Введение
Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, решает актуальную задачу кадрового обеспечения. Поставленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.
Ежегодно педвузы и колледжи выпускают специалистов. Самыми трудными являются первые годы работы в школе. Молодые учителя, по их собственному признанию испытывают многочисленные трудности. Поэтому необходимо поддержать молодых учителей, помощь в самый трудный, первый период адаптации к работе в школе, чтобы они могли творчески работать в развивающейся школе. Основная часть
Разумеется, всем понятно, что любой человек, начинающий свой путь в профессии, должен испытывать затруднения вследствие отсутствия опыта. Специальные исследования и обширная практика показывают, что решающим для развития профессиональных способностей у педагога являются условия его деятельности, а также стремление к самосовершенствованию. На формирование высококвалифицированного учителя, на приобретение необходимых для работы умений и навыков большое влияние оказывают направленность его личности и ряд неотъемлемых способностей: дидактические, экспрессивные, перцептивные, научно-педагогические, авторитарные, коммуникативные, личностные, организаторские, конструктивные, психомоторные, гностические. Учитель, имеющий дидактические способности, увлекает школьника и историей науки, и теорией предмета, и экспериментом. А заинтересованность занятиями – одна из гарантий успеха. Основные пути формирования данных способностей учителя – непрерывная работа над собой: изучение педагогической литературы, пособий по методике преподавания предмета и воспитанию, систематическое ознакомление с лучшим опытом работы коллег и его анализ. Совершенствуя свое педагогическое мастерство, целесообразно первоочередное внимание обратить на изучение закономерностей протекания психических процессов у школьников, на способы выявления и учета в работе мотивов их деятельности, быстроты мышления, качества восприятия, воображения, вида памяти, работоспособности. Особенно в наши дни, когда остро стоит проблема оптимизации учебного процесса, молодой педагог должен развивать в себе способность строить урок в нескольких методических вариантах и уметь выбрать для данного класса наиболее подходящий, при минимальной затрате времени, уметь обеспечить рациональный темп продвижения вперед и индивидуальную деятельность учеников, соответствующую их особенностям. Педагог должен уметь образно и ярко выражать свои мысли, знания, убеждения, чувства, используя слово, мимику и жест. Речь – зеркало культуры и профессиональной подготовки учителя. С помощью слова можно дать глубокие знания, внушить необходимость дисциплинированного поведения и соблюдения строгого режима дня, убедить в целесообразности напряженной творческой работы. Недаром И.П.Павлов называл слово «самым сильным раздражителем для человека».Вспомним и В.А.Сухомлинского, который считал, что «множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеют своим источником неумение учителя говорить с учениками» . В беседах с учениками, которые стремятся быть независимыми, это нужно учитывать: разговор вести в мягком доброжелательном тоне, выслушивать мнения и возражения, не перебивая, поощрять сомнения и попытки отстоять свою точку зрения. Перцептивные способности – это способности восприятия, умение проникнуть во внутренний мир учащегося, выявить его подлинное отношение к окружающему миру, занятиям, преподавателю, почувствовать его психическое состояние в данный момент. Например. Школьник пропускает занятия, плохо учит уроки, грубит; эти проявления могут быть следствием ненормальной обстановки в семье, неблагополучия в коллективе, отклонения в здоровье и т.д. Педагог должен не только зафиксировать факты нарушений, но и понять ученика, помочь устранить причины отрицательных воздействий. Другой пример: ученик несколько занятий рассеян; педагогу нужно в ходе беседы тактично выяснить, это поможет избежать нежелаемых результатов. Чтобы овладеть перцепцией, учитель должен приучить себя аналитически подходить к поведению школьников, фиксировать в своем сознании значимые детали поступков, помогающие понимать воспитанников. Научно-педагогические способности проявляются в участии научно-исследовательской работе, постоянном стремлении к новому, в желании трудиться творчески, систематически изучать литературу и опыт коллег. Немецкий педагог А. Дистервег справедливо подчеркивал, что ни один человек, стремящийся к твердым убеждениям и духовной самостоятельности, не избавлен от исследований, испытаний и связанных с этим усилий; «без стремления к научной работе учитель элементарной школы неизбежно попадает под власть трех педагогических демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается». Слагаемые авторитета – эрудиция, знания, умения, высокие нравственные качества, индивидуальность. Авторитет приобретается не какими-то искусственными приемами, а зависит от всей повседневной деятельности педагога. Учитель должен быть контактным, общительным, избегать предубеждений ( например, юношу с высоким и чистым лбом считать умным человеком, а с квадратным подбородком – волевым; заядлого спортсмена занести в разряд недалеких людей, а неуспевающих – в число лиц, лишенных способностей), внешне одинаково относиться ко всем учащимся; немаловажную роль играет искренность.Педагог должен быть готов в любую минуту оказать необходимую помощь каждому, успокоить отстающего и вселить надежду на успех, ответить на поставленный вопрос, спокойно разрешить конфликт. В организаторские способности, которым должен обладать молодой специалист, должно входить искусство заряжать учеников своей энергией, творческой и исполнительской инициативой, умение сочетать полет фантазии и житейскую практичность, а также развивать в учениках настойчивость, активность и высокую работоспособность. Конструктивные способности - это способности, позволяющие проектировать будущее школьников, тщательно планировать предстоящую работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задачи обучаемых и строить работу по их развитию, подводя каждого к его личной вершине. Бодрый, жизнерадостный тон и доброжелательность учителя не менее важны, чем его профессиональная квалификация и педагогическое мастерство. Оптимист активен, уверен в светлом будущем, в торжестве добра и справедливости, в возможности достижения хороших результатов в труде, в успехах каждого ученика. Академик Л.Д. Ландау говорил, что литературовед И.Л. Андроников своими шутками, рассказами побуждал слушателей к активной работе и, несомненно, этим принес больше пользы физике, чем многие физики. Стать остроумным человеком невозможно, но научиться профессионально использовать шутку в работе может каждый. Умение видеть противоречия в жизни и поведении школьников, находить в них комическое – один из путей развития этих способностей. Способности к распределению внимания – это умение на занятиях всегда и во всех случаях держать в поле зрения весь класс и каждого в отдельности. Внимательно наблюдая за воспитанниками, нельзя терять контроль за собственной речью, жестами, выражением. Педагог должен, с одной стороны, выработать у себя умение сосредотачивать внимание (на цели занятия и теме беседы), а с другой стороны – распределять его. Воспитывая у себя произвольное внимание, педагог опирается на свой интеллект и кругозор: обширные знания способствуют развитию устойчивого и в то же время распределенного внимания. Очень помогают этому подвижные и спортивные игры, специальные упражнения ( из них прежде всего «Круги внимания» К.С.Станиславского). Психомоторные способности обеспечивают двигательные навыки, «соединение» головы с руками; они определяют умение учителя «сидеть, ходить, стоять, разговаривать с учениками» (слова А.С. Макаренко). Гностические способности связаны с умением быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их, успешно оперировать отраженными образами. Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому может и опытный педагогический коллектив. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянно поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя МО, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут помочь новичку в календарно-тематическом планировании, рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом работы. Ведь каждый из них – мастер своего дела. Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий учитель.
Заключение Таким образом, можно сделать выводы. Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока - все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего учителя к выполнению профессиональной деятельности. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но прежде всего, подготовить учителя, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Хотелось бы, чтобы было так во всех школах, тогда молодых учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя выше.
Список использованной литературы:
1.Бабанский Ю.К., Поташик М.М. Оптимизация педагогического процесса. 2.Сухомлинский В.А. О воспитании 3.Богословский В.В. Психология воспитания школьника 4.Дистервег А. Избр.пед.соч. 5.Бессараб М. Ландау 6.Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание.
Автор: учитель физики и математики школы №85 Ново-Савиновского района города Казани Абдуллина А.И.
|