ВВЕДЕНИЕ.
С1991 года Россия участвовала в PISA, CIVIC, TIMMS и других исследованиях. По результатам 2003 года учащиеся России заняли 25-30 места среди 40 стран: меньше половины (43%) 15-летних школьников обладают умениями, отвечающими требованиям XXI века к квалифицированной рабочей силе и только 12% имеют высокий уровень компетентности, а почти четверть (23%) российских школьников не смогли преодолеть минимальный уровень компетентности. Таким образом, наши невысокие результаты показывают, что выпускники российских школ не готовы к свободному использованию полученных знаний в повседневной жизни. Поэтому необходимо перестроить систему образования так, чтобы фундаментальное образование разумно сочеталось с профессионально – прикладной подготовкой. В связи с этим с 2003 года в систему общего образования стало внедряться профильное обучение старшеклассников. Этот эксперимент нашел поддержку, как со стороны работников образования, так и со стороны учащихся и их родителей. Одновременно с обновлением старшей ступени школы возрастают требования и к профессиональной компетентности учителя.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 1. Предыстория. Компетентностный подход в бизнесе появился в середине 20 века в книге английского автора «Пересмотр понятия мотивации: концепция компетентности». Само слово в английском языке появилось ещё в 1596 году. Автор использовал этот термин для описания особенностей, связанных с превосходным выполнением работы и высокой мотивацией отдельных лиц. Выяснилось, что успешные и эффективные исполнители отличаются от менее успешных не только знаниями, но и эффективной саморегуляцией, самосознанием и развитыми социальными навыками. Слова «компетенция» и «компетентность» синонимами не являются. Быть компетентным – соответствовать требованиям работы, иметь компетенции – обладать определёнными признаками для того, чтобы выполнять работу со знанием дела. 2. Виды компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает, что основной акцент делается не просто на получении обучающимися некоторой суммы знаний и умений, но и на формирование системного набора компетенций. Например, компетенции менеджера могут включать в себя: системность мышления, умение анализировать ситуацию, навыки ведения переговоров и управление персоналом, знания в соответствующей области экономики. Уже сейчас руководители компаний и государственные ведомства формулируют свои требования к персоналу на языке компетенций. Выделяют 3 блока компетенций: аналитические, коммуникационные и системные. Аналитические компетенции составляют основу компетентностной модели, лежащей в основе подготовки нового поколения. Они представлены следующими профилями компетенций: управление информацией и знаниями, способность к анализу и синтезу, управление изменениями. 3. Профессиональные компетентности педагога. Готовность к профессиональной деятельности учителя в условиях введения государственных образовательных стандартов второго поколения определяется следующими компетентностями: предметная, педагогическая, психологическая, методическая, готовность к инновациям, общекультурная и эмоционально-нравственная. Я, работая над повышением уровня предметной компетенции, использую различные источники (печатные издания, Интернет ресурсы) для поиска интересной современной информации. Имею собственный информационный банк, в котором имеется подборка статей по темам: «Практико-ориентированный подход в обучении», «Компетентностный подход», «Преемственность при обучении», «Исследовательская деятельность учащихся», «Информационно-коммуникативные технологии», «Технология критического мышления». Этот банк постоянно обновляется и систематизируется. Владею содержанием базовых, профильных, разноуровневых учебных программ по предмету. Работая в классах с профильным изучением математики, обеспечивала овладение учащимися курса на соответствующем уровне. Вела элективный курс по теме «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения» автора С.А.Гомонова. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень через самообразование, Интернет, курсы повышения квалификации. На данный момент обучаюсь на дистанционных курсах Педагогического университета «Первое сентября» по теме «Текстовые задачи в школьном курсе математики (5-9 классы)». В рамках инновационной деятельности я составила рабочую программу элективного курса для учащихся 10 класса «Решение систем уравнений». С этой разработкой я приняла участие в 7 республиканском конкурсе авторских программ и учебно – методических пособий «50 инновационных идей в образовании» (результатов не было) и на 4 областном конкурсе (город Томск) методических разработок, направленных на развитие и совершенствование образовательных практик в номинации «Элективный курс», где получила диплом 1 степени. В 2009 году была участником «Конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование». Так же к участию в конкурсах я привлекаю учащихся, пособствую активизации научно-исследовательского движения. Проектные работы учащихся 10 классов «Тайны пирамид» и «Экономика в математике» заняли призовые места на школьной научно – практической конференции. Затем были отправлены на 9 конкурс исследовательских работ школьников «Интеллектуальное будущее Мордовии» и на 10 Межрегиональную молодёжную конференцию студентов и школьников «Математика: её содержание, методы и значения» в город Томск. С целью распространения педагогического опыта я регулярно участвую в семинарах городского и республиканского уровней, имею печатные работы в сборниках ИРО РТ и урок «Применение неравенства Коши и Бернулли в экономических исследованиях» опубликован в журнале «Мэгариф» №9 2008 года. Требования к современному уроку диктуют необходимость развития методической компетентности учителя. Поэтому я постоянно пополняю и обновляю свою учебно-методическую копилку; владею техникой самоанализа, постоянно его осуществляю, считая его важной составляющей своей деятельности; целеустремлённо и настойчиво формирую у учащихся умения и навыки рациональной организации труда; работаю над системой уроков по теме, их структурой, разнообразием форм и методов обучения; постоянно отслеживаю и учитываю накопленную перспективную информацию в совершенствовании педагогической деятельности, моя папка учителя – предметника постоянно обновляется; имею в кабинете систематизированные средства наглядности. Только учитель, у которого сформированы перечисленые компетенции, может воспитать личность, владеющую не только набором знаний, но и способную предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Рассмотрим вопросы подготовки компетентной личности в процессе профессионального самоопределения школьников. Учёные отожествляют понятие компетентности с квалификацией, выделяя в роли критериев качество знаний и умений, способность их использовать в нестандартных ситуациях, способность самостоятельно организовать и планировать свою работу. Компетентность они понимают как способность к деятельности «со знанием дела». Компетентностный подход предполагает, что основной акцент делается не просто на получении обучающимися некоторой суммы знаний и умений, но и на формирование системного набора компетенций. Например, компетенции менеджера могут включать в себя: системность мышления, умение анализировать ситуацию, навыки ведения переговоров и управление персоналом, знания в соответствующей области экономики. Уже сейчас руководители компаний и государственные ведомства формулируют свои требования к персоналу на языке компетенций. Работая в профильном социально – экономическом классе я показала учащимся, как знания из области математики могут быть применимы при решении экономических задач. На открытом уроке «Неравенства Коши и Бернулли в экономических исследования» в рамках республиканского семинара, десятиклассники показали на сколько у них сформированы аналитические, коммуникационные и системные компетенции. Группой учащихся было проведено исследование в области экономики, работа представлена в виде компьютерной презентации и успешно защищена. (Презентация прилагается) Кроме того, у учащихся была возможность применить свои знания в практической деятельности при решении банковских задач. Задача 1. При краткосрочных вкладах до востребования вклад S рублей увеличивается по следующему правилу: он растёт ежедневно на p процентов от первоначальной суммы S (независимо от срока хранения). Найдите величину вклада спустя n дней его хранения в банке. Задача 2 Пусть увеличение срочного вклада S производится на p процентов через t месяцев хранения. Определите величину вклада Sn спустя nt (n – натуральное) месяцев хранения в банке, если договор продлевался (пролонгировался) после каждого из t, 2t, 3t, …, (n-1)t месяцев хранения. Задача 3. Сравните возрастание через год вклада, положенного по договору под p% прибыли в год, и вклада той же первоначальной величины, если через каждые 1/n, 2/n,… ….. (n-1)/n части года (n Є N, n ≥ 2) по договору начисляются p/n%. В конце урока учащиеся высказали своё мнение о выборе будущей профессии. «В социально-экономический класс я пошёл, потому что решил связать свою будущую жизнь с профессией, в которой я могу проявить свои способности. Закончив школу, я собираюсь поступить в энергетический университет и продолжить обучение. В дальнейшем собираюсь работать на предприятии, т.к. в настоящее время на предприятиях приемлемая зарплата. А главное, для развития экономики страны нужно, чтобы предприятия были хорошо развиты. А для интенсивного развития предприятий необходимы сотрудники, которые хорошо разбираются в вопросах экономики». «После окончания школы я хочу поступить в финансово-экономический институт. Мне кажется, экономика имеет отношение ко всему, что окружает человека в жизни. Это и народное хозяйство, хозяйство региона, отрасли и предприятия, ведение домашнего хозяйства. Наконец, экономика-это целая наука. В будущем я хотела бы работать в банке, т.к. в банках хорошая зарплата. И мне очень интересно вести расчёты, прогнозировать экономическую ситуацию, вести банковское дело, работать с ценными бумагами. Так же вызывает интерес кредитование и экономический риск». Таким образом, компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетенций.
Список использованной литературы. 1. Дубинин Ю.В. «Компетентностный подход в МГИМО»; сайт: www.flick.com 2. Ялалов Ф.Г. «Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию»// Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. 3. Зачесова Е. «Ручка от сундучка. Компетентностный подход в образовании»; сайт: http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=6639/ 4. Володина Ю.А. «Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению»; журнал «Психологическая наука и образование», №2 /2008.
Автор: Учитель математики высшей категории Давыдова Татьяна Николаевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 165» Ново-Савиновского района Города Казани
|