'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Концептуальные основы модернизации национальной высшей школы ::
     
():  
:  
-
: , 27 2024

Концептуальные основы модернизации национальной высшей школы

  В.Г.Гайфуллин, ректор ТГГИ,



профессор





Концептуальные аспекты модернизации

национальной высшей школы

        

 I. Введение.



         Целый комплекс политических, экономических и социальных факторов последнего десятилетия ХХ века и начала ХХI века дал мощный импульс эволюционному развитию человеческой цивилизации, переориентировав мировое общественное сознание на идеалы гуманизма и демократии.

         Основанные на гуманистических и демократических взглядах новые принципы миропонимания людей ускорили процессы возрождения этносов, роста национального самосознания, самоопределения многих наций, суверенизаций этнорегионов. Вследствие этого получили развитие их культуры, образования, науки, искусства и истории, предпосылки для сохранения языка, традиций и обычаев. Все это в итоге дало возможность построения современных отношений между личностью и обществом, поиска прогрессивных форм и методов обучения и воспитания подрастающего поколения.

         Одним из серьезных недостатков тоталитарной системы образования была валовая подготовка личностей. Это выражалось одним и тем же содержанием образования, одними и теми же учебными планами и одними и теми же требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся при выходе из школы. Одни и те же требования предъявлялись и к выпускникам школ Душанбе и Таймыра, Калининграда и Чукотки, Якутии и Бурятии, Татарстана и Дагестана и др. Ни в содержательном, ни в процессуальном результатах образования никакого отличия не предусматривалось, т.е. система образования стала системой, обслуживающей не народ, а все массы населения на основе единого содержания, в однообразных, однотипных учебных заведениях без учета особенностей того или иного народа.

         Ныне образование в целом, национальная система образования в частности, приобретает особое фундаментальное значение в развитии мировых цивилизаций, регионов, локальных территориальных образований, охватывающих наибольшие этнонациональные группы и сообщества.

         Образование является фундаментом развития науки, техники, производства, культуры, искусства, единой государственности и безопасности страны. Поэтому образование и воспитание должны развиваться с опережением всех видов человеческой деятельности. Образование должно брать на себя ответственность за воспитание, за природосообразное поведение человека.

         Образовательная политика многонациональных государств – это политика уважения и развития всех национально-культурных школ. Многообразие национальных культур, языков, обычаев, традиций и религий является всеобщим богатством. Система образования, развивая национальные культуры, усиливает и межнациональные коммуникации, обогащающие национальные культуры.

         В отечественной и мировой науке накопился определенный опыт создания и развития национальных систем образования. Начиная с 70-х годов прошлого столетия к этой проблематике привлечено внимание американских, английских, немецких, венгерских, швейцарских и российских исследователей.

         Открытие национальных школ, создание собственной национальной системы образования в Республике Татарстан началось с коренными преобразованиями в экономической, политической, социальной и духовной жизни. Приобретение самостоятельности и суверенитета субъектов Российской Федерации потребовали перехода к изучению родных языков и на обучение на языках тех или иных этносов.

         Создаваемые современные национальные системы образования имеют историческую последовательность и преемственность. Еще выдающиеся просветители и педагоги прошлого (Сократ, Аристотель, Квинтилиан, Я.А.Коменский, А.Дистерверг, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Ш.Марджани) отмечали острую необходимость развития личности растущего ребенка на основе знания родного языка, психологии, народной педагогики, уклада жизни, культуры, быта.

         По мнению исследователей прошлого и настоящего, национальной системой образования понимается система образования, транслирующая национальную культуру через обучение и воспитание детей на родном языке и обеспечивающую их национальную идентификацию.

         В условиях многонационального государства как Российская Федерация в национальных республиках создается федерально-национальная система образования. Федерально-национальная система образования представляет собой национальную систему образования федерального государства, где обучение и воспитание детей проводится на одном или нескольких государственных языках.



II. Историческая миссия Татарского государственного гуманитарного университета.



         Татарское просвещение имеет многовековую историю. Предки татар – древние тюрки умели читать и писать еще в VI веке. Значительное развитие татарское просвещение получило в булгарский период. В конце VII – начале IX веков в Волжской Булгарии установилась сеть национальных школ-медресе, тесно связанных с мусульманской культурой и религией. Эти традиции успешно развивались в период Золотой Орды и Казанского ханства.

         Завоевание Казанского ханства в 1552 г. войсками Ивана Грозного прервало процесс развития татарского образования. Благодаря огромным стараниям мусульманских служителей культа была сохранена система конфессионального образования.

         Во второй половине XIX в. усилиями прогрессивных татарских просветителей была осуществлена реформа национального образования. В 1917 году Милли идара приняло решение о создании Татарского университета, в 1918 г. это решение было подтверждено Мусульманским комиссариатом. Однако это не было реализовано по ряду причин.

         А послеоктябрьский период, в частности в 50-60-е годы, воплощая в жизнь политику слияния наций, советское государство нанесло татарской школе катастрофический урон. Сокращение татарских школ, расширение русскоязычия в высшей школе играли роль мощного стимула, побуждавшего родителей-татар отдавать своих детей в русские школы.

         В образовательной системе отсутствовала высшая школа на татарском языке. Определенные элементы национального высшего образования в 20-80-е гг. ХХ в. в Татарстане существовала в рамках отдельных вузов (педагогический институт, консерватория, институт культуры и др.). Однако направленность образовательного процесса была очень узкой. Подготовка кадров концентрировалась в сфере преподавания в национальной школе, а также просветительских работников для села. Сложившаяся система высшего образования не способствовала подготовке национальных кадров по многим отраслям со знанием родного языка.

         Следует отметить, что высшая школа Республики Татарстан имеет давнюю историю и богатые традиции. Начало системе высшего образования в огромном регионе, включающем Поволжье, Пензенскую, Тамбовскую губернии, Прикамье, Приуралье, Сибирь и Кавказ, положило создание в 1804 г. в Казани Императорского университета. На базе научных школ и учебных подразделений Казанского университета в Казани и в республике было создано 7  самостоятельных вузов, которые и составляют сейчас ядро системы высшего образования в республике.

         За последние годы Татарстан сумел обеспечить политическую стабильность в республике и добился определенных успехов в развитии экономики и социальной сферы. Это явилось результатом эффективного использования организационного, материально-технического и научного потенциала республики, а также итогом более приемлемой для переходного периода политики мягкого вхождения в рынок. В итоге республика прошла сложнейший отрезок времени преобразования общества на принципах демократии и рыночных отношений с минимальными потерями. Немаловажную роль в этом, наряду с вышеуказанными причинами, сыграло понимание необходимости кадрового сопровождения процесса социально-экономических преобразований, которое обеспечивается отлаженной системой образования.

         Сегодня можно говорить о том, что экономика республики преимущественно адаптировалась к рынку. Государственное регулирование в целом себя оправдало, но этот резерв, за исключением отдельных федеральных государственных монополий, практически исчерпан. Сейчас нужны новые инициативы, нужна новая долгосрочная стратегия прорывного характера, которые накопленные республикой достижения превратят в новое качество.

         Одним из определяющих условий решения этой важнейшей государственной задачи является совершенствование системы высшего профессионального образования РТ. К числу основных ее задач является подготовка элитных специалистов, способных разрабатывать и реализовывать стратегию социально-экономического развития регионов в условиях федеративного государства. Эта задача особенно актуальна для Татарстана, владеющего крупными сырьевыми ресурсами, развитыми промышленностью и сельским хозяйством, имеющего опыт международного сотрудничества. Поэтому решение вопросов обоснования приоритетных структурных преобразований в области экономики и социальной сферы, механизма реализации программы социального и экономического прогресса Татарстана под силу лишь определенному кругу менеджеров, экономистов и управленцев. Отличать указанных специалистов от готовящихся в настоящее время в вузах РТ по типовым образовательным программам должно доскональное знание местных условий, научного и производственного потенциала РТ, владение современными информационными технологиями.

         В вузах республики достигнуты значительные успехи в преподавании дисциплин учебного плана на татарском языке: разработан ряд учебников, словарей, справочников и других методических пособий на татарском языке, заложены основы методик преподавания не только собственно татарского языка, но и специальных предметов на нем, подготовлены видеокурсы по обучению языку, а также специальные программы.

         Последовательно продвигаясь в формировании и развитии государственной национально-региональной системы образования, Республика Татарстан целенаправленно переходит к новому качеству содержания обучения и воспитания. Начиная с 1990 г. открыто большое количество детсадов, общеобразовательных школ, классов, лицеев, гимназий, где обучение и воспитание ведется на татарском языке. Если в 1990/91 учебном году лишь 20% учащихся-татар обучались в национальных школах (в основном в сельских общеобразовательных школах), то сегодня этот показатель достиг уже 51%. За пределами Татарстана около 7% учащихся-татар учатся на татарском языке. Сейчас татарскую школу заканчивают ежегодно около 30 тысяч старшеклассников, у которых в настоящее время ограничены возможности получить высшее образование на татарском языке.

         Исторический опыт многих цивилизованных стран многократно доказал, что завершающим этапом образования являются высшее профессиональное образование и послевузовская подготовка на родном языке. Республика Татарстан как демократическое государство также должна иметь свою целостную систему образования на государственных языках республики.

         Нужна концепция, представляющая собой систему взглядов, принципов и приоритетов органов государственной власти РФ и РТ в сфере высшего образования и определяющая основные пути развития образовательной и научной деятельности вуза с учетом специфики и особенностей национальной системы образования.

         Государственная политика высшего образования, основывающаяся на принципах конституций РФ и РТ, общепризнанных принципах и нормах международного права, находит свое выражение в системе федеральных законов и законов РТ, а также в соглашении в области высшего образования между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан.

         Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач обеспечения конституционных прав граждан на образование на родном языке.

         В «Законе об образовании РФ» юридически впервые закреплено положение о свободе и плюрализме в образовании. Так, например, статья 2 раздела 1 гласит, что субъекты федерации наделены «правом определения и осуществления политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации», в их ведение включена «разработка и реализация республиканских региональных программ развития образования, включая международные, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей» (ст.29, разд.3).

         На наш взгляд, необходимо еще усилить тезис о связи демократизации общества и регионализации образования, т.к. именно эта связь позволяет осмыслить регионализацию образования не как очередную политическую кампанию, а как конструктивный, объективно назревший процесс развития образования.

         Регионализация образования является необходимым механизмом развития образования. Если воспроизводство единых образовательных стандартов возможно и осуществимо из единого центра, то развитие национально-регионального образования предполагает не только многообразие субъектов образовательной политики, но и многообразие опыта, моделей, программ и проектов развития образования в рамках образовательного пространства РФ, поскольку регионализация образования – это процесс постоянного развития образования в соответствии с образовательными потребностями жителей региона.

         Региональное образовательное пространство объединяет в себя социальное, культурно-историческое и национально-этническое содержания.

         Наглядным примером реализации государственной политики в Республике Татарстан в области высшего образования является открытие Татарского государственного гуманитарного института.

         Татарский государственный гуманитарный институт, недавно отметивший свое Х-летие, был открыт постановлением Кабинета Министров РТ для удовлетворения потребностей учреждений образования по остродефицитным специальностям. За кратчайший срок ТГГИ подготовил около 2000 высококвалифицированных специалистов: учителей татарского языка и литературы, английского, немецкого, арабского, персидского, турецкого языков, учителей начальных классов, воспитателей детских садов, учителей истории, которые успешно трудятся в системе образования Республики Татарстан, в радио, телевидении, в редакциях газет и журналов. Ежегодно до 15% выпускников поступают в аспирантуру, что является показателем качественной подготовки студентов.

         Коллектив института за эти годы добился значительных результатов:

         1. Двухступенчатая подготовка специалистов впервые начата в ТГГИ. Получив диплом со средним профессиональным образованием, студенты за сокращенный срок обучения в институте получают диплом о высшем профессиональном образовании.

         2. Учебный процесс ведется на трех языках: в основном на двух государственный языках РТ, а также на профилирующих иностранных языках. Таким образом, успешно реализуется в институте цель: подготовить специалиста со знанием трех языков (татарского, русского и иностранного).

         3. К преподаванию иностранных языков привлекаются специалисты из зарубежных стран: Египет, США, Турция, Иран, Судан, Йемен и др.

         4. Для совершенствования знаний русского языка выпускников сельских татарских школ в учебном плане предусмотрены практические занятия по русскому языку и литературе. Преподавание отдельных дисциплин на русском языке также служит этой цели.

         5. Ежегодно группы студентов проходят языковую стажировку в вузах арабских стран, США, Ирана и Турции.

         6. Министерством образования РТ подписаны договора-соглашения с 20 областями и республиками РФ о сотрудничестве в области образования, где важное место занимают вопросы подготовки педагогических кадров для национальных школ регионов РФ и СНГ. Поэтому в институте учатся более 100 представителей 28 республик и областей РФ, СНГ, в том числе из Украины, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Марийской, Чувашской, Удмуртской, Башкирской и др. республик и областей.

         7. У ТГГИ интересное настоящее и прекрасное будущее. В институте сформировался работоспособный научно-педагогический коллектив – замечательные преподаватели, доценты, профессора, 58% которых имеют ученые ступени кандидата и доктора наук. Коллективы кафедр литературоведения, языкознания, английского языка, педагогики и психологии, общественных дисциплин, истории, компаративной лингвистики и др. способны решать актуальные научные проблемы современности, а также все задачи, связанные с реализацией стратегии динамического развития ТГГИ, превращая его в один из лучших вузов республики. В деятельности института (университета в будущем) сочетаются современные инновационные технологии Запада и мудрые традиции Востока, постепенно приближаясь по содержанию и результатам к современному международному евразийскому университету.

         Создание ТГГИ было вызвано как политическими, так и социально-экономическими мотивами в связи с возрождением татарского просвещения, где готовятся специалисты, востребованность которых подтверждает сама жизнь.

         ТГГИ достиг определенных успехов и теперь готов к осуществлению следующих задач, отталкиваясь от достигнутого уровня. Нет никакого сомнения в том, что номенклатура и качество подготовки специалистов в институте будет непрерывно расти до уровня требований для выпускников национального университета, т.е. имеются все предпосылки для открытия национального гуманитарного университета Республики Татарстан.



III. Статус Татарского государственного гуманитарного университета.



         Татарский государственный гуманитарный университет (ТГГУ) – это многопрофильное высшее государственное образовательное учреждение, высшая ступень в системе национального образования, в основе которого положено возрождение и создание татарской интеллигенции, национальной элиты, готовой к решению глобальных проблем современности и проблем становления государственности в Республике Татарстан. Выпускники университета – это будущее нашей Республики.

         ТГГУ является государственным образовательным учреждением, созданным в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан, Постановлениями Госсовета РТ, Кабинета Министров РТ, дающее своим выпускникам элитное образование, т.е. образование высокого качества (в англоязычной литературе – high guality education), а не элитарное образование, понимаемое как образование для выходцев из элитных семей.

         Таким образом, элитное образование мы понимаем как высококачественное образование.  В современных условиях в процессе развития образовательных учреждений различаются два типа элитного образования – естественно-научного и гуманитарного. Последний реализуется в основном в двух видах: социально-политическом и общекультурном элитном образовании. Их различие связано с тем, что первое ориентировано на подготовку политико-административной элиты, а второе – на подготовку культурной элиты, создателей духовных ценностей.

         Элитное высшее образование за рубежом существовало всегда (Кембриджский, Принстонский, Оксфордский, Сорбонский, Гарвардский и др. университеты). Отдельные направления элитного профессионального образования в России после Октябрьской революции были уничтожены или ушли в тень. Через несколько десятилетий возникло движение по воссозданию элитных институтов образования, это особенно относится к среднему образованию (физико-математические школы, школы с углубленным изучением иностранных языков и др.  предметов).

         Если мы говорим о величии страны, республики в целом, то нужно думать об умных ученых, энергичных организаторах и толковых учителях и врачах, квалифицированных специалистах, неординарно мыслящих дипломатах и политиках.

         Наши определенные упущения при заключении политических договоров и финансовых сделок обусловлены в числе прочих причин просчетами в подготовке элитных кадров.

         Когда речь идет об элитном образовании, мы должны говорить о системном явлении, выходящем за рамки традиционных представлений о качественном образовании, о высоких профессиональных знаниях.

         Мировая философско-социологическая мысль все более приходит к выводу: научный и в целом культурный потенциал страны в современном информационном обществе определяется не столько средним уровнем участвующих в социально-экономическом процессе, сколько потенциалом ее культурной элиты. Именно поэтому особо важная задача системы образования в целом, и высшего профессионального образования в частности, видится в поиске и развитии потенциальных способностей и талантов молодежи, в реализации которых достойное место должен иметь Татарский государственный  гуманитарный университет, опираясь на культурные традиции народа и огромный творческий потенциал республики.         

         Для того, чтобы появилась элита в подлинном смысле слова, необходимы 2 условия: высококачественное образование и социальный заказ на него со стороны общественности или государства.

         Высококачественное образование достигается в современных материально-технических условиях фанатично преданными своему делу научно-педагогическими кадрами. К сожалению, не всегда хватает второго условия - надлежащего социального заказа на качество подготовленного специалиста и заинтересованных в высокопродуктивной элите заказчиков.

         Культурный слой страны, которого подготовила система образования, находящаяся в 50-60-70-х годах в десятке лучших в мире по своему качеству, при разумном использовании материальных и финансовых ресурсов и сотрудничестве с зарубежными обладателями высоких технологий и современного социального опыта вполне мог бы обеспечить возрождение страны. Для этого необходимо еще одно условие – наличие пользующаяся авторитетом компетентная политическая и управленческая элита. К сожалению, это наиболее дефицитный ресурс в нашем обществе.

         Не только высококачественные образовательные учреждения вносят особо важный вклад в дело отбора и подготовки наиболее подготовленных специалистов, но и высший руководящий персонал.

         Вследствие невостребованности талантливой молодежи в роли политических «генералов» нередко оказываются лица с психологией сержантов – люди, на долю которых выпадают ответственные, иногда исторические роли, к которым они плачевно не соответствуют.

         ТГГУ обладает правами юридического лица и самостоятельно решает экономические, социальные и организационные вопросы своей деятельности в соответствии с уставом ТГГУ и законодательством РФ и Татарстана.



IV. Отличие Татарского государственного гуманитарного университета от традиционных высших образовательных учреждений:

         - подготовка людей творческих. Элитный специалист это высокоразвитая творческая индивидуальность. Это значит развитие личности, обучение возможностям дальнейшего развития и формирования интереса к творческому созиданию. Бесполезно учить «раз и навсегда». Через 5-6 лет такой специалист безнадежно «устареет». Надо учить не мыслить, а умению мыслить.

         В современном мире получает шанс стать процветающей страной такое государство, которое создает максимальный простор для реализации творческих потенций человека.

         - подготовка патриотов своей страны, республики, служащих Отечеству, своему народу;

         - жесткая структура отбора абитуриентов. Критерием отбора должны быть способности, таланты, личностные качества претендента на обучение в элитном вузе, а не протекция или большие деньги;

         - принимает меры по подбору способных выпускников, самородков из регионов;

         - воспитание личности, обладающей не только фундаментальной профессиональной подготовкой по специальности, но и носителя высших гуманных ценностей со знаниями и уважением национальной культуры, языка, традиций и истории своего народа;

         - возрождение, сохранение и развитие культуры, языка, истории, традиций татарского народа;

         - систематизация знаний, фундаментальных научных идей и понятий на родном языке;

         - оптимальное сочетание общегосударственного стандарта с вариативной частью, обусловленное особенностями общественно-политической и социально-экономической жизни народов Татарстана;

         - сочетание основ национальной культуры и культуры других народов мира в содержании образования, учебных планах и программах; учет в процессе обучения студентов прогрессивных традиций мира наряду с национальным аспектом духовных ценностей татарского народа, способствующих сохранению межнационального мира и согласия;

         - разумный консерватизм в культурной составляющей образовательной политики должен сопровождаться модернизацией образовательных технологий. Мировая тенденция регионализации социальной активности сообществ дает университету новый импульс в подготовке региональных лидеров и специалистов самого широкого спектра профессий.



V. Цели и задачи ТГГУ:

         - удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского образования различных уровней на родном языке;

         - обеспечение устойчивого социально-экономического и научно-технического развития Республики Татарстан с учетом ее национальных, культурных и социальных ценностей, а также глобальных тенденций в мире;

         - формирование национально-гражданского самосознания и воспитание новой идеологии татарского народа;

         - содействие формированию культуры межнациональных отношений, интеграции татарской культуры в мировую цивилизацию;

         - подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности и организационной работе;

         - возрождение и развитие интеллектуального потенциала народа;

         - выполнение научно-исследовательских работ, способствующих общественному и научно-техническому прогрессу.

         Для достижения поставленных целей основными ЗАДАЧАМИ ТГГУ являются:

         В области образовательной деятельности:

         - подготовка специалистов, владеющих двумя республиканскими государственными и иностранными языками и способных решать перспективные задачи в области государственного и муниципального управления на основе современных информационных технологий;

         - обновление форм, методов и содержания обучения;

         - модернизация методов обучения (исследовательские проекты, «ярмарки идей», «научные фестивали»);

         - технологизация учебного процесса;

         - реализация основных дистанционных образовательных технологий (кейсовая, интернет, телекоммуникационная технологии);

         - формирование потребности в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, развитие умений и навыков самообразования, позволяющие учиться непрерывно;

         - оптимизация номенклатуры специальностей адекватно современным тенденциям общественного развития;

         - обеспечение передачи на высоком научно-методическом и методологическом уровне научной и культурной информации на татарском языке;

         - внедрение национальной модели классического университета;

         - оказание поддержки развитию культуры татарского народа в странах СНГ и дальнего зарубежья.



         Научная деятельность должна быть направлена на решение фундаментальных социально-экономических проблем региона. Это та почва, на которой и может вырасти национальный университет, одновременно выполняющий научные исследования и готовящий специалистов в областях, связанных с обозначенными проблемами. В частности, эти исследования должны охватывать татарский этнос не только в пределах Татарстана и России, но и учитывать многочисленные татарские диаспоры, разбросанные по всему миру.

         Такие факторы как уникальность территории Среднего Поволжья, связанная с сосуществованием двух мировых религий и цивилизаций, народов различных языковых групп и традиций, постоянное противостояние, взаимодействие и взаимовлияние двух культур – восточной и западной, носят всеобъемлющий характер, и для их понимания необходимы фундаментальные междисциплинарные научные исследования.

         - непосредственное активное участие студентов в научных исследованиях;

         - развитие научной и научно-производственной деятельности, проведение фундаментальных и прикладных поисковых исследований как основы для создания новых знаний и освоения новых технологий.



         Воспитательная деятельность предусматривает решение таких задач как культурно-просветительская работа среди студентов и населения, предоставление возможности пользоваться непреходящими ценностями культуры, обеспечение развития национальных культур и языков народов, населяющих республику.

         Реализация перечисленных целей особенно важна с учетом необходимости сочетания суверенитета Республики Татарстан с сохранением единого образовательного пространства России, развития кадрового потенциала республики, развития национальных культур и языков народов, населяющих республику, укрепления позиции высшей школы РТ на международном рынке образования и науки.



VI. Ведущими идеями концепции ТГГУ являются следующие принципы:



         - обеспечение права непрерывного обучения и воспитания на татарском языке;

         - формирование интеллектуальных способностей и духовно-нравственных качеств обучаемых с учетом этнопсихологических особенностей, философских воззрений и педагогических традиций татарского народа;

         - гуманизация и демократизация образования;

         - освоение молодым поколением национальной культуры, духовности татарского народа, обогащение его культурой народов совместного проживания, приобщение к ценностям мировой культуры;

         - подготовка к жизни и труду с учетом национального уклада, трудовых традиций народа и требований, возникающих при переходе к новым социально-экономическим отношениям.



VII. Структура и функционирование ТГГУ

         Образовательный и научный комплекс университета предусматривает модульную систему образовательного и научно-исследовательского процесса, которая позволит комплексно решить проблему интегрированного и непрерывного образования. Модульный комплекс университета обеспечит единые требования и стандарты университетской политики, возможности для отбора лучших представителей обучаемого контингента на всех этапах и модулях образования.

         Комплекс включает 4 модуля:

         Модуль 1. Довузовская подготовка.

         Модуль 2. Бакалавриат, подготовка специалиста, магистратура.

         Модуль 3. Аспирантура, докторантура, индивидуальные формы научной подготовки.

         Модуль 4. Повышение квалификации, переподготовка кадров, второе высшее образование, подготовка госслужащих.

         В ТГГУ создаются условия для послевузовской подготовки и переподготовки кадров; организуются аспирантура, докторантура и структуры дополнительного послевузовского профессионального образования.



VIII. Основными направлениями (факультетами) подготовки специалистов в ТГГУ являются:



         1. Историко-философское.

         2. Социально-экономическое.

         3. Иностранные языки и межкультурные коммуникации, востоковедение.

         4. Правоведение, дипломатия, международные отношения.

         5. Повышение квалификации и переподготовка специалистов.

         6. Социальная педагогика и социальная психология.

         7. Менеджмент и международный туризм.

         8. Политология.

         9. Эстетика, культура, искусствоведение.

         10. Литературоведение.

         11. Художественное творчество.

         12. Культурология.

         13. Государственное и муниципальное управление.

         14. Музееведение, архивоведение.



IX. Основным языком обучения и воспитания является татарский язык, языками преподавания также являются русский, английский и др. языки, дисциплины предметного блока могут изучаться на выбранных студентом иностранных языках.



         X. Первоочередные задачи.



         Создание ТГГУ требует решения целого ряда вопросов: организационных, кадровых, методологических, финансовых, материальных.

         Наиболее серьезными представляются организационные и финансово-материальные проблемы.

         В настоящее время ТГГИ вплотную работает с проектными и строительными организациями по вопросам создания Татарского Университетского комплекса. В период с января по май 2003 г. активно изучался сотрудниками института опыт архитектурно-строительных решений, совершенствования учебного процесса, дистанционного образования, оснащения ТСО ЛГПУ им.Герцена, МГИМО (Университет), МГУ, РУДН и ряда ВУЗов Самары и Нижнего Новогорода. Исходя из изученного и совокупляя наши национальные традиции подготовлено техническое задание по строительству нового здания и реконструкции бывшего административного здания «Татэнерго».

         В новом здании университета рекомендован вариант технико-технологического оснащения МГИМО по системам и сетям связи. В помещениях предусмотрены радиосеть, местное вещание, местный телефон, городской телефон, компьютерные сети, телевидение, часофикация, охраняемая сигнализация, лингафонное оборудование с компьютерным управлением, кабины студентов и рабочий стол преподавателя – производство фирмы «Divace» Финляндия;

         - персональные компьютеры, подключенные к интернету;

         - проектная система с экраном;

         - интерактивная доска с обратной проекцией. Компьютерные классы, групповые, полугрупповые аудитории, интернет-клуб, читальный зал, в которых предусмотрены системы перевода речи на иностранные языки.

         В перспективе необходимо определиться с социальной миссией ТГГУ – его места и роли в жизни Республики Татарстан, татарской диаспоры в Российской Федерации и СНГ.

         ТГГУ работает на республику. Поэтому планы развития университета должны согласовываться на уровне правительства – каких специалистов и в каком объеме необходимо готовить. Продукция университета – это будущее нашей республики, интеллектуальная элита.

         Динамическое развитие института и становление университета предполагает:

         - эффективное взаимодействие с Министерством образования РФ, РТ, Российской академией образования, другими исследовательскими центрами и вузами, а также с общеобразовательными учебными заведениями;

         - включение подразделений ТГГУ в систему международных, Российских и Татарстанских грантов;

         - внедрение многоуровневой подготовки специалистов по системе бакалавр-специалист-магистр;

         - широкое использование в учебно-воспитательном процессе технических средств обучения, компьютерных технологий, возможностей интернет;

         - развитие дистанционного профессионального образования.

         Превращение ТГГИ в современный университет неотделимо от его материальной базы.

         Достижение этой цели связано с решением следующих задач:

         - строительство новых учебных зданий (реконструкция старого административного здания Татэнерго, строительство нового типового здания на перекрестке улиц Татарстан-Левобулачная, пристроя к зданию по ул.Ибрагимова, 85 а), общежития для студентов и квартир для профессорско-преподавательского состава;

         - создание внутриуниверситетской замкнутой телевизионной системы, внутриуниверситетской системы интернет, интеграция ее в международный интернет;

         - технологическое развитие научной библиотеки института: внедрение компьютерных технологий учета библиотечных фондов, ведения систематического каталога литературы, научных статей, диссертаций и авторефератов; создание электронной библиотеки;

         - оптимизация социально-бытовой сферы жизни преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.