Использование икт в обучении иностранному языку
Переход нашей страны на рыночные отношения, увеличение деловых, культурных связей с зарубежными странами, развитие науки и техники, постоянный обмен научно-технической информацией требует от нас более глубокого знания иностранных языков как средства устного и письменного общения между представителями разных народов и культур. В связи с этим, повышается интерес к самому иностранному языку, также к его преподаванию.
Время не стоит на месте. Жизнь современного человека уже невозможно представить без средств массовой информации. В широком смысле СМИ-это радио, телевидение, разнообразные печатные издания, популярная музыка, компьютерные игры и т.д. Учебная же информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место.
Использование наряду с традиционной технологией обучения возможностей новых информационных технологий может помочь учителю в подборе более интересного и разнообразного учебного материала, осуществить дифференцированный подход каждому из учащихся, и тем самым способствовать лучшему усвоению учащимися необходимых знаний и навыков.
Реализация внедрения ИКТ в учебный процесс ведется в двух направлениях: 1)использование ИКТ для создания материальной базы уроков; 2) использование ИКТ в процессе учебной деятельности, т.е. на уроке.
По первому направлению ведется следующая работа: разработка раздаточного материала для введения и закрепления учебного материала для контроля и самоконтроля, материалов для чтения, письма и перевода. Материал для таких разработок можно получить из таких источников, как учебно-методическая и дополнительная литература; учебные мультимедийные компакт-диски; ресурсы Всемирной сети.
Для создания материальной базы урока использовать ИКТ нельзя заставить учителя. Здесь важно желание педагога внедрять технологии в свой педагогический процесс. Для реализации такого рода инноваций учитель-предметник должен владеть информационной компетентностью, т.е. системой «компьютерных знаний и умений, обеспечивающих необходимый в конкретной профессии уровень получения, переработки, хранения и представления профессионально детерминированной информации». Педагог должен сам проявлять интерес к освоению ИКТ и владеть компьютером хотя бы на уровне пользователя.
Процесс внедрения ИКТ в преподавании иностранным языкам набирает темп и в нашей школе. Учителя-предметники , добившись определенных результатов на этом поприще , охотно делятся своим опытом со своими коллегами как из школ района, республики, так и из России. Показателен опыт нашей школы, когда учителя английского языка, представив работы «Воспитательный потенциал уроков иностранного языка», «Использование ИКТ в обучении иностранному языку» во Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации 2006», стали лауреатами конкурса и были награждены Дипломами 1и 2 степени.
Проведенные мастер-классы «Введение новой лексики с применением ИКТ», мастерами английского языка нашей школы стали толчком для коллег в применении мультимедиа ресурсов на своих уроках.
Успешная сдача ЕГЭ по английскому языку остается первостепенной задачей для учителей-предметников. В целях подготовки к экзаменам учителя активно используют редактор «Test.EXE» , позволяющий создать тест на любую тему web страницы. Подготовленные лексико-грамматические тесты помещают на сайт школы musschool2.narod.ru.
Активным помощником в работе с текстами учителей английского языка нашей школы является электронный словарь ABBYY Lingvo 12, который содержит 7,4 миллион словарных статей в 128 словарях, 80% из которых издано в 2003-2006 годах.
Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние годы, благодаря активному участию учителей нашей школы в различных теоретических и практических семинарах, районного, зонального, республиканского уровней по применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Наряду с многочисленными семинарами районного уровня, 14 педагогов школы приняли участие в работе зональных, республиканских конференций, организованными ИНПО в городах республики. 11 педагогов школы участвовали в работе республиканских семинаров, организованных Институтом Развития Образования города Казани.
Для эффективной организации работы по посещению курсов компьютерных технологий составлен перспективный план на пять лет. Согласно этому плану 2004-05 учебном году 15 педагогов(35%),2005-06 году 11 педагогов(26%) в 2006-07 учебном году 14 педагогов (36%) ,2007-08 учебном году 13 педагогов (34%)прошли компьютерные курсы.
Нельзя недооценивать возможности самообразования. Если педагог научится пользоваться возможностями Интернет, то он может повысить свой интеллектуальный уровень , также уровень разговорной речи, общаясь посредством английского языка с людьми разных стран мира. Подобное общение развивает навык письменной речи , заставляет мыслить по-английски, дает нам возможность осознать необходимость применения своих знаний в реальном общении.
По второму направлению, использование ИКТ в процессе учебной деятельности, т.е. на уроке, можно назвать следующие формы работы: использование готовых программных средств. На сегодняшний день очень много учебных дисков, рассчитанных и на обучение чтения, письма, аудирования, говорения, объяснение и повторение различного грамматического материала с соответствующими заданиями и упражнениями. И учитель должен правильно подобрать нужный ему материал и использовать его в доступной для учащихся форме. Учителя иностранных языков нашей школы успешно применяют учебные диски Oxford Pltinum DeLuxe, методика курса которых разработана специально для компьютерного обучения и все лингафонные материалы озвучены дикторами-носителями языка. Но есть один нюанс: такие программы обычно рассчитаны для работы с персональным компьютером один на один, т.е. невозможно работать со всем классом вместе. В таком случае ученик может приобрести эти учебные диски для самостоятельного изучения английского языка, а учитель- использовать отдельные фрагменты материала дисков для самостоятельной разработки программных средств, возможных для работы в классе.
Для учащихся младших классов для практики навыков аудирования применяем учебные диски с английскими сказками и рассказами. Также на уроках эффективно применяются лексико-грамматические тесты в режиме on line.Например, учащиеся 9-10 классов проверяют свои знания и возможности по тестам расположенным по адресу www.homeenglish.ru как в урочное, так и во внеурочное время.
Ежегодно старшеклассники нашей школы участвуют в интернет-олимпиадах, организованных различными вузами РТ и РФ, и получают неплохие результаты. Перед нами, как учителями английского языка стоит главная задача – дать средство для осуществления коммуникации нашим ученикам. По окончании обучения в средней общеобразовательной школе учащиеся должны уметь осуществлять коммуникацию, как на родном, так и на иностранном языке. Как учителя средней общеобразовательной школы мы должны формировать у учащихся информационную компетенцию. Наши учащиеся должны уметь находить необходимую для них информацию, анализировать ее, выбирать главное и использовать выбранное для решения своих собственных целей и создания нового продукта. Мы также должны развивать навыки самообразования у наших учащихся так, как сегодня, как никогда, от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию и переквалификации. Задания на основе ресурсов Интернета одни из самых эффективных способов достижения вышеперечисленных целей. Они способствуют развитию самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Дети учатся проводить исследования, систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Задания на основе ресурсов Интернет и проектная деятельность способствуют обучению в сотрудничестве, формированию навыков взаимопомощи, умения осуществлять совместную деятельность. Учащиеся учатся выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать решения. Учащиеся могут общаться с носителями языка с помощью чатов, видеоконференций, форумов и электронной почты. Они узнают больше о жизни, ценностях и культуре людей, чей язык они изучают. Это особенно ценно для нашей страны, где все еще существуют очень маленькие возможности для живой коммуникации с носителями языка.
Замечено, что те ученики, которые часто пользуются Интернетом, неосознанно усваивают лексику и грамматический строй английского языка, и, как следствие, они успешнее занимаются на уроках по переводу тематических текстов с английского языка на русский язык. На своих занятиях я ввожу в практику защиту проектов учащимися по различным темам на английском языке (например для учащихся 9 классов«Your country’s history», «People I would like to meet», «Your protest», «Visiting your country», и т.п.) с использованием презентации и мультимедийного проектора. Для выполнения проектных работ ученики используют приёмы работы в Power Point и Coral Draw Проект представляет собой представление учащимися проблемы по разным темам на английском языке (например, «Легко ли быть звездой?», «Как ты защищаешь природу?», «Почему я люблю путешествовать?»), который обычно выполняется в конце изучения каждой темы. Иллюстрацией идеи проекта могут быть схемы, карты, таблицы, отрывки из фильмов и т.п. Во время презентации проекта слушатели имеют возможность лучше понимать выступающего, поскольку его речь сопровождается звуками и изображениями на экране.
Очень интересно наблюдать за развитием учащихся в их презентациях. Для каждого ребенка это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Ученики пятого класса делают презентации о себе по пройденным темам, на слайдах они размещают свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им сделать сообщение по теме. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке. Были представлены презентации на следующие темы: «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя квартира», «Моя школа», «Мой день рождения», «Мой день». Презентации шестиклассников это не только рассказы о фактах своей жизни и своего окружении, но и попытка прокомментировать их и высказать свое мнение, а если его нет в выступлении, одноклассники обязательно поинтересуются. Этот интерес к мнению друзей соответствует возрастным особенностям.
Применение ИКТ на уроках английского языка является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев очень нравится работать в компьютерном классе, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере ИКТ. Однако учителю следует следить за соблюдением рабочей дисциплины и выполнением всеми учащимися всего объёма работы. Уроки с применением компьютера также могут способствовать повышению внутренней самооценки отдельных учащихся и укреплению их авторитета в ученическом коллективе. Ученик в классе углублённого изучения языка, который имел низкий уровень успеваемости по предмету, на уроках с применением ИКТ успешно выполнял задания учителя. Возможны единичные случаи, когда ребёнку не очень нравится работать с компьютером. Кроме того, при массовой информатизации процесса обучения возникает опасность перегрузки учащихся работой с компьютером. В таком случае необходимо строгое планирование расписания интегрированных уроков
Перечисленные выше варианты использования ИКТ при обучении иностранным языкам в условиях классно-урочной системы удачно вписываются в учебно-воспитательный процесс. Использование ИКТ при обучении иностранным языкам может способствовать главному: повышать мотивацию учащихся к изучению дисциплины «Иностранный язык», а, следовательно, нацеливать учеников на качественное владение иностранным языком. ИКТ также помогают им развивать самоконтроль и чувство ответственности за выполненную работу, расширять возможности общения, стимулировать их к самостоятельному поиску дополнительной информации, создавать возможности творческого саморазвития личности.
Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. «…Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации». В заключении хочется отметить, что учебный процесс должен строиться по традиционной методике обучения иностранным языкам, а ИКТ учитель использует только для облегчения своей работы, для обогащения учебного материала, для повышения познавательной активности школьников, а также для усиления мотивации.
Литература. 1. Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе» №5, 2006год; №8,2007год; №1, 2008 год; 2. Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.109-112
|
|
|