильном обучению: Метод.пособие /Г.Ч.Тахтамышева; М-во образования и науки РТ; ИПКРО РТ. – Казань: ИПКРО РТ, 2004. – 72с.
Ключевые слова: профильное обучение, управление, предпрофильная подготовка, планирование, сельская школа.
Методическое пособие посвящено вопросам управления профильным  обучением на старшей ступени школы. В пособие включены также нормативно-правовые, организационно-педагогические условия введения предпрофильной  подготовки и профильного обучения. Пособие адресовано директорам школ, заместителям директоров, а также руководителям методических служб.
24. Хлебунова С.Ф., Тараненко Н.Д. Управление современной школой Вып.4. Профильное обучение: новые подходы. – Ростов н/Д.: Учитель, 2004. – 96с.
Ключевые слова: профильное обучение, предпрофильная подготовка, профильная школа, планирование, управление.
Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главных части одной системы – подготовки школьника к осознанному  выбору своего профессионального пути. Они становятся главными поскольку определяют конкретику выбора. Остановившись на том или ином варианте обучения, старшеклассник направляет основные образовательные усилия на освоение тех дисциплин, которые определяются как профильные.
Как идея и теория, эта система не представляет собой  принципиально нового типа образования. Однако как практика она требует ответа на конкретные вопросы, которые возникают у любого руководителя  образовательным учреждением сразу после ознакомления с общим определением.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющие за счет изменений в структуре содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии  с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
И вот какие появляются вопросы: Что должно измениться в структуре образовательного процесса и его содержании? Как организовать учебный процесс, чтобы учесть интересы и склонности и способности учащихся? Что должна содержать структура предпрофильной подготовки? И самый главный вопрос: как строить учебный план в условиях перехода к предпрофильной подготовке?
Именно ответить на поставленные вопросы помогает данная книга.
25. Чернер С.Л., Романова А.А. Мониторинг качества профильного обучения //Школа. – 2004. – ¹2. – С.8-16.
Ключевые слова: качество обучения, профильное обучение, мониторинг.
Управленческий цикл в образовательных учреждениях мы рассматриваем как замкнутую последовательность основных управленческих действий: целеполагания, планирования, организации, руководства и контроля.
В рамках мониторинга проводиться выявление и оценка осуществленных педагогических действий. В образовательном процессе мониторинг связан со стадиями управления, является основой реализации всех ключевых функций управления.
Этап мониторинга сходен с информационной стадией управления. Отличительной чертой мониторинга является планирование и оценка соответствия фактического результата его ожиданиям.
Отличительная особенность мониторинга как контролирующей технологии состоит в том, что при его проведении повышается  эффективность оценки качества проблемы.
Именно процессу оценки качества профильного обучения и посвящена данная статья.

Раздел 3. Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного и профильного обучения.

1. Арефьев И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников //Педагогика. – 2003. – ¹5. – С.49-55.
Ключевые слова: профильное обучение, учитель, профилизация, интеграция.
        Автор статьи формулирует разные точки зрения на проблему профильной подготовки учащихся старших классов. Даны результаты изучения мнения учителей Ивановской области, что такое «профильное обучение», при этом было предложено несколько вариантов ответов: многопрофильная подготовка, обучение в центрах дополнительного образования, углубленное изучение отдельных предметов.
        70% выбрали – углубленное изучение
        25% – обучение в центрах дополнительного образования
        5% – многопрофильную подготовку.
        О характере и содержании профильного обучения многие учителя не имеют четкого представления. Далее автор пишет о современных подходах к подготовке учителей к профильному обучению учащихся и считает, что она ведется недостаточно обоснованно и имеет недостатки. Предлагает основные положения и принципы и идеи, которыми необходимо руководствоваться при подготовке учителей (интеграция, системность, специфика сельских школ).
2. Аршанский Е.Я. Специальная методическая подготовка будущего учителя химии к работе в условиях профильного обучения  //Химия: методика преподавания. – 2003. – ¹6. – С.3-11.
Ключевые слова:  профильное обучение, методическая подготовка, учитель, химия, профилизация, дифференцированное обучение.
        В статье дана попытка оценки состояния и перспектив организации профильного обучения. Кроме того, схематично представлена трансформация школьного курса химии в условиях профильного обучения.
3. Баранов П.А. Профильное обучение: практическое занятие для системы постдипломного образования учителей истории //Преподавание истории и обществознания  в школе. – 2005. – ¹3. – С.25-31.
Ключевые слова: профильное обучение, учителя, повышение квалификации.
Становление профильного образования – один из важных процессов, происходящих в современной школе. Подготовка учителя к преподаванию в условиях профильного обучения является важной задачей, стоящей в первую очередь перед системой повышения квалификации педагогических работников. Предлагаемый материал дает представление о возможных формах  рассмотрения  данных вопросов на практических занятиях.
4. Гирфанова Р. Подготовка педагогов к профильному образованию //Фэн hэм мэктэп. – 2004. – ¹8. – С.6-8.
Ключевые слова: профилизация, педагоги, подготовка кадров.
Модернизация образовательной системы  России обсловлена новыми социально-экономическими реалиями начала XXI века. Оно, безусловно, преследует задачи удовлетворения потребности стран в квалифицированных, социально-активных, творчески инициативных, конкурентно-способных работниках.
Именно подготовке педагогов-специалистов к профилизации  образования и посвящена данная статья.
5. Гурина Р. Классный руководитель профильного физико-математического класса //Народное образование. – 2004. – ¹9. – С.157-162.
Ключевые слова: профильное обучение, профильный класс, классное руководство, воспитание.
Учащиеся, поступающие в профильные физико-математические  классы, нацелены на поступление в вуз и в дальнейшем связывают свою профессию с интеллектуальной деятельностью. Обучение и воспитание наиболее эффективны, если учитель физики в профильном классе одновременно еще и классный руководитель. Тогда воспитание непроизвольно приобретает профессиональную ориентацию, усиливая эффективность образовательной компоненты.
В статье обобщен десятилетний опыт автора – классного руководителя профильного физико-математического класса Ульяновского государственного университета при школе ¹ 40 г. Ульяновска.
В статье даны основные направления, принципы работы классного руководителя, а также рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается руководитель профильного класса.
6. К профилю готов! Всегда готов!: Теория и практика конст¬руирования в школах рабочих учебных планов профильного обучения //Управление школой.-2004.-¹18.-С.19-21.
Ключевые слова: профильное обучение, учебный план

7. Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения: Метод. пособие /М-во образования РФ; АПК иПРО. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 120с.
Ключевые слова: предпрофильная подготовка, педагогические кадры.
В методическом пособии рассматриваются вопросы подготовки педагогических кадров в рамках проводимой модернизации российского образования. Раскрываются новые требования, предъявляемые к педагогическим работникам в условиях перехода к профильному обучению
Особое внимание уделяется разработке программ повышения квалификации, разработке нормативной модели  деятельности учащихся, разработке  и структурированию содержания обучения, определению методов обучения. В методическом пособии описаны сценарии ролевых игр, планы-сценарии проведения занятий с использованием активных форм  обучения, а также представлено дидактическое обеспечение описанных занятий.
8. Программа повышения квалификации «Профильное обучение иностранным языкам» для заведующих кафедрами (кабинетами), методистов по иностранным языкам учреждений дополнительного профессионального образования /М-во образования РФ; АПК и ПРО, Каф.информац.технологий. – М.:АПК и ПРО, 2002. -  6с.
Ключевые слова:  профильное обучение, иностранные языки, дополнительное образование.
        В статье дана программа основной целью, которой является повышение уровня профессиональной компетентности  педагогов в сфере  организации обучения, использования адекватных целям и задачам интерактивных (коммуникативных) методов преподавания иностранного языка в профильных классах.
9. Чечель, И.Д.Подготовка педагогического и управленческого персонала  к  введению  профильного  обучения/ И.Д.Чечель // Профильная школа.-2003.-¹2.-С.17-19.
Ключевые слова: управление, профильная школа, профильное обучение
Даны рекомендации по проведению курсов повышения квалификации для подготовки педагогов  и руководителей к реализации профильного обучения.

Раздел 4. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

1. Галич Т. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки //Фэн hэм мэктэп. – 2004. – ¹8. – С.9-12
Ключевые слова: предпрофильная подготовка, психология.
В статье дается материал о методах психологической подготовки детей к профильному обучению. 
2. Дзятковская, Е.Н., Дьякова,М.Б. Учет индивидуальных особе¬нностей школьников при подготовке к профильному обучению/Е.Н Дзятковский, М.Б.Дьякова //Профильная школа.-2003.-¹2.-С.24-25.
Ключевые слова: профильное, обучение, индивидуальный учет.
Профильное обучение в реальной школьной практике нередко организуется  достаточно искусственно, без учета психофизиологических особенностей и профессиональных предпочтений детей, руководствуюсь лишь «модой» или социальными устремлениями родителей учащихся. Это приводит к низкой прогностичности профессиональной ориентации учащихся, учебными перегрузками, часто за счет здоровья.
Поэтому актуальным является разработка механизмов реализации психолого-педагогических возможностей профильного обучения по обеспечению индивидуально-дифференцированного подхода.
О том, как организовать данный процесс и  идет речь в статье.
3. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы //Школьные технологии. – 2003. – ¹4. – С.50-82.
Ключевые слова: профильные классы, профилизация, самоопределение старших школьников.
Нынешнее общее (школьное) образование обслуживает в основном приобщение растущего человека к культуре знаний и весьма слабо ориентированно на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Продолжается отчуждение школьников от содержания образования, которое не дает адекватной мировоззренческой картинки, не позволяет составить представления обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов.
       Данная статья дает  возможность ознакомится с моделью самоопределения выпускников профильных классов, которая может послужить решением выше обозначенной проблемы.

Раздел 5. Профориентация

1. Готовься к профессии смолоду: Профориентация как отправная точка для личностного роста//Управление школой.-2004.-¹18.-С.24-27.
Ключевые слова: профессия, профильное обучение, управление, профориентация
Среди множества составляю¬щих концепции профильного обучения особое место занимает профориентационная работа. Каковы её главные составляющие? На что, стоит обратить особое внимание, руководителям образовательных учреждений? Какие факты необходимо принимать и учитывать, вступая в эксперимент по предпрофильной и профильной подготовке учащихся? Какие темы можно взять за основу для начала профориентации в школе, для обсуждения со своими учениками? На эти и другие вопросы отвечает профессор факультета психологии МГУ, доктор психологических наук Николай Пряжников.
2. Крапивянская С.О., Кузина О.В. Методика профильной ориентации старшеклассников //Школьные технологии. – 2004. – ¹4. – С.103-115.
Ключевые слова: профильная ориентация, «методика изучения интересов и предпочтений учащихся.
Авторы предполагают разработку методики изучения интересов и предпочтений учащихся, позволяющая судить о том, насколько осознано учащиеся подходят к выбору того или иного профиля дальнейшего обучения.
В статье расписаны комплексы заданий сформулирована цель методики определено время и порядок проведения методики. Также приведен пример сценария проведения группового варианта методики «Или – или». Подробно авторы остановились на модифицированном тесте Холанда. Дан словарь профессий.
3. Соломин И. Технология профконсультирования //Управление школой.-2004.-¹18.-С.28-30.
Ключевые слова: профконсультирование, профориентация, психодиагностика.
В статье описываются цели, средства, формы, этапы, принципы и критерии эффективности психологического профессионального консультирования, способы преодоления встречающихся в работе профконсультантов ошибок.
4. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения //Дополнительное образование. – 2004. – ¹11. – С.8-13.
Ключевые слова: профильная ориентация, критерии оценки.
В настоящее время школа пытается создать условия для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления образования.
Целью такой работы в основной школе и старшей школе принято считать формирование ориентационной компетентности.
В статье определено, в чем выражается ориентационная компетентность. Авторы рекомендуют в ходе организации профориентационных курсов в 9, 10 и 11 классах использовать принятые в психологии и профконсультационной практике приемы активизации профессионального и личностного самоопределения и перечисляют их в своей статье.
В статье выделены этапы подготовки учащегося к ситуациям выбора профиля обучения:
- пропедевтический
- основной
- завершающий.
Подробно раскрыты содержание этапов и виды деятельности на этих этапах.
Проанализированы учебно-методические пособия, позволяющие выстроить ориентационные курсы.
Предложены критерии оценки готовности учащегося к выбору профиля.


Раздел 6. Предпрофильная подготовка.

1. Предпрофильная подготовка: Начало эксперимента /М-во образования РФ. – М.: Альянс-пресс, 2004. – 311с.
Ключевые слова: предпрофильная подготовка, нормативная база, элективные курсы, планирование.
В книге излагаются основные вопросы, на которые необходимо ответить  при организации предпрофильной подготовки в 9 классах общеобразовательных учреждений изложены нормативные и учебно-методические, которые были разработаны в субъектах Российской Федерации, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения. Книга отражает опыт  организации предпрофильной  подготовки, и её материалы могут  служить  примерной основой  для разработки  содержания и организации первого (подготовительного) этапа профильного обучения как на региональном и муниципальном уровне, так и в отдельных общеобразовательных учреждениях.
2. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Предложения по организации эксперимента по профильной ориентации учащихся основной школы //Педагогическая мастерская. – 2003. – ¹4. – С.9-11
Ключевые слова: профильная ориентация, предпрофильная подготовка.
        В статье выделены этапы подготовки учащихся к ситуациям выбора профиля обучения: (пропедевтический, основной, заключительный), характеризуется каждый этап по содержанию, дается пример диагностьического материала, описываются примерные критерии готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе.
3. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования: программа курса профильной ориентации для учащихся 9 классов общеобразовательных школ (24 часа в рамках предпрофильной подготовки) //Педагогическая ориентация. – 2003. – ¹4. – С.5-8.
Ключевые слова: предпрофильная подготовка, программа, пояснительная записка, тематический план, профильная ориентация.
        В начале статьи дана пояснительная записка, в которой раскрывается понятие «профильная ориентация», предлагается организационный курс, цель которого помочь в профессиональном выборе учащегося, также описываются методы помощи в профессиональном выборе.
        Далее дан тематический план и программа курса.

Раздел 7. Профильное обучение

1. Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения //Педагогическое  образование и наука. – 2003. – ¹1. – С.46-51.
См. также: //Школьные технологии. – 2003. – ¹4. – С.22-31.
Ключевые слова: профильное обучение, учебный процесс, качество.        Автор статьи пишет о необходимости разработки модели функционирования дидактической системы обеспечивающей профильное обучение и описывает педагогические исследования, в которых теоретически и практически обосновываются новые условия профильного обучения. Автором представлен опыт работы школ Кемеровской области.
2. Африна Е. Готовимся к профильному обучению //Народ. образование. – 2004. – ¹8. – С.120-126.
Ключевые слова:  физика, профильное обучение, компонент, информационные технологии.
Автор статьи останавливается на проблемах преподавания физики  в школе, пишет о том, что необходимо обновлять содержание и педагогические технологии в преподавании школьного курса физики. Изучение физики должно создавать основу для формирования физической картины мира. Автор  представила интересный опыт преподавания физики в своей школе.
3. Безденежных Т., Шмелов В. Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения //Директор  школы. – 2003. – ¹ 1. – С.7-11.
Ключевые слова: профильное обучение, профилизация, учебные планы.
        В статье дается анализ  «Концепции профильного обучения» с точки зрения практиков, которые считают и надеются, что развитие профильного обучения будет идти на основе живого проверенного практикой опыта.
4. Виноградова Н.Ф. Индивидуализация обучения в начальной  и профильной школах: парадоксы взаимодействия //Профильная школа. – 2003. – ¹2. – С.13-16.
Ключевые слова: профильное обучение, начальная школа, индивидуализация.
Сегодня существует тенденция ранней профильной дифференциации образования, многие практические работники убеждены, чем раньше начнется углубленное изучение какой-либо образовательной области или предмета, тем усиленнее будет идти овладение профилем в старшей  школе. Здесь заходит разговор о индивидуализации обучения как о функции предпрофильного обучения.
5. Вифлиемский А.Б. Сетевые модели профильного обучения //Школьные технологии. – 2004. - ¹4. – С.53-60.
Ключевые слова: сельская школа, профильное обучение, сетевые модели, реструктуризация.
Статья адресована, прежде всего, руководителям муниципальных органов управления образованием и директорам школ. Проблемы, о которых пишет автор, характерны не только в Нижегородской области. Итак, автор дает анализ:
• моделей реструктуризации сети сельских образовательных учреждений, которые отрабатывались в этом регионе (сельский школьный учебно-производственный центр, социокультурный комплекс);
• моделей сетевой организации профильного обучения: определены проблемы, на которые наталкиваются на практике сетевые модели профильного обучения.
6. Воронина Г.А. Вариативность как характеристика содержания профильного образования: на примере  темы «Основы генетики»  //Профильная школа. – 2005. – ¹1. – С.23-26.
Ключевые слова: профильное образование, дифференциация.
В настоящее время  в практику работы общеобразовательных школ на старшей ступени общего образования активно внедряется двухуровневое (базовый и профильный уровень) обучение. Как показали проведенные  опросы педагогов, ряд проблем в преподавании предметов на профильном уровне связан с отсутствием учебников для профильных классов и  необходимостью корректировки учебного материала учителем. В данной статье идет речь об особенностях преподавания курса «Общая биология» в классах в классах разных профилей (гуманитарного, математического и естественно-научного) на примере темы «Основы генетики».

7. Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе //Народное образование. – 2002. – ¹9. – С.113 -122.
Ключевые слова:  дифференциация обучения, содержание образования, учебный план, интеграция.
        Автор считает, что, проектируя образовательные системы и технологии в современных условиях, разработчики должны учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, на разную глубину усвоения изучаемого материала, так чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному заказу общества.
        О проблемах, возникших при отборе содержания образования для профильной школы, о структуре учебного плана профильной школы, о проблеме наполнения этой структуры -  вот круг вопросов, которые надо решить в профильной школе, по мнению автора.
8. Дымарская О. К вопросу о профилизации школы //Высшее образование в России. – 2002. – ¹5. – С.46-54.
Ключевые слова: профилизация,  профильное обучение, опыт работы.
        В начале статьи автор раскрывает идею реформирования старшей школы. Далее идет материал с анализом уже имеющегося  отечественного опыта профильного образования старшеклассников, в частности рассматривается опыт развития физико-математических школ (ФМШ).
        Автор отмечает, что роль ФМШ в воспроизводстве кадрового потенциала российской науки претерпела значительные изменения по сравнению с предполагаемыми целями создания школ подобного рода.
9. Кудинова Н.С., Пугал Н.А. Профильное обучение в современной школе. На  примере биологического профиля /Н.С.Кудинова   //Образо¬вание в современной школе. - 2004. - ¹11. - С.16-20.
Ключевые слова: профильное обучение, дифференциация.
Авторы статьи считают, что долгое время обучение в школе проводилось по единому учебному плану и программам. Это не позволяло выявлять профессиональные интересы школьников, приводил к перегрузке учебным материалом одних и недогрузкой других, что не могло не сказаться на общей успеваемости каждого ученика.
Решением данной проблемы является использование дифференциации – профильного обучения.
В статье определены  преимущества дифференциации обучения; о цели профильного обучения.
Одной из проблем, с которой сталкиваются специалисты при внедрении профильного обучения количество профилей и их учебно-методическое сопровождение.
Более подробно рассмотрены элективные курсы как один из типов учебных предметов в системе профильного обучения.
Использование компьютерных технологий при обучении в профильной школе позволяют учителю более эффективно организовать информационно-коммуникативную среду и внедрить активные методы учебной деятельности.
10. Кузнецов А.А., Филатова Л.О. Базисный учебный план старшего звена школы в условиях введения профильного обучения /А.А.Кузнецов //Вопросы образования. - 2004. - ¹3. - С.162-192.
Ключевые слова: профильное обучение, базисный учебный план.
По мнению авторов, введение профильного обучения во многом изменит традиционные подходы к формированию базисного (БУП) школы. Документ этот настолько  важен и так много определяет в жизни школы, содержании обучения, организации учебного процесса, что изменение принципов его построения заслуживает специального обсуждения. Этому и посвящена данная статья.
Авторы остановились на ключевых моментах решения проблемы БУП:
- возможные варианты изменения соотношения в учебном плане инвариантного и вариативного компонентов
- базовые общеобразовательные курсы
- профильные общеобразовательные курсы
- элективные курсы
Также, рассмотрены возможности учебного плана в реализации профильного обучения, предлагаемые изменения в содержании БУП для старшей ступени школы.
11. Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей //Школьные технологии. – 2002. – ¹6. – С.75-81.
Ключевые слова: профильное образование, профильное обучение, профилизация.
12. Никифорова, А. В. и др. Модель многопрофильного лицея ¹11 (экспериментальная программа) /А.В.Никифорова, И.А.Бушенкова, Н.А.Иванова //Профильная школа. -2003.-¹2.-С.32-38.
Ключевые слова: профильный, модель, лицей, программа
Представлен опыт работы многопрофильного лицея ¹ 11 г. Великие Луки. Представлена система  организации образовательного процесса.
13. Остапенко А.А. Профильное  обучение в старших классах малочисленной школы //Школьные технологии. – 2003. – ¹3. – С.95-98.
Ключевые слова: профильное обучение, малочисленная школа, аспекты модели.
        Автор статьи предлагает модель профильного обучения для малочисленной (в том числе сельской) школы. Модель имеет несколько степеней свободы, обеспечивающих её вариативность и возможность адаптации к разным условиям и типам школ. Также раскрывается суть предлагаемой модели через объяснение содержания аспектов этой модели (организационный, временной, содержательный и  уровневый). Для удобства аспекты сведены в таблицу. Эта модель проходит апробацию с 2002 года в Краснодарском крае.
14. Остапенко А.А., Скопин А.Ю. Пути реализации концепции профильного обучения в сельской школе //Школьные технологии. – 2003. – ¹4. – С.39-48.
См. также: //Сельская школа. – 2003. – ¹4. – С.18-25.
Ключевые слова: профильное обучение, сельская школа.
        Утвержденная Министерством  образования РФ Концепция профильного обучения требует ряда уточнений, связанных с путями её реализации в сельской школе. Уточнения касаются как терминологически-понятийного аппарата концепции, так и конкретных моделей реализации.
        Именно эти вопросы рассматриваются в данной статье.
15. Остапенко А.А., Ткаченко Е.В. Профильное обучение: в поисках оптимальной модели /А.А.Остапенко, Е.В. Ткаченко //Школьные технологии. – 2004. – ¹4. – С.90-92.
Ключевые слова: профильное обучение, сельская школа.
Авторы в своей статье предлагают модель профильного обучения  для малочисленной (в том числе сельской) школы. Эта модель имеет ряд степеней свободы, обеспечивающих её вариативность и возможность адаптации к разным условиям и типам школ. Раскрывая суть данной модели, авторы остановились на следующих аспектах: организационном, временном, содержательном и уровневом.
16. Петунин О. В классах естественно-научного профиля //Народное образование. – 2004. – ¹9. – С.144-147.
Ключевые слова: профильное обучение, урок, методы обучения, формы обучения.
Известно, что прообразом будущей профильной школы в какой-то мере выступают нынешние классы и школы с углубленным изучением предметов.
Профильное обучение отличается от непрофильного тем, что широко используется целый ряд форм и методов урочной и внеурочной работы (элементы лекционно-семинарской системы , проектная и исследовательская деятельность школьников, экспериментальные задания и т.д.)
В данной статье рассматриваются формы и методы работы на уроке и дана их краткая характеристика.
17. Романовская М. и др. Профильная школа: пути и проблемы становления (Материалы одного исследования) //Директор школы.-2003.-¹7.-С.12-20.
Ключевые слова: профильная школа, обучение, исследования.
В материале даны результаты исследования, проходившего в школах города  Москвы, по вопросам профильного обучения.
18. Филиппова Н., Пучкина Е. Разноуровневое обучение в профи¬льной школе/Н.Филиппова, Е. Пучкина  //Фэн хэм мэктэп.-2004.-¹1 -С.10-13.
Ключевые слова: профильное обучение, разноуровневое обучение.
В статье рассматривается опыт работы средней школы ¹ 28 г.Набережные Челны по работе с профильными классами. Одним из направлением организации  работы по профильному обучению является разноуровневое обучение.

Раздел 8. Портфолио учащихся

1. Артемова Л.К. Модель выпускника-гимназиста профильного класса //Педагогика. – 2004. – ¹9. – С.53-57.
 Ключевые слова: модель, профильный класс, психологическая диагностика, выпускники.
В связи с модернизацией образования  новое созвучие и актуальность получают в России идеи, казалось, ушедшие в прошлое. Одним из начинаний, неоправданно отправленныхна перефирию общественног сознания, оказалось профильное обучение, позволяющие учесть специфику индивидуальной траектории получения образования и существенно поднять его качество для каждого российского ученика. Аксиологическому аспекту этой проблемы посвящена данная статья, в которой обсуждается модель выпускника профильной школы.
Опираясь на практический опыт работы в образовательных  учреждениях г.Новокузнецка и учитывая современные достижения психологической и педагогической наук, в статье дана попытка изложить один из вариантов подобной модели.
2. Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты: на основе материалов зарубежных источников //Психологическая наука и образование. – 2004. – ¹4. – С.5-10.
Ключевые слова: портфолио, оценка, самооценка, модернизация, саморефлексия, метарефлексионный анализ, презентация.
Раскрывается понятие «портфолио» в контексте образования. Выдвигается предположение, что идея портфолио может стать существенным элементом модернизации российской школы, при условии соответствующего психолого-педагогического и дидактико-методического обеспечения учебного процесса.
3. Пинский А.А. Рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной школы/А.А.Пинский //Практика админ.работы в школе.-2003.-¹7.-С.3-8.
Ключевые слова: портфолио, рейтинг, учащийся, профильное обучение.
Проблема перехода от оценки знаний, умений и навыков к оценке достижений школьников является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. ориентация на развитие мотивации достижений у учащихся позволяет преодолеть комплекс школьной неполноценности, которым страдают многие дети. Однако что надо изменить в школе, чтобы развить у большинства ребят мотивацию достижений? Прежде всего необходимо внести изменения в оценочную деятельность педагогов. Так называемый «портфолио» является способом фиксирования и накопления достижений учащихся. Поэтому представленные в статье рекомендации  могут быть интересны не только для образовательных учреждений, учащихся в широкомасштабном эксперименте по модернизации российского образования, но и для всех руководителей школ и педагогов, которые интересуются нетрадиционными способами оценки достижений школьников.

Раздел 9. Элективные курсы

1. Алексеев С. В. и др. Экологический практикум //Профильная школа. - 2005. - ¹1. - С.47-56.
2. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Филина И.Н. Математические основы информатики //Профильная школа. – 2004. – ¹5. – С.19-20.
3. Аршанский Е.Я. Химия для физматиков: как подготовить и провести урок //Химия в школе. – 2003. – ¹1. – С.23-30.
Ключевые слова: профильная направленность, методика, химия.
        В данной статье предложены, методические подходы к структурированию содержания и разработке уроков химии для учащихся физико-математических классов.
4. Ахбарова Г. Официально-деловой стиль речи в обучении русскому языку //Фэн hэм мэктэп. – 2005. – ¹3. – С.9-10.
5. Борисов С.В. Философские беседы //Профильная школа. – 2004. – ¹6. – С.48-49.
6. Буланов С. Картографический метод исследований: Программа элективного курса для учащихся естественно-научных и общественно-гуманитарных профильных классов – 34ч //Школьное планирование. – 2004. – ¹1. – С.72-78.
7. Гомонов С.А.Замечательные неравенства, и их обоснование и применение //Профильная школа. – 2004. – ¹5. – С.21-29.
8. Гордеев, А.С. Программа элективного курса "Решение олимпиад¬ных задач по химии" /А.С.Гордеев  //Химия (приложение). - 2004. - ¹13. - С.5.
9. Ермаков Д.С. Элективные курсы для профильного обучения //Педагогика. – 2005. – ¹2. – С.36-41.
Ключевые слова: профильное обучение, учебный план, элективный курс.
В начале статьи дан небольшой материал по истории дифференциации обучения. Далее автор дает объяснение процессу перехода на массовое профильное обучение в настоящее время.
Выделив 3 блока учебного плана профильного обучения, автор более подробно остановился на третьем блоке – элективных курсах. он пишет о требованиях к учебным изданиям для профильного обучения, о функциях элективных курсов, о подходах к отбору содержания элективных курсов, какими требованиями должны определятся  методы и форы обучения, о необходимости системы контроля уровня достижений учащихся и критериях оценки.
10. Ермакова Д.С., Петрова Г.Д. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения //Школьные технологии. – 2003. – ¹6. – С.23-29.
Ключевые слова: профильное обучение, элективные курсы, учебный план, УМК, формы контроля.
Авторы статьи выделили и определили причины создания профильной школы, сформулировали цели, которые предусмотрены при переходе к профильному обучению. Остановились на истории вопроса профилизации обучения.
Особое внимание уделили раскрытию содержания профильного обучения. С этой целью остановились на проблеме5 учебного плана профильного обучения, выделили цели изучения элективных курсов, функции, выполняемые элективными курсами; указали на основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации ЭК.
Определили основные элементы учебно-методического комплекса (УМК) элективного курса.
11. Звавич Л.И. Элективные курсы образовательной области «Математика» //Профильная школа. – 2004. – ¹5. – С.14-18.
12. Земляков А.Н. Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики //Профильная школа. – 2004. – ¹5. – С.41-43.
13. Кабардина, С.И., Шефер, Н.И. Измерение физических величин /С.И. Кабардин   //Профильная школа. - 2005. - ¹1. - С.40-42.
14. Каспржак, А. Г. Элективные курсы образовательной области "Естествознание" /А.Г.Каспржак //Профильная школа. - 2005. - ¹1. – С.39.
15. Касумова М.Ю. Деловой русский язык //Профильная школа. – 2004. – ¹4. – С.41-42.
16. Кузнецов А.А. Элективные курсы по информатике //Профильная школа. – 2004. – ¹1. – С.24-29.
17. Кухаренко И.А., Логинова Н.Ф., Сергоманов П.А. Психология человека и общества //Профильная школа. – 2004. – ¹6. – С. 34-35.
18. Лебедев О.Е. Элективные курсы по информатике //Профильная школа. – 2004. – ¹4. – С.28-31.
19. Милославский И.Г. Русский язык для говорения и письма //Профильная школа. – 2004. – ¹4. – С.32-40.
20. Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н. Элективные курсы образовательной области «Обществознание» //Профильная школа. – 2004. – ¹6. – С.36-38.
21. Обухов, Д.К., Кириленкова, В.Н. Клетки и ткани /Д.К.Обухов // Профильная школа. - 2005. - ¹1. - С.43-46.
22. Петунин О. Старшеклассники выбирают... Роль элективных курсов в предпрофильном и профильном биологическом образовании школьников /О.Петунин   //Учитель. - 2004. - ¹1. - С.22-25.
23. Петунин О. Элективные курсы для профильного биологического образования //Народное образование. – 2003. – ¹9. – С.104-111.
Ключевые слова: элективные курсы, биология, профильное обучение, управление.
Специалисты, работающие в области повышения квалификации школьных учителей, а также  директора школ и их заместители должны быть , как утверждает опыт не столько источником  профессионально-значимой для учителя информации, сколько организаторами его самостоятельной научно-методической работы.
24. Писемская Е. Профильное обучение: «целевая доминанта»: Курс английского языка с основами экономики в профильных классах старшей ступени общеобразовательных школ //Учитель. – 2004. – ¹6. – С.65-67.
25. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: Учеб.программы электив.курсов по соц.-гуманит. предметам для системы повышения квалификации /Сост.Е.Е.Вяземский. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 140с.
Ключевые слова: предпрофильная подготовка, профильное обучение, элективные курсы.
Данный сборник программ элективных курсов по социально-гуманитарным предметам призван помочь педагогам в организации профильной ориентации в процессе предпрофильной подготовки школьников.
26. Соколова О.В., Рябинина Л.А. Практическая стилистика //Профильная школа. – 2004. – ¹4. – С.43-44.
27. Стеанова Н.Л. Математика в архитектуре //Профильная школа. – 2004. – ¹5. – С.30-38
28. Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Математический язык через призму естественного языка, или язык математики //Профильная школа. – 2004. – ¹4. – С.39-40.
29. Хасан Б.И., Сергоманов П.А., Привалихина Т.И.Эффективное поведение в конфликте //Профильная школа. – 2004. – ¹6. – С.46-47.
30. Хотеенков В.Ф., Иванова Л.Ф. Программа курса «История техники» //Профильная школа. – 2004. – ¹6. – С.39-45

31. Элективные курсы в профильном обучении. – М.: Вита-пресс, 2004. – 144с.
Ключевые слова: профильное обучение, элективные курсы, конкурс.
В 2002г. Национальный фонд подготовки кадров объявил конкурс на разработку учебной литературы, обеспечивающей занятия по вариативному компоненту БУП  в старшей профильной школе.
Как итоговый документ этого конкурса было издано пособие из 7 разделов. Материалы пособия позволяют более подробно узнать о целях профильного обучения, нормативных документах, о месте элективных курсов в учебном плане школы и т.д.
32. Элективные курсы в профильном  обучении: Образовательная область «Обществознание» /М-во образования РФ; Нац.фонд подготовки кадров. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. – 96с.
33. Элективные курсы в профильном  обучении: Образовательная область «Математика» /М-во образования РФ; Нац.фонд подготовки кадров. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. – 96с.
34. Элективные курсы в профильном  обучении: Образовательная область «Филология» /М-во образования РФ; Нац.фонд подготовки кадров. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. – 112с.
35. Элективные курсы в профильном  обучении: Образовательная область «Технология» /М-во образования РФ; Нац.фонд подготовки кадров. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. – 48с.
36. Элективные курсы в профильном  обучении: Образовательная область «Естествознание» /М-во образования РФ; Нац.фонд подготовки кадров. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. – 96с.
37. Элективные курсы в профильном  обучении: Образовательная область «Информатика» /М-во образования РФ; Нац.фонд подготовки кадров. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. – 112с.
38. Элективные  ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в профильной подготовке школьников: Учеб.-метод.пособие /М-во образования РФ; АПК и ПРО. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с.
Ключевые слова: предпрофильное обучение, элективные курсы.
Учебно-методическое пособие раскрывает вопросы содержания и методов проведения предпрофильной подготовки школьников. Пособие включает в себя различные средства для проведения профильной ориентации учащихся: рекомендации по содержанию деятельности педагогических кадров, тесты, эвристические задания, программы ориентационных элективных курсов и


Сост.: Музафарова М.Х., Галиуллина Д.-М.Р



Скачать документ

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.