Оздоровление детей раннего возраста
На состояние здоровья детей, их гармоничное развитие влияют многочисленные факторы, важнейшими из которых являются воспитание, правильный уход в период раннего и дошкольного возраста, а также окружающая социальная и экологическая среда. Современные исследования показывают, что неблагоприятные демографические и социально-экономические процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно сказываются на состояния здоровья как взрослого, так и детского населения. Об этом можно судить по таким ведущим показателям здоровья нации, как младенческая смертность и продолжительность жизни. Младенческая смертность в России составляет 13,18 промилей (Европа – 9,15, Швеция – 3,6), а продолжительность жизни – 65,1 лет (Европа – 74,1; Швеция – 80). Эти процессы, а также проблемы с грудным вскармливанием (детей, до 3-х месяцев получающих грудное молоко в России всего 41%, в Республике Беларусь – 80%, в Швеции – 87%, в Узбекистане – 97%), предопределяют неблагоприятный фон для здоровья детей дошкольного возраста в РФ. По данным РНЦЗР РАМН каждый третий ребенок уже с периода новорожденности имеет различные болезни и отклонения в состоянии здоровья. Заболеваемость новорожденных в целом увеличилась за 5 лет на 20% и достигла 5801,8 на 10000 родившихся живыми. Каждый двенадцатый младенец рождается с низкой массой тела. Серьезную озабоченность вызывает рост врожденных пороков развития. Доля здоровых детей до 1 года составляет 29%. К 3-м годам жизни удельный вес здоровых детей увеличивается до 39,6%. В дальнейшем их количество постепенно снижается вплоть до 14 лет и составляет 27,5% (уменьшение в 1,4 раза). В возрасте 15-17 лет происходит увеличение доли здоровых детей до 32%.
Вторая группа здоровья абсолютно преобладает среди детей всех возрастных групп. Максимальная доля детей со второй группой здоровья зарегистрирована в возрастном периоде до 1 года (61,9%). В дальнейшем происходит уменьшение их числа за счет перехода в первую группу здоровья (в большей степени) и третью группу здоровья (в меньшей степени). В возрасте 1 – 14 лет доля детей с второй группой здоровья относительно постоянна и составляет в среднем 52-54%. Дальнейшее уменьшение второй группы здоровья происходит в возрастном периоде 15-17 лет до 45,8%.
С возрастом увеличивается и удельный вес детей с 3 группой здоровья. Так, если в возрасте до 1 года доля детей с 3 группой здоровья составляет 8,97%, к 7-10 годам – 14,9% (увеличивается в 1,7 раза), а в возрасте 15-17 лет – 22% (увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года). В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом.
Доля детей, которым необходимо проведение лечебно-оздоровительных мероприятий в условиях полклиники в возрасте 4-6 лет составляет 37,9%. Доля детей, нуждающихся в проведении лечебно-коррекционных мероприятий в условиях стационара, в дошкольном возрасте составляет 6-7%, в возрасте от 7 до 14 лет – 9,3%, в возрасте 5-17 лет – 18,75%, т.е. увеличивается в 3 раза.
Изучение причин, влияющих на состояние здоровья населения, показало, что около 50% из них обусловлены социально-экономическими условиями и образом жизни людей, 18-25% биологическими и генетическими обстоятельствами, 10-20% условиями окружающей среды и природно-климатическими факторами, 10-15% причин связаны с особенностями организации здравоохранения. При этом все исследователи отмечают такую закономерность — чем моложе ребенок, тем выше оказывается удельный вес биологических и генетических влияний на его здоровье.
Анализируя состояние здоровья детского населения, академик РАМН Ю.Е. Вельтищев выделил восемь основных тенденций:
1. Ухудшение состояния здоровья женщин, нарастание различных противоречий в семье.
2. Отсутствие положительных сдвигов в снижении недонашиваемости, рождение детей с низкой массой тела. Недонашиваемость составляет 7% , в отдельных городах — 14-16%. Во многом это связано с неудовлетворительным состоянием здоровья матерей и неблагоприятной экологической обстановкой. Определенный вклад вносит низкое качество медицинского обеспечения беременных женщин и его дальнейшее снижение. 50-70% беременных женщин имеют различные хронические отклонения в состоянии здоровья.
3. Высокая частота рождения детей с травмами и патологией центральной нервной системы (более 30 на 1000 родившихся). Действуют вышеупомянутые факторы. Крайне недостаточна сеть региональных перинатальных центров, неудовлетворительна постановка интенсивной терапии и реанимации новорожденных, не говоря уже об их слабом оснащении.
4. Абсолютное повышение частоты врожденных и наследственных болезней в ряде регионов. Врожденные пороки в структуре ранней и младенческой смертности вышли на первое место.
5. Прогрессирующий рост хронических форм патологии у детей. Около 40% подростков к окончанию школы имеют хронические отклонения в состоянии здоровья, что прежде всего связано, с экологическим неблагополучием, плохой материально-технической базой детских лечебно-профилактических учреждений, игнорированием семейной и подростковой медицины и низким качеством профилактической (превентивной) медицины.
6. Повышение частоты вирусных и паразитарных заболеваний, в том числе контролируемых инфекций — полиомиелита, коклюша, кори, туберкулеза и др. Это связано с существенным снижением числа детей, вакцинированных против детских инфекций (до 50%). Немаловажную негативную роль здесь сыграла пресса, побудившая многих родителей отказываться от вакцинации детей.
7. Рост болезней аллергической природы.
8. Повышение общего числа детей-инвалидов.
Со всей очевидностью следует подчеркнуть весьма печальный факт — неконтролируемый рост хронической патологии играет ведущую роль в ослаблении здоровья подрастающего поколения и в геометрической прогрессии может угрожать здоровью последующих поколений: у больных родителей будут постоянно рождаться больные дети.
В этом контексте становится ясно, что сохранение и укрепление состояния здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.
По данным Министерства здравоохранения Республики Татарстан заболеваемость по нозологиям среди детей республики распределяется следующим образом:
- желудочно-кишечный тракт - 65-90%;
- лор-патология - 47-90%
- нарушение осанки - 38-65%
- вегето-сосудистая дистония - 36-69%
-функциональные нарушения сердечной деятельности – 33-48%
-болезни мочеполовой системы - 25-40% и т.д.
При этом по данным академика С.В.Мальцева ежегодно отмечается рост заболеваемости в школе на 10%. У 12% учащихся отмечен срыв адаптации, в 1,5 раза возросло число абортов у 10-14летних девочек, 65% старшеклассников принимают алкоголь. Растет число детей с дефицитом массы, число низкорослых детей. При этом отмечается не просто падение веса, а развивается трофологическая недостаточность, которая характеризуется симптомокомплексом: падение интеллекта, гиповитаминозом, нарушением сна, нарушением белкового гомеостаза, нарушением осанки, нефроптозом.
Детские гинекологи отмечают повышение инфицированнности у 36%девочек (хламидии, герпес). Детские урологи и андрологи отмечают у 46% школьников патологию в области мочеполовой сферы (у младших школьников фимоз, у старших фимоз, крипторхизм и варикоцеле).
У 87, 5% школьников Казани и у 58,3% школьников села отмечается повышенная агрессивность.
Все вышесказанное предопределяет актуальность проблемы охраны здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обосновывает необходимость разработки более эффективных подходов к управлению процессами, влияющими на их гармоничное развитие.
Благодаря усилиям Правительства Республики Татарстан, местных органов власти, Министерства образования и науки Республика Татарстан в период с 1990 по 2004 годы сохранился большой сектор дошкольных образовательных учреждений. Охват детей общественным дошкольным образованием в республике составляет 67%, а пятая часть из них составляют дети раннего преддошкольного возраста.
на 01.01.2001г на 01.01.2005г
Всего детей в ДОУ 147186 149901
в т. ч. с 1 -3 года 25398 29903
до 1,5 лет 901 966
с 1,5 -3 лет 24497 28937
Каждое ДОУ в Республики Татарстан (и в РФ в целом) в том или ином объеме уделяет внимание проблеме здоровья детей. Это заложено как во все нормативные документы дошкольного учреждения, так и в многолетние традиции отечественной дошкольной педагогики.
Почему же решение данной проблемы оказывается столь неэффективным? Только ли социально-экономические условия являются объяснением такой неэффективности?
При всех плюсах отечественного дошкольного образования нельзя не отметить существенный и очевидный минус: дети болеют. Этот минус (имеющий стратегическое значение для дальнейшей жизни как самого ребенка, так и для безопасности Республики и государства в целом) настолько существенен, что заставляет экстренно искать новые подходы к решению данной проблемы.
Анализ работы ДОУ РТ в области оздоровления детей, показывает, что в современных условиях тех мер, которые предполагает типовая программа обучения и воспитания детей детском саду, оказывается недостаточно.
Основным противоречием существующих дошкольных программ является то обстоятельство, что процессы образования, воспитания и обучения по сути дела искусственно отделены от процессов оздоровления. Действительно, если обратить внимание даже на оглавления любой из программ, можно убедиться в том, что физическое воспитание и здоровье находятся в разных разделах.
Такой подход представляется не правомерным. Из этой классификации следует, что физическое здоровье не является составным компонентом общего здоровья. Тема здоровья в традиционном изложении существующих программ включает в себя: гигиену, закаливание, питание.
Здоровье должно формироваться и развиваться не дополнительными приемами в процессе образования, воспитания и обучения детей в ДОУ, а с помощью, прежде всего, самих образовательных методов и технологий.
В связи с открытиями последних десятилетий в области пренатальной и перинатальной педагогики и психологии несколько иначе рассматриваются занятия в первой и второй группах раннего развития.
Иное значение, нежели в традиционных программах придается двигательной активности детей, программе по музыкальному развитию ребенка, особенно в раннем возрасте. Музыка предполагается как стержень психофизиологического развития личности ребенка. При этом предполагается не только увеличение времени музыкальных занятий, но и расширяется содержание музыкальной деятельности.
Необходимо разработать новую идеологию деятельности ДОУ в области развития и оздоровления детей. Разработанная программа «Образование и здоровье в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан» автором М.Л. Лазаревым является превращение каждого детского сада в «Семейный центр здоровья», с девизом «Здоровая семья - здоровый сад». Работа такого центра позволит каждому ДОУ, помимо двух уже существующих направлений в своей работе (воспитание и образование детей), обеспечить деятельность третьего направления: оздоровление ребенка и всей семьи по месту жительства.
Действительно, каждое ДОУ имеет здание, набор необходимых помещений и оборудования, штат специалистов, опыт воспитательно-образовательной и оздоровительной работы, поддержку рядом живущих родителей и уже организованных в группы детей.
На пути достижения этой цели в ДОУ решается ряд общих (интегральных) и частных оздоровительных задач.
Интегральной оздоровительной задачей пренатальной школы здоровья является адаптация ребенка к режиму внеутробной младенческой и ранней жизни.
Задачей младенческого и ранней школы здоровья является адаптация к режиму дошкольной жизни.
Задачей дошкольного периода является адаптация к режиму школьной жизни.
Для решения данных задач предполагается использование наряду с существующими методами ряд дополнительных, специфических для каждого возраста.
При правильно организованной оздоровительной работе очень многие оздоровительные технологии, которые сегодня применяется в современных фитнес – центрах, могут быть применены в стенах ДОУ. С учетом территориальной близости ДОУ к месту проживания большинства семей, такие услуги могут привлечь внимание большого количества семей.
В данной программе заложен не только медико-педагогический, но и финансово-экономический механизм, так как превращение ДОУ в муниципальный семейный центр здоровья позволит решить целый ряд организационных и финансовых проблем. С учетом того, что государственное финансирование ДОУ скорее всего не будет увеличиваться, организация такого центра с использованием хозрасчетных услуг, позволит некоторым образом улучшить материальное обеспечение оздоровительных программ. Сказанное можно подкрепить тем, закон РФ «Об образовании» разрешает образовательному учреждению заниматься хозрасчетной деятельностью. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) при поддержке органов здравоохранения.
Необходимо оптимизировать психофизиологическое развитие детей, начиная с внутриутробного периода развития, а также влиять на здоровье матери и гармонизировать внутрисемейные отношения в условиях дошкольного учреждения. В дошкольных учреждениях республики воспитываются и дети -инвалиды
Важное значение имеет межведомственный подход в работе — взаимодействие органов образования и здравоохранения и др.
Их сотрудничество способствует активизации работы, направленной на здоровый образ жизни детей. Эти вопросы постоянно обсуждаются на областных и районных совещаниях, на заседаниях методических объединений муниципальных органов управления образованием, на педсоветах и родительских собраниях, на курсах повышения квалификации педагогов.
Выводы и предложения:
1.В раннем возрасте физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения. Это связано со многими причинами:
с отсутствием готовых движений у родившегося младенца — двигательная сфера ребенка воспитывается с рождения;
с тем, что физическое воспитание ребенка раннего возраста — это его полноценное интеллектуальное развитие;
2. Необходимо создавать группы или центры для детей раннего возраста как на бюджетной так и на платной основе.
3.Разработка и реализация образовательных программ, нацеленных на формирование ценностей здорового образа жизни; систему мер по профилактике заболеваний; изменение содержания и форм физического воспитания; воспитание у детей травматологической настороженности (профилактика травматизма); создание травмобезопасной среды пребывания детей.
4. Создание экологически благоприятных условий в помещениях и на участках детских дошкольных учреждений.
5.Совершенствование медицинского обслуживания и санитарно-гигиенического просвещения родителей, детей и педагогических работников дошкольных учреждений, формирование здорового образа жизни.
6.Повышение ответственности воспитателей и родителей за состояние здоровья воспитанников детских садов.
7.Распространение лучшего опыта взаимодействия детских садов и медицинских учреждений, разработка здоровьесберегающих, технологий для дошкольных образовательных учреждений; широкое привлечение СМИ.
8.Обеспечение образовательных учреждений, медицинским персоналом, укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений и оснащение медицинских кабинетов;
9.Воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, мотивация здорового образа жизни.
Профилактическая деятельность должна переместиться из детского лечебного учреждения в учреждение образовательное. Главным социальным институтом по формированию здоровья становятся семья, дошкольное учреждение и школа.
Сохранение и укрепление состояния здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.
|
|
|