'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Традиции народной педагогики в действии ::
     
():  
:  
-
: , 27 2024

Традиции народной педагогики в действии

  Гайфуллин В.Г. – ректор ТГГИ,

профессор



Традиции народной педагогики в действии

            Последние десятилетия потрясают складывающуюся планетарную цивилизацию как локальными, так и глобальными конфликтами, принимающими этносоциальный или этноконфессиональный характер. В них выражается своеобразная общественная реакция на размывание этническое самобытности, на глобализацию, унификацию и стандартизацию. Осмысление этих процессов убеждает в необычайной важности для человечества сохранения разнообразия этнических культур.

            Общественным институтом, призванным найти всеобемлющие способы решения этой задачи, является образование. Поэтому трудно сегодня найти страну, в которой не была бы актуальна проблема превращения образования в действенное средство гармонизации межнациональных отношений, защиты и развития культур больших и малых этносов. Задачей первоочередной важности стало восстановление этнокультурных и этносоциальных функций школы, возврата ей действительно национального характера.

            Необходимо перепрофилирование целей, на базе которых школа может содействовать разрешению социокультурных проблем цивилизованного развития конкретного этноса по обеспечению его полноценного бытия в данной стране в период глубоких изменений, охвативших мир. Содержание образования в такой школе должно быть направлено на сохранение и развитие родной этнокультурной традиции в условиях открытого мира XXI века.

            В определении структуры и характера содержания образования необходимо понимание этнопсихологических особенностей восприятия и стиля мышления этноса, его миросозерцания и ценностных ориентаций.

            Такие подходы позволяют рассматривать национальную школу не с узко прагматических позиция, как например, школу для аборигенных народов, а в самом широком аспекте, как своеобразный социальный институт этноса, осуществляющий многочисленные функции по охране национальных культур и региональных культурных традиций по выработке открытого взгляда на общечеловеческие ценности.

            Слово “народ” в английском и немецком языках синонимично с “нацией”и подчеркивает, что разумное обучение и воспитание в народной школе бессмысленны, если в содержании преподавания не доминируют язык и культура той нации, к которой принадлежит ученик. Западноевропейская школа в своем развитии всегда добивалась господства национальных элементов, и ни один разумный воспитатель в ней не разъединял ребенка с его нацией.

            У отца педагогики Я.А.Коменского народная школа равна “школе отечественного языка”. Основатель немецкой народной школы М.Лютер является одновременно и создателем современного немецкого языка. Если татарская школа хочет получить право называться народной, то она по лучшим образцам цивилизованного мира берет на себя функции национальной школы.

            Веками народная школа доказывала свою жизненность, и народ вверял учителям обучение своих детей. Только народная школа обеспечивает всеобщее образование, и только она может извлечь народ из векового невежества. Там, где в высших инстанциях будет образование и богатство, а в низших слоях народа царит невежество и нищета, там неизбежны социальные противоречия. Там, где высшие классы устанавливают себе оклады в несколько учительских жалований, там нет даже повода говорить о демократии.

            Только народ просвещенный сохраняет свою свободу, сумеет разумно пользоваться ею. В пространстве, где одна нация имеет на тысячу граждан пятьсот человек с высшим образованием, а другие всего, например, 60 таковых, там безнравственно разглагольствовать о победе демократии. Татарская школа в реализации задач народной школы далеко отстала от цивилизованного мира, если учесть, что, например, немецкая школа подняла борьбу за всеобщее обучение на родном языке еще в 1519 году.

            Народная школа природосообразна. В народной школе должны соблюдать принцип Дистервега о необходимости обучать “не чем иным, как именно сообщением знаний о природе” и помнить завет Песталоцци “Наглядность – абсолютная основа всякого познания”. В учебнике по немецкому языку И.В.Поликовского и др., например (Киев, 1928) на 128 страницах помещены более 100 текстов о живой природе и 253 картин к ним. Здесь нет места страницам без картинок, и правы авторы, справедливо выражая уверенность в том, что подобные книги соответствуют природе ребенка и они жизненно важны для него.

            Подобные учебники и пособия для народной школы из недавнего прошлого выгодно отличаются от современных книг для учебников, авторы которых увлекаются словесным воспитанием на абстрактных понятиях и на описаниях жизни и творчества своих кумиров, навязывая их детям.

            Даже небольшой экскурс в историю педагогических учений позволяет заключить: народная школа со своим специфическим подходом к обучению и воспитанию актуальна и на современном этапе развития образования: вечен и действителен афоризм “Не для школы, а для жизни учимся”. Поистину: “Кто имеет школы, тот имеет страну”.

            Культура татарского народа, как часть восточной и мусульманской культуры, сильна своим воспитательным влиянием на человека, которое он ощущает с раннего детства и до глубокой старости. Традиции татарской народной педагогики охватывают многие ценностные нравственные качества. Среди них – обращенность во внутренний мир, воздействие на переживания, традиции, обычаи, духовность, уважение к родной земле, своему народу. Одним из значительных качеств традиций народа – это глубочайшее уважение к предкам, старшим, родным и близким.

            В период советизации народов СССР стали активно восприниматься заимствование из европейской, русской и других культур. Тенденция интернационализации укрепилась прежде всего в политике, праве, народном хозяйстве, особенно в образовании.

            Однако заимствование иных культур требует особой тактичности и добровольности, предполагает внутреннюю потребность и готовность людей в отборе действительно лучшего. Пренебрежение народными традициями приводило к усилению естественных противоречий в нравственном и гражданском становлении молодого поколения. Насильственная интернационализация принесла больше вреда, чем пользы, в тончайшей среде духовности целых поколений молодежи.

            Социологи утверждают, что противопоставление личностного национальному в конечном счете означает наложение запрета на индивидуализацию человека. Разностроннему человеку не чужды и национальные инстересы.

            “Человечество стремится сохранить все генетическое своеобразие растительного и животного мира, понимая, что каждый генотип – бесценный неповторимый продукт и объек творчества природы. Так же и культура, язык, самосознание каждого, даже маленького этноса – неповторимый сгусток человекотворчества. “Банк” национальных культур и национального воспитания окружающего мира – вечная, непреходящая ценность человечества, которому он и принадлежит. Культура любого народа – это достижение всех людей. Такова реальность. Не приняв ее, нельзя строить единое многонациональное государство” (Моисеев Н.Н. Национальные проблемы в контексте общих законов развития //Коммунист. 1989. ¹8).

            Нельзя заниматься поисками путей ликвидации “этнических компонентов” ради реализации новой исторической общности – “советский народ”. Советская власть была крепка в 40-50-е годы, а когда, объявив о новой исторической общности, начали вытравливать национальные корни, она рухнула.

            На рубуже XX-XXI вв. вновь поднимается вопрос о ликвидации национальных различий, используя для этого образовательные учреждения.

            По идеологии тоталитарной системы в воспитании подрастающего поколения была поставлена задача – добиться однородности общества, т.е. интерациональной духовной интеграции на основе социалистического интернационализма, идентификации людей различных национальностей в единую общность – “советский народ”. Однако у разного народа, в основном, в сельской местности, жизнь шла по своим национальным и религиозным канонам, обычаям и традициям. Денационализирующая политика центра не смогла уничтожить национальные особенности. В народной жизни происходил процесс передачи опыта достижений национальной культуры подрастающим поколениям.

            Трудности реализации народной педагогики в учебно-воспитательном процессе связаны с недостаточной разрабостанностью науками о человеке таких ключевых понятий, как “национальное чувство”, “национальное самосознание”, “национальный характер”, “национальная психология” и др. Все науки, и том числе и педагогика, усердно твердили о “новой исторической общности”, “о новой советской обрядности”, воспевали “социалистическую культуру”, выдвигали лозунг: “СССР – братство народов”. А все это было направлено на стирание национальных особенностей народов.

            Успешность решения проблем народной педагогики во многом зависит от того, как сформируются представленя учащихся о своей нации и о других народах.

            Последние годы проблемы образования все с большим интересом обсуждаются педагогами, родителями и всей общественностью. Особый интерес вызывает у исследователей история развития образования в целом, каждого народа в особенности.

            Здесь мы не касаемся вопрсов истории образования. Хотя это очень важно для решения проблемы и народности образования сегодня. В настоящее время никого не оставляет равнодушным вопрос: какой должна быть новая система образования? Ибо всем ясно, что традиционная система образования имеет серьезные недостатки, что привело к снижению качества образования, интереса учащихся к знаниям, разрыву связи между образованностью и воспитанностью молодежи. Мы ищем причин этого с тем, чтобы не допускать их при создании новой системы образования.

            Следует отметить, что одной из причин снижения эффективности современной системы образования, особенно воспитания, является отрыв ее от принципа народности. Хотя мы всюду писали и говорили “народное образование”. К сожалению, она стала народной лишь на словах, а на самом деле – системой обслуживающей не народ, а все массы населения на основе единого содержания, в однообразных, однотипных учебных заведениях, без учета особенностей того или иного народа.

            Что такое народность образования? Какая система образования может быть названа народной? Вопрос непростой. Здесь нужны исследования и философские, и социологические, и педагогические. Следует отметить, такого комплексного исследования этого вопроса пока нет. Есть отдельные попытки вникнуть в эту проблему. Думается, педагоги правильно называют народность образования важнейшим принципом, даже основой воспитания. И основными факторами, характеризующими народность считают:

            - обучение и воспитание на родном языке; с учетом идеала, культуры того или иного народа, его традиций, обычаев и национальных особенностей. Наверное, слово “с учетом” следует заменить словом “на основе”. Именно обучением на родном языке, на традициях, обычаев и духовности - … главные признаки народности обучения и воспитания.

Безусловно, важнейшим фактором является связь системы образования с народом, выражение его идеалов, интересов. Система образования должна служить народу. А у каждого народа, по словам К.Д.Ушинского, должна быть своя система воспитания и заимствовать ее у другого народа невозможно.

            В существующих нормативных документах термин “народное образование” понималось как первая ступень образования, включающая лишь дошкольное воспитание и обучение в общеобразовательной школе, а среднее специальное и высшее образование рассматривалось вне – даже над-народным образованием. В России, а вслед за ней и в нашей Республике слово “народное” снято с названия министерства народного образования, это, видимо, желание расширить рамки министерства.

            Хочется отметить, что это лишь внешняя сторона вопроса, изменение лишь названия. Это не приведет само по себе к созданию народной системы образования. А народность образования предполагает прежде всего внутреннюю, содержательную сторону образования и воспитания.            Сложившаяся десятилетиями система народного образования с ее жесткой централизацией содержания обучения и воспитания не проявляла заботу о сохранении и развитии национальных языков, не приобщала учащихся к материальной и духовной культуре своего народа, его традициям, не способствовала формированию у подрастающего поколения национального самосознания и достоинства. В результате появилось поколение татар, марийцев, мордвы, эрзя и т.д., не знающее языка родителей, обычаев, истории и культуры своего народа, укрепилась тенденция отхода молодежи от традиционного образа жизни, от чего произошла утрата сформированных веками нравственно-эстетических понятий, духовных ценностей народов, что приводит к деформации сознания нации.

            Вот почему Министерством народного образования Республики Татарстан в 90-е годы предпринимались серьезные шаги по возрождению и обновлению национальной школы, так как потребности возрождения языков, расширения их функций, развития национальных культур, сохранения самобытности народов, населяющих нашу республику, требуют не только осмысления того положения, в котором находятся теперь национальные школы, но и определения путей их обновления и развития.

            Много было сделано за эти годы по возрождению национального образования: открылись национальные детские сады, школы, гимназии, лицеи; приняты серьезные меры по подготовке учительских и воспитательских кадров и т.д.

            С учетом достигнутых результатов была разработана Концепция обновления и развития национальных школ, направленная на решение жизненных интересов народов нашей республики в области образования.

            Концепция определяет пути развития общего среднего образования, устанавливает приоритет национально-республиканского компонента образования с учетом региональных и национальных особенностей Республики Татарстан. В этой Концепции реализуются и развиваются применительно к системе народного образования положения вошедшего в силу “Закона о языках Республики Татарстан”.

            Исходным положением Концепции обновления и развития национальных школ является реализация конституционного права обучения и воспитания учащихся на их родном языке.

            Родной язык – основа развития интеллекта формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать национальные ценности. Это наилучшее средство гуманизации воспитания через познание истории народа, его самобытного духа, воспитания любви к родному народу, чувства гордости за тот вклад, который он вносит в общечеловеческую культуру.

            Функционирование родного языка в дошкольном воспитании и школьном обучении является решающим фактором возрождения национальных языков, развития национальных культур, самосохранения коренных народов нашей республики. Для полноправного использования национальных языков как средства обучения и воспитания необходимо наличие по всем предметам полных комплектов учебной методической и популярной литературы на татарском, русском, мордовском, чувашском, удмуртском, марийском языках.

            Концепция предполагает в перспективе продолжение обучения на родном языке параллельно с русским языком в средних и старших классах общеобразовательных школ.

            Национальная школа обеспечивает передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев, которые способны предотвратить духовное обнищание молодежи, противостоять примитивной массовой культуре.

            Принцип учета национального компонента закладывается в основу определения и содержания структуры предметов познавательного характера. Для удовлетворения запросов учебных заведений, находящихся в различных условиях, создаются возможности для варьирования учебного процесса в общих рамках учебного плана. Предполагается введение вариантов учебных планов, обеспечивается профильное обучение и посильная специализация школ и учетом желания учащихся и спроса на рынке труда в конкретном районе или городе.

            Разработка и утверждение учебных планов и программ переходит в компетенцию Республики Татарстан.

            При реализации Концепции учитываются также учебные планы Российской Федерации, специфика языков, различие городских, сельских, малокомплектных школ и дошкольных учреждений, особенности жизнедеятельности районов со смешанным составам населения.

            Таким образом, основными принципами Концепции становления и развития национальных школ являются:

            1. Реализация права родителей на обучение и воспитание ребенка на его родном языке с дошкольного возраста до окончания средних учебных заведений.

            2. Формирование интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей познавательных процессов и традиций народной педагогики.

            3. Приобщение подрастающего поколения с самого раннего детства к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям.

            4. Приоритет национально-республиканского компонента в содержании и структуре предметов познавательного характера, эстетического , физического и трудового воспитания.

            5. Разнообразие типов школ, дошкольных и детских учреждений, вариативность учебных планов в зависимости от местных условий и имеющихся возможностей.

            6. Создание условий для возрождения языков других этнических групп, проживающих в Республике Татарстан.

            Основные цели и положения Концепции обновления и развития  национальных школ, пересмотр образовательных и воспитательных приоритетов находят отражение в республиканских учебных планах дошкольных учреждений, школ I, II, III ступени, а также ПТУ.

            В школе I ступени у учащихся складывается понятие о национальной культуре. В школах II и III ступеней учащиеся получают представления о народных обычаях и ритуалах, приобретают практические навыки в народных ремеслах.

            Наравне с родным языком учащиеся овладевают русским языком как средством межнационального общения. Национальная школа обеспечивает достаточный для поступления и продолжения образования в средних и высших учебных заведениях страны уровень знаний и умений по русскому языку.

            В программах предметов познавательного характера предусматривается расширение картины мира, начиная от окружающей среды, географии, истории родного края. Важнейшим направлением обучения становится экологическое образование, возрождение культуры природы как главного условия нормальной жизнедеятельности человека.

            В программах физического и трудового воспитания особое место занимают вопросы принятия учащимися здорового образа жизни, подготовки их к трудовой деятельности.

            При всем разнообразии и вариативности учебных планов предельно допустимая норма недельной нагрузки учащихся во всех классах не должна превышать норму базисного учебного плана.

            Каков же механизм реализации Концепции?

            Это, на наш взгляд:

            1. Создание материально-технической базы. Для того, чтобы каждый житель республики имел возможность отдавать своих детей в детсады, школы и т.д., в которых обучение ведется на родном языке, необходима соответствующая материальная база.

            2. Учебно-методическое обеспечение. Обучение в национальных школах на родном языке требует подготовки и издания соответствующей учебной и методической литературы для всех звеньев общего среднего образования.

            Для этого необходимо:

            - осуществление перевода действующих школьных учебников, написанных на русском языке для России. Создание обновленных учебно-терминологических словарей, издание пособий по национальной культуре, фольклору;

            - перевод с русского языка методических пособий и разработок для учителей, дидактических материалов для учащихся по учебным дисциплинам, разработка дополнительных учебных и методических материалов, учитывающих особенности формирования понятий на родном языке, помогающих преодолеть трудности перехода с одного языка на другой, адресованных учащимся, владеющим двумя языками;

            - создание оригинальных авторских учебников, их методическое обеспечение;

            - создание разнообразных средств обучения: слайдов, видеозаписей и др.

            Программа реализации концепции предусматривает разработку и реализацию комплекса мер для подготовки и переподготовки кадров, способных вести обучение и воспитание детей на их родном языке. Осуществляется взаимодействие органов народного образования с учебными заведениями, готовящими кадры для дошкольных учреждений и школ.

            Национальная школа возрождает и пропагандирует лучшие традиции народной педагогики, широко использует воспитательные факторы национальных семейных традиций и отношений. Важную роль в становлении национальной школы играет психологическая служба, которая раскрывает этнопсихологические особенности характера, поведения, эмоциональной сферы детей разных национальностей, межэтнические и личностные отношенияи в детских коллективах. Предполагается изменение сложившихся годами стериотипов в массовом сознании, преодоление инертности и консерватизма мышления, без чего обновление национальной школы становится нереальным.

            Народность конкретно проявляется в программах, учебниках по каждому предмету. В особенности по истории, литературе и культуре. До последнего времени наши учащиеся изучали в школе историю страны, а историю народа не изучали вообще. Сейчас в школах республики вводится предмет “История татарского народа и Республики Татарстан”. Во взаимодействии с уроками родной литературы и дисциплин этнического, физического воспитания и трудовой подготовки этот предмет дает учащимся широкий круг знаний в области материальной и духовной культуры татарского народа.

            В программе нашли отражение вопросы происхождения татарского народа, наиболее важные процессы и явления в жизни народов края, их совместная борьба за общественный прогресс и революционные преобразования.

            Программа составлена с учетом новых исторических исследований и публикаций, нового подхода к освещению многих фактов, событий и имен. В этих целях в программу включены характеристики исторических деятелей, представителей науки и культуры.

            Программа учитывает знания, полученные школьниками в общем курсе отечественной истории и не дублирует их.

            В учебниках для каждого класса предусматривается дополнительный материал (выдержки из документов, мемуаров, художественной литературы), пояснительный и методический материалы, тексты к иллюстрациям, рекомендательные списки литературы для учителей и учащихся.

            Программа курса должна формировать у учащихся чувство гордости и уважения к прошлому своей республики, чувство дружбы и взаимопонимания с братскими народами, населяющими край, желание внести свой вклад в дальнейший прогресс и процветание Республики Татарстан.

            Проблемы языка являются одной из основных проблем национальной культуры. Поэтому, говоря о подходах к разработке программы нового поколения по родному, русскому, иностранному языкам, татарской и русской литературе, мы должны осознавать, что от результатов нашей работы во многом будет зависеть судьба нашего народа.

            При разработке новых программ разработчики исходили из того, что изменилось с того времени, когда были составлены последние программы этого цикла для татарской школы? Каков сегодня социальный заказ общества в области языкообразования?

            1. Если до сих пор основной целью обучения языкам мы считали знания, практические умения и навыки учащихся, то сегодня мы начинаем понимать, что главная задача школьного обучения – это развитие личности учащегося в процессе приобретения этих знаний, умений и навыков. Необходимость формирования в школе творческой личности требует новой технологии обучения на основе деятельного подхода. Такая переориентация целей работы должна быть заложена и в самом содержании учебного материала.

            2. Существенно изменилось отношение к родным языкам. Закон “О языках народов Республики Татарстан”, принятый в июле 1992 года, создает юридическую основу равноправного сосуществования татарского и русского языков. Складываются благоприятные условия для развития и расширения функций национальных языков, в т.ч. и татарского. Эти новые условия ставят принципиально новые задачи и перед составителями школьных учебников и программ.

            3. Намечается новый подход к изучению языков с учетом их функций. Функция международного (в нашем случае – межнационального) языка отличается от функции национального, родного языка. Она состоит прежде всего в передаче и получении оптимального объема информации.

            Родный же язык один, такова его природа. И его сознательно не выбирают, как не выбирают родителей. Родной язык имеет в себе ценности культуры данного народа и имеет сферы, традиционно им обслуживаемые, куда не может вторгаться язык межнационального общения.

            Следовательно, при разработке программ нового поколения следует учитывать то, что языки имеют свои преобладающие сферы применения, что они функционально дополняют друг друга, а не взаимоисключают, что уровни владения русским языком как языком межнационального общения и как родным могут быть разными.

            4. Заметно изменилось языковое окружение в нашей республике. Дети теперь воспринимают с малых лет звучащую русскую речь телепередач, все родители стали у нас двуязычными, во вногих школах работают смешанные классы и т.п.

            5. Меняется оценка многих произведений художественной литературы, изучаемых в средней школе, формируется новое понимание роли курса литературы в системе школьного образования, которое не может не отразиться в содержании учебных программ.

            6. Период бурного развития переживает сама методика школьного обучения. Появилось много новых теоретических исследований и новаторских идей, в т.ч. достаточно апробированных и уже получивших положительную оценку.

            7. Изменилось количество часов, отводимых по учебному плану татарских школ на родной и русский языки.

            Что же сегодня в наших силах? На чем же может сосредоточить свое внимание исследователь, приступая к разработке программ нового поколения? Они таковы:

            1. В свете общей методологии сегодняшнего дня следует по-новому взглянуть на выбор принципов обучения языкам в национальной школе. В центре внимания должен стоять принцип развития личности ученика.

            Сегодня жизненным реалиям более соответствует вариативность, гибкое сочетание или чередование различных принципов, идей, методик и т.п. Так что сегодня авторам нужно больше раскованности, смелости в вариантах, которые могут пойти на пользу.

            2. Одна из злободневных проблем – это положительная мотивация обучения, в т.ч. изучения языков в школе. Хотя учащиеся хорошо понимают, например, роль русского языка в нашей жизни, абстрактная система языка все же их привлекает мало. Поэтому сегодня очень важно думать о приложении учебного материала к конкретным сферам и ситуациям жизни. Это будут такие курсы, как “Речевой этикет”, “Культура речи и общения”, “Практическая стилистика”, “Синтаксическая синонимия”, “Функциональные стили речи (разговорная речь, деловое общение, риторика)” и т.д. и т.п.

            3. Одним из перспективных подходов к совершенствованию школьного образования считается интеграция. Интеграция между разными предметами может быть на разных уровнях: 1) это одновременное изучение сходных тем, которое может обеспечить лучшее усвоение материала; 2) ее можно понимать как установление межпредметных связей, при котором качество усвоения тем повышается за счет привлечения дополнительного материала, т.е. по существу, за счет увеличения нагрузки учащихся; 3) может быть интеграция на более высоком, концептуальном уровне, которая способная привести к значительному сокращению общего объема содержания образования, т.е. к разгрузке нынешних программ и учебного материала.

            4. В свете идей интегрирования курсов в новом осмыслении нуждается общедидактический принцип системности обучения. Соблюдение системы в учебных программах по языкам, под которой понимается больше система научного описания языка, неизбежно приводит к повторению материала, который так или иначе знаком учащимся. Поэтому неотложной задачей авторов новых программ по языкам становится поиск новой, более рациональной структуры учебного материала, учитывающей имеющиеся у учащихся знания и умения и их коммуникативные потребности на том или ином этапе обучения. Продиктованное целями обучения необычное, новаторское структурирование изучаемого материала, например, использование крупных блоков, перестановка разделов, перенесение какого-то раздела в другой класс или звено, включение новых разделов представляется сегодня вполне нормальным подходом к разработке программ нового поколения.

            5. Не снимаются с повестки дня т.н. “вечная проблема” методики обучения языка: соотношение теории и практики на уроке.

            В программах по труду, профессиональному обучению широко будут представлены знания, умения по народным промыслам. У каждого народа разнообразное, богатое ремесло. В татарской народной педагогике приучение ребенка к труду начиналось довольно рано, и старшие в семье обучали младших элементам труда до сих пор, пока не была правильно поставлена рука. Передача навыков ремесла из поколения в поколение, процесс изготовления изделий под руководством взрослых способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению совершенствовать мастерство, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве.

            Нельзя сказать, что все традиции татарского народа хорошо сохранились: многие из них исчезли из-за вытеснения ручного труда для детей младшего школьного возраста. Знакомство в яркой и доступной форме с народным искусством воспитывает у детей эстетический вкус, развивает творческое начало, то есть именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащает ее духовно, формирует нравственные чувства и мировоззрение.

            В целях работы в данном направлении необходимо:

            1) знакомить детей младшего школьного возраста с основными направлениями татарского народного декоративно-прикладного искусства, раскрывать их характерные особенности и уровень развития на современном этапе;

            2) учить элементарным навыкам изготовления простейших народных изделий и приобщать к творческому труду.

            Хотелось бы, чтобы при проведении уроков широко использовались устное народное творчество, игры и игровые ситуации, музыка, экскурсии в природу и на различные объекты, музеи; важно организовывать работу детей с традиционными материалами.

            Подготовка учителей в педагогических училищах, пединститутах, педагогических университетах должна быть направлена на вооружение будущих учителей знаниями и умениями по реализации принципов народности.

            В связи с вышесказанным целесообразно предусмотреть введение в программы педагогических учебных заведений новых спецкурсов, спецсеминаров, выполнение курсовых и дипломных работ.

            Да и само содержание обучения и восптание студентов – будущих педагогов должно быть практической реализацией принципов народного образования.

            В заключении отметим, что плодотворная работа ученых и практиков будет способствовать дальнейшему сохранению и развитию самых лучших традиций народной педагогики, истории и культуры родного края, будет стимулировать приобщению учащихся к материальной и духовной культуре своего народа, его традициям, использованию народной педагогики в подготовке учительских кадров, формированию у подрастающего поколения национального самосознания и достоинства, гармоничному сочетанию национального и общечеловеческого в учебно-воспитательном процессе.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.