Наименование Программы
| Региональная программа введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в Республике Татарстан
|
Основание для разработки Программы
| Концепция модернизации Российского образования; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования; Постановление Правительства РФ №334 от 9.06.03; Приказ Минобразования России №2757 от 26.06.03
|
Разработчики Программы
| Министерство образования и науки РТ
|
Исполнители Программы
| Министерство образования и науки РТ; Министерство юстиции РТ; Министерство финансов РТ; Администрации городов и районов РТ; Республиканские учреждения системы Министерства образования и науки РТ; Высшие и средние профессиональные учебные заведения.
|
Цели и задачи Программы
| Главной целью Программы является создание и апробация оптимальных моделей профильного обучения, системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Задачами Программы являются: - создание и корректировка нормативно-правовой базы; - отработка содержания профильного обучения и создание системы его совершенствования, с целью повышения качества образования; - разработка, апробация и утверждение стандартов и учебных программ предметов национально-регионального компонента на базовом и профильном уровнях, создание и апробация учебной и учебно-методической литературы; - апробация моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях профильного обучения, отработка наиболее приемлемых форм организации профильного обучения, в том числе для сельской местности; - развитие учебно-технической базы для сопровождения образовательного процесса; -отработка научно-методического и организационного обеспечения подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы в условиях профильного обучения; - информационная поддержка реализации Программы.
|
Сроки реализации Программы
| 1этап 2004-2005 учебный год 1. Организация и проведение республиканского эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов (г.Набережные Челны, г.Альметьевск и Альметьевский район, г.Бугульма и Бугульминский район, г.Азнакаево и Азнакаевский район, Ютазинский район, г.Елабуга, Вахитовский, Кировский, Советский и Московский районы г.Казани) 2. Участие образовательных учреждений (9 и 10 классы) г. Зеленодольска и Балтасинского района в Федеральном эксперименте по профильному обучению 2этап 2005-2006 учебный год 1. Организация и проведение республиканского эксперимента по профильной подготовке учащихся 10-х классов (г.Набережные Челны, г.Альметьевск и Альметьевский район, г.Бугульма и Бугульминский район, г.Азнакаево и Азнакаевский район, Ютазинский район, г.Елабуга, Вахитовский, Кировский, Советский и Московский районы г.Казани) 2. Участие образовательных учреждений (9, 10 и 11 классы) г. Зеленодольска и Балтасинского района в Федеральном эксперименте по профильному обучению 3. Широкомасштабное введение предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений РТ. 3этап 2006-2007 учебный год 1. Организация и проведение республиканского эксперимента по профильной подготовке учащихся 11-х классов (г.Набережные Челны, г.Альметьевск и Альметьевский район, г.Бугульма и Бугульминский район, г.Азнакаево и Азнакаевский район, Ютазинский район, г.Елабуга, Вахитовский, Кировский, Советский и Московский районы г.Казани) 2. Широкомасштабное введение профильного обучения (10 классы) в общеобразовательных учреждений РТ.
|
Ожидаемые результаты от реализации Программы
| В результате реализации Программы и практической апробации оптимальных моделей профильного обучения ожидается: - создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда; - будут разработаны и апробированы нормативно-правовые акты, методические и инструктивные материалы для организации профильного обучения; - после утверждения Государственным Советом РТ будут внедрены стандарты по учебным предметам национально-регионального компонента. - будут предложены для применения апробированные модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях профильного обучения, разработаны рекомендации по применению учебной и учебно-методической литературы для преподавания предметов на базовом и профильном уровнях. -будут предложены различные формы организации профильного обучения, адаптированные к специфическим условиям крупных и малых городов, многонациональных сельскохозяйственных районов. - создание системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы в условиях профильного обучения
|
№№
| Наименование мероприятий
| Сроки проведения
| Исполнитель
|
1.
| Создание и корректировка нормативно-правовой базы
|
1.1.
| Анализ существующей в РФ и РТ нормативно-правовой документации
| Май 2004
| МОиН РТ
|
1.2.
| Формирование рабочей группы по подготовке нормативно-правовой документации
| сентябрь 2004 года
| МОиН РТ
|
1.3.
| Организация взаимодействия с Министерством финансов с целью отработки механизма финансирования эксперимента
| 4 квартал 2004 года
| МОиН РТ ОБУ, ОСЭП
|
1.4.
| Создание нормативной документации по оплате труда при реализации различных моделей организации профильного обучения
| 1 квартал 2005 года
| МОиН РТ ОБУ, ОСЭП
|
1.5.
| Организация взаимодействия с Министерством юстиции РТ с целью создания правовой документации , регламентирующей деятельность учреждений, работающих по профильному обучению
| 4 квартал 2004 года
| МОиН РТ СЮР
|
1.6
| Проведение семинара с муниципальными руководителями эксперимента для ознакомления с существующей и разработки необходимой документации
| Октябрь 2004 г.
| МОиН РТ
|
1.7.
| Организация региональных и муниципальных совещаний с руководителями служб занятости, НПО, СПО, руководителями учреждений дополнительного образования, экономистами, методическими службами, директорами школ
| В течение года
| МОиН РТ, органы управления образованием, службы занятости, руководители УНПО, УСПО и т.д.
|
1.8.
| Апробация и внедрение базовой нормативной, правовой и методической документации
| С сентября 2004 г.
| МОиН РТ ИПКРО РТ, ИНПО РТ
|
1.9.
| Организация подготовки и выпуска сборника нормативной документации по введению профильного обучения
| Март 2005 г.
| МОиН РТ ИПКРО РТ, ИНПО РТ
|
2.
| Отработка содержания профильного обучения и создание системы его совершенствования, с целью повышения качества образования
|
2.1.
| Создание республиканского совета по экспертизе учебно - методических материалов по профильному обучению
| Октябрь 2004г.
| МОиН РТ ИПКРО РТ, ИНПО РТ
|
2.2.
| Организация и проведение семинаров по отработке содержания профильного обучения
| Ноябрь 2004 февраль 2005
| МОиН РТ ИПКРО РТ, ИНПО РТ
|
2.3.
| Разработка, апробация и оценка эффективности разработанных элективных курсов с учетом национального компонента для решения задач профильного обучения
| В течение года
| МОиН РТ ИПКРО РТ, ИНПО РТ
|
2.4.
| Утверждение документации по новой системе итоговой аттестации выпускников 9-х классов и по организации комплектования профильных классов
| февраль 2005 г.
| МОиН РТ ООСО
|
2.5.
| Составление учебных программ по базовым и профильным учебным предметам старшей ступени общего образования с учетом национально-региональных особенностей
| Сентябрь 2004 и 2005 гг.
| ИПКРО РТ ИНПО РТ
|
2.6.
| Разработка, апробация и утверждение стандартов и учебных программ по учебным дисциплинам национально-регионального компонента
| Ноябрь 2004 г.
| МОиН РТ ИПКРО РТ, ИНПО РТ
|
2.7.
| Отработка механизмов формирования учебных планов по отдельным профилям
| Январь 2005
| Территориальные органы управления образованием, МОиН РТ
|
2.8.
| Методика формирования индивидуальных учебных планов и «мобильного расписания» в условиях сетевого взаимодействия
| Сентябрь-октябрь 2004 г.
| Территориальные органы управления образованием, МОиН РТ
|
2.9.
| Анализ востребованности отдельных учебных предметов на базовом и профильном уровнях в различных профилях обучения
| Июнь 2005 г.
| Территориальные органы управления образованием, МОиН РТ, ИПКРО РТ, ИНПО РТ
|
2.10
| Оценка эффективности существующих элективных курсов для решения задач профильного обучения.
| Сентябрь-октябрь 2004 г.
| МОиН РТ ИПКРО РТ, ИНПО РТ органы управления образованием
|
2.11
| Создание механизма экспертной оценки и разработки рекомендаций по применению элективных курсов.
| В течение года
| МОиН РТ ИПКРО РТ, ИНПО РТ органы управления образованием
|
2.12
| Формирование республиканской базы данных по элективным курсам
| В течение года
| МОиН РТ органы управления образованием
|
3.
| Разработка, апробация и утверждение стандартов и учебных программ предметов национально-регионального компонента на базовом и профильном уровнях, создание и апробация учебной и учебно-методической литературы
|
3.1.
| Формирование ВТК по разработке стандартов и учебных программ предметов национально-регионального компонента
| Октябрь 2004
| МОиН РТ ООСО, ОНСО
|
3.2.
| Подготовка проектов стандартов и учебных программ предметов национально-регионального компонента
| До февраля 2005 г.
| ООСО, ОНСО ИПКРО РТ
|
3.3.
| Организация общественного обсуждения и апробации в экспериментальном режиме проектов стандартов и учебных программ предметов национально-регионального компонента
| Февраль - апрель 2005 г.
| ООСО, ОНСО ИПКРО РТ
|
3.4.
| Вынесение доработанных стандартов и учебных программ предметов национально-регионального компонента на утверждение Государственного Совета РТ
| Май 2005 г.
| ООСО, ОНСО, СЮР
|
3.5.
| Создание Экспертного совета и его рабочих групп для анализа учебно-методической литературы
| август 2004г.
| МОиН РТ
|
3.6.
| Анализ действующих учебников и разработка методических рекомендаций по их использованию в условиях профильного обучения
| 3-4 квартал 2004г.
| ООСО, ОУМЛиМРС
|
3.7.
| Объявление конкурса на создание базовых и профильных учебников нового поколения для использования в условиях профильной школы с учетом национально-регионального компонента
| Ноябрь 2004г.
| МОиН РТ
|
3.8.
| Утверждение регионального перечня учебных изданий для профильного обучения в 10, 11-х классах
| Январь - февраль 2005
| МОиН РТ
|
3.9.
| Организация издания учебников и методической литературы для учителей для профильного обучения в 10-11-х классах с учетом национального компонента
| Январь - август 2005
| МОиН РТ
|
3.10.
| Организация и проведение республиканской научно-практической конференции «Учебник для профильной школы»
| 1 квартал 2004
| ООСО, ОНСО, ОУМЛи МРС ИПКРО РТ, ИНПО РТ
|
3.11.
| Проведение цикла выездных семинаров по вопросам учебно-методической литературы для профильного обучения
| Ноябрь - февраль 2005
| МОиН РТ ИПКРО РТ, ИНПО РТ
|
4.
| Апробация моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях профильного обучения, отработка наиболее приемлемых форм организации профильного обучения, в том числе для сельской местности
|
4.1.
| Организация мониторинга хода эксперимента по введению профильного обучения в 10-х классах в образовательных учреждениях различных видов
| Март 2005г.
| Территориальные органы управления образованием, МОиН РТ
|
4.2.
| Разработка рекомендаций и нормативной документации по сетевой организации профильного обучения, в том числе в сельских районах
| В течение года
| ОБУ, ООСО, СЮР,ОВ СПУЗ, ОПКП, ОПКАК
|
4.3.
| Согласование с местными администрациями вопросов открытия многопрофильных школ для старшеклассников
| Ноябрь-декабрь 2004
| МОиН РТ, администрации городов и районов
|
4.4.
| Подготовка нормативной документации для открытия многопрофильных школ для старшеклассников
| Январь - март 2005
| ООСО, ОБУ, СЮР Органы управления образованием
|
4.5.
| Разработка модулей общеобразовательной подготовки с профильным обучением для общеобразовательных учреждений профессионального образования по профилям начального и среднего профессионального образования
| Декабрь 2004г.
| Совет директоров ссузов ОВ СПУЗ, ОПКП, ОПКАК
|
4.6.
| Проведение семинара для руководителей начального и среднего профессионального образования по вопросам профильного обучения
| Декабрь 2004
| Совет директоров ссузов МОиН РТ(ОВ СПУЗ, ОПКП, ОПКАК
|
4.7.
| Подготовка предложений по внесению изменений в стандарт высшего педагогического образования с учетом введения профильного обучения и специализацией по профильному обучению на старших курсах высших педагогических учебных заведений
| Февраль 2005г.
| КГПУ ЕГПИ НГПИ
|
4.8.
| Организация взаимодействия с предприятиями республики с целью ориентации на рабочие профессии
| Январь 2005г.
| Кабинет министров РТ, предприятия, МОиН РТ
|
4.9.
| Организация сотрудничества с различными министерствами и ведомствами республики с целью организационной, методической и финансовой поддержки эксперимента по профильному обучению
| В течение года
| МОиН РТ
|
4.10.
| Отработка организации технологической подготовки школьников на базе МУК и УНПО
| 1 квартал 2005 г.
| МОиН РТ Органы управления образованием, МУК городов и районов РТ, руководители УНПО
|
5.
| Развитие учебно - технической базы для сопровождения образовательного процесса
|
5.1.
| Разработка и утверждение республиканской программы обеспечения общеобразовательных учреждений учебными кабинетами и оборудованием по химии, физике, биологии и др.
| Январь-февраль 2005г.
| МОиН РТ (ОВ СПУЗ, ОПКП, ОПКАК) Министерство финансов РТ, Министерство экономики и промышленности РТ
|
5.2.
| Подготовка Положения о создание на базе МУК, базовых школ и т.д. ресурсных центров обеспечения профильного обучения
| Ноябрь- декабрь 2005
| МОиН РТ(ОВ СПУЗ, ОПКП, ОПКАК)
|
6.
| Создание системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в профильной старшей школе
|
6.1.
| Проведение кадрового аудита системы образования РТ по вопросам готовности работы в режиме профильного обучения
| Сентябрь -ноябрь 2004г.
| ОКП СЗРО ИПКРО РТ, ИНПО РТ
|
6.2.
| Разработка комплекса мер по повышению квалификации и переподготовке работников образования для системы для работы профильного обучения
| Август 2004г.
| ИПКРО РТ ИНПО РТ
|
6.3.
| Организация семинара для руководителей педагогических вузов и ссузов по проблемам профильного обучения
| Февраль 2005г.
| МОиН РТ Совет ректоров вузов и ссузов РТ
|
6.4.
| Организация выездных курсов по повышению квалификации работников образования
| В течение года
| ИПКРО РТ ИНПО РТ МОиН РТ
|
6.5.
| Внесение предложений по изменениям в стандартах высшего педагогического образования с учетом введения профильного обучения и специализацией по профильному обучению на старших курсах высших педагогических учебных заведений
| Февраль 2005г.
| МОиН РТ (ОВ СПУЗ, ОПКП, ОПКАК)
|
7.
| Информационная поддержка реализации Программы
|
7.1.
| Создание интернет-сайта по профильному обучению
| Конец 2004г.
| МОиН РТ (сектор информатизации)
|
7.2.
| Подготовка и проведение родительских конференций и собраний по вопросам профильного обучения
| В течение года
| Территориальные органы управления образованием, МОиН РТ
|
7.3.
| Размещение постоянной информации в республиканских журналах и газетах
| В течение года
| МОиН РТ
|
7.4.
| Освещение в СМИ положительного опыта обучения в профиле. Открытие постоянно действующих рубрик в журнале «Магариф» (на татарском языке) и газете «Открытый урок» (на русском языке)
| В течение года
| МОиН РТ
|
7.5.
| Организация работы кабинетов профессиональной и профильной ориентации в общеобразовательных учреждениях РТ.
| Ноябрь 2004г.
| Территориальные органы управления образованием, МОиН РТ
|
7.6.
| Выпуск информационно-аналитических бюллетеней
| Раз в два месяца
| МОиН РТ
|
8.
| Итоги эксперимента
|
8.1.
| Организация мониторинга хода эксперимента по введению профильного обучения в 10-х классах в образовательных учреждениях различных видов
| Май - июнь 2005 года
| Территориальные органы управления образованием, МОиН РТ
|
8.2.
| Организация мониторинга учебной и внеучебной нагрузки, состояния здоровья обучающихся в 10-х классах, участвующих в эксперименте по профильной подготовке
| Апрель 2005 года
| МОиН РТ Экспериментальные площадки
|
8.3.
| Проведение компьютерного мониторинга профессиональных предпочтений выпускников основных и средних сельских школ республики
| Март-апрель 2005г.
| Центр профориентации МОиН РТ
|
8.4.
| Подведение итогов эксперимента по введению профильного обучения в 10-х классах образовательных учреждений различных видов
| Июнь 2005 года
| Экспериментальные площадки, МОиН РТ
|