'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Интерактивные доски: "мифы" и "легенды" ::
     
():  
:  
-
: , 28 2024
" . "

Интерактивные доски: "мифы" и "легенды"

Всегда, когда какая-либо новая технология начинает становиться чем-то привычным и повседневным, когда созданные на ее базе новые устройства начинают завоевывать мир, об этой технологии начинают ходить различные слухи и легенды. Это связано с тем, что та или иная новинка уже перестала быть "экзотикой" и, как говорится, стала быть "у всех на слуху", но точная и достоверная информация о ней еще не достигла ушей и разума всех ее потенциальных пользователей.

Конечно, "мифы" и "легенды" об интерактивных досках, о которых пойдет речь в этой статье, нельзя ставить в один ряд с дикими суевериями, иной разбытующими среди пользователей (вроде "опасений заразиться вирусами от компьютера" или назначения "святого покровителя Интернета"). Но все же некоторые домыслы, которые часто приходится слышать от пользователей таких досок, трудно назвать иначе как "суевериями", ибо основываются эти домыслы лишь на незнании технологических принципов работы этих устройств и методических основ организации работы с ними.

Конечно, данная статья вовсе не претендует на энциклопедичность, а ее автор не пытается ответить на все возможные вопросы. Но надеемся, что она поможет читателям правильно и оптимально выбрать интерактивную доску и грамотно ей пользоваться.
Итак...

"Твердые" и "мягкие" доски

В последнее время изготовители некоторых интерактивных досок стали говорить о так называемых "твердых" досках, якобы с более твердой поверхностью и потому - повышенной "вандалоустойчивостью", противопоставляя их другим моделям (которые, соответственно, называют "мягкими").

При этом в качестве последней категории обычно называют доски, выполненные на базе резистивной технологии: ведь их поверхность должна при работе несколько прогибаться под кончиком "пера" - маркера, чтобы обеспечить соприкосновение скрытых в ее толще тончайших горизонтальных и вертикальных проволочек - проводников и тем самым обеспечить определение координат точки касания по порядковым номерам пересекающихся проводников[1]. "Твердыми" же называют доски, построенные на базе ультразвуковой технологии: здесь маркер содержит маломощный излучатель ультразвука, который при касании поверхности доски (или даже при поднесении к ней маркера на расстояние порядка 0,5 - 1 см) улавливается расположенными по краям доски датчиками, и координаты кончика маркера при этом определяются по известному из уроков геометрии методу "триангуляции".

Однако из всего этого вовсе не следует, что "твердые" доски на базе ультразвуковой технологии более защищены от случайных и от намеренных повреждений, чем резистивные.

Во-первых, очевидно, что применение резистивной технологии вовсе не означает меньшую прочность. Резистивные доски являются не менее "твердыми" достаточно прочны и "вандалоустойчивы". Конечно, если намеренно стараться вывести ее из строя (например, вбить в поверхность доски гвоздь), то это сделать можно. Но к случайным повреждениям резистивные доски весьма устойчивы: например, более чем за 10-летнюю интенсивную эксплуатацию резистивных мягких досок серии Smart Board в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) не было отмечено ни одного случая полного нарушения работоспособности доски в ходе ее эксплуатации в учебном процессе. И наоборот, в одной из московских школ автору данной статьи доводилось видеть полностью выведенную из строя "твердую" доску (примерно после 1-1,5 лет эксп¬луатации), у которой была выломана "пленочная" клавиатура панели управления (хотя поверхность доски осталась совершенно целой). Отсюда вывод: "вандалоустойчивость" - это понятие не столько технологическое, сколько связанное с воспитанием в школьниках аккуратности и навыков правильной, грамотной работы с техникой.

Резисгивная технология и ультразвук - что лучше?

Мы уже упомянули о том, что разные модели досок построены на базе разных по своей сути технологий определения координат точки касания маркером: на резистивной технологии (по порядковым номерам соприкасающихся проволочек в толще поверхности доски) или с использованием ультразвуковых датчиков. И если мы выбираем "ультразвуковую" доску (считая ее более прочной), то должны знать, чем этот выбор "оплачивается", - т.е. нет ли у ультразвуковой технологии каких-либо существенных "минусов" по сравнению с резистивной?

Главное отличие ультразвуковой технологии от резистивной (с точки зрения пользователя доски) -то, что при использовании ультразвука маркер должен содержать в себе источник ультразвука (электронную схему плюс источник питания для нее), тогда как маркер для резистивной доски - это просто пластмассовая имитация, предлагаемая для удобства работы и изготовленная из материала, не повреждающего поверхность доски.

Это, в свою очередь, порождает следующие две проблемы:

1. Маркер "ультразвуковой" доски - это более дорогое и сложное устройство, без которого доска
не может функционировать. Соответственно, если такой маркер выйдет из строя, будет утерян или украден, то работать с интерактивной доской станет невозможно. Маркер же резистивной доски прост и дешев, при утере его можно заменить любым подходящим подручным средством (например, полностью "исписанным" (высохшим) обычным маркером, не оставляющим чернильных следов), приобрести новый маркер или даже просто писать на интерактивной доске пальцем!
2. Соответственно, для работы с доской необходимо, чтобы источник питания ультразвукового маркера был заряжен. В некоторых моделях "ультразвуковых" досок питание маркера осуществляется от обычных батареек, периодически нуждающихся в замене; в других моделях маркеры содержат аккумуляторы, автоматически подзаряжаемые, когда маркер установлен в предназначенное для него гнездо на интерактивной доске (при этом сама доска должна подключаться не только к компьютеру, но и к сети электропитания). И, по опыту многих пользователей таких досок, очень часто батарейка или аккумулятор маркера оказывается разряженным в самый неподходящий момент.

Простота работы с доской

Нередко производители интерактивных досок других моделей утверждают, что именно их изделия более ориентированы на школьную аудиторию, тогда как доски Smart Board предназначаются исключительно для взрослых.

Реально же ситуация обстоит с точностью до наоборот. Как уже было сказано выше, "ультразвуковые" доски способны работать только со специальными маркерами, содержащими электронную схему излучателя ультразвука. Резистивные же доски Smart Board позволяют писать на них даже пальцем, что для школьника гораздо более понятно и наглядно.

При этом изображаемые на доске (проецируемые на доску с компьютера) интерактивные схемы, состоящие из отдельных фрагментов рисунки и чертежи "оживают" точно так же, как дети привыкли делать в "обычной", "не компьютерной" жизни: по сути, дети "монтируют", собирают изображаемые на доске системы и схемы из их частей так же, как они привыкли собирать что-либо из деталей конструктора. Более того, пользуясь интерактивной доской и перетаскивая, вращая, масштабируя на ней те или иные объекты, ребенок может быть совершенно не знаком ни с компьютером, ни с программным обеспечением, ни с правилами работы с ними, он может не иметь никаких навыков пользователя, - все это ему не нужно, для него изображение на интерактивной доске - это просто "ожившие" картинки.

Наконец, важен и еще один аспект работы с интерактивными досками: любая такая доска (независимо от ее модели и используемой "базовой" технологии) может работать в одном из двух режимов - в режиме рисования или в режиме "мыши". Режим рисования [2] позволяет воспользоваться маркером для рисования на доске эскизов, обводки фрагментов проецируемого с компьютера изображения (например, для акцентирования на них внимания учащихся), а также написания рукописного текста. Режим "мыши" же является в некотором смысле "вспомогательным" и служит для управления программами, изображение рабочих окон которых проецируется на доску (например, касание маркера воспринимается как щелчок мышью в соответствующей точке, а "рисование" линии - как перетаскивание экранного объекта мышью по соответствующей траектории). Для переключения из режима рисования в режим "мыши" и обратно на панели доски, как правило, предусмотрена специальная кнопка (реже - пара кнопок на интерактивной кнопочной панели, выводимой на доску с компьютера). Так вот, - именно возможность работать с резистивной доской просто пальцем позволяет реализовать при работе с досками серии Smart Board уникальную по своей простоте и наглядности возможность (о которой, правда, нигде прямо не говориться в инструкциях пользователя!), когда никакие вообще специальные переключатели режимов работы с доской (кнопки) и не нужны. Любая резистивная доска ("прямой проекции") Smart Board всегда автоматически находится в режиме "мыши", когда все маркеры (в том числе "губка" для стирания) лежат в предназначенных для них гнездах, а работа с доской производится пальцем. При взятии того или иного маркера из его гнезда доска Smart Board автоматически переходит в режим рисования соответствующим цветом (либо в режим стирания, если взята "губка"). А когда вы кладете маркер обратно на свое место, доска опять же автоматически возвращается в режим "мыши". Поэтому пользователю доски Smart Board вовсе не требуется помнить ни о двух возможных режимах работы доски, ни о том, как производится переключение между ними - достаточно лишь запомнить простое и естественное правило: для рисования (стирания нарисованного) надо взять маркер ("губку"), а положив этот инструмент рисования (стирания) на место, можно пальцем нажимать кнопки, перетаскивать объекты и пр. И именно эта простота делает доски Smart Board более приспособленными для работы начинающих пользователей (особенно младшеклассников), чем другие модели (на базе ультразвуковой технологии, не допускающих работы пальцем).

***

Конечно, перечень "мифов" и "легенд" об интерактивных досках вовсе не исчерпывается несколькими рассмотренными в этой статье вопросами. Например, сотрудникам фирмы "Полимедиа" доводилось слышать от своих клиентов и такие вопросы:

• Правда ли, что если проткнуть поверхность резистивной доски, то оттуда что-то вытечет, и доска перестанет  работать?  (хотя   внутри   резистивной доски  вовсе  не содержится  никакой жидкости  - только упругий пластик и сетка тонких металлических проволочек);
• Какая доска обеспечивает лучшее распознавание рукописного текста? (это характеристика вовсе не доски или используемой для ее работы технологии, а прилагаемого к ней программного обеспечения; кстати, на сегодня ни одна из существующих моделей досок не обеспечивает распознавание рукописного русского текста);
• Правда ли, что только на "твердую" ультразвуковую доску можно опираться рукой, а на резистивную - нельзя? (ранее уже было сказано, доски Smart Board как раз и позволяют, в частности, работать с ними вместо маркера просто рукой, - вернее, пальцем);
• Какая из интерактивных досок дает больше возможностей учителю по сравнению с обычной школьной доской?

Последний вопрос требует более детального обсуждения. Во-первых, все без исключения полезные свойства интерактивной доски обеспечиваются прежде всего соответствующим прикладным программным обеспечением, - тогда как и сама доска как аппаратное устройство, и ее "системное" программное обеспечение (драйвер) есть только лишь устройство ввода информации, построенное по принципу чувствительного планшета ("тачпада"). Прикладное ПО, поставляемое в комплекте досок разных моделей [3], по функциональным возможностям практически однотипно (кроме отдельных деталей) и различается в основном пользовательским интерфейсом. А вот методические и дидактические возможности, предоставляемые интерактивной доской учителю и ученикам, - полностью зависят от того, насколько грамотно разработано то или иное программное средство учебного назначения, насколько правильно его создатели сумели реализовать эти возможности, используя функционал интерактивной доски. Например, работа на интерактивной доске с "электронным учебником" в виде гипертекста со статичными иллюстрациями (либо даже с анимациями и видео) с методической точки зрения не дает ничего, по сравнению с индивидуальным использованием этого "учебника" на экране дисплея или его проецированием на обычный экран. А вот, скажем, реализация на интерактивной доске коллективной работы учащихся с программой "Живая Геометрия", позволяющей экспериментировать с созданными геометрическими чертежами, меняя параметры изображенных фигур, проведение под руководством учителя "диспутов" учащихся, когда они в поисках доказательства теоремы поочередно экспериментируют с чертежом и пишут свои черновые выкладки здесь же, на доске, при помощи маркера, - это уже действительно "прорыв на новый уровень", когда интерактивная доска позволяет реализовать формы классно-урочной деятельности, недостижимые ни на обычной "грифельной" доске, ни при помощи обычного проекционного экрана, ни в обычном компьютерном классе.

Впрочем, на этом мы, пожалуй, поставим точку, поскольку обсуждение проблем методического характера при использовании интерактивных досок, а особенно - при разработке рассчитанных на использование совместно с ними программных средств учебного назначения, - заслуживает отдельного рассмотрения и отдельной статьи.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.