'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Использование информационных технологий в обучении биологии и экологическом воспитании учащихся ::
     
():  
:  
-
: , 28 2024
" . "

Использование информационных технологий в обучении биологии и экологическом воспитании учащихся

Информационные технологии, в том числе и компьютерные, в разной мере присутствуют в процессе обучения и влияют на конечный результат.

По данным Г.А.Бордовского, И.Б.Горбуновой и А.С.Кондратьева, "...внимание во время работы с обучающей программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше" [1].

В своей практике учителя биологии часто сталкиваются с проблемами осуществления принципов наглядности и доступности на уроках биологии. Эти проблемы заключаются в сравнительно малой эффективности традиционных средств изобразительной наглядности, их низкой динамичности, малой реальности, что мешает должному усвоению материала учащимися.

Достаточное оснащение образовательного процесса средствами мультимедиа способствует усилению индивидуализации обучения. С другой стороны, в связи с непрерывным развитием биологии, принцип научности требует постоянной корректировки содержания биологического образования, эту задачу быстрее и проще выполнить при использовании электронных носителей информации и средств современных телекоммуникаций.

В данной статье я попытаюсь на основе обобщения собственного опыта показать, как использование компьютерных технологий на уроках биологии и в экологическом воспитании, позволяет повысить качество обучения и способствует развитию навыков самостоятельной и исследовательской работы учащихся.

Применять компьютерные технологии я начала 5 лет тому назад, когда не было в продаже ни одного готового СК-диска по биологии. По совету учителя информатики приступила к освоению Microsoft Power Point. На начальном этапе своей работы я готовила презентации к урокам, которые могли быть использованы в различных режимах (либо фронтально, если использовался проектор, либо в индивидуальном режиме, если урок проводился в кабинете информатики).

Сегодня количество электронных изданий, предназначенных для школы, постоянно увеличивается. Такие издания используются педагогом, чтобы облегчить труд современного учителя, сделать его более интересным, эффективным, повысить мотивацию учащихся к изучению биологии.

В кабинете биологии нашей гимназии есть ноутбук, который активно используется учителем на уроке и во внеурочное время. На уроках я использую следующие готовые электронные пособия: "1С: Репетитор. Биология", "Открытая Биология 2.5" (ООО "Физикон"), "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии", "Биотопия" (Серия "Обучение с приключением") компании Медиа-Хауз, "ЕГЭ. Тренажер по биологии" (ООО "Меридиан"). Имеющиеся на рынке электронные издания по биологии содержат множество объектов, открывающих новые методические приемы для объяснения нового материала и его закрепления, при этом успешно вписывающихся в стандартную методику ведения урока. Помимо традиционных видео- и анимационных фрагментов, рисунков, появились интерактивные объекты, которые позволяют укрупнять изображение отдельных фрагментов, "заглядывать" внутрь объекта, убирать лишние детали, пользоваться всплывающими подсказками и т.д. Динамичные модели, показывающие развитие процессов при изменении начальных условий, вообще не имеют аналогов вне компьютера. На уроках общей биологии, на которых изучается метаболизм, строение и размножение клетки, такие модели оказываются просто "бесценными".

Сегодня можно говорить об активизации процесса использования Интернет-технологий в современном школьном образовании. В Интернете существует масса совершенно разноплановых программ, которые свободно выложены на сайтах и предлагаются авторами бесплатно. Их можно постепенно накапливать в свой учительский актив. Среди различных типов педагогических программных средств особенно выделяются те, в которых используются компьютерные модели. Применение компьютерных моделей позволяет не только повысить наглядность процесса обучения и интенсифицировать его, но и кардинально изменить этот процесс.

Использование Интернет-технологий облегчает самостоятельный поиск детьми и подростками ответов на возникающие вопросы. При помощи Интернета учащиеся нашей гимназии получают расширенный доступ к интересующей их информации, отыскивают не только научную информацию, но и участвуют в дистанционных олимпиадах, находят информацию о научных конференциях, участвуют в них. Работа в Интернете позволяет каждому участнику образовательного процесса успешно включиться в единое образовательное пространство. Например, в 2005 году я прошла обучение в рамках многопредметного проекта по дистанционному обучению в "Интернет-школе".

Одной из самых востребованных программ является Microsoft Power Point. Для проведения уроков в 10-11 классах мной разработаны презентации к урокам по курсу общей биологии: "Неорганические вещества клетки", "Состав и строение белков", "Функции белков", "Деление клетки", "Происхождение че-ловека", "Доказательства эволюции", "Природные сообщества", "Гибридологический метод изучения наследственности. Первый закон Менделя" и др.

Биология - это экспериментальная наука, однако проведение экспериментов в условиях школы возможно далеко не всегда. Поэтому важное значение приобретают задачи моделирования некоторых экспериментов с помощью компьютера, обработки на компьютере результатов измерений, расчета погрешностей при выполнении лабораторных работ, проведения демонстрационного эксперимента в режиме реального времени.

Для проведения лабораторной работы по теме "Изучение морфологического критерия вида" мной разработана презентация, которая содержит 15 вариантов заданий для проведения лабораторной работы. Презентация снабжена справочником по морфологии растений и по семействам цветковых растений.

С целью повышения познавательного интереса к предмету я разработала компьютерный диск "Путешествие по Энтомограду", который может успешно использоваться на уроке биологии в 7 классе. Уроки с использованием данного диска можно проводить в игровой форме, применять для проведения лабораторного практикума, дополнительных занятий с учащимися по систематике насекомых. В пособие включены лабораторные работы по темам "Особенности внешнего строения насекомых и образ их жизни", "Определение насекомых важнейших отрядов". Кроме того, на диске имеется большой справочный материал по систематике бабочек, экологии насекомых и данные об охраняемых видах насекомых России и Республики Татарстан.

Особое значение для развития творческих способностей учащихся и повышения познавательного интереса к предмету биология играет совместная работа с учениками над проектами и исследованиями. Как показывает практика, использование компьютерных технологий существенно повышает эффективность таких совместных дел. Интересной формой творческих домашних заданий является задание по созданию презентаций по определенному разделу или какой-либо дидактической единице. Ребята с удовольствием работают над такими заданиями.

В настоящее время все большее распространение в качестве одного из видов научно-практической работы школьников получают исследовательские работы. Очень большую помощь в организации и выполнении проектов оказывают современные коммуникационные технологии. Наши гимназисты принимают участие во многих научных конференциях, поэтому в последнее время становится актуальным вопрос об электронном приложении к научной работе. Например, исследовательский проект ученика 11 класса Андрианова Юрия выполнен на основе методики цифрового политомического определителя с использованием приложения Microsoft Excel. Для удобства пользователей на базе программы Microsoft Power Point разработана "Компьютерная энциклопедия    "Лишайники Республики Татарстан", включающая в себя компьютерный определитель эпифитных лишайников Республики Татарстан. Проект представлялся на XI Поволжской научной экологической конференции школьников в секции "Компьютерные технологии в экологии" и занял 1 место.

При выполнении исследовательской работы Габитовой Алсу, Строкиной Ксенией и Кадыровой Ренатой на тему "Оценка качества среды отдельных районов города Набережные Челны методом флуктуирующей асимметрии листьев березы повислой" с успехом использовались возможности математической обработки результатов в программе Microsoft Excel. Анализ распределения в каждой выборке и сравнение достоверности различий по критерию Вилкоксона проводили в программе, размещенной в сети Интернет.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:
1. Информатизация образования, основанная на использовании средств новых информационных технологий, направлена на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации
учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
2. Положительная мотивация обучаемых является ключевым моментом, определяющим результаты применения информационных технологий в преподавании биологии и экологическом воспитании учащихся.
3. С целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на уроке биологии и во внеурочное  время  необходимо  использовать  как готовые электронные ресурсы (компакт-диски), так   и создавать свои собственные с использованием приложений Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel и Интернет-технологий.

Литература:
1.    http:// www.internet-school.ru

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.