'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Оздоровление детей раннего возраста ::
     
():  
:  
-
: , 3 2024

Оздоровление детей раннего возраста

На состояние здоровья детей, их гармоничное развитие влияют многочисленные факторы, важнейшими из которых являются воспитание, правильный уход в период раннего и дошкольного возраста, а также окружающая социальная и экологическая среда. Современные исследования показывают, что неблагоприятные демографические и социально-экономические процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно сказываются на состояния здоровья как взрослого, так и детского населения. Об этом можно судить по таким ведущим показателям здоровья нации, как младенческая смертность и продолжительность жизни. Младенческая смертность в России составляет 13,18 промилей (Европа – 9,15, Швеция – 3,6), а продолжительность жизни – 65,1 лет (Европа – 74,1; Швеция – 80). Эти процессы, а также проблемы с грудным вскармливанием  (детей, до 3-х месяцев получающих грудное молоко в России всего 41%, в Республике Беларусь – 80%, в Швеции – 87%, в Узбекистане – 97%), предопределяют неблагоприятный фон для здоровья детей дошкольного возраста в РФ. По данным РНЦЗР РАМН каждый третий ребенок уже с периода новорожденности имеет различные болезни и отклонения в состоянии здоровья. Заболеваемость новорожденных в целом увеличилась за 5 лет на 20% и достигла 5801,8 на 10000 родившихся живыми. Каждый двенадцатый младенец рождается с низкой массой тела. Серьезную озабоченность вызывает рост врожденных пороков развития. Доля здоровых детей до 1 года составляет 29%. К 3-м годам жизни удельный вес здоровых детей увеличивается до 39,6%. В дальнейшем их количество постепенно снижается вплоть до 14 лет и составляет 27,5% (уменьшение в 1,4 раза). В возрасте 15-17 лет происходит увеличение доли здоровых детей до 32%.

Вторая группа здоровья абсолютно преобладает среди детей всех возрастных групп. Максимальная доля детей со второй группой здоровья зарегистрирована в возрастном периоде до 1 года (61,9%). В дальнейшем происходит уменьшение их числа за счет перехода в первую группу здоровья (в большей степени) и третью группу здоровья (в меньшей степени). В возрасте 1 – 14 лет доля детей с второй группой здоровья относительно постоянна и составляет в среднем 52-54%. Дальнейшее уменьшение второй группы здоровья происходит в возрастном периоде 15-17 лет до 45,8%.

С возрастом увеличивается и удельный вес детей с 3 группой здоровья. Так, если в возрасте до 1 года доля детей с 3 группой здоровья составляет 8,97%, к 7-10 годам – 14,9% (увеличивается в 1,7 раза), а в возрасте 15-17 лет – 22% (увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года). В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом.

Доля детей, которым необходимо проведение лечебно-оздоровительных мероприятий в условиях полклиники в возрасте 4-6 лет составляет 37,9%. Доля детей, нуждающихся в проведении лечебно-коррекционных мероприятий в условиях стационара, в дошкольном возрасте составляет 6-7%, в возрасте от 7 до 14 лет – 9,3%, в возрасте 5-17 лет – 18,75%, т.е. увеличивается в 3 раза.

            Изучение причин, влияющих на состояние здоровья населе­ния, показало, что около 50% из них обусловлены социально-эко­номическими условиями и образом жизни людей, 18-25% биоло­гическими и генетическими обстоятельствами, 10-20% условия­ми окружающей среды и природно-климатическими факторами, 10-15% причин связаны с особенностями организации здравоох­ранения. При этом все исследователи отмечают такую закономер­ность — чем моложе ребенок, тем выше оказывается удельный вес биологических и генетических влияний на его здоровье.

 Анализируя состояние здоровья детского населения, академик  РАМН Ю.Е. Вельтищев выделил восемь основных тенденций:

1.  Ухудшение состояния здоровья женщин, нарастание раз­личных противоречий в семье.

2. Отсутствие положительных сдвигов в снижении недонашиваемости, рождение детей с низкой массой тела. Недонашиваемость составляет 7% , в отдельных городах — 14-16%. Во многом это связано с неудовлетворительным состоянием здоровья матерей и неблагоприятной экологической обстановкой. Определенный вклад вносит низкое качество медицинского обеспечения беремен­ных женщин и его дальнейшее снижение. 50-70% беременных женщин имеют различные хронические отклонения в состоянии здоровья.

3. Высокая частота рождения детей с травмами и патологией центральной нервной системы (более 30 на 1000 родившихся). Дей­ствуют вышеупомянутые факторы. Крайне недостаточна сеть региональных перинатальных центров, неудовлетворительна постановка интенсивной терапии и реанимации новорожденных, не говоря уже об их слабом оснащении.

4. Абсолютное повышение частоты врожденных и наследственных болезней в ряде регионов. Врожденные пороки в структуре ранней и младенческой смертности вышли на первое место.

5. Прогрессирующий рост хронических форм патологии у детей. Около 40% подростков к окончанию школы имеют хронические отклонения в состоянии здоровья, что прежде всего связано, с экологическим неблагополучием, плохой материально-технической базой детских лечебно-профилактических учреждений, игнорированием семейной и подростковой медицины и низким качеством профилактической (превентивной) медицины.

6.  Повышение частоты вирусных и паразитарных заболева­ний, в том числе контролируемых инфекций — полиомиелита, коклюша, кори, туберкулеза и др. Это связано с существенным снижением числа детей, вакцинированных против детских инфекций (до 50%). Немаловажную негативную роль здесь сыграла  пресса, побудившая многих родителей отказываться от вакцинации детей.

7. Рост болезней аллергической природы.

8. Повышение общего числа детей-инвалидов.

Со всей очевидностью следует подчеркнуть весьма печальный факт — неконтролируемый рост хронической патологии играет ведущую роль в ослаблении здоровья подрастающего поколения и в геометрической прогрессии может угрожать здоровью последу­ющих поколений: у больных родителей будут постоянно рождать­ся больные дети.

В этом контексте становится ясно, что сохранение и укрепле­ние состояния здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.

По данным Министерства здравоохранения Республики Татарстан  заболеваемость по нозологиям среди детей республики распределяется следующим образом:

- желудочно-кишечный тракт     - 65-90%;

- лор-патология                             - 47-90%

- нарушение осанки                      - 38-65%

- вегето-сосудистая дистония      - 36-69%

-функциональные нарушения сердечной деятельности – 33-48%

-болезни мочеполовой системы -  25-40% и т.д.  

При этом по данным академика С.В.Мальцева ежегодно отмечается рост заболеваемости в школе на 10%. У 12% учащихся отмечен срыв адаптации, в 1,5 раза возросло число абортов у 10-14летних девочек, 65% старшеклассников принимают алкоголь. Растет число детей с дефицитом массы,  число низкорослых детей. При этом отмечается не просто падение веса, а развивается трофологическая недостаточность, которая характеризуется симптомокомплексом: падение интеллекта, гиповитаминозом, нарушением сна, нарушением белкового гомеостаза, нарушением осанки, нефроптозом.

Детские гинекологи отмечают повышение инфицированнности у 36%девочек (хламидии, герпес). Детские урологи и андрологи отмечают у 46% школьников патологию в области мочеполовой сферы (у младших школьников фимоз, у старших фимоз, крипторхизм  и варикоцеле).

У 87, 5% школьников Казани и у 58,3% школьников села отмечается повышенная агрессивность.

Все вышесказанное предопределяет актуальность проблемы охраны здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обосновывает необходимость разработки более эффективных подходов к управлению процессами, влияющими на их гармоничное развитие.

Благодаря усилиям Правительства Республики Татарстан, местных органов власти, Министерства образования и науки  Республика Татарстан в период с 1990 по 2004 годы сохранился большой сектор дошкольных образовательных учреждений. Охват детей общественным дошкольным образованием в республике составляет 67%, а пятая часть из них составляют дети раннего преддошкольного возраста.

                                                  на 01.01.2001г                    на 01.01.2005г

Всего детей в ДОУ                       147186                                 149901

в т. ч.  с 1 -3 года                           25398                                   29903

          до 1,5   лет                            901                                        966

           с 1,5 -3 лет                          24497                                   28937

Каждое ДОУ в Республики Татарстан (и в РФ в целом) в том или ином объеме уделяет внимание проблеме здоровья детей. Это заложено как во все нормативные документы дошкольного учреждения, так и в многолетние традиции отечественной дошкольной педагогики.

Почему же решение данной проблемы оказывается столь неэффективным? Только ли социально-экономические условия являются объяснением такой неэффективности?

При всех плюсах отечественного дошкольного образования нельзя не отметить существенный и очевидный минус: дети болеют. Этот минус  (имеющий стратегическое значение для дальнейшей жизни как самого ребенка, так и для безопасности Республики и государства в целом) настолько существенен, что заставляет экстренно искать новые подходы к решению данной проблемы.

Анализ работы ДОУ РТ  в области оздоровления детей, показывает, что в современных условиях тех мер, которые предполагает типовая программа обучения и воспитания детей детском саду, оказывается недостаточно.

Основным противоречием существующих дошкольных программ является то обстоятельство, что процессы образования, воспитания и обучения  по сути дела искусственно отделены от процессов оздоровления. Действительно, если обратить внимание даже на оглавления любой из программ, можно убедиться в том, что физическое воспитание и здоровье находятся в разных разделах.

         Такой подход представляется не правомерным. Из этой классификации следует, что физическое здоровье не является составным компонентом общего здоровья. Тема здоровья в традиционном изложении существующих программ включает в себя: гигиену, закаливание, питание.

Здоровье должно формироваться и развиваться не дополнительными приемами в процессе образования, воспитания и обучения детей в ДОУ, а с помощью, прежде всего, самих образовательных методов и технологий.

         В связи с открытиями последних десятилетий в области пренатальной и перинатальной педагогики и психологии несколько иначе рассматриваются занятия в первой и второй группах раннего развития.

Иное значение, нежели в традиционных программах придается двигательной активности детей,  программе по музыкальному развитию ребенка, особенно в раннем возрасте. Музыка предполагается как стержень психофизиологического развития личности ребенка. При этом предполагается не только увеличение времени музыкальных занятий, но и расширяется содержание музыкальной деятельности.

 Необходимо разработать новую идеологию деятельности ДОУ в области развития и оздоровления детей. Разработанная программа   «Образование и здоровье в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан» автором М.Л. Лазаревым является превращение каждого детского сада в «Семейный центр здоровья», с девизом «Здоровая семья - здоровый сад». Работа такого центра позволит каждому ДОУ, помимо двух уже существующих направлений в своей работе (воспитание и образование детей), обеспечить деятельность третьего направления:  оздоровление ребенка и всей семьи по месту   жительства.

Действительно, каждое ДОУ имеет здание, набор необходимых помещений и оборудования, штат специалистов, опыт воспитательно-образовательной и оздоровительной работы, поддержку рядом живущих родителей и уже организованных в группы детей.

На пути достижения этой цели в   ДОУ решается ряд общих (интегральных) и частных оздоровительных задач.

Интегральной оздоровительной задачей пренатальной школы здоровья является адаптация ребенка к режиму внеутробной младенческой и ранней жизни.

Задачей младенческого и ранней школы здоровья является адаптация к режиму  дошкольной жизни.

Задачей дошкольного периода является адаптация к режиму школьной жизни.

Для решения данных задач предполагается использование наряду с существующими методами ряд дополнительных, специфических для каждого возраста.

         При правильно организованной оздоровительной работе очень многие оздоровительные технологии, которые сегодня применяется в современных фитнес – центрах, могут быть применены в стенах ДОУ. С учетом территориальной близости ДОУ к месту проживания большинства семей,  такие услуги могут привлечь внимание большого количества семей.

 В данной программе заложен не только медико-педагогический, но и  финансово-экономический механизм, так как превращение ДОУ  в муниципальный семейный центр здоровья позволит решить целый ряд организационных и финансовых проблем. С учетом того, что государственное финансирование ДОУ скорее всего не будет увеличиваться, организация такого центра с использованием хозрасчетных услуг, позволит некоторым образом улучшить материальное обеспечение оздоровительных программ. Сказанное можно подкрепить тем, закон РФ «Об образовании» разрешает образовательному учреждению заниматься хозрасчетной деятельностью. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) при поддержке органов здравоохранения.

           Необходимо оптимизировать психофизиологическое развитие детей, начиная с внутриутробного периода развития, а также влиять на здоровье матери и гармонизировать внутрисемейные отношения в условиях дошкольного учреждения.  В дошкольных учреждениях республики воспитываются и дети -инвалиды

            Важное значение имеет межведомственный подход в работе — взаимодействие органов образования и здравоохранения и др.

Их сотрудничество способствует активизации работы, на­правленной на здоровый образ жизни детей. Эти вопросы посто­янно обсуждаются на областных и районных совещаниях, на засе­даниях методических объединений муниципальных органов уп­равления образованием, на педсоветах и родительских собраниях, на курсах повышения квалификации педагогов.

Выводы и предложения:

1.В раннем возрасте физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения. Это свя­зано со многими причинами:

с отсутствием готовых движений у родившегося младенца — двигательная сфера ребенка воспитывается с рождения;

с тем, что физическое воспитание ребенка раннего возраста — это его полноценное интеллектуальное развитие;

2. Необходимо создавать группы или центры для детей раннего возраста как на бюджетной так и на платной основе.

3.Разработка и реа­лизация образовательных программ, нацеленных на формирова­ние ценностей здорового образа жизни; систему мер по профилак­тике заболеваний; изменение содержания и форм физического вос­питания; воспитание у детей травматологической настороженно­сти (профилактика травматизма); создание травмобезопасной сре­ды пребывания детей.

4. Создание экологически благоприятных условий в помещени­ях и на участках детских дошкольных учреждений.

5.Совершенствование медицинского обслуживания и санитарно-гигиенического просвещения родителей, детей и педагогических работников дошкольных учреждений, формирование здорового образа жизни.

6.Повышение ответственности воспитателей и родителей за со­стояние здоровья воспитанников детских садов.

7.Распространение лучшего опыта взаимодействия детских са­дов и медицинских учреждений, разработка здоровьесберегающих, технологий для дошкольных образовательных учреждений; широкое привлечение СМИ.

8.Обеспечение образовательных учреждений, медицинским персоналом, укрепление материально-тех­нической базы дошкольных учреждений и оснащение медицинс­ких кабинетов;

9.Воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, мотивация здорового образа жизни.

          Профилактическая деятельность должна переместиться из детского лечебного учреждения в учреждение образовательное. Главным социальным институтом по формированию здоровья становятся семья, дошкольное учреждение и школа.

          Сохранение и укрепле­ние состояния здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.