'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Профилактика нарушений осанки у школьников ::
     
():  
:  
-
: , 2 2024

Профилактика нарушений осанки у школьников



Рабочая поза – основной фактор, формирующий осанку школьника









Укрепление здоровья школьников – одно из направлений современной реформы образования. А одна из наиболее распространенных «школьных» патологий – нарушение осанки, приводящее к серьезным заболеваниям позвоночника, внутренних органов, центральной нервной системы. Формирование же нарушений осанки напрямую зависит от неправильно подобранной мебели и, следовательно, нерациональной рабочей позы.

Предметы оборудования, предназначенные для детей и подростков, должны полностью соответствовать анатомо-физиологическим возможностям организма, основным пропорциям тела. Ведь учебный процесс связан процесс не только с умственным, но и с большим физическим напряжением. Занятия за партой, чертежным столом, стояние за верстаком, сидение во время рукоделия связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, рук и ног.

Основную роль в регуляции позы играют нервно-мышечная система и суставной аппарат. В систему управления позой входят соответствующие сегменты спинного мозга, получающие сигналы от мышечных рецепторов. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что сохранение осуществляется благодаря физическому тремору – незначительным постоянным движениям по отношению к среднему положению.

Позы, которые сопровождаются небольшим наклоном корпуса, более выгодны с точки зрения статистики и биомеханики, вызывают малую амплитуду колебаний центра тяжести. Позы с большим наклоном корпуса приводят к смещению центра тяжести вперед, и амплитуда колебаний увеличивается. Кроме того, увеличение наклона корпуса и нарастание в связи с этим активности мышц спины и шеи сопровождаются учащением дыхательных движений, могут способствовать нарушениям зрения, развитию ряда патологических явлений, связанных с венозным застоем в конечностях и малом тазу, и, наконец, сдавливанием передних отделов межпозвонковых дисков.

Для оценки различных поз, принимаемых детьми во время занятий, и суждения о преимуществах одной позы перед другой надо учитывать различные аспекты и в соответствии с этим различать физиологические, патофизиологические, а также психофизиологические критерии.

К физиологическим критериям относится степень мышечной активности, направленной на поддержание тела. «Экономичность» позы характеризуется и реакциями со стороны кровообращения, дыхания. Сюда же относятся устойчивость и регуляция позы  с помощью микроколебаний.

К числу патофизиологических критериев следует отнести асимметрию позы и сопутствующую ей асимметрию мышечной активности, а также чрезмерные наклоны кпереди при посадке за партой (столом). Статическая нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту учащихся и другим соматометрическим параметрам. Из-за этого возникают условия, способствующие развитию близорукости и ее прогрессированию, нарушению осанки.

К психофизиологическим критериям относится субъективная связь с удобством позы, с отсутствием или наличием давления в области седалищных бугров или задней поверхности бедер, оценка степени беспокойства, удобства зрительного восприятия рабочей поверхности. Особенное значение эти критерии приобретают с введением в учебной процесс экранных и звуковых (экранно-звуковых) средств обучения.





Высота стула должна быть равна длине голени со стопой (в обуви) до подколенной ямки в положении сидя. При большей высоте стула нога учащегося не достигает пола, уменьшается площадь опоры, увеличивается мышечная нагрузка. При меньшей высоте колени будут подниматься над стулом, образуя острый угол между голенью и бедром, в связи с чем затрудняется кровообращение в ногах, уменьшается площадь опоры бедра. Глубина сиденья должна составлять от двух третей до трех четвертей длины бедра, а профиль сиденья соответствовать форме бедра и ягодиц.

Надо учитывать и соотношение основных элементов крышки стола и стула со спинкой. Оно благоприятно, если дифференция – расстояние по вертикали от заднего края стола до сиденья стула равняется разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника плюс 5 - 6 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к асимметрии тела и искривлению позвоночника, а также сокращает или увеличивает расстояние от глаз до книги или тетради.

Дифференция парты (стола) – высота крышки над плоскостью сиденья также должна соответствовать размерам тела, ее величина составляет 18 процентов от роста ребенка. Если стол низкий, учащийся наваливается на него корпусом, и могут возникнуть искривление позвоночника (кифоз), близорукость, нарушение обмена веществ. Когда парта высокая, то ученик должен сидеть напряженно, с высоко поднятыми локтями, что ведет к усилению поясничной кривизны позвоночника (лордоз), повышенному утомлению при работе. Между тем нарушения в состоянии здоровья могут возникнуть даже правильной дифференции, если учащийся во время письма и чтения не держит оба локтя на крышке стола, если один из локтей свисает. Тогда вырабатывается сколиоз, влекущий за собой нарушение функций всего организма.

Дистанция спинки – расстояние по горизонтали от заднего края крышки стола до спинки стула не должна превышать предназначенного размера грудной клетки более чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки школьник лишен возможности опираться на нее, центр тяжести тела смещается вперед по отношению к точке опоры. При недостаточной дистанции спинки крышка стола упирается в грудную клетку, нарушаются дыхание и кровообращение, рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается – прогрессирует утомление, падает работоспособность.

Дистанция сиденья парты (стола) – взаиморасположение края стула и заднего края крышки стола бывает трех разновидностей: положительная, нулевая и отрицательная. При последней передний край скамьи (стула) подходит под задний край крышки парты (стола) на 4 - 5 см. Это создает эффективную опору для туловища, оно оказывается в удобном положении, руки спокойно покоятся на рабочей поверхности парты или стола, голова удалена от нее на 35 – 40 см, зрительные оси направлены под углом, близким к прямому. При этом осанка ученика отличается хорошей выправкой и вместе с тем не напряжена. Органы дыхания и кровообращения функционируют свободно и полноценно, обеспечивая хорошее снабжение мозга кровью, что создает благоприятные условия для высшей нервной деятельности и укрепления здоровья.

В наших школах действует кабинетная система. Каждый класс большую часть учебного дня проводит в одном кабинете. В этих условиях можно соблюдать необходимые стандарты. Тем более что существуют ГОСТы на ученическую мебель, введена ее фабричная цифровая и цветовая маркировка. Так, росту 100 – 115 см соответствует мебель ¹ 1 оранжевого цвета, росту 115 – 130 см – фиолетовая ¹ 2А, 131 – 145 см – желтая ¹3Б, 146 –160 см – зеленая ¹ 5Г, а для тех, кто выше 175 см – голубая ¹ 6Д.

Однако, как показали наши исследования, имеющаяся в классах мебель нередко используется неправильно, ученики не выбирают себе стол и стул, наиболее подходящие к их параметрам. Да и учителя по этому поводу мало беспокоятся. Не случайно целевой углубленный медицинский осмотр выявил такие данные: у 62 процентов обследованных девятиклассников отмечены нарушения осанки, чаще в виде сутулости и асимметрии лопаток. Боковые искривления позвоночника определены в 23 процентах случаев, кифозотические-лордотические – в 18.

Нельзя не сказать, что значение имеет не только поза, но и расстановка мебели в классе. Парты (столы) нужно размещать в 3 колонны так, чтобы свет падал с левой стороны. При этом не менее 2 раз в год школьников, сидящих в первом и на третьем рядах, надо менять местами: те, кто вначале сидел в третьем ряду, затем должны быть пересажены в первый, и наоборот, причем за столы (парты) соответствующих номеров. Недопустимо использовать, скажем, 5 колонн, так как дети, сидящие в крайних рядах, имеют плохой угол зрения по отношению к доске и вынуждены поворачивать корпус тела. Впереди колонны ставятся более низкие парты, по мере удаления – более высокие.

Для лучшего использования естественного освещения низкие парты следует ставить ближе к окну. Конечно, для этого каждому классу надо иметь мебель нескольких размеров.

Проходы между партами должны составлять 70 см, а между партами и стеной – от 50 до 70. Расстояние от доски до первого ряда столов – 200, а до последнего – 800см. И, разумеется, учителям надо обязательно рассаживать учеников, учитывая не только их рост, но и состояние здоровья. Нельзя отдалять даже высоких школьников, если понижено зрение или ослаблен слух, а страдающих ревматизмом, бронхитом и другими болезнями, развитию которых способствует охлаждение организма, не следует сажать возле наружной стены класса и тем более – у окна.

Дадим рекомендации и родителям. В домашних условиях также необходимо придерживаться правил подбора ученической мебели в соответствии с ростом ребенка. И, следите, чтобы сын, дочь правильно пользовались стулом: его надо задвигать за край стола на 3-4 см и опираться спиной на спинку стула. Во время подготовки домашних заданий нужно делать 15-минутные перерывы через каждые 45 минут и через каждые 15 минут менять позу. А если все-таки обнаружите нарушения осанки, искривления позвоночника, сразу же обращайтесь за советами к специалистам.

Пусть ваши дети будут здоровы!

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.