" . " Организация деятельности учителя начальных классов на уроках математики и русского языка с использованием информационных технологий
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка.
Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.
Начиная учиться в школе, он может почувствовать определённый дискомфорт. Низкая технологическая оснащённость сегодняшней школы, устаревшие учебные программы и методические приёмы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, поэтому нужно искать более современные способы обучения. Одним из них является компьютер. Он обладает уникальными возможностями, широко распространен и апробирован в школах индустриально развитых держав.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора современный компьютер вместе с тем является для ребёнка тем равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и персонажей, компьютер играет всё большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Обучающие и развивающие компьютерные игры служат для усвоения и закрепления школьной учебной программы по математике и русскому языку. Они представляют собой игровую среду на экране компьютера, напоминающую мультфильм. Ребёнок выполняет определенные практические действия, используя свои способности, знания, навыки. Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребёнку усваивать материал как бы незаметно для себя. Благодаря высокой скорости ввода информации обучение может происходить в интенсивном режиме, а различные звуковые и графические эффекты не только вызывают эмоциональный подъём, но и позволяют снять напряжение и расслабиться. Обучающие игры: "Мышка Мия спешит на помощь", " Веселая математика", " Путешествие в информатику" включают в себя задания по математике разных уровней сложности на сложение и вычитание, умножение и деление, дроби, уравнения сравнения величин, линии и фигуры и т.д. Игры "Волшебный букварь", " Баба Яга учится читать", " День спящего дракона" помогают познакомиться с буквами и освоить чтение. Использование программно-методического комплекса из серии "Семейный наставник" - "Русский язык.", "Математика." для 2,3,4 классов позволяет повысить интенсивность обучения благодаря высокой скорости введения и обновления информации и отказа от утомительного процесса переписывания текста.
Учителю отводится очень важная роль. Он подбирает игры к уроку, дидактический материал, индивидуальные задания, оценивает знания и развитие учащихся. Интегрирование обычного урока с компьютерным позволяет переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным.
При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Какие же уроки можно проводить с применением информационных технологий?
• Уроки по передаче- усвоению новых знаний, умений и навыков, т. к. именно на этапе восприятия-усвоения особенно важна наглядность, доступность и комфортность подачи материала. Важным является и то, что можно по-новому организовать первичную проверку понимания изучаемого материала путём выполнения на экране тренировочных тестов и упражнений; • Уроки обобщающего повторения после изучения большой темы, т.к. в этом случае в рамках одного урока можно оптимально активизировать деятельность учащихся, организовав пропедевтический контроль уровня усвоения материала в начале урока путем выполнения на экране тренировочных тестов и упражнений, а затем повторить ту же процедуру в конце занятия. • Групповые консультации по ошибкам, допущенным при проведении контрольных мероприятий более чем 50% учащихся класса; • Уроки по закреплению знаний (обобщения и систематизации) по темам, требующим применения методов закрепления в виде выполнения тренировочных упражнений и тестов • Уроки контроля в виде организации компьютерного тестирования • Уроки коррекции по выполнению индивидуальных заданий по восполнению индивидуальных пробелов в знаниях учебного материала; • Индивидуальные консультации по исправлению индивидуальных ошибок, допущенных при проведении контрольных мероприятий
Самостоятельная домашняя работа выполняет следующие функции:
• увеличение познавательной активности и организация учебно-познавательной поисковой деятельности учащихся, полностью контролируемой и направляемой учителем; • осуществление полной индивидуализации и дифференциации на основе выполнения подготавливаемых учителем индивидуальных заданий, обеспечивающих соблюдение принципа посильности и развития интереса к предмету, контроль за выполнением которых выполняет компьютерная программа; • формирование информационной культуры учащихся.
ПЛАН УРОКА МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ Л.Г.ПЕТЕРСОН "МАТЕМАТИКА. 4 КЛАСС. ЧАСТЬ Г
Тема. "Деление на двузначное и трехзначное число".
Цели. - Создание условий для формирования навыков деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число; для закрепления знаний о взаимосвязи действий умножения и деления; для закрепления навыков решения уравнений. - Способствовать развитию познавательного интереса к математике через применение компьютера. - Создание условий для развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, обосновывать, делать выводы, контролировать себя. - Воспитание чувства взаимопомощи,взаимосотрудничества.
Оборудование: - таблицы "Алгоритм деления на однозначное число", "Алгоритм деления на двузначное число"; - компьютер, диск "Мышка Мия спешит на помощь"; - проектор, экран; - учебник "Математика. 4 класс. 1 часть."
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности. Учитель приветствует детей, настраивает их на работу. Дети садятся, открывают тетради и записывают дату, название работы (классная).
2. Актуализация знаний и мотивация.
1) Работа в парах. Задание: обсудите, на какие группы можно разбить эти выражения (на экран через проектор выводятся данные выражения) 536:4 312:3 7552:236 462:2 968:44 Ответ: деление на однозначное число, деление на двузначное число, деление на трехзначное число.
2) Самостоятельная работа. Задание: нужно выполнить деление в столбик. Для этого вспомните алгоритм письменного деления. На экране появляется опорная схема: 1. Найти первое неполное делимое. 2. Определить число цифр в частном. 3. Найти цифры в каждом разряде частного. 3) Выполнение задания в тетради. 536:4 462:2 312:3 968:44 7552:236 4) Проверка выполнения задания (с экрана) 536:4=134 462:2=231 312:3= 104 968:44=(?) 7552:236=(?) Как можно доказать, что вы решили правильно? - Проверить. Как проверить деление? - Действием умножения. (Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное) - 134x4=536 231x2=462 104x3=312 44x?=968 236x?=7552
3. Постановка учебной задачи. 1) Почему не смогли решить примеры? - Не умеем делить на двузначное число, на трехзначное число. Какова цель нашего урока? - Научиться делить многозначное число на двузначное, на трехзначное. Какова тема урока? - Деление на двузначное и трехзначное число. 2) Открывается тема урока: " Деление на двузначное и трехзначное число".
4."Открытие" детьми нового знания. 1) Каким способом вы предлагаете найти значения этих выражений? - Построить алгоритм деления на двухзначное и трехзначное число по аналогии с алгоритмом деления на однозначное число. Что нужно сделать сначала? 2) - Сделать прикидку. - Проверим: 960:40= 24 Что сделать затем? - Найдём первое неполное делимое, отделим его точкой. 96., т.к. 9 меньше 44 (Первое неполное делимое - 96). - Определим число цифр в частном и поставим столько же точек в частном. - В частном - двузначное число, т.к. первому неполному делимому в частном соответствует одна цифра, а каждой следующей цифре (после точки) в делимом соответствует одна цифра в частном. Сверяем количество цифр в частном с количеством цифр в числах, полученных с помощью прикидки: 24 - двухзначное число.
- Находим цифры в каждом разряде частного. - Делим десятки: 96:44 90:40 2 - Проверяем: 44x2=88 - Находим остаток: 96-88 = 8, 8 меньше 44 - Получилось 2 (остаток 8 десятков). - Делим единицы: 8 десятков да 8 единиц = 88 единиц - второе неполное делимое. 88:44 80:40=2 - Проверяем: 44x2= 88 . - Находим остаток: 88-88=0, 0 меньше 44. - Читаем ответ: частное равно 22. - Проверяем: 22 - число, близкое к 24. 3) Сравните свой вывод с выводом учебника на странице 37.
5. Первичное закрепление. 1) Повторите алгоритм деления на двухзначное число. На экране появляется опорная схема: 1. Сделать прикидку. 2. Найти первое неполное делимое. 3. Определить число цифр в частном. 4. Найти цифры в каждом разряде частного. 5. Найти остаток (если он есть). 2) Попробуем применить этот алгоритм к делению на трехзначное число. Выполнение примера 7552:236 с комментированием ( хоровое проговаривание). 3) Вывод: алгоритм применим для деления на трехзначное число. 4) Выполнение задания № 1 (1 столбик) стр.38 - письменно в парах. 5) Выполнение задания № 1 (2 столбик) стр.38 - с комментированием детьми, которые испытывают затруднения. Сильные дети в это время могут выполнять задание №2 стр.38.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 1) Выполнение задания № 1 (3 столбик) стр.38. 2) Самопроверка по эталону. 3) Сильные дети выполняют задание на компьютере "Взломщик" (4 уровень).
7. Включение в систему знаний и повторение. 1) Сильные дети выполняют задание № 4 стр.38. 2) Остальные дети выполняют в парах задание на компьютере "Летающие мухи" (уровень 3).
8. Итоги урока. 1) - Чему учились на уроке? (Делить на двузначное и трехзначное число) - Каким способом получили новый алгоритм? (По аналогии с алгоритмом деления на однозначное число) - К какому выводу пришли? {Делить так же, как делили многозначные числа на однозначные.) - Что нужно сделать, чтобы знать частное приближенно? (Прикидку) - Как оцениваете свою работу?
9. Домашнее задание. Для сильных детей - № 9 стр.39. Для остальных - № 1(4 столбик) стр.38.
|
|
|