'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Акшаева Е. Ю.: Сетевое сообщество как условие повышения инфомационно-коммуникационной компетентности учителя биологии ::
     
():  
:  
-
: , 5 2024

Акшаева Е. Ю.: Сетевое сообщество как условие повышения инфомационно-коммуникационной компетентности учителя биологии

Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Педагоги переходят на новую ступень использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, которая предполагает активное использование современных цифровых учебных ресурсов, а также формирование сетевых профессиональных педагогических сообществ. Сегодня учитель выступает не столько в роли исполнителя,  сколько в роли творца образовательного процесса. Профессиональное мастерство педагога достигается путем специальной переподготовки и постоянного самообразования. И для обеспечения доступности, качества и эффективности образовательных услуг все чаще на помощь учителю приходит Интернет, современные сетевые технологии.
Самообразование подразумевает научно-исследовательскую работу по педагогической проблеме; поиск необходимых информационных ресурсов и их изучение; участие в педсоветах, методических объединениях; посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов. Выбор исследования проблемы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и во внеклассной деятельности стал неотъемлемой частью моей профессиональной деятельности.  К сожалению, учителей биологии в нашей республике, компетентных в вопросах использования мультимедиа немного, и у них мало возможности обмениваться творческими находками из-за дальности расстояния. Освоение совершенно новыми для меня технологиями требовало много времени и усилий и проходило бы оптимальнее, если рядом была бы группа учителей-соратников.
Возрастает значение взаимосвязи педагогов по распространению  передового опыта использования информационно-коммуникационных технологий, самообразованию и обсуждению проблемных вопросов естественнонаучного образования. Методическое объединение учителей биологии нашего района, руководителем которого являюсь на протяжении нескольких лет, содействует такому взаимодействию, которое происходит, как правило, на семинарах, заседаниях методических объединений, консультациях, мастер-классах. Следует признать, что учителям не всегда хватает времени для полноценного плодотворного общения друг с другом из-за повышенной загруженности  в учебно-воспитательном процессе.
В настоящее время интенсивное развитие новой формы организации профессиональной деятельности в сети Интернет позволяет решать многие проблемы. Сетевые сообщества учителей биологии дают возможность общаться друг с другом, обсуждать проблемные вопросы, реализовывать свой творческий потенциал и повышать профессиональный уровень. В результате расширяется круг заинтересованных лиц, готовых применять лучшие методики преподавания с использованием ИКТ.
Реализация моего участия в сетевых сообществах осуществляется в двух направлениях: на Ученика и на Учителя. В первом случае, моя роль как учителя в таком виде деятельности выражается в организации учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах, в координации их действий. Команда учащихся 10 класса нашей гимназии в прошлом году приняла участие в Российской дистанционной биологической викторине (http://www.edu.yar.ru). Дети отмечают познавательность заданий, интерес в поиске необходимой информации, необычность по форме проведения и огромное желание в дальнейшем участии в подобных мероприятиях, информацию о которых можно так же почерпнуть из  сети Интернет.
Следующее направление – деятельность, направленная на учителя – выражается в распространении опыта использования ИКТ, самообразовании. Существует объединение учителей Российской Федерации, имеющих опыт использования пакета свободного программного обеспечения в образовательном процессе. Учителя и руководители компании «Армада» могут свободно общаться посредством сетевых технологий. Мое участие во Всероссийском творческом конкурсе учителей «Код свободы», на котором было представлено электронное учебно-методическое пособие «Биология»,занявшее призовое место, позволило и мне войти в это сообщество( http://freeschool.altlinux.ru).
В начале нового учебного года сеть Интернет приглашает всех учителей, работников образования РТ на традиционный виртуальный педагогический совет. Для меня участие в Интернет-педсовете - это еще одна  возможность повышения профессиональной квалификации, представления своих идей, творческих наработок, а так же обмен мнениями с коллегами. Независимо от расстояния мы можем обсуждать волнующие вопросы, напрямую общаться с учеными, специалистами системы образования. Но Интернет-педсовет длится несколько дней, и временное сообщество учителей вновь становиться разрозненным. Почему бы в нашей республике не организовать постоянно действующее сообщество учителей биологии, как существуют они для учителей-предметников в Москве, Санкт-Петербурге, в  Мурманске?
Создание регионального сетевого сообщества учителей биологии было бы своевременным и позволило бы решить ряд проблем, связанных с повышением уровня информационно-коммуникационной компетентности учителя, распространением опыта и обмена мнениями. На страницах такой Виртуальной школы для учителя биологии, посвященные его ИКТ-компетентности, мне хотелось бы в первую очередь предложить осветить и обсудить следующие направления:
Современный кабинет биологии как условие реализации ИКТ в обучении биологии
Современному кабинету биологии наряду с необходимым техническим обеспечением и выходом в Интернет, желательно иметь электронные учебные программы и пособия по биологии, набор наглядных иллюстративных и видеоматериалов, адаптированные учебно-методические комплекты по разделам биологии  и копилку педагогического опыта. Построение учебного процесса следует начать с анализа электронных учебников по учебным модулям и других информационных ресурсов.
Методическая копилка учителя биологии
В связи с тем, что учащиеся наибольшее количество ошибок на ЕГЭ допускают в вопросах по разделу «Общая биология», мною разработан учебно-методический комплект (УМК) по данному курсу, который был представлен на республиканских и российских конкурсах творческих работ учителей. Данный УМК по разделам биологии содержит методические рекомендации, электронное пособие и  сайт по биологии; является готовым продуктом для усвоения теоретических знаний учащимися в сочетании с навыком  их практического применения в жизни, для формирования мотивации изучения биологии в области научного познания мира. Содержание учебного материала соответствует содержанию стандарта образования в профильной гимназии.
3. Использование компьютерного программного обеспечения на уроках биологии и во внеклассной деятельности
Презентация   как форма представления  учебного материала
Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала -  наиболее эффективная форма представления учебного материала. В них включены различные наглядные средства: фотографии, рисунки статические и динамические, лежащие в одной плоскости и в трехмерном пространстве, анимация и видеоролики, графические элементы. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся. Уроки становятся более интересными и наглядными, со стороны учащихся повышается уровень активной и осмысленной работы. 
Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов
подготовка учениками (самостоятельно) слайдов для сопровождения собственного доклада к уроку;
групповая работа по оформлению отчета об экскурсии;
создание фотоальбома.
Корректировка и тестирование знаний
 проведение дополнительных занятий для отставших  или отсутствующих учащихся, которые могут самостоятельно изучать материал на основе презентаций;
 работа с тестирующими системами по итогам пройденного материала.
В этом разделе учителя могли бы делиться своими наработками уроков и внеурочной деятельности в виде презентаций, методических рекомендаций по использованию электронных образовательных ресурсов по биологии,  тестовых заданий.

4. Подготовка к ЕГЭ

Интересны современные методики, практики, приемы, тренинги, мастерские, педагогические находки учителей для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации учащихся в 9 классе  и ЕГЭ.

 
Использование авторских программных продуктов учащихся как реализация их творческого потенциала
Компьютер – инструмент в руках учителя и учащихся. Дети, увлекающиеся программированием, вполне могут под руководством учителя создать программный продукт. Роль учителя в такой деятельности заключается в  правильной постановке биологической и методической задач, роль ученика-программиста -  в переводе их на язык программирования. Ученики нашей гимназии разрабатывают по разным учебным предметам компьютерные программные проекты, которые размещены на образовательных порталах в интернете. Например, по биологии это такие программы как «Аквариум» (победитель Республиканского конкурса ”Юный программист”), отражающий модель экосистемы, где можно наблюдать трофические связи в сообществе простейших, задавая разные параметры – «условия». Интерактивный тренажер «Закономерности наследственности» дает возможность вспомнить законы Менделя, в доступной форме освоить алгоритм решения генетических задач, решить ряд генетических задач, познакомиться с генетическими терминами. В данном случае преследуются две цели: с одной стороны ученик реализует свои возможности и способности в области программирования и создает продукт, с другой стороны, учитель способствует созданию виртуальной модели с дальнейшим ее использованием в педагогическом процессе.
Таким образом, опыт работы в использовании современных информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии и во внеурочной деятельности  отчетливо указывает на преимущества применения данной технологии в общеобразовательном процессе. У учителя есть возможность создавать необходимые условия для реализации новых  форм и методов обучения биологии, для развития личности обучаемого, для творческого поиска и организации совместной деятельности учащихся и учителей. Повышению уровня ИКТ-компетентности учителей биологии может способствовать их виртуальное объединение. Организация регионального профессионального сетевого сообщества, как единого образовательного пространства, предоставит максимальные возможности для обмена информацией, опытом, повышения профессионального уровня, для наиболее полного использования образовательного потенциала учителя в современном обществе.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.