Курсы по выбору с экологической направленностью для предпрофильной подготовки в основной школе.
Познай себя и окружающий тебя мир
Л.Д. Галеева, учитель биологии
средняя школа ¹ 7 г. Набережные Челны
Пояснительная записка
Курс рассчитан на 8 часов.
Цель: способствовать формированию понятий об организме как едином целом о его взаимосвязи с окружающей средой. Содействовать формированию устойчивых желаний к сохранению и укреплению своего здоровья.
способствовать формированию понятий об организме как едином целом о его взаимосвязи с окружающей средой. Содействовать формированию устойчивых желаний к сохранению и укреплению своего здоровья. Задачи: обеспечить усвоение учащимися знаний об охране здоровья, о факторах угрожающих здоровью человека;
обеспечить усвоение учащимися знаний об охране здоровья, о факторах угрожающих здоровью человека;способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям таких наук как экология, биология, гигиена, анатомия, физиология и т.д.
способствовать пониманию бережного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих.
Курс «Познай себя и окружающий мир» вооружает учащихся элементарными знаниями по биологии, экологии и т.д. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения перечисленных наук.
Содержание программы включает основные понятия и термины по экологии, анатомии, физиологии входящие в перечень обязательных общеобразовательных знаний, разработанных Министерством образования РФ.
включает основные понятия и термины по экологии, анатомии, физиологии входящие в перечень обязательных общеобразовательных знаний, разработанных Министерством образования РФ.Данная программа предусматривает усовершенствование знаний, коррекцию, а так же системность, последовательность в обучении. Последовательность обусловлена логикой развития основных биологических, экологических понятий и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания сущности человека, как живого организма.
Технология обучения данного курса предусматривает теоретическую и практическую направленность.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание тем данного курса включает в себя и самостоятельную работу.
предполагает работу с разными источниками информации. Содержание тем данного курса включает в себя и самостоятельную работу.Учитывая краткосрочность курса, представляется целесообразным проведение вводного занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, а так же формами, видами и планированным объемом самостоятельных и творческих работ, которые им предстоит выполнить за данное время.
Итоговую творческую работу учащиеся выполняют по желанию, но это отражается на их итоговом рейтинге.
Тематическое планирование
¹
| Наименование тем курса
| Всего часов
| В том числе:
| Форма контроля
| | | | лекции
| практика
| семинары
| | 1
| Введение
| 1
| 1
| | | | 2
| Человек - как биосоциальное существо
| 1
| 1
| | | | 3
| Общий обзор строения организма
| 2
| 1
| 1
| | тестированиее
| 4
| Человек и экология
| 1
| | | 1
| | 5
| Экология нашего Города
| 1
| | | 1
| | 6
| Экология нашего дома
| 1
| | | 1
| | 7
| Итоговое занятие
| 1
| | | 1
| защита работ
| | ИТОГО
| 8
| 3
| 1
| 4
| |
Содержание курса.
Введение (1ч).
Ознакомление учащихся с содержанием курса, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих работ которые им предстоит выполнить за данное время. Ознакомление учащихся с целями и задачами курса.
Примерные темы самостоятельных и творческих работ:
1. Промышленные предприятия города Наб. Челны;
2. Заболевания связанные с экологической обстановкой г. Наб. Челны;
3. Влияние на организм человека евро-интерьера;
4. Пищевые добавки - за и против;
5. Озеленение города;
6. Озеленение жилья и т. д.
Человек - как биосоциальное существо. (1ч).
Место человека в системе органического мира. Место человека в экосистемах и биосфере в целом.
Человек-существо биосоциальное наряду с видовыми особенностями и функциями живого организма. Для него характерны все основные формы взаимодействия с другими живыми организмами и факторами неживой природы.
Общий обзор строения организма. (2ч).
Клеточное строение организма. Химический состав клетки. Строение и функции клетки. Основные типы тканей. Строение и функции систем органов.
Человек и экология. (1ч).
Наука экология. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организм человека. Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами население планеты.
Экология нашего города. (1ч).
Промышленные предприятия города Наб.Челны, их влияние на экологию города. Антропогенный фактор - фактор воздействия деятельности человека на окружающую среду и живые организмы. Экологизация производства. Меры по образованию экологических комплексов. Экологическое образование.
Экология нашего дома. (1ч).
Экологическое состояние жилья. Влияние современной мебели, современного интерьера на здоровье человека. Способы и меры оздоровления нашего жилья. Как и чем мы питаемся.
Итоговое занятие. (1ч).
Защита рефератов, творческих работ и т.д.
Литература для учащихся
Галушкова Н.И. Биология для поступающих в вузы часть 3 (анатомия и физиология). -Волгоград: изд-во «Братья Гринины», 1996.
Захаров В.Б., Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания». - М.: Просвещение, 2003.
Исмаилов С.Т. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+ , 1996.
. Коробкин В.И., Передельский В.И. Экология в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. - М.: Просвещение, 1997.
Галушкова Н.И. Биология для поступающих в вузы часть 3 (анатомия и физиология). -Волгоград: изд-во «Братья Гринины», 1996.
Захаров В.Б., Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания». - М.: Просвещение, 2003.
Исмаилов С.Т. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+ , 1996.
. Коробкин В.И., Передельский В.И. Экология в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. - М.: Просвещение, 1997.
Литература для учителя
Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология. - М.: Мир, 1993.
Елисеев ИА. Лучшие рефераты по экологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Каменский А.А, Ким А.И. и др. Биология. - Изд-во Эксмо, 2003.
Человек и окружающая среда
Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология. - М.: Мир, 1993.
Елисеев ИА. Лучшие рефераты по экологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Каменский А.А, Ким А.И. и др. Биология. - Изд-во Эксмо, 2003.
Человек и окружающая среда
О.Н. Федорова, учитель биологии
средняя школа ¹3 г. Менделеевск
Пояснительная записка
Цель: способствовать формированию у учащихся экологической культуры.
способствовать формированию у учащихся экологической культуры.Задачи:
- раскрыть и углубить экологические понятия,
- обучить способам и методам экологической оценки окружающей среды,
- побудить обучающихся в деятельность, направленную на улучшение экологической обстановки,
- практическая деятельность по улучшению состояния местной окружающей среды.
Содержательные элементы: освоение понятий, способов и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач.
освоение понятий, способов и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач.Форма проведения: групповые, индивидуальные,
: групповые, индивидуальные, Виды занятии: теоретические и практические занятия.
: теоретические и практические занятия.Основные принципы организации и проведения курса: систематизация, совершенствовании, интеграция.
систематизация, совершенствовании, интеграция.Критерии оценки ожидаемых результатов:
развитие экологического сознания, мышления;
выработка умения и навыков грамотного поведения на природе.
Форма отчетности: защита творческих и исследовательских работ.
защита творческих и исследовательских работ.
Учебно-тематический план
Раздел
| Тема
| Количество часов
| Форма проведения
| | | теорет.
| практ.
| | Экологическое образование и решение экологических проблем
| Введение, Управление окружающей средой и стратегия экологического образования
| 1
| | лекция
| | Школьники об экологических проблемах и их решения
| 1
| | дискуссия
| | Обучение принятию решений: теоретические основы
| 1
| | лекция
| Экологические проблемы: опыт принятия решений
| Путь решения проблемы
| 1
| | лекция
| | Учебные экологические ситуации
| 1
| | круглый стол
| | Учебный экологический проект "Малая река"
| 2
| 6
| исследование
| Заключение
| Экологические проблемы моей мало Родины.
| 1
| | пресс-конференция
| | Всего часов
| 8
| 6
| | Содержание:
Раздел 1.Экологическое образование и решение экологических проблем.
.Содержание данного раздела направлено на осознание учащимися социально - экологических процессов, происходящих в окружающем мире для выработки стратегии и критериев экологически целесообразного поведения, а также на освоение научно обоснованных способов принятия решений, а также на предоставление учащимся возможности мотивировано участвовать в решении местных экологических проблем, приобретать опыт в достижении целей, повышать компетентность в выдвижении, оценки и выборе альтернатив, в разрешении жизненных конфликтов.
Раздел 2. Экологические проблемы: опыт принятия решения.
В данном разделе рассматривается структура процесса принятия решения и практические подходы к обучению этому виду деятельности.
В проекте «Малая река» ставятся задачи:
- познакомиться с основами российского водоохранного законодательства, знать и соблюдать конституционные экологические права и обязанности граждан РФ;
- выявить нарушения охранного режима городской реки и разработать, мероприятия по ее охране;
- ознакомиться с методами проведения социологических исследований;
- освоить способы стимулирования активности в процессе принятия решений.
Учащимися проводится большая исследовательская работа по изучению состояния малой реки, протекающей по данной территории. Влияние промышленных предприятий на видовой состав флоры и фауны. Предполагаются мероприятия:
1. Конкурс и выставка рисунков для младших школьников
2. Акция: очистить берега от мусора
3. Анкетирование жителей и участников минипроекта чтобы выяснить, как изменилось их отношение к проблеме мусора, что удалось, и что можно улучшить.
В заключении проводится пресс-конференция с приглашением руководителей предприятии, экологов для ознакомления с данной проблемой и возможные пути ее решения.
Глобальные и региональные экологические проблемы
Глобальные и региональные экологические проблемы
Э.М. Амирханова, учитель географии
средняя школа ¹4 г.Набережные Челны
Пояснительная записка
Данный курс по выбору подготовлен для учащихся 9-ых классов и рассчитан на 18 часов
Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. В настоящее время познание различных аспектов взаимосвязей между природой и обществом, поиски путей оптимизации отношений между ними - важнейшее направление географических исследований. Глобальные и региональные проблемы экологии целиком находятся в центре внимания географии.
Цель: формирование основ экологической культуры.
формирование основ экологической культуры.Задачи:
познакомить учащихся с экологическими проблемами;
раскрыть и углубить ведущие экологические понятия.
Содержательные элементы: освоение понятий, способов и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач и экологических проблем.
освоение понятий, способов и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач и экологических проблем. Технология обучения: дискуссии, деловые игры, практические занятия.
дискуссии, деловые игры, практические занятия. Основные принципы: лекции, беседы, лабораторные и практические работы.
лекции, беседы, лабораторные и практические работы. Критерии оценки ожидаемых результатов: развитие экологической культуры, экологического мышления, сознания, выработка умений и навыков, грамотное поведение на природе.
развитие экологической культуры, экологического мышления, сознания, выработка умений и навыков, грамотное поведение на природе. Формы отчетности: научно-практические конференции, творческие работы.
научно-практические конференции, творческие работы.
Тематический план
Раздел
| Название темы
| Количество часов
| Введение
| 1. Задачи и содержание курса
| 1
| | 2. Понятие о рациональном природопользовании
| 2
| | 3. Биоэкологические и геоэкологические основы охраны природы
| 2
| | 4. Угроза гибели всего человечества в случае ядерного конфликта
| 1
| Глобальные экологические проблемы
| 5. Парниковый эффект
| 1
| | 6. Экологическая роль озонового слоя в атмосфере
| 1
| | 7. Антропогенные воздействия на ближний космос
| 1
| | 8. Глобальные биоэкологические проблемы
| 2
| | 9. Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов и энергоносителей
| 2
| Региональные экологические проблемы
| 10. Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов
| 2
| | 11. Причины позитивного решения региональных геоэкологических проблем
| 3
| | Всего
| 18
|
Содержание программы курса
Задачи и содержание курса: Природа - источник ресурсов и среда обитания человеческого общества. Природные ресурсы, природные условия, природная среда и их состояние. Антропогенные изменения природной среды в процессе природопользования. Возникновение антропогенных изменений природных комплексов.
Понятие о рациональном природопользовании: как единстве человеческой деятельности по использованию природных ресурсов и сохранению при этом благоприятных для жизни свойств природной среды. Причины современного обострения проблем рационального природопользования. Понятие о загрязнении природной среды. Нарастание ее загрязнения.
Биоэкологические и геоэкологические основы охраны природы. Экология как биологическая наука о взаимодействии между живыми организмами и средой их обитания. Место экологии в исследовании биологических проблем природопользования. Понятие о геоэкологии.
Географические следствия антропогенных изменений природы. Глобальные, региональные и локальные геоэкрологические проблемы. Понятие об экологическом кризисе. Мониторинг - наблюдение и контроль за состоянием географической среды. Экология космических методов исследования в организации мониторинга. Роль географической науки в решении экологических проблем.
Угроза гибели всего человечества в случае ядерного конфликта. Геоэкологические следствия ядерной войны - "ядерная зима". Предотвращение ядерной войны - важнейшая глобальная проблема.
Парниковый эффект. Причины его возникновения. Возможные геоэкологические следствия. Индустриально-развитые страны - основные виновники антропогенных изменений состава атмосферы. Необходимость международного сотрудничества по предотвращению антропогенных изменений атмосферы.
Экологическая роль озонового слоя в атмосфере. Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.
Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.
Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.
Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.
Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.
Природа - источник ресурсов и среда обитания человеческого общества. Природные ресурсы, природные условия, природная среда и их состояние. Антропогенные изменения природной среды в процессе природопользования. Возникновение антропогенных изменений природных комплексов.
Понятие о рациональном природопользовании: как единстве человеческой деятельности по использованию природных ресурсов и сохранению при этом благоприятных для жизни свойств природной среды. Причины современного обострения проблем рационального природопользования. Понятие о загрязнении природной среды. Нарастание ее загрязнения.
Биоэкологические и геоэкологические основы охраны природы. Экология как биологическая наука о взаимодействии между живыми организмами и средой их обитания. Место экологии в исследовании биологических проблем природопользования. Понятие о геоэкологии.
Географические следствия антропогенных изменений природы. Глобальные, региональные и локальные геоэкрологические проблемы. Понятие об экологическом кризисе. Мониторинг - наблюдение и контроль за состоянием географической среды. Экология космических методов исследования в организации мониторинга. Роль географической науки в решении экологических проблем.
Угроза гибели всего человечества в случае ядерного конфликта. Геоэкологические следствия ядерной войны - "ядерная зима". Предотвращение ядерной войны - важнейшая глобальная проблема.
Парниковый эффект. Причины его возникновения. Возможные геоэкологические следствия. Индустриально-развитые страны - основные виновники антропогенных изменений состава атмосферы. Необходимость международного сотрудничества по предотвращению антропогенных изменений атмосферы.
Экологическая роль озонового слоя в атмосфере. Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.
Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.
Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.
Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.
Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.
как единстве человеческой деятельности по использованию природных ресурсов и сохранению при этом благоприятных для жизни свойств природной среды. Причины современного обострения проблем рационального природопользования. Понятие о загрязнении природной среды. Нарастание ее загрязнения.
Биоэкологические и геоэкологические основы охраны природы. Экология как биологическая наука о взаимодействии между живыми организмами и средой их обитания. Место экологии в исследовании биологических проблем природопользования. Понятие о геоэкологии.
Географические следствия антропогенных изменений природы. Глобальные, региональные и локальные геоэкрологические проблемы. Понятие об экологическом кризисе. Мониторинг - наблюдение и контроль за состоянием географической среды. Экология космических методов исследования в организации мониторинга. Роль географической науки в решении экологических проблем.
Угроза гибели всего человечества в случае ядерного конфликта. Геоэкологические следствия ядерной войны - "ядерная зима". Предотвращение ядерной войны - важнейшая глобальная проблема.
Парниковый эффект. Причины его возникновения. Возможные геоэкологические следствия. Индустриально-развитые страны - основные виновники антропогенных изменений состава атмосферы. Необходимость международного сотрудничества по предотвращению антропогенных изменений атмосферы.
Экологическая роль озонового слоя в атмосфере. Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.
Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.
Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.
Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.
Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.
Экология как биологическая наука о взаимодействии между живыми организмами и средой их обитания. Место экологии в исследовании биологических проблем природопользования. Понятие о геоэкологии.
Географические следствия антропогенных изменений природы. Глобальные, региональные и локальные геоэкрологические проблемы. Понятие об экологическом кризисе. Мониторинг - наблюдение и контроль за состоянием географической среды. Экология космических методов исследования в организации мониторинга. Роль географической науки в решении экологических проблем.
Угроза гибели всего человечества в случае ядерного конфликта. Геоэкологические следствия ядерной войны - "ядерная зима". Предотвращение ядерной войны - важнейшая глобальная проблема.
Парниковый эффект. Причины его возникновения. Возможные геоэкологические следствия. Индустриально-развитые страны - основные виновники антропогенных изменений состава атмосферы. Необходимость международного сотрудничества по предотвращению антропогенных изменений атмосферы.
Экологическая роль озонового слоя в атмосфере. Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.
Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.
Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.
Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.
Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.
Глобальные, региональные и локальные геоэкрологические проблемы. Понятие об экологическом кризисе. Мониторинг - наблюдение и контроль за состоянием географической среды. Экология космических методов исследования в организации мониторинга. Роль географической науки в решении экологических проблем.
Угроза гибели всего человечества в случае ядерного конфликта. Геоэкологические следствия ядерной войны - "ядерная зима". Предотвращение ядерной войны - важнейшая глобальная проблема.
Парниковый эффект. Причины его возникновения. Возможные геоэкологические следствия. Индустриально-развитые страны - основные виновники антропогенных изменений состава атмосферы. Необходимость международного сотрудничества по предотвращению антропогенных изменений атмосферы.
Экологическая роль озонового слоя в атмосфере. Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.
Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.
Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.
Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.
Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.
Геоэкологические следствия ядерной войны - "ядерная зима". Предотвращение ядерной войны - важнейшая глобальная проблема.
Парниковый эффект. Причины его возникновения. Возможные геоэкологические следствия. Индустриально-развитые страны - основные виновники антропогенных изменений состава атмосферы. Необходимость международного сотрудничества по предотвращению антропогенных изменений атмосферы.
Экологическая роль озонового слоя в атмосфере. Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.
Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.
Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.
Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.
Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.
Причины его возникновения. Возможные геоэкологические следствия. Индустриально-развитые страны - основные виновники антропогенных изменений состава атмосферы. Необходимость международного сотрудничества по предотвращению антропогенных изменений атмосферы.
Экологическая роль озонового слоя в атмосфере. Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.
Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.
Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.
Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.
Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.
Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.
Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.
Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.
Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.
Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.
Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.
Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.
Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.
Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.
Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.
Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.
Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.
Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.
Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.
Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.
Антропогенные изменения природных комплексов. Амазолии, их геоэкологические и хозяйственно-экономические следствия. Загрязнение Северного, Средиземного, Балтийского и Черного морей промышленными, сельскохозяйственными, коммунальными отходами и нефтепродуктами.
Примеры позитивного решения региональных, геоэкологических проблем. Геоэкологическое планирование и его осуществление в долине Тэннсси (США). Выполнение "Дельтоплана" по созданию и использованию польдеров в Нидерландах. Улучшение природных условий в "Каменной степи" (Воронежская область) посредством создания полезащитных лесополос.
Антропогенные изменения природных комплексов. Амазолии, их геоэкологические и хозяйственно-экономические следствия. Загрязнение Северного, Средиземного, Балтийского и Черного морей промышленными, сельскохозяйственными, коммунальными отходами и нефтепродуктами.
Примеры позитивного решения региональных, геоэкологических проблем. Геоэкологическое планирование и его осуществление в долине Тэннсси (США). Выполнение "Дельтоплана" по созданию и использованию польдеров в Нидерландах. Улучшение природных условий в "Каменной степи" (Воронежская область) посредством создания полезащитных лесополос.
Примеры позитивного решения региональных, геоэкологических проблем. Геоэкологическое планирование и его осуществление в долине Тэннсси (США). Выполнение "Дельтоплана" по созданию и использованию польдеров в Нидерландах. Улучшение природных условий в "Каменной степи" (Воронежская область) посредством создания полезащитных лесополос.
В гостях у Берендея
В.А. Сашинская, учитель географии
средняя школа ¹ 27 г.Набережные Челны
Пояснительная записка
Курс по выбору предназначен для учащихся 9-ых классов и рассчитан на 16 часов.
Цели: 1. Способствовать расширению и углублению знаний о лесе, как особом и важном экологическом факторе биосферы;
1. Способствовать расширению и углублению знаний о лесе, как особом и важном экологическом факторе биосферы;2. Способствовать формированию новых ценностных ориентации по отношению к природе, гуманистических идей;
3. Ознакомить школьников с реальными экологическими проблемами в лесной экосистеме России и Татарстана.
Задачи: 1. Вооружение знаниями, способствующими подготовке учащихся к выбору профессии, связанных с лесом;
1. Вооружение знаниями, способствующими подготовке учащихся к выбору профессии, связанных с лесом;2. Углубить теоретические знания учащихся о многосторонней ценности леса;
3. Раскрыть проблемы лесопользования и влияния человека на состояния лесов;
4. Научить практически применять полученные знания в своей жизни;
5. Способствовать формированию чувства гражданственности, патриотизма, культуры экологически оправданного поведения в природе, ответственности за состояние лесов родного края.
Курс по выбору предназначен для учащихся 9-ых классов и рассчитан на 16 часов.
Цели: 1. Способствовать расширению и углублению знаний о лесе, как особом и важном экологическом факторе биосферы;
1. Способствовать расширению и углублению знаний о лесе, как особом и важном экологическом факторе биосферы;2. Способствовать формированию новых ценностных ориентации по отношению к природе, гуманистических идей;
3. Ознакомить школьников с реальными экологическими проблемами в лесной экосистеме России и Татарстана.
Задачи: 1. Вооружение знаниями, способствующими подготовке учащихся к выбору профессии, связанных с лесом;
1. Вооружение знаниями, способствующими подготовке учащихся к выбору профессии, связанных с лесом;2. Углубить теоретические знания учащихся о многосторонней ценности леса;
3. Раскрыть проблемы лесопользования и влияния человека на состояния лесов;
4. Научить практически применять полученные знания в своей жизни;
5. Способствовать формированию чувства гражданственности, патриотизма, культуры экологически оправданного поведения в природе, ответственности за состояние лесов родного края.
Программа рассчитана на учащихся 9 классов.
Она включает новые знания для школьников, не содержащиеся в учебных базовых программах.
В рамках личностно ориентированного обучения предполагается использование «круглых столов», семинаров, дискуссий, игр, конференций, собеседования с учащимися по конкретным проблемам, проведение практических работ, изучение леса на «экскурсиях в природу», самостоятельное исследование проблемы на уроках - практикумах. Знание и практические умения, приобретённые учащимися при изучении данного курса, могут быть в последствии использованы ими в сферах своей будущей деятельности, способствовать поступлению на соответствующие факультеты вузов, техникумов, колледжей. Занятия направлены на расширение кругозора учащихся, на пополнение знаний о своём крае.
Основной формой проверки и оценки знаний являются выступления учащихся, изготовление ими картосхем, плакатов, выпуск бюллетеней, сбор лекарственного сырья, результаты исследования в лесничестве.
Тематический план
¹ п/п
| Раздел
| Тема занятия
| Форма проведения
| Кол-во часов
| 1
| Лес в нашей жизни. Многосторонняя ценность леса. 7 часов
| 1. Общее понятие о лесе. Его роль в природе
| Групповая работа. Практические работы ¹ 1. Составление схемы «Роль леса в природе» ¹ 2. Изучение растений своей местности с помощью гербариев
| 1
| | | 2 Экономическое значение леса. Почему лес называют «зелёным золотом»
| Экскурсия в ближайший лес. Практическая работа ¹ 4. «Составление характеристики участка леса. Определение видового разнообразия деревьев, кустарников, травянистых растений».
| 3
| | | 3 Лес и здоровье
| Конференция. Встреча с медработником
| 1
| | | Лес и искусство 4 Лес в произведениях художников, поэтов, музыкантов
| «Заочное путешествие» в картинную галерею
| 2
| | | 5 Лес и народное творчество
| Групповая работа
| | 2
| Влияние человека на состояние лесов 4 часа
| 6 Загрязнение окружающей среды и лес
| Урок - практикум. Организация исследования в национальном парке «Нижняя Кама»
| 1
| | | | | | | | | | | | | | | | | | 7 Болезни и вредители леса. Меры борьбы с ними
| Урок - лекция. Практическая работа ¹ 3 Составление таблицы «Меры по защите леса»
| 1
| | | | | | | | 8 Влияние рекреационной деятельности человека на лес
| Урок - дискуссия. Решение экологических задач
| 1
| | | 9 Лесные пожары
| «Круглый стол» с работником пожарной службы. Выпуск бюллетеня о пожарной опасности в лесу
| 1
| 3
| Наша помощь лесу
| 10. Лесовосстановление и лесоразведение
| Беседа с работником лесного хозяйства
| 1
| | | 11. На службе у леса
| Выпуск газеты о профессиях связанных с лесом. Пропаганда идей бережного отношения к лесу
| 1
| | | 12. В мире лесной гармонии. Значение национальных парков, заповедников
| Подведение итогов исследования в национальном парке «Нижняя Кама». Разработка кодекса туриста
| 2
| | | 13. По лесной тропе
| Интеллектуальная игра
| 1
| | Всего
| 16
|
Содержание программы курса
1 раздел. Лес в нашей жизни.
Раскрывается средообразующая роль леса: воздухоохранная (регулирование баланса кислорода и диоксида углерода) влияние на микроклимат, ослабление воздействия радиации, защита от шума выделение фитонцидов и т. д.
Почвозащитная: предохранение почвы от водной ветровой эрозии, выдувания и разрушения плодородного слоя почвы. Сохранение влаги.
Полезащитная функция леса.
Лес как источник эстетического воспитания. Лекарственные ресурсы леса. Рекреационное и экономическое значение леса.
2 раздел. Влияние человека на состояние лесов.
Раскрывает последствия антропогенного влияния на лесную экосистему. Рассматриваются причины, вызывающие заболевание леса. Знакомятся с организационно - техническими, профилактическими, защитными, химическими и нехимическими мерами по защите леса. Организованный и неорганизованный отдых в лесу. Вытаптывание. Шумовое воздействие.
Понятие о лесном пожаре. Действия человека при пожаре. Предупреждение лесных пожаров. Анализируются пути решения экологических проблем, связанных с лесом. Правила поведения в лесу.
3 раздел. Наша помощь лесу.
Изучаются профессии, связанные с лесом. Подготовка кадров для лесного хозяйства. Правовые вопросы охраны леса. Школьные лесничества.
Значение лесовосстановления и лесоразведения. Естественное и искусственное восстановление лесов. Значение национальных парков, заповедников. Сбор и обобщение материалов по опытнической работе в лесу. Пропаганда идей бережного отношения к лесу.
ЭКО - мир моей семьи
А.А. Габитова, учитель географии Набережночелнинского педколледжа
Пояснительная записка
Пояснительная записка
На рубеже столетий произошло переосмысление и понимание важности для современного общества универсальных компетенции и социальных практик, их все увеличивающегося значения для сосуществования разных Мировых культур. Современный взгляд на развитие человечества с целью повышения качества жизни людей за счет комплексного решения социальных» экологических, экономических проблем и эффективного управления окружающей средой. Интегрируя знания большинства школьных дисциплин, курс решает задачу теоретической и практической подготовки школьников в области управления процессами развития общества с учетом экологических и экономических факторов. Цель данного курса - создание ориентационной мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства 9-тиклассников с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания. Курс ориентирован на потребности учащихся, учителей, школы, родителей и позволяет:
• учащимся - систематизировать и углубить знания и навыки по обществознанию, экологии, географии, необходимые в повседневной жизни, и успешной профессиональной карьеры в области предпринимательства, менеджмента, управления, охраны окружающей среды, здравоохранения, социальной и научно-исследовательской работы;
• учителю - с учащимися освоить основы востребованных в обществе стратегического планирования, экологизации, управления проектами;
• школе - повысить конкурентоспособность, улучшить имидж, развить самоуправление, привлечь дополнительные средства;
• родителям - организовать досуг детей в школе в общественно значимой работе, облегчить их подготовку к самостоятельной жизни, решению «взрослых» проблем. В курсе есть все предметы, которые пригодятся в жизни, курс придумали для того, чтобы помочь нам - школьникам - обустроить свою жизнь. По отзывам педагогов, курс делает более эффективным обучение другим школьным предметам»
Основные задачи курса:
дать учащимся возможность практического применения и закрепления знаний и навыков, получаемых при изучении всего спектра школьных дисциплин;
обеспечение развития у учащихся необходимых для прогресса общества и становлении личностных и профессиональных качеств, способностей и умений: выявлять, и учитывать потребности различных людей и социальных групп; вступать в диалог и быть понятым; управлять ситуацией и принимать решения (ставить цели и достигать результата);
осознанная личностно и социально- значимая ценность учащихся, направленная на повышение качества жизни, положительных изменений состояния окружающей среды.
Основа курса выстраивается вокруг материалов для обсуждения, размышления, групповой и индивидуальной работы, описание проблемных ситуаций, обработка и анализ статистических материалов, выполнение творческих заданий
Предполагаемые формы ведения занятий - дискуссия, работа с текстовым и статистическим материалом, представление докладов, ролевая игра, самостоятельная постановка и решение экологической задачи.
На практическом занятии осваиваются новые техники коммуникации, умения, мышления, рефлексии. Соотнесение в процессе групповой работы и последующего обсуждения разных точек зрения, дает учащимся материал для размышления над обсуждаемыми проблемами. В рамках ролевой игры учениками наиболее быстро осваиваются и применяются указанные выше компетентности.
Оценка учеников происходит по результатам письменной работы, практического занятия, проведения и анализа ролевой игры. Процессы коммуникации, учения,
|
|
|