Введение.
Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек. Успех же педагогической деятельности, как и других видов труда, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных, ведущих, которые предают определенную окраску, стиль действиям и поступкам учителя. Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей. Следует различать любовь учителя к своей профессии и любовь к детям. Отношение человека к своей профессии, любовь к ней зависит от общественно-исторических условий. Зависит это от потребностей общества в специалистах тех или других профессий и от склонностей и способностей человека. Любовь к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. Некоторые учителя ставят перед собой вопрос: “Почему мне так дорога педагогическая профессия?” – и отвечают: “ Прежде всего, мне близки и дороги растущие, молодые люди, способные верить и критиковать, любить и ненавидеть, уважать и презирать, сохранять благородную память о лучших своих воспитателях”. “Всякий моральный здоровый человек любит детей. А любить детей по-настоящему – значит любить их в горе, и в радости, и даже тогда, когда их развитие в чем-нибудь отклоняется от нормы…. Любить – значит уважать человека, понимать его, заботиться о нем, оберегать его и находить во всем этом величайшее удовольствие. Жить среди детей, работать с ними, воспитывать и учить их – что может дать больше счастья? Любить детей – это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно. Педагогический оптимизм – необходимое качество хорошего учителя. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочетается у такого учителя с требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью. Учитель должен быть настойчивым и до конца требовательным. Насорил – убери, оскорбил – извинись, не выучил урока – останься после уроков и выучи урок. Не уговаривать, а категорически требовать. Требовательность учителя проявляется во всем – в выполнении домашних заданий, в оценке знаний школьников, в соблюдении правил поведения на уроке и вне урока. Нельзя не остановиться на вопросе о “ любимых” и “ нелюбимых” учениках. Существует точка зрения, что наличие у учителя “любимчиков” в классе снижает его авторитет, якобы к любимому ученику учитель относится снисходительно, не предъявляет строгих требований. Учителю нельзя отказать в праве иметь любимых учеников “А раз любишь – ничего не прощай, требуй больше”. Недаром Макаренко А.С. писал, что уважение к личности воспитанника и требовательность к нему являются одними из основных принципов в работе учителя и воспитателя. Все дело должно состоять в том, чтобы учитель в самом плохом ученике мог найти положительные черты и, опираясь на них, сумел полюбить его и перевоспитать. А это возможно только тогда, когда учитель будет хорошо знать своих учеников, знать положительные и отрицательные черты характера каждого, в отношении с ними проявлять чуткость, отзывчивость, требовательность и справедливость.
Основная часть. Я родилась и выросла в селе Убеи в трудолюбивой педагогической семье. Как и все, я училась в школе, участвовала в самодеятельности, выполняла любую работу, улыбалась мальчишкам, когда они пытались оказывать мне робкие знаки внимания. Вопрос «кем быть?» передо мной никогда не стоял. Я знала, что буду только учителем, ведь перед глазами был яркий пример родителей. Моя мечта сбылась. Вот уже 8 лет работаю учителем начальных классов в Убеевской средней школе. С каждым годом, совершенствуясь в своем труде, пройдя немало испытаний и трудностей, осознаю, что еще долго буду предана своей профессии. Хотя труд учителя нелегок, но зато творческое сотрудничество с детьми помогает нам оставаться молодыми, энергичными. Иногда вместе с учениками забываем свои житейские заботы. Наши ученики своим любопытством, пытливым умом и познавательной активностью поддерживают в нас желание непрестанно пополнять свои знания, совершенствовать свое профессиональное мастерство. Труд учителя начальных классов требует большого напряжения, он сложен и многогранен. Я осмелюсь назвать учителей начальных классов гениальными. Только они преподают буквально все предметы, одни на все вопросы дают ответы. Они и учителя, и логопеды, и психологи, и мамы в одном лице. Мы все стараемся, чтобы питомцы наши долго помнили о своем первом Учителе, пусть воспоминания вызывают у них добрые чувства, смягчают их души. Что я испытываю, работая в школе? Прежде всего, глубокую ответственность за детей, которых учу. Каждый день я стараюсь построить урок так, чтобы дать больше информации детям, сыграть наибольшую роль в их развитии, помочь родителям в их воспитании. Считаю каждого ребенка личностью, к которой надо иметь индивидуальный подход. Но не только это заставляет идти в школу. Каждый день меня окружают не только дети, но и рабочий коллектив, в который я вливаюсь и с которым необходимо уметь находить общий язык. Я всегда стараюсь показать себя с лучшей стороны. Зачем же я иду в школу? Конечно, прежде всего, это работа. Мне приятно, что я играю какую-то роль в развитии детей. Наряду с остальными учителями я принимаю участие в формировании их личности.
Практическая часть. Чтобы активизировать учащихся на протяжении всего урока, применяю разнообразные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны. На многих уроках использую групповой и коллективный способы обучения. Дети очень любят работать в парах. Именно этот способ обеспечивает активность учебного процесса. Создание проблемной ситуации на каждом уроке способствует активизации учащихся при обучении, развитию их творческого мышления. С целью контроля периодически устраиваю уроки-зачёты, проходившие в форме игр-соревнований между командами, в каждой из которых работает ученик-консультант. Классные часы проходят под девизом: «Я самый добрый, смелый и умелый!» Это настоящая школа воспитания больших чувств. Школьники погружаются в неизведанный ими глубокой, чистой любви к человеку. На этих уроках я искренне и душевно беседую с учениками. Я рассказываю им случаи из жизни, а дети делятся своими переживаниями. Именно на этих уроках воспитывается любовь к окружающим, взаимопонимание и взаимопомощь, уважение и сострадание, верность и патриотизм. Эти уроки помогают детям понять свое предназначение в жизни, найти в ней свое место. На уроках математики дети с удовольствием занимаются устным счетом, придумывают свои задачи. Я придерживаюсь следующего правила: все то, что можно сделать устно, выполняется устно. Промежуточные вычисления проговариваются, но не записываются. На каждом уроке до 15 минут отвожу на устный счет. Наряду с развитием вычислительных навыков, ученики эффективно продвигаются в развитии мыслительных операций, умений анализировать. Сравнивать. Обобщать, классифицировать, рассуждать. С самых первых уроков детям предлагались задания, которые требуют от них творческого подхода («придумать», «найти», «составить», «нарисовать»). На уроках чтения и русского языка знакомлю детей с пониманием рифмы. Дети очень быстро находят рифмы в стихах. Большую работу провожу по моделированию. Много времени на уроке я отвожу чтению и работе с текстом. Во время чтения текстов отрабатываю важнейшие стороны правильного, сознательного и выразительного чтения. Уделяю большое внимание интонации. Также использую на уроках словесное рисование, составление плана, ответы на вопросы. Во внеурочное время большое место отвожу игре. В игре ребенок отдыхает, развивается, учится, укрепляет здоровье. Так же учится уважать друг друга, учителя. Определённая работа проводится, как со слабыми, так и с сильными детьми. Особое значение придаю работе с сильными детьми. Готовлю их к конкурсам «Русский медвежонок», «Эрудит – марафон», «Чувашская ласточка», к интеллектуальным играм. Постоянно решаем нестандартные задачи, задачи на логическое мышление, кроссворды, ребусы, шарады. С радостью и надеждой наблюдаю над тем, как дети 7 – 10 лет пытаются что-то придумать, организовать самостоятельно. В этом я их поддерживаю, им помогаю, подсказываю. Чувствую себя удовлетворённой только тогда, когда вижу, что не остаётся ни одного пассивного или отвергнутого ученика. Всякий ребёнок от природы талантлив, и первая задача моя – помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные пути: игры, экскурсии, прогулки, диспуты, занятия творчеством, походы. Дети младшего школьного возраста мыслят образами, они эмоциональны и чувствительны, и чтобы учёба была им в радость, нужно, чтобы они всё время, каждый день получали и создавали что-то новое, при этом необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их интересами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. Из урока в урок я убеждаю ребят, что учёба - это их главный и очень серьёзный труд, что их хорошая учёба нужна им самим, маме, папе, бабушке, учительнице, а главное - Родине. Учу ценить учебное время, воспитываю в малышах желание помочь товарищу. Вместе с детьми искренне радуюсь хорошим ответам и успехам каждого и огорчаюсь за промахи и неудачи. А дети это чувствуют и стараются работать с душой. Стремительно меняется жизнь. Приходят всё новые технологии в обучении и воспитании детей. Учитель в первую очередь должен шагать в ногу со временем, постигать новые знания в области информатизации учебного процесса. Лишь зная самому, можно учить ребёнка по самым новейшим технологиям. Так, самодельные наглядные пособия заменились с помощью компьютера и знаний различных компьютерных программ, изображениями на мультимедиа проекторе. ИКТ стали самыми первыми помощниками в моей деятельности. В настоящее время в связи с вводом ЕГЭ в начальном звене стало актуальным применение слайдовых тестов на уроках для контроля полученных знаний, а также для тренинга. Умею создавать кроссворды к урокам в программе Microsoft Word, начинаю осваивать программу Microsoft Excel для составления тестов и кроссвордов, в организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация для проведения и разработки внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы часто готовлю и использую презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятия. Обучение тесно связано с воспитанием. Вопросы воспитания, обучения и развития личности в детском возрасте остаются одной из главных проблем современного общества. Происходящие в обществе перемены вынуждают искать новые и переосмысливать старые, традиционные методы обучения и воспитания. Считаю важным в воспитательной работе ведение психолого-педагогической карты ученика. Где фиксируются информация о развитии личности. Индивидуально-психические особенности личности, проявление способностей, отношение к учебе. В конце каждого учебного года делаю выводы о личности учащегося. В традицию школы вошло ежегодное определение школьной мотивации, определение уровня воспитанности учащихся по специальным тестам. На основе этих диагностик я узнаю, кому в классе хорошо, комфортно, кому трудно, кому нужна помощь в налаживании контакта с товарищами в классе. Веду учет состояния здоровья детей, составляю мониторинг по физическому развитию учащихся. Провожу много различных тестов, диагностик, анкет с учащимися. Исследуем внимание, память, воображение, общение, диагностику наличия страхов, изучения детского коллектива и т. д. Готовлю диагностику для перехода детей из начального звена в среднее. Главной целью воспитания и обучения является гармоничное развитие личности. Значит, передо мной стоит задача - воспитать независимого и самостоятельного человека. Поэтому убеждена, что нужно воспитывать сознательное отношение ребенка к любому поступку. На этой основе стараюсь строить свои взаимоотношения со своими учениками. Мои дети всегда смело обращаются ко мне с любым вопросом, у них нет страха перед тем, о чем можно спросить, а о чем - нет. Я могу считать себя счастливым человеком потому, что у меня в моей любимой и важной работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, это глубокие, прекрасные традиции нашей школы, которую я сама закончила. Второй опорой для меня всегда были родители. Без них я не смогла бы состояться как классный руководитель. Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями. Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство их занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер.… Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чёрствыми, злыми, завистливыми и жестокими. Поэтому работа с семьёй – одна из главных задач школы, классных руководителей. Активно привлекаю родителей своих учеников к участию во всех классных мероприятиях. Совместные мероприятия проходят как настоящие семейные праздники. Я провожу классные собрания, выступаю на общешкольных собраниях, провожу индивидуальные беседы. Всегда помню, что для родителя его ребенок лучший, каким бы он проказником не был в школе, и стараюсь всегда в тактичной форме разъяснять ситуацию. Родители частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше освоить ту или иную школьную высоту, как провести праздники, как подготовить выставку. Чтобы учебно-воспитательный процесс перешел на качественно новый уровень, я в своей повседневной работе придерживаюсь следующих принципов: от каждого по возможностям; создание максимума условий для реализации способностей, склонностей, интересов учащихся. Такой подход дает возможность оптимально включить в процесс обучения и воспитания каждую конкретную личность.
Заключение. Я постоянно совершенствую свою деятельность, ищу новые формы, пробуждаю инициативу, бужу сомнения, но никогда не оставляю равнодушных, так как в центре внимания – ребенок, его настроение, его здоровье, его радость. Я осознаю: то, что я делаю - это лишь малая часть того, что могу сделать. Я приложу все усилия, чтобы сделать больше.
Список использованной литературы: 1. Журналы «Начальная школа». 2. Настольная книга классного руководителя (1 – 4 классы) Л. И. Саляхова. - М.: Глобус, 2007. 3. Авторитет учительства //Первое сентября. 4. Вавилов Ю. П. Специфика профессии учителя начальных классов //Педагогическое образование и наука.2002.-№1
Автор: Сердцева Наталья Анатольевна учитель начальных классов Убеевской средней школы Дрожжановского муниципального района РТ
|