'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Программа элективного курса "Информационные технологии и прикладная экономика" ::
     
():  
:  
-
: , 2 2024
" . "

Программа элективного курса "Информационные технологии и прикладная экономика"

Введение
В последние десятилетия проблемы образования и воспитания вызывают большой интерес. Действительно, школьная система образования нуждалась в переосмыслении традиционных методов и способов преподавания, создании новой методической системы обучения. Благодаря модернизации общего среднего образования появились гимназии, лицеи, частные учебные заведения, экспериментальные площадки и др., основанные на личностно-ори-ентированной модели обучения. Школы сегодняшнего дня призваны не только формировать знания, но и способствовать саморазвитию и самореализации учащихся в процессе овладения знаниями.

Таким образом, личностно-ориентированная модель обучения нашла отражение в создании новой методологической системы дифференцированного обучения учащихся, в частности профильной дифференциации.

На наш взгляд, информатика, как учебный предмет, представляет большие возможности для полноценной и эффективной реализации задач профильной дифференциации, как по уровню, так и по содержанию. Об этом свидетельствует не только дидактический потенциал информационных технологий, но и многочисленные межпредметные связи этой дисциплины. Немаловажную роль играет прикладная составляющая данного предмета.

Объектом нашего исследования стал процесс профильного обучения информатике в 11 экономическом классе Муниципального образовательного учреждения "Лицей №83" города Казани.

Выбор темы элективного курса "Информационные технологии и прикладная экономика" объясняется ее актуальностью. Знакомство с научными трудами, посвященными описанию процесса профилизации, показывает, что эта тема достаточно разработана. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли такие ученые, как С.А. Бешенков, А.Г. Гейн, Т.Б. Захарова, А.Л. Семенов, Н.Д. Угринович, В.Ф. Шолохович и др. Между тем наблюдение за учебно-воспитательным процессом на уроках информатики в профильных классах различных школ показывает, что обучение информатике длительный период велось без учета личностных особенностей, наклонностей и профессиональной ориентации учащихся. Обнаруживается противоречие между психолого-педагогическими требованиями, предъявляемыми к профильному обучению информатике, и практикой преподавания этой дисциплины в профильных школах. Отсюда возникает проблема разработки и научного обоснования элективных курсов для классов различной профессиональной ориентации (математической, гуманитарной, биологической, экономической и т.д.).

Научная новизна данного элективного курса обусловлена отсутствием соответствующих методических рекомендаций для учителя информатики. Настоящее исследование позволило выявить основные тенденции развития структуры и содержания обучения информатике при профильной дифференциации в школе и на основании проанализированного материала разработать элективный курс "Информационные технологии и прикладная экономика" для 11 экономического класса.

Цель программы - разработать элективный курс "Информационные технологии и прикладная экономика" с учетом интересов, наклонностей и профессиональной ориентации, учащихся 11 профильного экономического класса.

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

• Выявить и обосновать педагогический потенциал элективного курса "Информационные технологии и прикладная экономика" для профессиональной ориентации учащихся экономического профиля.
• Разработать содержание авторского элективного  курса  "Информационные технологии  и  прикладная экономика", ориентированного на межпредметную связь таких дисциплин, как информатика и экономика, и педагогическую технологию его реализации в учебно-воспитательном процессе.
• Выделить основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся после изучения курса.
• Разработать учебно-методический  материал элективного курса.
• Обобщить результаты  апробации  разработанного профильного курса "Информационные технологии и прикладная экономика".

Методологическим основанием исследования стали важнейшие положения о профилизации образования (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, А.Н. Леонтьев), методологии, теории и практики дифференцированного подхода в изучении информатики (В.К. Белошапка, СА Бешенков, А.Г. Гейн, АН. Гриценко, Т.Б. Захарова, Н.Д. Угринович, В.Ф. Шолоховича   и др.)

Практическая значимость данной программы определяется следующим:

- разработан целостный элективный курс "Информационные технологии и прикладная экономика", продолжающий базовый курс   информатики в полной средней школе, в котором аспекты экономики являются ведущими;
- проведена экспериментальная апробация курса.

Использование  рекомендаций,  выработанных  в процессе создания элективного курса "Информационные технологии и прикладная экономика" позволит активизировать учебно-познавательную деятельность школьников  на уроках, усилить самостоятельность обучаемых. Результаты исследования могут быть применены учителями при подготовке к урокам.

Данный курс как бы "компенсирует" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Смысл данного курса состоит в том, чтобы снизить учебную нагрузку и дать подросткам возможность более эффективно готовиться в вуз.

При поступлении в вуз учащиеся сталкиваются с тем, что знания, приобретенные ими в процессе обучения в школе, недостаточны и не соответствуют стандартам, принятым в университетах, колледжах и т.д Профильное обучение призвано сократить разрыв между школой и вузом. Первоначально систему профильного обучения можно представить в виде схемы.

Схема № 1.

Система профильного обучения.



Новая система дает возможность ученику изучать то, что ему действительно необходимо и интересно. При таком подходе, на наш взгляд, предоставляется возможность повышать требования к знаниям учеников на профильных предметах.

Систему профильного обучения можно рассмотреть на основе модели учебно-воспитательной работы лицея №83 города Казани (см. схему № 2).

Схема № 2.

Система профильного обучения
в Муниципальном общеобразовательном
«Лицее № 83» города Казани.




Глава 1. Место элективного курса информатики для экономических классов в образовательной системе.
В последнее время у учащихся и абитуриентов заметно возрос интерес к экономике. В школах возникла необходимость изучения экономики. Это нашло отражение и в Государственном образовательном стандарте. Экономика была включена в Базисный учебный план как самостоятельный предмет, что отражает признание важности экономического образования для формирования адекватного мировоззрения и практических навыков людей, которые будут жить в условиях рыночной экономики.

В условиях дифференцированного обучения экономика стала изучаться углубленно в некоторых классах, что повлекло создание экономического профиля. Осуществление межпредметных связей в процессе преподавания предмета способствовало бы повышению его общеобразовательного потенциала. Поэтому так важно усилить профориентационную направленность в экономических классах таких предметов как математика, иностранный язык и, конечно, информатики.

Информатика по профориентационным возможностям занимает одно из первых мест.

Учитывая процесс информатизации современного общества, межпредметные связи экономики и информатики приобретают первостепенную важность. Использование информационных компьютерных технологий позволяет осуществить преподавание экономики на качественно новом уровне.

В методической и дидактической литературе все больше внимания уделяется интегрированным курсам по экономике и информатике или информационным компьютерным технологиям. Важность межпредметных связей данных учебных дисциплин раскрыта в статьях Л.М. Дергачевой ("Особенности использования дидактических игр на уроках информатики", "Решение задач с экономическим содержанием на уроках информатики" и т.д.). Автор считает, что здесь возможны следующие направления в работе:

• обработка при помощи ЭВМ статистического материала, построение и анализ таблиц, диаграмм, графиков;
• решение  экономических задач,  выполнение тестовых заданий;
• моделирование   изучаемых  экономических процессов и явлений;
• использование баз данных для поиска информации справочного характера;
• проведение  игр с  использованием компьютерных технологий (примерами таких игр являются игры "МЭМ (моделирование экономики и менеджмента)", "Банки в действии").

Несмотря на педагогический потенциал информатики и экономики, методисты и практикующие преподаватели нечасто прибегают к интегрированным урокам. Что касается методической литературы, то сейчас стали печататься разработки отдельных интегрированных уроков в журналах "Фестиваль педагогических идей", в методических рекомендациях к основному курсу информатики. Но нигде не пришлось найти определенной системы в работе над особенностями преподавания информатики в профильных экономических классах, и мы встретили малое количество разработок уроков, где бы прослеживалась взаимосвязь этих дисциплин.

Наиболее разработаны программы и курсы на экономических факультетах в вузах. Близкими к школьной программе являются курсы:

1) "Прикладная информатика в экономике", который  освещает тему  компьютерных технологий  в экономическом бизнесе, менеджменте;
2) "Информационные технологии в информатике", разработанный Н.Г. Губановым и Л.В. Киселевой, который призван познакомить студентов   с информационными технологиями управления предприятиями;
3) "Электронный бизнес", включающий такие интересные разделы, как "Бизнес-планирование Интернет-проектов", "Правовые основы электронного бизнеса", "Электронная коммерция" и другие.

Большой вклад в развитие дисциплины "Экономическая информатика" в вузах внесли П.В. Конюховский, В.П. Косарев, Н.И. Савицкий, Л.В. Еремин, Г.А. Титоренко и др.

Необходимо оговорить, что, несмотря на обилие учебной литературы для студентов экономических факультетов, учащиеся и педагоги общеобразовательных учреждений испытывают недостаток в учебной и методической литературе. Учебники же для вузов специализированы, узкие по своему назначению, не отвечают потребностям учащихся.

Информационная лакунарность в методической литературе по информатике и экономике не заполняют единичные авторские профильные курсы. Нами были проанализированы профильные курсы А.Г. Гриценко, Н.Д. Угриновича "Информационные технологии и основы предпринимательской деятельности" и Е.А Карповой "Экономическая информатика".

Профильный курс А.Г. Гриценко и Н.Д. Угриновича интересен тем, что он основан на учебной бухгалтерской программе с образцами всех необходимых документов. Теоретическим материалом для данного курса послужило учебное пособие "Деловое применение компьютеров. Основы предпринимательской деятельности". Курс рассчитан на 36 часов, в течение которых учащиеся имеют возможность зарегистрировать в органах власти частную фирму, организовать ее деятельность, получить прибыль, заплатить налоги, заработную плату и сдать отчетность в налоговые органы. Таким образом, курс решает две актуальные задачи: подготовка учащихся к жизни в информационном обществе; социальная адаптация учащихся  к жизни  в обществе с рыночной экономикой.

Автор профильного курса "Экономическая информатика" Е.А. Карпова считает, что курс должен выходить за рамки прикладных задач. Понятие "экономическая информатика" она сформулировала следующим образом: "совокупность методов и средств информатики, функционирующих в экономической сфере деятельности человека, собирающих, хранящих, преобразующих экономическую информацию". Содержательная линия курса "Экономической информатики" ориентированы на изучение процессов информатизации и междисциплинарных понятиях: информация, структура, система, модель. Таким образом, профильной курс Е.А. Карповой носит фундаментальный характер.

Все перечисленные выше учебные пособия и методические материалы к профильным курсам послужили источником для создания авторского элективного курса "Информационные технологии и прикладная экономика".

Глава 2. Педагогический потенциал элективного курса "Информационные технологии и прикладная экономика"
Если говорить об изучении информатики в рамках экономического профиля, то можно выделить некоторые особенности, которые обуславливают подход, как к содержанию, так и к методике преподавании курса. Во-первых, во многих экономических вузах абитуриенты сдают информатику как вступительный экзамен, следовательно, содержание курса должно определенным образом совпадать с требованиями вступительных экзаменов. Во-вторых, содержание курса должно включать межпредметные связи с экономическими дисциплинами, изучаемыми учащимися в рамках данного профиля. И, наконец, в-третьих, профильное обучение должно обеспечивать социальную адаптацию учащихся к нынешним социально-экономическим условиям в стране, помочь найти им свое место в жизни, дать определенные знания, умения и навыки для реализации профессиональной деятельности.

Естественно, что разработка методики, содержания и организации такого курса требует разработку новой системы практикумов и проектов, поскольку практическая составляющая в профильном обучении выходит на первый план.

Новизна элективного курса "Информационные технологии и прикладная экономика" заключается в том, что его теоретической основой являются следующие составляющие.

- Экономическая составляющая включает:

1) Учебное  пособие  "Прикладная  экономика", разработанное  Межрегиональной  общественной организацией   "Достижения   молодых   -   Junior Achievement". Это пособие является базовым при изучении экономики.
2) Пособие для учащегося    "Программа личной финансовой грамотности", которое основано на программе "Управление личными финансами"  (MMBIZ: My money business), разработанной компанией "Всемирные инициативы". Это пособие является продолжением базового курса и носит более прикладной характер.
- Материалы по информационным компьютерным технологиям были разработаны самим педагогом.

Программа элективного курса "Информационные технологии и прикладная экономика" знакомит учащихся с основными экономическими идеями, понятием экономической информации, а также в форме деловой игры обучает деловому применению компьютера и активному поведению в условиях рыночной экономики.

Данная программа состоит из семи разделов. Начинается курс с теоретической части. Учащимся для изучения предлагаются такие понятия, как экономическая информация и экономический рынок. С этими темами школьники уже знакомы. Поэтому мы попытались обобщить полученные знания, а также углубить их. Так учащиеся знакомятся с развитием и задачами экономической информации на современном этапе, ролью электронной почты в бизнесе.

Разделы II - V углубляют и сужают знания школьников по использованию программам MS kffice (MS Word, Excel, Access, PowerPoint), приобретенные ими в базовом курсе информатики. Поэтому мы предлагаем провести вводные уроки в каждом разделе не с помощью лекций, а в форме бесед. Немаловажную роль играют индивидуальные сообщения учащихся. Закрепление материала может проходить с помощью мультимедийных средств, когда на экране проецируется окно программы, учащиеся указывают его основные элементы, меню, панель инструментов, рассказывают об их назначении, проводят определенные операции (например, создание таблицы MS Word, ввод и редактирование данных в ячейку MS Excel и т.д.).

Экономическая составляющая логично вплетается в образовательный процесс с помощью последовательно усложняющихся заданий. Важные аспекты, такие как элементы бюджета, правила рекламы, этапы составления бизнес-плана и его компоненты, озвучиваются учителем и записываются учащимися на уроке. Материал, который изучается параллельно в основном курсе экономики в 11 классе, дается на самостоятельное изучение. Контроль и систематизация знаний в этом случае осуществляется с помощью системы проверочных работ, творческих и практических заданий.

В программе курса четко просматривается переход от частного к общему, от простого к сложному. В каждом из разделов рассматриваются узкие темы (личный бюджет, баланс фирмы, финансово-экономические расчеты, реклама), знания по которым впоследствии понадобятся учащимся при создании собственных проектов "Бизнес-план будущей фирмы".

В курсе также предусмотрены обобщающие практические работы, формирующие и закрепляющие знания, умения и навыки по каждому из разделов.

Шестой раздел "Компьютерные экономические игры" отличается от других. Учащиеся знакомятся с деловыми компьютерными играми "Моделирование экономики и менеджмента", "Банки в действии".

МЭМ - это компьютерное моделирование, позволяющее провести соревнование в области производства и управления предприятиями. В ходе соревнования МЭМ дает возможность получить практические навыки в умении читать, понимать и анализировать финансовые отчеты, в ходе моделирования учащиеся устанавливают цены на товар, определяют объем производства, планируют затраты на маркетинг, научно-исследовательские разработки, определяет объем вложений в развитие производства. Принятие решений требует аналитического мышления и делает МЭМ сильным учебным средством и азартным состязанием.

Игра "Банки в действии" помогает учащимся применить их теоретические знания. Моделирование иллюстрирует, как те или иные решения отражаются на подконтрольном банке. Ученики должны четко понимать каждый элемент банковского дела: ставки на краткосрочные и долгосрочные кредиты и вклады, необходимость вложений в маркетинг и научно-исследовательскую деятельность. Успех зависит от координации всех решений в соответствии с разработанной стратегией, которая должна учитывать не только интересы банка, но и действия конкурентов.

Программа "Банки в действии" позволяет взять на себя роль банкиров и попробовать себя в принятии банковских решений.

Деловые игры позволяют учащимся на практике, в игровой форме приобретать практические навыки в экономике, бизнесе, предпринимательстве, деловой этике, навыки пользователя, в конечном счете, сделать осознанный выбор профиля.

Завершающим этапом курса является раздел "Подготовка и защита итоговой курсовой работы". Школьники разбиваются на группы по интересам. Им отводится пять уроков на создание собственного проекта с использованием мультимедийной техники.

Итоговые уроки проводятся в форме конференции. Группы учащихся защищают разработанные ими проекты перед аудиторией. На такие уроки приглашаются учителя информатики, экономики, классные руководители, психолог, администрация, приглашенные специалисты из вузов. По окончанию защиты проекта проводится обсуждение и выставляется коллективная оценка по следующим критериям:

1). Тема проекта. Она должна быть интересной для общего числа слушателей. Учитываются актуальность темы, острота рассматриваемых вопросов, возможность творческого и культурного развития, расширение кругозора.
2). Практическая цель, которая состоит в демонстрации какой-либо информации, в обучении каким-то ЗУН, передачи знаний о какой-либо области.
3). Хороший сценарий и качество предоставляемых услуг в процессе работы.
4). Точность составления бизнес-плана и экономической документации.

С учетом всего сказанного и было разработано содержание элективного курса.

Глава 3. Содержание элективного курса "Информационные технологии и прикладная экономика"

Раздел I. Экономическая информация и ее обработка.

Виды и характеристика экономической информации. Задачи экономической информации на современном этапе.

Электронный рынок. Роль электронной почты в бизнесе.

Практическая работа № I "Поиск экономической информации средствами Internet". Учащиеся должны:
-знать понятие экономической информации;
-знать, как устроен электронный рынок;
-знать особенности электронной почты;
- уметь различать виды экономической информации;
- уметь работать в поисковых системах.

Раздел II. Оформление экономической документации средствами Microsoft Word.

Ввод и редактирование текста, использование графических объектов. Личная финансовая отчетность: потребности и расходы.

Работа с таблицами, составление графиков и диаграмм. Учет расходов и доходов.

Ввод формул, расположение и автонумерация формул в тексте. Планирование личного бюджета.

Практическая   работа  №  2  "Оформление балансового отчета собственной фирмы". Учащиеся должны:
- знать экранный интерфейс MS WORD;
- знать значение экономических терминов по теме "Бюджет";
- уметь создавать  таблицы и графики    MS WORD;
- уметь составлять таблицы "Доходы" и "Расходы"
- уметь составлять личный бюджет;
- уметь работать с редактором формул MS Equation Editor;
- уметь составлять балансовый отчет;

Раздел III. Экономико-математические возможности Microsoft Excel.

- Технология   ввода   экономических   данных Microsoft Excel. Ввод формул, построение графиков и диаграмм.
- Автоматизация  ввода данных.  Составление таблицы "Доход от продаж".

Фильтрация данных. Финансово-экономические расчеты: расчет заработной платы, платежная ведомость.

Практическая работа № 3 "Финансово-экономические расчеты по кредитам, займам и расчетам инвестиций". Учащиеся должны:

- знать основные элементы электронной таблицы MS   Excel;
- уметь вводить и редактировать данные, используя формулы и диаграммы;
- уметь составлять таблицы "Доход от продаж";
- уметь заполнять таблицы в режиме "Автозаполнение" MS    Excel;
- уметь выполнять финансово - экономические расчеты заработной платы и платежной ведомости;
- уметь применять фильтрацию данных при работе с электронной платежной ведомостью;
- уметь проводить финансово - экономические расчеты по кредитам, займам и расчеты инвестиций.

Раздел IV. Применение СУБД Microsoft Access в экономике.

Ввод данных в БД. Создание таблицы и схемы данных "Программа производства и реализации продукции".

Поиск, сортировка, печать данных с помощью отчетов в экономической базе данных "Программа производства и реализации продукции".

- Практическая работа № 4 "Создание СУБД "Магазин".

Учащиеся должны:
- знать структуру и основные объекты баз данных Microsoft Access;
-уметь создавать БД "программа производства и реализации продукции";
- уметь планировать производство и реализацию продукции;
- уметь производить обработку данных с помощью поиска, сортировки, печать данных с помощью отчетов;
- уметь создавать БД "Ассортиметн магазина".

Раздел V. Организация презентаций средствами Microsoft Power Point.

Современные способы организации презентаций. Показ примерных презентаций.
Оперирование структурой новой презентации. Созданию резюме.
Оформление презентации "Рекламный ро¬лик". Использование графики, анимации, музыки и гиперссылок при создании презентации.
- Демонстрация презентаций "Рекламный ролик".
Учащиеся должны:
- знать основные этапы создания презентаций,
- знать особенности рекламного ролика;
- уметь работать с Microsoft PowerPoint;
- уметь составлять резюме;
- уметь составлять рекламный ролик;
- уметь использовать для оформления презентаций графику, анимацию, музыку, гиперссылку;
- уметь представить рекламный ролик;
- уметь составлять рецензию на презентацию.

Раздел VI. Компьютерные экономические игры.

- Деловая компьютерная игра "Менеджмент и моделирование экономики".
- Деловая  компьютерная  игра  "Банки  в действии".

Учащиеся должны:
- знать,    понимать и анализировать финансовые отчеты;
- уметь устанавливать цены на товар;
- уметь определять объем производства;
- уметь планировать затраты на маркетинг;
- знать механизмы работы банков;
- уметь взять на себя роль банкиров.

Раздел VII. Подготовка и защита итоговой курсовой работы

Презентационное оформление будущей фирмы Оформление  экономической  документации (бизнес-план)
- Защита курсовых работ.

Учащиеся должны:

- знать основные этапы составления бизнес -
плана;
- знать основные этапы создания фирмы;
- уметь разрабатывать проекты будущих фирм;
- уметь разрабатывать презентацию;
- уметь оформлять экономические документации;
- уметь защищать проекты, используя ЗУН при изучении курса;
- уметь составлять рецензии.
Данный курс открывает новые возможности и формы практической творческой работы, соответствующие возрастным особенностям и интересам подростков; ребята получают навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Целевой аспект данного курса мы представили в виде таблицы 5.

Таблица   № 5.

Элективный курс «Информационные технологии и прикладная экономика»




Таким образом, вышеизложенное позволяет утверждать, что педагогический потенциал элективного курса "Информационные технологии и прикладная экономика" заключается в том, что он формирует у учащихся представления о рыночной экономике и информационном обществе; расширяет кругозор, компьютерную компетентность учащихся, развивает потребность в углубленном изучении предмета; развивает интеллектуальные, творческие способности обучаемых, формирует конкурентоспособную   личность.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.