'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Курсы по выбору с экологической направленностью для предпрофильной подготовки в основной школе. ::
     
():  
:  
-
: , 25 2024

Курсы по выбору с экологической направленностью для предпрофильной подготовки в основной школе.





Познай себя и окружающий тебя мир

Л.Д. Галеева, учитель биологии

средняя школа ¹ 7 г. Набережные Челны



Пояснительная записка

Курс рассчитан на 8 часов.

Цель: способствовать формированию понятий об организме как едином целом о его взаимосвязи с окружающей средой. Содействовать формированию устойчивых желаний к сохранению и укреплению своего здоровья.

способствовать формированию понятий об организме как едином целом о его взаимосвязи с окружающей средой. Содействовать формированию устойчивых желаний к сохранению и укреплению своего здоровья. Задачи: обеспечить усвоение учащимися знаний об охране здоровья, о факторах угрожающих здоровью человека;

обеспечить усвоение учащимися знаний об охране здоровья, о факторах угрожающих здоровью человека;способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям таких наук как экология, биология, гигиена, анатомия, физиология и т.д.

способствовать пониманию бережного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих.

Курс «Познай себя и окружающий мир» вооружает учащихся элементарными знаниями по биологии, экологии и т.д. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения перечисленных наук.

Содержание программы включает основные понятия и термины по экологии, анатомии, физиологии входящие в перечень обязательных общеобразовательных знаний, разработанных Министерством образования РФ.

включает основные понятия и термины по экологии, анатомии, физиологии входящие в перечень обязательных общеобразовательных знаний, разработанных Министерством образования РФ.Данная программа предусматривает усовершенствование знаний, коррекцию, а так же системность, последовательность в обучении. Последовательность обусловлена логикой развития основных биологических, экологических понятий и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания сущности человека, как живого организма.

Технология обучения данного курса предусматривает теоретическую и практическую направленность.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание тем данного курса включает в себя и самостоятельную работу.

предполагает работу с разными источниками информации. Содержание тем данного курса включает в себя и самостоятельную работу.Учитывая краткосрочность курса, представляется целесообразным проведение вводного занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, а так же формами, видами и планированным объемом самостоятельных и творческих работ, которые им предстоит выполнить за данное время.

Итоговую творческую работу учащиеся выполняют по желанию, но это отражается на их итоговом рейтинге.

Тематическое планирование

¹

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

   лекции

практика

семинары

 
1

Введение

1

1

   
2

Человек - как биосоциальное существо

1

1

   
3

Общий обзор строения организма

2

1

1

 тестированиее

4

Человек и экология

1

  1

 
5

Экология нашего Города

1

  1

 
6

Экология нашего дома

1

  1

 
7

Итоговое занятие

1

  1

защита работ

 ИТОГО

8

3

1

4

 


Содержание курса.

Введение (1ч).

Ознакомление учащихся с содержанием курса, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих работ которые им предстоит выполнить за данное время. Ознакомление учащихся с целями и задачами курса.

Примерные темы самостоятельных и творческих работ:

1. Промышленные предприятия города Наб. Челны;

2. Заболевания связанные с экологической обстановкой г. Наб. Челны;

3. Влияние на организм человека евро-интерьера;

4. Пищевые добавки - за и против;

5. Озеленение города;

6. Озеленение жилья и т. д.



Человек - как биосоциальное существо. (1ч).

Место человека в системе органического мира. Место человека в экосистемах и биосфере в целом.

Человек-существо биосоциальное наряду с видовыми особенностями и функциями живого организма. Для него характерны все основные формы взаимодействия с другими живыми организмами и факторами неживой природы.



Общий обзор строения организма. (2ч).

Клеточное строение организма. Химический состав клетки. Строение и функции клетки. Основные типы тканей. Строение и функции систем органов.



Человек и экология. (1ч).

Наука экология. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организм человека. Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами население планеты.



Экология нашего города. (1ч).

Промышленные предприятия города Наб.Челны, их влияние на экологию города. Антропогенный фактор - фактор воздействия деятельности человека на окружающую среду и живые организмы. Экологизация производства. Меры по образованию экологических комплексов. Экологическое образование.



Экология нашего дома. (1ч).

Экологическое состояние жилья. Влияние современной мебели, современного интерьера на здоровье человека. Способы и меры оздоровления нашего жилья. Как и чем мы питаемся.



Итоговое занятие. (1ч).

Защита рефератов, творческих работ и т.д.



Литература для учащихся

Галушкова Н.И. Биология для поступающих в вузы часть 3 (анатомия и физиология). -Волгоград: изд-во «Братья Гринины», 1996.

Захаров В.Б., Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания». - М.: Просвещение, 2003.

Исмаилов С.Т. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+ , 1996.

. Коробкин В.И., Передельский В.И. Экология в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. - М.: Просвещение, 1997.



Галушкова Н.И. Биология для поступающих в вузы часть 3 (анатомия и физиология). -Волгоград: изд-во «Братья Гринины», 1996.

Захаров В.Б., Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания». - М.: Просвещение, 2003.

Исмаилов С.Т. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+ , 1996.

. Коробкин В.И., Передельский В.И. Экология в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. - М.: Просвещение, 1997.



Литература для учителя

Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология. - М.: Мир, 1993.

Елисеев ИА. Лучшие рефераты по экологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Каменский А.А, Ким А.И. и др. Биология. - Изд-во Эксмо, 2003.



Человек и окружающая среда

Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология. - М.: Мир, 1993.

Елисеев ИА. Лучшие рефераты по экологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Каменский А.А, Ким А.И. и др. Биология. - Изд-во Эксмо, 2003.



Человек и окружающая среда

О.Н. Федорова, учитель биологии

средняя школа ¹3 г. Менделеевск





Пояснительная записка

Цель: способствовать формированию у учащихся экологической культуры.

способствовать формированию у учащихся экологической культуры.Задачи:

- раскрыть и углубить экологические понятия,

- обучить способам и методам экологической оценки окружающей среды,

- побудить обучающихся в деятельность, направленную на улучшение экологической обстановки,

- практическая деятельность по улучшению состояния местной окружающей среды.

Содержательные элементы: освоение понятий, способов и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач.

освоение понятий, способов и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач.Форма проведения: групповые, индивидуальные,

: групповые, индивидуальные, Виды занятии: теоретические и практические занятия.

: теоретические и практические занятия.Основные принципы организации и проведения курса: систематизация, совершенствовании, интеграция.

систематизация, совершенствовании, интеграция.Критерии оценки ожидаемых результатов:

развитие экологического сознания, мышления;

выработка умения и навыков грамотного поведения на природе.

Форма отчетности: защита творческих и исследовательских работ.

защита творческих и исследовательских работ.



Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

Форма проведения

  теорет.

практ.

 
Экологическое образование и решение экологических проблем

Введение, Управление окружающей средой и стратегия экологического образования

1

 лекция

 Школьники об экологических проблемах и их решения

1

 дискуссия

 Обучение принятию решений: теоретические основы

1

 лекция

Экологические проблемы: опыт принятия решений

Путь решения проблемы

1

 лекция

 Учебные экологические ситуации

1

 круглый стол

 Учебный экологический проект "Малая река"

2

6

исследование

Заключение

Экологические проблемы моей мало Родины.

1

 пресс-конференция

 Всего часов

8

6

 
Содержание:

Раздел 1.Экологическое образование и решение экологических проблем.

.Содержание данного раздела направлено на осознание учащимися социально - экологических процессов, происходящих в окружающем мире для выработки стратегии и критериев экологически целесообразного поведения, а также на освоение научно обоснованных способов принятия решений, а также на предоставление учащимся возможности мотивировано участвовать в решении местных экологических проблем, приобретать опыт в достижении целей, повышать компетентность в выдвижении, оценки и выборе альтернатив, в разрешении жизненных конфликтов.

Раздел 2. Экологические проблемы: опыт принятия решения.

В данном разделе рассматривается структура процесса принятия решения и практические подходы к обучению этому виду деятельности.

В проекте «Малая река» ставятся задачи:

- познакомиться с основами российского водоохранного законодательства, знать и соблюдать конституционные экологические права и обязанности граждан РФ;

- выявить нарушения охранного режима городской реки и разработать, мероприятия по ее охране;

- ознакомиться с методами проведения социологических исследований;

- освоить способы стимулирования активности в процессе принятия решений.

Учащимися проводится большая исследовательская работа по изучению состояния малой реки, протекающей по данной территории. Влияние промышленных предприятий на видовой состав флоры и фауны. Предполагаются мероприятия:

1. Конкурс и выставка рисунков для младших школьников

2. Акция: очистить берега от мусора

3. Анкетирование жителей и участников минипроекта чтобы выяснить, как изменилось их отношение к проблеме мусора, что удалось, и что можно улучшить.

В заключении проводится пресс-конференция с приглашением руководителей предприятии, экологов для ознакомления с данной проблемой и возможные пути ее решения.



Глобальные и региональные экологические проблемы

Глобальные и региональные экологические проблемы

Э.М. Амирханова, учитель географии

средняя школа ¹4 г.Набережные Челны



Пояснительная записка

Данный курс по выбору подготовлен для учащихся 9-ых классов и рассчитан на 18 часов

Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. В настоящее время познание различных аспектов взаимосвязей между природой и обществом, поиски путей оптимизации отношений между ними - важнейшее направление географических исследований. Глобальные и региональные проблемы экологии целиком находятся в центре внимания географии.

Цель: формирование основ экологической культуры.

формирование основ экологической культуры.Задачи:

познакомить учащихся с экологическими проблемами;

раскрыть и углубить ведущие экологические понятия.

Содержательные элементы: освоение понятий, способов и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач и экологических проблем.

освоение понятий, способов и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач и экологических проблем. Технология обучения: дискуссии, деловые игры, практические занятия.

дискуссии, деловые игры, практические занятия. Основные принципы: лекции, беседы, лабораторные и практические работы.

лекции, беседы, лабораторные и практические работы. Критерии оценки ожидаемых результатов: развитие экологической культуры, экологического мышления, сознания, выработка умений и навыков, грамотное поведение на природе.

развитие экологической культуры, экологического мышления, сознания, выработка умений и навыков, грамотное поведение на природе. Формы отчетности: научно-практические конференции, творческие работы.

научно-практические конференции, творческие работы.

Тематический план

Раздел

Название темы

Количество часов

Введение

1. Задачи и содержание курса

1

 2. Понятие о рациональном природопользовании

2

 3. Биоэкологические и геоэкологические основы охраны природы

2

 4. Угроза гибели всего человечества в случае ядерного конфликта

1

Глобальные экологические проблемы

5. Парниковый эффект

1

 6. Экологическая роль озонового слоя в атмосфере

1

 7. Антропогенные воздействия на ближний космос

1

 8. Глобальные биоэкологические проблемы

2

 9. Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов и энергоносителей

2

Региональные экологические проблемы

10. Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов

2

 11. Причины позитивного решения региональных геоэкологических проблем

3

 Всего

18



Содержание программы курса

Задачи и содержание курса: Природа - источник ресурсов и среда обитания человеческого общества. Природные ресурсы, природные условия, природная среда и их состояние. Антропогенные изменения природной среды в процессе природопользования. Возникновение антропогенных изменений природных комплексов.



Понятие о рациональном природопользовании: как единстве человеческой деятельности по использованию природных ресурсов и сохранению при этом благоприятных для жизни свойств природной среды. Причины современного обострения проблем рационального природопользования. Понятие о загрязнении природной среды. Нарастание ее загрязнения.



Биоэкологические и геоэкологические основы охраны природы. Экология как биологическая наука о взаимодействии между живыми организмами и средой их обитания. Место экологии в исследовании биологических проблем природопользования. Понятие о геоэкологии.



Географические следствия антропогенных изменений природы. Глобальные, региональные и локальные геоэкрологические проблемы. Понятие об экологическом кризисе. Мониторинг - наблюдение и контроль за состоянием географической среды. Экология космических методов исследования в организации мониторинга. Роль географической науки в решении экологических проблем.



Угроза гибели всего человечества в случае ядерного конфликта. Геоэкологические следствия ядерной войны - "ядерная зима". Предотвращение ядерной войны - важнейшая глобальная проблема.



Парниковый эффект. Причины его возникновения. Возможные геоэкологические следствия. Индустриально-развитые страны - основные виновники антропогенных изменений состава атмосферы. Необходимость международного сотрудничества по предотвращению антропогенных изменений атмосферы.



Экологическая роль озонового слоя в атмосфере. Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.



Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.



Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.



Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.



Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.





















Природа - источник ресурсов и среда обитания человеческого общества. Природные ресурсы, природные условия, природная среда и их состояние. Антропогенные изменения природной среды в процессе природопользования. Возникновение антропогенных изменений природных комплексов.

Понятие о рациональном природопользовании: как единстве человеческой деятельности по использованию природных ресурсов и сохранению при этом благоприятных для жизни свойств природной среды. Причины современного обострения проблем рационального природопользования. Понятие о загрязнении природной среды. Нарастание ее загрязнения.



Биоэкологические и геоэкологические основы охраны природы. Экология как биологическая наука о взаимодействии между живыми организмами и средой их обитания. Место экологии в исследовании биологических проблем природопользования. Понятие о геоэкологии.



Географические следствия антропогенных изменений природы. Глобальные, региональные и локальные геоэкрологические проблемы. Понятие об экологическом кризисе. Мониторинг - наблюдение и контроль за состоянием географической среды. Экология космических методов исследования в организации мониторинга. Роль географической науки в решении экологических проблем.



Угроза гибели всего человечества в случае ядерного конфликта. Геоэкологические следствия ядерной войны - "ядерная зима". Предотвращение ядерной войны - важнейшая глобальная проблема.



Парниковый эффект. Причины его возникновения. Возможные геоэкологические следствия. Индустриально-развитые страны - основные виновники антропогенных изменений состава атмосферы. Необходимость международного сотрудничества по предотвращению антропогенных изменений атмосферы.



Экологическая роль озонового слоя в атмосфере. Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.



Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.



Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.



Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.



Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.



















как единстве человеческой деятельности по использованию природных ресурсов и сохранению при этом благоприятных для жизни свойств природной среды. Причины современного обострения проблем рационального природопользования. Понятие о загрязнении природной среды. Нарастание ее загрязнения.

Биоэкологические и геоэкологические основы охраны природы. Экология как биологическая наука о взаимодействии между живыми организмами и средой их обитания. Место экологии в исследовании биологических проблем природопользования. Понятие о геоэкологии.



Географические следствия антропогенных изменений природы. Глобальные, региональные и локальные геоэкрологические проблемы. Понятие об экологическом кризисе. Мониторинг - наблюдение и контроль за состоянием географической среды. Экология космических методов исследования в организации мониторинга. Роль географической науки в решении экологических проблем.



Угроза гибели всего человечества в случае ядерного конфликта. Геоэкологические следствия ядерной войны - "ядерная зима". Предотвращение ядерной войны - важнейшая глобальная проблема.



Парниковый эффект. Причины его возникновения. Возможные геоэкологические следствия. Индустриально-развитые страны - основные виновники антропогенных изменений состава атмосферы. Необходимость международного сотрудничества по предотвращению антропогенных изменений атмосферы.



Экологическая роль озонового слоя в атмосфере. Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.



Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.



Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.



Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.



Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.

















Экология как биологическая наука о взаимодействии между живыми организмами и средой их обитания. Место экологии в исследовании биологических проблем природопользования. Понятие о геоэкологии.

Географические следствия антропогенных изменений природы. Глобальные, региональные и локальные геоэкрологические проблемы. Понятие об экологическом кризисе. Мониторинг - наблюдение и контроль за состоянием географической среды. Экология космических методов исследования в организации мониторинга. Роль географической науки в решении экологических проблем.



Угроза гибели всего человечества в случае ядерного конфликта. Геоэкологические следствия ядерной войны - "ядерная зима". Предотвращение ядерной войны - важнейшая глобальная проблема.



Парниковый эффект. Причины его возникновения. Возможные геоэкологические следствия. Индустриально-развитые страны - основные виновники антропогенных изменений состава атмосферы. Необходимость международного сотрудничества по предотвращению антропогенных изменений атмосферы.



Экологическая роль озонового слоя в атмосфере. Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.



Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.



Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.



Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.



Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.















Глобальные, региональные и локальные геоэкрологические проблемы. Понятие об экологическом кризисе. Мониторинг - наблюдение и контроль за состоянием географической среды. Экология космических методов исследования в организации мониторинга. Роль географической науки в решении экологических проблем.

Угроза гибели всего человечества в случае ядерного конфликта. Геоэкологические следствия ядерной войны - "ядерная зима". Предотвращение ядерной войны - важнейшая глобальная проблема.



Парниковый эффект. Причины его возникновения. Возможные геоэкологические следствия. Индустриально-развитые страны - основные виновники антропогенных изменений состава атмосферы. Необходимость международного сотрудничества по предотвращению антропогенных изменений атмосферы.



Экологическая роль озонового слоя в атмосфере. Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.



Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.



Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.



Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.



Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.













Геоэкологические следствия ядерной войны - "ядерная зима". Предотвращение ядерной войны - важнейшая глобальная проблема.

Парниковый эффект. Причины его возникновения. Возможные геоэкологические следствия. Индустриально-развитые страны - основные виновники антропогенных изменений состава атмосферы. Необходимость международного сотрудничества по предотвращению антропогенных изменений атмосферы.



Экологическая роль озонового слоя в атмосфере. Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.



Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.



Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.



Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.



Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.











Причины его возникновения. Возможные геоэкологические следствия. Индустриально-развитые страны - основные виновники антропогенных изменений состава атмосферы. Необходимость международного сотрудничества по предотвращению антропогенных изменений атмосферы.

Экологическая роль озонового слоя в атмосфере. Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.



Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.



Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.



Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.



Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.









Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Психологические, экономические и политические меры по сохранению озонового слоя.

Антропогенные воздействия на ближний космос. Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.



Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.



Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.



Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.







Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.

Глобальные биоэкологические проблемы. Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.



Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.



Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.





Международные усилия по сохранению биоресурсов морей и океанов, регулирование их использования. Охрана перелетных птиц. Ландшафтно-географические основы сохранения мест их гнездования, отдыха и зимовок. Конвенция по ограничению международной добычи и использования редких и исчезающих видов диких животных и растений. Трудности по их выполнению. Глобальная сеть биосферных заповедников России.

Развивающиеся страны - основные поставщики природных ресурсов. Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.



Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.



Рост хищнической добычи сырья на их территориях как следствие нищеты и экономической отсталости. Вывоз природного сырья и ресурсов в индустриальные страны. Геоэкологические следствия роста добычи природных ресурсов в развивающихся странах.

Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.

Изменение природных условий на территориях городских агломераций. Концентрация промышленных, коммунальных и транспортных отходов в городах. Омочи. Природные и антропогенные предпосылки их возникновения. Способы предотвращения. Утилизация и обезвреживание коммунальных и промышленных отходов в городах. Экологические ситуации в некоторых крупнейших городах мира. Георгафо-экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран мира. Возможные пути их решения.

Антропогенные изменения природных комплексов. Амазолии, их геоэкологические и хозяйственно-экономические следствия. Загрязнение Северного, Средиземного, Балтийского и Черного морей промышленными, сельскохозяйственными, коммунальными отходами и нефтепродуктами.



Примеры позитивного решения региональных, геоэкологических проблем. Геоэкологическое планирование и его осуществление в долине Тэннсси (США). Выполнение "Дельтоплана" по созданию и использованию польдеров в Нидерландах. Улучшение природных условий в "Каменной степи" (Воронежская область) посредством создания полезащитных лесополос.



Антропогенные изменения природных комплексов. Амазолии, их геоэкологические и хозяйственно-экономические следствия. Загрязнение Северного, Средиземного, Балтийского и Черного морей промышленными, сельскохозяйственными, коммунальными отходами и нефтепродуктами.



Примеры позитивного решения региональных, геоэкологических проблем. Геоэкологическое планирование и его осуществление в долине Тэннсси (США). Выполнение "Дельтоплана" по созданию и использованию польдеров в Нидерландах. Улучшение природных условий в "Каменной степи" (Воронежская область) посредством создания полезащитных лесополос.





Примеры позитивного решения региональных, геоэкологических проблем. Геоэкологическое планирование и его осуществление в долине Тэннсси (США). Выполнение "Дельтоплана" по созданию и использованию польдеров в Нидерландах. Улучшение природных условий в "Каменной степи" (Воронежская область) посредством создания полезащитных лесополос.





В гостях у Берендея

В.А. Сашинская, учитель географии

средняя школа ¹ 27 г.Набережные Челны





Пояснительная записка

Курс по выбору предназначен для учащихся 9-ых классов и рассчитан на 16 часов.

Цели: 1. Способствовать расширению и углублению знаний о лесе, как особом и важном экологическом факторе биосферы;

1. Способствовать расширению и углублению знаний о лесе, как особом и важном экологическом факторе биосферы;2. Способствовать формированию новых ценностных ориентации по отношению к природе, гуманистических идей;

3. Ознакомить школьников с реальными экологическими проблемами в лесной экосистеме России и Татарстана.

Задачи: 1. Вооружение знаниями, способствующими подготовке учащихся к выбору профессии, связанных с лесом;

1. Вооружение знаниями, способствующими подготовке учащихся к выбору профессии, связанных с лесом;2. Углубить теоретические знания учащихся о многосторонней ценности леса;

3. Раскрыть проблемы лесопользования и влияния человека на состояния лесов;

4. Научить практически применять полученные знания в своей жизни;

5. Способствовать формированию чувства гражданственности, патриотизма, культуры экологически оправданного поведения в природе, ответственности за состояние лесов родного края.

Курс по выбору предназначен для учащихся 9-ых классов и рассчитан на 16 часов.

Цели: 1. Способствовать расширению и углублению знаний о лесе, как особом и важном экологическом факторе биосферы;

1. Способствовать расширению и углублению знаний о лесе, как особом и важном экологическом факторе биосферы;2. Способствовать формированию новых ценностных ориентации по отношению к природе, гуманистических идей;

3. Ознакомить школьников с реальными экологическими проблемами в лесной экосистеме России и Татарстана.

Задачи: 1. Вооружение знаниями, способствующими подготовке учащихся к выбору профессии, связанных с лесом;

1. Вооружение знаниями, способствующими подготовке учащихся к выбору профессии, связанных с лесом;2. Углубить теоретические знания учащихся о многосторонней ценности леса;

3. Раскрыть проблемы лесопользования и влияния человека на состояния лесов;

4. Научить практически применять полученные знания в своей жизни;

5. Способствовать формированию чувства гражданственности, патриотизма, культуры экологически оправданного поведения в природе, ответственности за состояние лесов родного края.

Программа рассчитана на учащихся 9 классов.

Она включает новые знания для школьников, не содержащиеся в учебных базовых программах.

В рамках личностно ориентированного обучения предполагается использование «круглых столов», семинаров, дискуссий, игр, конференций, собеседования с учащимися по конкретным проблемам, проведение практических работ, изучение леса на «экскурсиях в природу», самостоятельное исследование проблемы на уроках - практикумах. Знание и практические умения, приобретённые учащимися при изучении данного курса, могут быть в последствии использованы ими в сферах своей будущей деятельности, способствовать поступлению на соответствующие факультеты вузов, техникумов, колледжей. Занятия направлены на расширение кругозора учащихся, на пополнение знаний о своём крае.

Основной формой проверки и оценки знаний являются выступления учащихся, изготовление ими картосхем, плакатов, выпуск бюллетеней, сбор лекарственного сырья, результаты исследования в лесничестве.



Тематический план

¹ п/п

Раздел

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов

1

Лес в нашей жизни. Многосторонняя ценность леса. 7 часов

1. Общее понятие о лесе. Его роль в природе

Групповая работа. Практические работы ¹ 1. Составление схемы «Роль леса в природе» ¹ 2. Изучение растений своей местности с помощью гербариев

1

  2 Экономическое значение леса. Почему лес называют «зелёным золотом»

Экскурсия в ближайший лес. Практическая работа ¹ 4. «Составление характеристики участка леса. Определение видового разнообразия деревьев, кустарников, травянистых растений».

3

  3 Лес и здоровье

Конференция. Встреча с медработником

1

  Лес и искусство 4 Лес в произведениях художников, поэтов, музыкантов

«Заочное путешествие» в картинную галерею

2

  5 Лес и народное творчество

Групповая работа

 
2

Влияние человека на состояние лесов 4 часа

6 Загрязнение окружающей среды и лес

Урок - практикум. Организация исследования в национальном парке «Нижняя Кама»

1

     
     
     
  7 Болезни и вредители леса. Меры борьбы с ними

Урок - лекция. Практическая работа ¹ 3 Составление таблицы «Меры по защите леса»

1

     
  8 Влияние рекреационной деятельности человека на лес

Урок - дискуссия. Решение экологических задач

1

  9 Лесные пожары

«Круглый стол» с работником пожарной службы. Выпуск бюллетеня о пожарной опасности в лесу

1

3

Наша помощь лесу

10. Лесовосстановление и лесоразведение

Беседа с работником лесного хозяйства

1

  11. На службе у леса

Выпуск газеты о профессиях связанных с лесом. Пропаганда идей бережного отношения к лесу

1

  12. В мире лесной гармонии. Значение национальных парков, заповедников

Подведение итогов исследования в национальном парке «Нижняя Кама». Разработка кодекса туриста

2

  13. По лесной тропе

Интеллектуальная игра

1

 Всего

16



Содержание программы курса

1 раздел. Лес в нашей жизни.

Раскрывается средообразующая роль леса: воздухоохранная (регулирование баланса кислорода и диоксида углерода) влияние на микроклимат, ослабление воздействия радиации, защита от шума выделение фитонцидов и т. д.

Почвозащитная: предохранение почвы от водной ветровой эрозии, выдувания и разрушения плодородного слоя почвы. Сохранение влаги.

Полезащитная функция леса.

Лес как источник эстетического воспитания. Лекарственные ресурсы леса. Рекреационное и экономическое значение леса.



2 раздел. Влияние человека на состояние лесов.

Раскрывает последствия антропогенного влияния на лесную экосистему. Рассматриваются причины, вызывающие заболевание леса. Знакомятся с организационно - техническими, профилактическими, защитными, химическими и нехимическими мерами по защите леса. Организованный и неорганизованный отдых в лесу. Вытаптывание. Шумовое воздействие.

Понятие о лесном пожаре. Действия человека при пожаре. Предупреждение лесных пожаров. Анализируются пути решения экологических проблем, связанных с лесом. Правила поведения в лесу.



3 раздел. Наша помощь лесу.

Изучаются профессии, связанные с лесом. Подготовка кадров для лесного хозяйства. Правовые вопросы охраны леса. Школьные лесничества.

Значение лесовосстановления и лесоразведения. Естественное и искусственное восстановление лесов. Значение национальных парков, заповедников. Сбор и обобщение материалов по опытнической работе в лесу. Пропаганда идей бережного отношения к лесу.





ЭКО - мир моей семьи

А.А. Габитова, учитель географии Набережночелнинского педколледжа



Пояснительная записка

Пояснительная записка

На рубеже столетий произошло переосмысление и понимание важности для современного общества универсальных компетенции и социальных практик, их все увеличивающегося значения для сосуществования разных Мировых культур. Современный взгляд на развитие человечества с целью повышения качества жизни людей за счет комплексного решения социальных» экологических, экономических проблем и эффективного управления окружающей средой. Интегрируя знания большинства школьных дисциплин, курс решает задачу теоретической и практической подготовки школьников в области управления процессами развития общества с учетом экологических и экономических факторов. Цель данного курса - создание ориентационной мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства 9-тиклассников с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания. Курс ориентирован на потребности учащихся, учителей, школы, родителей и позволяет:

• учащимся - систематизировать и углубить знания и навыки по обществознанию, экологии, географии, необходимые в повседневной жизни, и успешной профессиональной карьеры в области предпринимательства, менеджмента, управления, охраны окружающей среды, здравоохранения, социальной и научно-исследовательской работы;

• учителю - с учащимися освоить основы востребованных в обществе стратегического планирования, экологизации, управления проектами;

• школе - повысить конкурентоспособность, улучшить имидж, развить самоуправление, привлечь дополнительные средства;

• родителям - организовать досуг детей в школе в общественно значимой работе, облегчить их подготовку к самостоятельной жизни, решению «взрослых» проблем. В курсе есть все предметы, которые пригодятся в жизни, курс придумали для того, чтобы помочь нам - школьникам - обустроить свою жизнь. По отзывам педагогов, курс делает более эффективным обучение другим школьным предметам»

Основные задачи курса:

дать учащимся возможность практического применения и закрепления знаний и навыков, получаемых при изучении всего спектра школьных дисциплин;

обеспечение развития у учащихся необходимых для прогресса общества и становлении личностных и профессиональных качеств, способностей и умений: выявлять, и учитывать потребности различных людей и социальных групп; вступать в диалог и быть понятым; управлять ситуацией и принимать решения (ставить цели и достигать результата);

осознанная личностно и социально- значимая ценность учащихся, направленная на повышение качества жизни, положительных изменений состояния окружающей среды.

Основа курса выстраивается вокруг материалов для обсуждения, размышления, групповой и индивидуальной работы, описание проблемных ситуаций, обработка и анализ статистических материалов, выполнение творческих заданий

Предполагаемые формы ведения занятий - дискуссия, работа с текстовым и статистическим материалом, представление докладов, ролевая игра, самостоятельная постановка и решение экологической задачи.

На практическом занятии осваиваются новые техники коммуникации, умения, мышления, рефлексии. Соотнесение в процессе групповой работы и последующего обсуждения разных точек зрения, дает учащимся материал для размышления над обсуждаемыми проблемами. В рамках ролевой игры учениками наиболее быстро осваиваются и применяются указанные выше компетентности.

Оценка учеников происходит по результатам письменной работы, практического занятия, проведения и анализа ролевой игры. Процессы коммуникации, учения,

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.