" . " Использование информационных технологий в процессе обучения
В педагогической и методической литературе, адресованной учителям начальных классов, отмечены несколько направлений применения информационных технологий, среди них востребованы в школьной учебной практике - три основных:
1. компьютер, как средство контроля знания; 2. мультимедиа - технологии, как иллюстрированное средство при объяснении нового материала, закрепление пройденного; 3. персональный компьютер, как средство дополнительного самообразования.
Если искать причины эффективности комплексного восприятия информации, то можно выделить следующие моменты:
• Останавливая и повторяя фрагменты, можно управлять интенсивностью получения материала. • Выбирая интересующиеся подразделы можно организовать индивидуальный процесс обучения. • В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания. • В ходе использования игры с компакт-диска развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний. • Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. • Формируется адекватная самооценка личности, своих способностей и возможностей, достоинств и ограничений.
По оценкам специалистов, современные информационные технологии могут служить действенным дидактическим средством, позволяющим сформировать продуктивное теоретическое мышление и содействующим выработке способностей их содержательного обобщения.
И если мы действительно хотим обеспечить в процессе обучения детей развитие интеллекта школьников, то это должно не просто провозглашаться, как педагогическая догма, а обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном, на принципиально новых научно-методических основах и информационных технологиях.
Возможности и преимущества использования информационных технологий в процессе обучения можно показать на примере одной из опробованных на практике программ. А именно сетевых программных комплексов серии " компьютерное обучение. Семейный наставник" производства НП ООО " Инис-Софт".
С их помощью в образовательном учреждении, который имеет современную компьютерную технику, можно организовать систематический учебный мониторинг, обеспечивающий разносторонний анализ усвоения предметных знаний и эффективную индивидуальную коррекцию выявленных пробелов.
Для наглядности рассмотрим работу с комплексом программ " Семейный наставник. Русский язык". В этих программах может быть реализована система многоступенчатого контроля знаний учащихся:
• Промежуточный контроль по каждой теме или разделу; • Итоговый контроль с помощью итогового тестирования.
Основу каждого обучающего (предметного ) комплекса составляет система тестов, диктантов и уроков. ПМК для начальной школы содержит около 2000 тестовых заданий, 180 диагностических и коррекционных тестов, 120 звуковых диктантов, гипертекстовый учебник-справочник, уроки и экзамены.
В виде системы учебных элементов представлен весь учебный материал, предусмотренный государственным стандартом обучения. Набор тестов, экзаменов и диктантов, предлагаемый программой, позволяет провести полную диагностику знаний на любом уровне сложности, независимо от программы обучения и организовать коррекционную работу каждого ученику по индивидуальному маршруту.
Алгоритм проведения ПМК довольно прост. Вначале проводится тематическая диагностика, затем устраняются выявленные пробелы (занятия по ПК проводятся по 15-20 минут 2 раза в неделю ), после этого проходит контрольная диагностика оценки качества проделанной коррекционной работы.
Идея коррекционной работы с использованием программы " Наставник" строится на структурировании учебных курсов, которые делятся на учебные разделы, а каждый учебный раздел, в свою очередь, на учебные элементы.
Во всех разделах программного комплекса есть режим тестирования - " Контроль". В разделе " Диагностика" имеются также:
"Фиксированный самоконтроль", "Произвольный самоконтроль", "Самоконтроль с поощрением".
После выполнения диагностического теста режим "Рекомендации" программы " Наставник" автоматически отбирает те учебные элементы, которые необходимо усвоить в первую очередь. И выдаёт набор коррекционных тестов для их отработки. Ученик выбирает из предложенного набора первый коррекционный тест и выполняет его. В зависимости от результата набор рекомендаций корректируется. Он будет исчерпан, как все учебные элементы будут усвоены без ошибок.
Таким образом, устранение пробелов в знаниях практически гарантировано.
Этот принципиально новый педагогический сценарий проведения занятий позволяет при минимальной дополнительной нагрузке на учащихся значительно увеличить объем учебного материала за счёт перераспределения уроков по технологической линии с использованием кабинетов 3 типов: обычного кабинета, кабинета с проектором и экраном, компьютерного кабинета.
Примерное планирование аудиторной нагрузки изучения русского языка по технологической линии на основе Программно-методического комплекса Семейный наставник"
Дисциплина | "Русский язык" | Класс | 4 | Всего часов | 102 часа (исхода из расчета 3 часа в неделю) | В том числе | Обычный класс 53 час Компьютерный класс 29 часов Класс с видеопроектором и экраном 20 часов |
От 70% до 50% занятий проводится в традиционной форме, а оставшиеся занятия (от 30% до 50% соответственно ) - с использованием информационных технологий.
Конкретное распределение уроков по данной технологической линии предлагается осуществлять учителю самостоятельно, исходя из программы конкретного класса, технических возможностей школы и личного педагогического опыта.
В кабинетах с проектором и экраном наиболее эффективным считается организация проведения:
• Уроков по передаче-усвоению новых знаний, умений и навыков. • Уроков обобщающего повторения после изучения большой темы. • Групповые консультации по ошибкам, допущенным при проведении контрольных мероприятий более чем 50% учащихся класса. • В компьютерных кабинетах рекомендуется организовывать: • Уроки по закреплению знаний) обобщения и систематизации )по темам, требующим применения методов закрепления в виде выполнения тренировочных тестов. • Уроки контроля в виде организации компьютерного тестирования ( или комбинированного контроля при совмещении компьютерного тестирования и самостоятельной работы на 15-20 минут). • Уроки коррекции по восполнению индивидуальных пробелов в знаниях учебного материала.
Составление плана конкретного урока осуществляется на основе уже подготовленного календарно-тематического планирования. Структура инновационного урока, построенного на применении информационных технологий должна быть достаточно гибкой. Поэтому при составлении поурочного планирования учителю нужно использовать более мелкую детализацию этапов урока, в результате чего достигается более полное и комплексное использование их возможностей для построения такого комбинированного урока, который соответствует стилю и методам каждого конкретного учителя.
Этапы уроков по классификации для ведения комбинированных уроков: Организационный момент. Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к основному этапу. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания изучаемого материала. Закрепление полученных знаний. Обобщение и систематизация. Контроль и самопроверка. Коррекция. Инструктаж о домашнем задании. Подведение итогов урока.
Урок русского языка (4 класс)
Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные непостоянные признаки имени существительного.
Цели: Повторение, систематизация и пополнение знаний детей об имени существительном, наблюдение за словообразованием имен существительных, повышение орфографической грамотности, развитие устной речи.
Оборудование: Персональный компьютер, проектор, диск "Семейный наставник. Русский язык. 4 класс", иллюстрации, опоры-схемы, учебник, тетрадь, Су-Джок.
Ход урока
I. Организационный момент. II. Чистописание - Написание буквы.
Посмотрите на доску и скажите, написание какой буквы мы сегодня повторим. (Эс) А что вы можете сказать об этом звуке? (Он согласный, парный, глухой, в слове может произноситься мягко или твёрдо).
- Работа со словарными словами, в которых есть буква с.
Вывести через проектор следующие слова:
- Прочитайте слова. - Назовите слова, в которых пропущена непроверяемая безударная гласная и ? - Назовите слова, в которых пропущена непроверяемая безударная гласная е ? - Назовите слова, в которых пропущена непроверяемая безударная гласная о ? - На какие группы можно их разбить? [имена существительные, имена прилагательные, глагол)
III. Изучение темы
1. Сегодня мы с вами поговорим на уроке об одной части речи 2. Послушайте загадку:
Давно живу я в мире этом, Даю названия всем предметам [имя существительное)
3. Какой важный признак в имени существительном указан в загадке? [Имя существительное называет предмет) 4. А на какой вопрос отвечают имена существительные? (Кто? Что?) 5. Выпишите имена существительные в тетрадь [Десерт, сочинение, Россия, адрес, кисель, рисунок). 6. Лексическая работа. (Читает учитель) Имя существительное - древнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закрепились в языке. По наблюдениям ученых, существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов. Существительное наиболее самостоятельная часть речи. Уже от имен существительных образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень-трава, камень-стена постепенно преобразуются в сочетания зеленая трава, каменная стена. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. 7. Что вы помните об имени существительном? (Дети называют всё, что помнят об имени существительном). Затем повторяют правила на диске "Семейный наставник. Русский язык 4 класс" об имени существительном. 8. На какие группы можно разбить записанные имена существительные? (по родам) Работа выполняется устно. 9. Надпишите род имен существительных над словами.
Зарядка Работа с Су-Джоком и мягким шариком.
Отгадывание кроссворда "Спрятанное слово" (Через проектор на доску)
1. Жук питающийся корой деревьев. 2. Хищная рыба семейства окуневых. 3. Он схватил и уволок в свои сети Муху-Цокотуху.
4. Хищная птица, в которую стрелял князь Гвидон. 5. Насекомое, ужалившее в нос Бабариху. 6. Обычная наживка в рыбной ловле. 7. Если сжать все пальцы руки, получится... 8. Детеныш кошки. 9. Детеныш ужа. 10.Детеныш птицы. 11.Маленькая бабочка. 12. Птица, лесной доктор.
(Ответы: 1. Короед, 2. Судак, 3. Паук, 4. Коршун, 5. Шмель, 6. Червяк, 7 Кулак, 8. Котенок, 9. Ужонок, 10. Птенчик, 11. Мотылек, 12. Дятел - Одушевленные)
Какое слово получилось? (одушевленные)
Какие имена существительных называются одушевленными? (Сначала дети называют по памяти, затем повторяют правило с диска через проектор)
Самостоятельная работа
IV. Сочинение миниатюра по иллюстрации "Избушка Бабы- Яги".
В лесу на опушке стоит избушка Бабы-Яги на куриной ножке. Она старенькая, заросшая мхом. Окошко у избушки маленькое. Крыша покрыта болотной травой. Проверка. Прочитайте сочинение, назовите имена существительные, которые вы использовали в своём рассказе. (Посмотрите, ребята, в таком маленьком сочинение вы использовали столько имен существительных.)
V. Итог урока
Почему я их разбила на 2 группы? (постоянные и непостоянные признаки).
VI. Домашнее задание: (Задание по выбору 1 или 2) 1. Стр. 60 упр. 98 2. Выписать из учебника "В океане света" любой отрывок из пяти предложений. У имен существительных выделить окончания, выполнить морфологический разбор трех слов.
Кроме этой программы в учебном процессе можно использовать и другие. Например, "Баба-Яга учится читать" фирмы "Медиа-Хауз". Она представляет собой красочное мультипликационное обучение алфавиту и азам чтения. Сказочные герои, снабжённые собственным характером, в юмористической форме помогают ученику не только выучить все буквы при помощи стихов и частушек. Но и научиться правильно составлять слова и даже предложения.
Урок по обучению грамоте
Тема: Составление слов из букв
Цели: Содействовать умению группировать буквы и составлять из них слова, формированию навыкам слогового, правильного, сознательного чтения. Способствовать развитию речи, логическому мышлению учащихся, воспитанию интереса к чтению. Воспитание чувства взаимовыручки. Умение прийти на помощь в трудную минуту.
Оборудование: Компьютер, видео проектор, диск "Баба Яга учиться читать", рисунки, книги, учебник.
Ход урока.
I. Введение в тему
Ребята, какое время года сейчас идёт? (Зима).
А мы с вами помечтаем и вернёмся в лето и начало осени, которые дарят человеку свои плоды.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение Юлиана Тувима "Овощи", а вы в этом мне поможете.
Назовите пожалуйста, какие овощи нарисованы на картинках. (Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свёкла).
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Дети: (по иллюстраций Картошку Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу Ох!
Вот овощи спор завели на столе- Что лучше, вкусней и нужней на земле. Дети: (Читают слова) Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Дети: (Называют овощи по начальным буквам) К К М Г П и С Ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Дети: (по памяти восстанавливают текст) ... Ох!
И суп овощной оказался не плох!
II. Работа с букварём и компьютером
1. Овощи не только растут на грядках и варятся в борще, но и являются героями сказок. Каких? (Показ книг.) Лук - Чиполлино Помидор - Синьор Помидор (Они из сказки "Приключение Чиполлино".) Боб - из сказки "Петушок и бобовое зёрнышко". Горох - "Принцесса на горошине". Репа - из сказки "Репка".
2. А теперь отгадайте загадку: Бабусю знает целый свет, Ей от роду лишь триста лет. Там на неведомых дорожках. Дом её на курьих ножках (Баба Яга)
Ребята, и вот эта Баба-Яга пробралась сегодня в класс и украла несколько букв и у меня исчезло слово, остались от слова только буквы П, О. Почему? (Потому что слова состоят из букв) Что будем делать? Подскажите. Помогите.
3. А сейчас мы отправимся на поиски украденных букв. Чтобы побыстрее найти буквы, мы с вами разделимся на две группы. Но посмотрите-ка ребята начался дождь, но необычный. На каждой капельке - буквы.
Стихотворение: Буквы-капли, падайте! Грядки словами радуйте!
2 группа составляет слова из букв, в слове одна и та же буква может быть использована только один раз.(Год, град, вода, завод, дог и т.д.)
1 группа отправляется в сказочный лес к ежику. Помогите ему собрать корзину грибов, в этом задании нужно получить из одного слова другое, убрав лишние буквы (работа с диском "Баба-Яга учится читать" на компьютере). Если справитесь с заданиями, то найдёте сразу две буквы И, А.
Физминутка
4. Но не всегда летом идёт дождь Бывают тёплые и жаркие дни. На утренней зорьки вы с родителями идёте на рыбалку , а днём на речку купаться.
1 группа раскрашивает (цвет закодирован буквой) мальчика , который собрался на пляж.
2 группа помогает мышкам перейти на другой берег. Чтобы навести переправу, нужно из слогов составить название предмета, изображенного на картинке. Слоги показывают рыбки. Их нужно выловить в правильной последовательности (работа с диском "Баба-Яга учится читать" на компьютере). Буквы С, Б.
5. Ребята, а теперь попробуем из собранных букв составить слово.
П О И АС С Б
Составляем из букв слова: СПАСИБО! Ребята, а когда говорят спасибо?
6. А теперь прочитаем текст в букваре (стр. 56). Можно ли Зине сказать спасибо? Почему? Как вы понимаете слово "ожили"? (Бобы ожили,-снова стали живыми, приобрели прежнюю силу.)
7. Про овощи написаны не только рассказы, сказки, но и пословицы.
Чтение пословиц из учебника и их объяснение. Лук от семи недуг. (недуг - болезнь) Лук помогает от многих болезней. Проще пареной репы. Так говорят о деле, которое не стоит особого труда, особых знаний и умений. Пареную репу сделает любой человек: налей в кастрюлю воды, положи репу. Накрой крышкой и поставь на огонь.
III Итог урока 1. " Спасибо!" 2. Ребята, а чем мы сегодня весь урок занимались? Почему? 3. Вам понравился урок? 4. Кто собой остался доволен? 5. А над чем нам нужно с вами будет поработать? 6. Вам сюрприз от Бабы Яги (диск " Баба-Яга учится читать" - она исполняет частушки про буквы).
Игры основаны на методике опережающего обучения, поэтому задания выполнять можно в любой последовательности. Не заставляйте малыша закончить одно задание, чтобы перейти к следующему. Пусть он ошибается, смотрит на реакцию помогающих ему зверушек, слушает забавные стихи. Незаметно ребенок научится не путать буквы и поймет, как из букв возникает слово, а из слов - предложение. Программа разрабатывалась для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали добрыми приятелями в играх и забавах.
Использование мультимедийных обучающих программ помогает более чётко установить слабые места в знаниях учащихся и учитывать это при собственной под готовке к уроку ( составление разноуровневых заданий, заданий на выбор, индивидуальных заданий).
Благодаря данной методике:
• у учеников повысилась мотивация к изучению предметов. Разнообразные виды самоконтроля дают возможность выполнить работу даже самым слабым учащимся; • слабые учащиеся стали более уверенными в своих знаниях, перестали стесняться отвечать на уроках; • присутствует ощущение радости, успеха, когда ребёнок видит результаты своей работы;
Также я обратила внимание на:
• высокую эффективность компьютерных занятий (за 15-20 минут занятия ученики успевают выполнить такое количество заданий, которое в обычном режиме займёт у них в 5-6 раз больше времени); • точность проводимой диагностики пробелов в знаниях. Обусловленную грамотной структурой учебного материала и многообразием учебных заданий; • повышение успеваемости и качества знаний по изучаемому предмету; • высокую заинтересованность родителей, особенно в тех семьях, где есть компьютер.
|
|
|