'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Общее среднее образование в Республике Татарстан ::
     
():  
:  
-
: , 3 2024

Общее среднее образование в Республике Татарстан



Современное состояние  системы общего среднего образования Татарстана характеризуется стремлением реализовать на республиканском уровне основные положения Концепции модернизации российского образования – обеспечение его высокого качества, доступности и эффективности.

В рамках реализации  Концепции профильного обучения и с целью отработки различных моделей предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательные учреждения г. Зеленодольска и Балтасинского района с 2003/2004 учебного года принимают участие в Всероссийском эксперименте по данной проблеме. В 2004/2005 учебном году экспериментом охвачено в г.Зеленольске - 2432 учащихся 9,10 классов (12 школ) и в Балтасинском районе 470 учащихся (5 школ).

С 2004-2005 учебного года в республиканский эксперимент по предпрофильной подготовке включились 92 школы десяти территорий  республики: г. Альметьевска и Альметьевского района, г.Бугульмы и Бугульминского района, г. Азнакаево и Азнакаевского района, г.Набережные Челны, г. Елабуги, Ютазинского района, Вахитовского, Московского, Кировского, Советского районов  г. Казани. 

В городах Елабуга, Набережные  Челны, Буинск, в Верхнеуслонском районе созданы и активно работают городские (районные) координационные советы по введению профильного обучения, возглавляемые заместителями глав администрации. Использование административного ресурса в этих территориях положительно сказывается на материально-техническом оснащении базы профильного обучения.

Большое значение для организации предпрофильной подготовки приобретает работа по ранней профессиональной ориентации учащихся, которая является сегодня важной составляющей деятельности  школы.

 В рамках реализации мероприятий «Программы развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи в Республике Татарстан» и с целью изучения профессиональных намерений и трудовой мотивации учащихся  ежегодно с 2001 года проводится компьютерное тестирование выпускников 9-х и 11-х классов   (всего более 75 тысяч респондентов). С учетом широкомасштабного введения предпрофильной подготовки в 2003-2004 учебном году профессиональная диагностика была проведена и для 48196 учащихся 7-8 классов. По итогам исследования для всех территорий РТ подготовлены материалы, позволяющие оценить необходимость введения тех или иных профилей обучения.

Результаты компьютерного   тестирования  профессиональных предпочтений  учащихся 7-9 классов позволили многим структурным подразделениям  районов и городов республики  определить приоритетные  направления предпрофильной подготовки.  Например, в Рыбно-Слободском районе в результате тестирования  29,5 % учащихся 9-х классов   отдали предпочтение физико-математическому профилю; 12,3 % - аграрно-технологическому; 12,2 % - социально-гуманитарному. В 2005-2006 учебном году в пяти образовательных учреждениях района будут открыты соответствующие профильные классы.

           В 2004-2005 учебном году во всех территориях велась подготовительная работа по широкомасштабному введению предпрофильной подготовки учащихся 9 классов и созданию сети кустовых профильных школ (однопрофильных или многопрофильных) с развитой материально-технической базой, усовершенствованным учебно-методическим обеспечением, высоким кадровым потенциалом. Всего по республике планируется открыть более 50 многопрофильных школ.

Успешная реализация предпрофильной подготовки в значительной степени зависит от подготовленности руководителей и педагогов, которым необходима глубокая теоретическая и практическая подготовка для анализа проблем, поиска путей их решения, прогнозирования, проведения мониторинга, применения современных педагогических технологий.

Опрос руководителей общеобразовательных учреждений о наличии учебной методической литературы показал, что обеспеченность по нормативам только в 19,2% территорий по физико-математическому профилю, 17,2% - аграрно-технологическому , 16,9% -  гуманитарному.

С целью обеспечения общеобразовательных учреждений республики учебной и методической литературой ИРО РТ и ИНПО г. Набережные Челны публикуют сборники элективных курсов. Планируется создание электронного банка данных элективных курсов по всем предметам.

Для успешной реализации технологического профиля (агротехнологического, информационно-технологического) особенно важно наличие соответствующей материально-технической базы. Оснащенность мастерских для мальчиков составляет 19,3%, лаборатории кабинетов  биологии и физики – 17,9%, лаборатории кабинетов химии – 18,1%. Решается вопрос о создании современной материально-технической базы, оборудования учебных мастерских, лабораторий учебных кабинетов физики, химии.

  Все большее значение приобретает сетевая модель профильного обучения. С целью организации такой модели в  Зеленодольском районе создана территориальная образовательная сеть.  Функционирует 5 образовательных округов: Васильевский, Осиновский, Нурлатский, Раифский, Свияжский. В Раифском, Свияжском, Нурлатском округах определены  базовые (опорные) школы, где планируется  изучение профильных дисциплин. Разработано Положение о базовой (профильной) школе, заключены договоры между отделом образования, базовой школой и общеобразовательными учреждениями. Но функционирование сетевой модели на сегодня затруднено по причине невозможности организации подвоза учащихся в базовую школу.

     Другой вариант сетевой организации профильного обучения основан на кооперации с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечения дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право получения профильного обучения не только там, где они учатся, но и в кооперативных образовательных учреждениях. Для апробации такой модели второй год в режиме эксперимента совместно с Татарско-американским региональным институтом работают 7 школ Казани. В рамках эксперимента осуществляется ранняя профориентация и планирование карьеры, обеспечивается преемственность общеобразовательных программ и программ профессионального образования.

Учащиеся 10-11 классов экспериментальных школ имеют возможность углубленного изучения отдельных предметов профильного направления, но  за счет получения платных образовательных услуг и дополнительного учебного времени, не входящего в допустимую недельную нагрузку.

                 Одним из важных моментов эксперимента является апробация новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений. Основная идея обновления связана с введением открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений школьников, результаты которой должны  стать основой для зачисления учащихся в профильные классы старшей ступени, а также в учреждения НПО и СПО без проведения дополнительных испытаний. Экзамены в новой форме (малые ЕГЭ) проводились по двум предметам – алгебре и русскому языку. 

При комплектовании профильных классов третьей ступени обучения учитывается портфель  личных достижений, включающий результаты профессиональной диагностики ученика в 7,8,9-х классах и результаты его итоговой аттестации.

     Министерством образования и науки РТ направлено письмо  руководителям  учреждений НПО И ССУЗов об учете портфолио  при зачислении выпускников с целью непрерывности учебно-воспитательного процесса, для организации целенаправленной индивидуальной работы  по профильному и профессиональному обучению учащихся.



Важным направлением реализации Концепции модернизации образования является оптимизация сети сельских школ. В 2004 году принята республиканская программа, и в настоящее время уже начался процесс ее осуществления на местах.

При этом следует выделить следующие способы:

- обучение учащихся начальной школы с численностью менее 3-х человек  в образовательных учреждениях формы «школа - учительский дом» (Рыбнослободской, Верхнеуслонский, Зеленодольский районы);

- размещение в одном здании (создание комплекса) начальной школы и детского сада (во многих районах функционирует 56 таких комплексов);

- использование услуг учителей-предметников базовых школ для преподавания в старшем звене малокомплектных школ путем их доставки в эти школы 1-2 раза в неделю (Тетюшский, Ютазинский и др. районы);

- преобразование малокомплектной основной или средней школы в начальную.

Последний способ является главным в проекте республиканской программы оптимизации сети сельских образовательных учреждений. Его применение будет основным инструментом  реструктуризации  сети школ в соответствии с задачами Концепции модернизации российского образования.

Анализ, проведенный в ходе подготовки программы показал, что уже с  1 сентября 2005 года в ряде сельских районов возможно провести реструктуризацию 34 основных и средних школ с использованием  существующей сети дорог с твердым покрытием и при условии выделения для базовых школ  школьных автобусов. Это позволит организовать подвоз 655 учащихся. При этом количество класс – комплектов уменьшится на 163 единицы и высвободится 244 педагогические ставки. Сэкономленные по фонду оплату труда высвобождаемых штатных единиц средства в сумме  1016 тыс. рублей в месяц сопоставимы с расходами на содержание 35 автобусов. Из 234 педагогов, которые могут высвободиться в течение первого года реализации программы – 15 пенсионного возраста, а 99 могут быть трудоустроены за счет существующих вакансий.

В настоящее время с Министерством финансов согласовано и внесено на рассмотрение в Кабинет Министров РТ распоряжение «О выделении средств на приобретение школьного автотранспорта для организации подвоза обучающихся в базовые школы в 2005 году», согласно которому предполагается выделить 17 млн. 823 тысяч рублей на приобретение 28 автобусов. После принятия распоряжения Кабинета Министров МОиН РТ будет проведена централизованная закупка школьных автобусов путем проведения открытого конкурса.



Успешно завершается реализация республиканской целевой программы «Русский язык в Татарстане», которая была принята на 2001-2005 годы.

В 2004-2005 учебном году улучшилась оснащенность кабинетов русского языка учебной, художественной, методической, справочной литературой по филологии и техническими средствами обучения с 65,6% до 68,5%, по сельским районам – с 62,7% до 64,6%, по городам – с 68,6% до 72,4%.

В 2004-2005 учебном году расширилась сеть школ, в учебных планах которых увеличено количество часов на изучение русского языка (на 1-2 часа). В таких школах обучается 112378 учащихся (1351 школа, 6909 классов).

В ходе выполнения решения Протокола встречи Президента РТ Шаймиева М.Ш. с представителями Общества русской культуры г.Казани и Казанского отделения Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования от 14.12.2002 года в республике созданы 29 школ ( 296 классов) с этнокультурным русским компонентом обучения, где обучаются 6284 учащихся ( в г.Казани – 9 школ, г.Альметьевске -3,г.Зеленодольске – 2, в Лаишевском районе – 6, Тетюшском -3 и др.)

В рамках реализации программы ежегодно проводятся смотры-конкурсы кабинетов русского языка и литературы. В 2004-2005 учебном году в этом конкурсе первое место занял юридический лицей № 159 г.Казани, 2 место – физико-математический лицей № 2 г.Бугульмы и Балтасинская средняя школа Балтасинского района.

С целью развития творческого потенциала учащихся, приобщения школьников к научно-исследовательской деятельности проведена совместно с ИРО 3 Республиканская НПК школьников имени Л.Н.Толстого, в которой приняли участие более 100 школьников республики, в т.ч. 28 учащихся из городов Российской Федерации.

Учащиеся республики в 2005 году успешно выступили на всероссийских олимпиадах по русскому языку (3 призовых места), по литературе (2 призовых места).

В настоящее время создана временная творческая группа по разработке республиканской целевой программы «Русский язык в Татарстане» на 2006-2010 годы, которая должна быть разработана к ноябрю 2005 года и будет способствовать консолидации многоязычных народов республики, взаимообогащению национальных языков и культур, их сближению и созданию атмосферы взаимного доверия и согласия.



Целенаправленная работа ведется по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей в рамках реализации подпрограммы «Одаренные дети» республиканской программы «Дети Татарстана». Сохранена сеть инновационных образовательных учреждений, продолжается этап её качественного развития, приведения в соответствие со статусом учреждения всего содержания учебно-воспитательного процесса, его результативности.

В 222 государственных лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением предметов по программам повышенного уровня обучается 19,7% от количества учащихся в общеобразовательных учреждениях.

Наличие многоуровневого обучения позволяет обеспечивать ребенку психологически комфортные условия для реализации своих интеллектуальных задатков адекватно способностям.

Министерством образования и науки РТ уделяется большое внимание олимпиадному движению.

В  республиканском туре олимпиад приняли участие 1503 учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений Татарстана, прошедших по итогам зонального и заочного туров олимпиад 2004-2005 учебного года, и 57 школьников из 18 субъектов Российской Федерации.

В заключительном туре республиканских олимпиад 385 обучающихся стали победителями и призерами.

Высокий уровень подготовки в личном зачете показали обучающиеся городов Набережные Челны (45), Нижнекамска (19), Московского (39), Вахитовского (27), Советского (17), Кировского (15), Новосавиновского (13) районов города Казани, Менделеевского (14), Сабинского (14), Нижнекамского (9), Пестречинского (9), Арского (8), Балтасинского (8), Заинского (8) районов.

Значительная работа проводится совместно с высшими учебными заведениями республики по организации и проведению учебно-тренировочных сборов и подготовке команд школьников Татарстана к участию на Всероссийских и Международных олимпиадах.

В 2004/2005 учебном году 53 школьника Татарстана стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийских олимпиад (в 2004 году - 36).

Ежегодно высоких результатов достигают наши учащиеся и на Международных олимпиадах, конкурсах.

В 2005 году золотыми медалями награждены на Международных олимпиадах по химии Зималеев Максим (г.Казань) и по физике  Ахунзянов Руслан (г. Набережные Челны).

Важным направлением работы с одаренными детьми является организация их проектно-исследовательской деятельности под руководством преподавателей высших учебных заведений. Свои исследовательские работы учащиеся защищают на ставших уже традиционными региональных научно-практических конференциях:

·                   совместно с КГУ проводится Поволжская научная конференция учащихся имени Лобачевского;

·                   совместно с Казанским техническим университетом имени Туполева –  региональные олимпиады, олимпиада-конференция « Интеллект».

Сборная команда школьников Приволжского района г. Казани под руководством учителя школы № 139 Хайбуллина Р.Р. ежегодно принимает участие в российских интеллектуальных играх и занимает призовые места: I место - в открытом Чемпионате Сибири (г.Новосибирск), II место - в Чемпионате РТ среди студентов по интеллектуальным играм (г.Набережные Челны), III место - в Чемпионате Поволжья по игре «Что? Где? Когда?» (г.Саранск).

Успешно выступила команда школьников г. Казани  на ХV Российском фестивале юных математиков; диплом III степени   получила команда школьников «Казань 9» на турнире математических боев в первой юниорской лиге в VII Международном математическом турнире старшеклассников «Кубок памяти А.Н. Колмогорова» в городе Екатеринбурге; дипломом II степени награждена сборная команда г. Казани среди команд высшей юниорской лиги в XXIV  Уральском турнире юных математиков в городе Нижнем Тагиле; в V открытой Всероссийской олимпиаде по программированию в городе Санкт-Петербурге команда Приволжского района г. Казани получила  диплом II степени, а команды города Казани завоевали дипломы I и II степени.

Школьники  Республики Татарстан ежегодно принимают активное участие во Всероссийских интеллектуальных конкурсах, смотрах, конференциях различной направленности, в этом учебном году более 90 участников стали дипломантами. Среди них учащиеся городов Казани, Набережные Челны, Нижнекамска, Бугульмы, Мензелинского, Ютазинского, Тукаевского районов и др.

     В целях повышения эффективности патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений организованы и проведены: республиканская игра «Зарница-2004», месячник оборонно-массовой работы, республиканское мероприятие « День призывника», конкурс чтецов « Отечества достойный сын».

       

Инициированная и последовательно реализуемая с 1998 года комплексная отраслевая программа «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан» явилась откликом на социальный заказ общества и руководства РТ, обеспокоенных ухудшающимся в последние десятилетия состоянием здоровья детей.  За годы реализации программы сделан шаг к рассмотрению качества образования в тесной связи с его здоровьесберегающим эффектом; создана важная основа межведомственного сотрудничества; создана сеть школ, содействующих здоровью; Республика Татарстан участвует в осуществлении Международного проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ». Опыт РТ по обеспечению здоровьесохранного обучения неоднократно обобщался и пропагандировался на федеральном уровне и  привлекает внимание и профессиональный интерес педагогической общественности, а также Федерального и регионального руководства России.

  В 2004 году завершился I этап программы. Есть реальные  результаты.

  Согласно  последним  официальным  данным  Министерства  здравоохранения  РТ  и  ФГУ «ЦГСЭН в РТ» налицо следующие позитивные  изменения:

     во-первых,  улучшились  условия  обучения  учащихся;       во-вторых,  повысились  показатели  двигательной  активности  учащихся;   в-третьих, по  итогам  медицинских  осмотров  учащихся  за  последние  3 года  наметилась  чёткая  тенденция  снижения  заболеваемости  по  всем  основным  группам  болезней  у  школьников.  Уровень  общей  заболеваемости  за  последние  два  года  снизился  на  6,8 %.  За 2001-2003 гг. на 3% снизился ежегодный прирост общей заболеваемости среди подростков (в предыдущие годы –6-7%). Стабилизировалась заболеваемость болезнями нервной и эндокринной системы, психическими расстройствами. На 8,2% снизился уровень смертности подростков от внешних причин. С 2000 г. увеличился уровень годности юношей к военной службе с  64,6% до 74,4%. На 33% снизилась распространенность инфекционных болезней у школьников. По  сравнению с 2000 г. значительно уменьшился показатель распространенности наркомании у несовершеннолетних. С 2001 г. доля школьников с хронической патологией стабилизировалась на уровне 15%. Не увеличивается удельный вес детей с нарушением зрения, осанки и сколиозами. С 86,95 до 91,2% вырос уровень среднего физического развития школьников. За  последние  3 года  наблюдается  тенденция  увеличения  числа  учащихся, отнесённых  к  основной  группе  для  занятий  физкультурой,  при  этом  снижается  число  школьников  в  подготовительной  и  специальной  группах  по  физической  культуре.

  Вышеперечисленные  факты  подтверждают  эффективность  работы  и  межведомственного  сотрудничества  по  реализации  программы,  но  проблемы  остаются,  и  их  предстоит  решать в  ходе  реализации  II этапа, направленного  на поддержание различных инициатив и свободное волеизъявление каждого ученика и работника школы в сфере здоровья. Школа сегодня может реально улучшить состояние здоровья детей, повысить качество обучения и улучшить таким образом продуктивность экономики и качество жизни населения страны.

 Осознание того, что здоровье детей - важнейший фактор национальной безопасности, интеллектуальный, трудовой, оборонный и репродуктивный потенциал страны позволило МОиН РТ провозгласить приоритетным направлением развития образования сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.  

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.