'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Преподавание исторических дисциплин с использованием информационных технологий в контексте модернизации образования ::
     
():  
:  
-
: , 3 2024
" . "

Преподавание исторических дисциплин с использованием информационных технологий в контексте модернизации образования

"История по самому содержанию своему должна
более других принимать в себя современные идеи..."
Т.Н.Грановский


Становление демократического государства, возрождение России и возвращение ее в мировую цивилизацию, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования, преодоление технократических подходов к нему значительно подняли престиж общественных наук и потребовали коренного обновления школьного исторического и обществоведческого образования. Необходимость модернизации содержания школьного образования диктуется новой социальной и образовательной ситуацией, кардинальными изменениями в стране и обществе. Мы справедливо критикуем содержание школьного образования за чрезмерную теоретизацию единого содержания, за избыточный объем фактических знаний, за отсутствие возможности получить прикладные знания и практические умения, за преобладание репродуктивных знаний, не связанных с развитием личности. Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, в грядущем эколого-информационном обществе, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения.

Одним из наиболее эффективных путей решения многочисленных образовательных задач является активное внедрение информационных и проектных технологий в учебный процесс, тем более что современную жизнь уже довольно сложно представить без использования компьютерных технологий. В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития: информационную эру. В этих условиях система образования не должна оставаться на периферии новейших достижений, учителя должны идти в ногу со временем, тем более что большая часть российских школ имеют те или иные образцы персональных компьютеров. Однако проблема эффективного использования компьютеров остается чрезвычайно острой. Объясняется это часто устаревшей компьютерной базой, консервативным неприятием многими педагогами новейших достижений современной науки и техники и, конечно, отсутствием полного комплекта методических пособий и мультимедийных учебников по школьным предметам. Но, тем не менее, при наличии навыков пользователя компьютером, при огромном желании идти в ногу со временем и при осознании необходимости повышения уровня знаний учащихся любой учитель-предметник может весьма эффективно использовать новейшие компьютерные технологии в своей преподавательской деятельности.

Я в своей работе при проведении уроков истории и обществознания уже не первый год активно использую информационные технологии. На первых порах при проведении интерактивных уроков использовались мультимедийные учебники. Из наиболее удачных, доступных следует отметить следующие компьютерные учебники: "История России. XX век" (КЛИО-СОФТ), "От Кремля до Рейхстага" (Республиканский Мультимедиа Центр), "Обществознание. Практикум" (ООО "Марис"), "История искусства" (ООО "Кирилл и Мефодий"), "Всеобщая история. 5-6 класс" (ООО "Кордис & Медиа"). Данные мультимедийные учебники широко используются мною при проведении уроков: по истории древнего мира (5 кл.), по истории средних веков (6 кл.), в 11-х классах -практически по всем курсам, в том числе и по истории Татарстана (здесь очень пригодился диск "KAZAN   1000").

В 2005-2006 учебном году произошел переход на новый учебный план и был введен новый предмет гуманитарно-культурологического цикла - Мировая художественная культура. Школа не была оснащена ни учебниками, ни методическими пособиями по этому курсу. Поэтому, вооружившись компьютерным учебником "История искусства", я составила программу, календарно-тематическое планирование данного курса, в основу которого был положен Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (МО РФ). Главными целями этого курса, помимо освоения знаний о мировом искусстве, овладения умениями анализировать художественные явления, являются и развитие художественно-творческих способностей учащихся, воспитание художественно-эстетического вкуса, приобщение к шедеврам мировой культуры. Учитывая все вышеизложенное, я пришла к выводу, что данный курс должен быть полностью построен на использовании компьютерных презентационных материалов, большая часть которых взята из диска "МХК". Данный диск снабжен богатейшим материалом по культуре различных эпох, наглядностью по всем стилям и направлениям искусства, звуковыми сопровождениями (как комментариями диктора, так и музыкальными фрагментами различных народов и эпох), сценами виртуальных раскопок и другими ценнейшими источниками. Все это позволяет учащимся образно воспринимать изучаемый материал, наглядно видеть все богатство культурного наследия человечества. После каждой темы проводится закрепление материала в виде тестирования, творческих заданий (опережающих), контрольных работ, предусмотренных разработчиками данной программы. По итогам разделов учащиеся выполняют в группах защиту проектов по предложенным заранее темам (использование компьютерных проектов-презентаций приветствуется).

К сожалению, не все энциклопедии на компакт-дисках можно применять на уроках. Многие из них рассчитаны на индивидуального пользователя. Не все программы понятны с первого знакомства, достаточно сложно управление программой, часто преподаватель не может компоновать материал по своему усмотрению. Исходя из этого, можно сделать вывод: чтобы учитель свободно владел ситуацией на уроке, необходимо чаще использовать в преподавании не готовый программный продукт, а программу создания презентаций. К такому выводу я пришла, пройдя обучение на курсах Intel "Обучение для будущего" в октябре 2003 года на базе Казанского государственного технического университета, после чего стала широко применять на практике метод проектной деятельности.

В своей практике я остановилась на программе Power Point из пакета Microsoft кНгсе. Данный выбор объясняется распространенностью данного пакета и его унифицированностью. Power Point позволяет любому преподавателю, владеющему навыками работы в одной из программ, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета. Четырехлетний опыт преподавателя в этом направлении показал, что на подготовку одной презентации к конкретному уроку уходит 2-2,5 часа. Сюда входит и включение средств анимации, схем, таблиц, видеоматериалов, фрагментов мультимедийных энциклопедий. Но результат стоит того. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя непосредственно на ходе урока. В моей творческой лаборатории есть нескольких разработок собственной программной продукции по преподаваемому предмету: "Россия после 1917 года: альтернативы развития", "Великая Отечественная война", "Путешествие по Казани", "Тоталитарный режим в СССР", "Путешествие по Древней Греции", Типология власти", "Политический портрет М.СГорбачева", "Госбюджет. Налоговая политика", "Государство и экономика", "Путешествие по Древнему Египту", "Непутевые заметки".

Из наиболее удачных хочется отметить "Путешествие по Казани", эту разработку урока я представила на Республиканский конкурс "Учитель года-2004", где данная компьютерная презентация получила высокую оценку и по богатству материала, и по технике выполнения. Этот урок посвящен 1000-летию Казани и призван дать представление ученикам о богатой истории и уникальных достопримечательностях столицы нашей республики. Данный урок рассчитан на учащихся 6 класса в качестве вводного в курс "История Татарстана", но проект может успешно использоваться и для проведения классных часов в младшем и среднем звене.

Подобные презентации также разрабатывают и мои ученики, на уроках часто применяется защита ученических проектов. Таким образом, использование информационных технологий позволяет успешно внедрять в образовательный процесс метод проектной деятельности, в котором акцент сделан на самостоятельную, активную, творческую учебную деятельность самих учащихся. В этом случае в основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учителя и ученика.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.