" . " Программа спецкурса для учащихся 7 и 8 классов "Компьютерная графика и анимация"
Пояснительная записка
Программа рассчитана на два года обучения (102 часов по 2+1 часа в неделю) и состоит из семи разделов, логически взаимосвязанных друг с другом. В то же время каждый из этих разделов вполне самостоятелен и представляет собой законченное целое.
В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей. Как в начале XX века электрификация привела к значительному росту общественного производства и улучшению бытовых условий жизни людей, так в конце XX века, начале XXI века такое же революционное значение для развития человеческого общества имеет информатизация. Научной и инструментальной базой информатизации общества является теоретическая и прикладная информатика.
Прикладная информатика включает в себя множество научных дисциплин, в том числе и компьютерную графику, которая используется в самых разных областях человеческой деятельности, начиная от архитектуры и рекламы и заканчивая медициной и кинофильмами.
1-й год (7 класс)
Эта часть программы знакомит учащихся с основными возможностями таких программ как Paint, CorelDraw, Adobe Photoshop, Gif Animator, MorphMan и Adobe Premier и формирует основные навыки работы в них: учит рисовать с чистого листа, изменять фотографии и делать анимационные ролики. В процессе создания собственных образцов учащиеся узнают, как компьютер их хранит и отображает, и что делать с рисунками после их создания.
2-й год (8 класс)
Эта часть программы знакомит учащихся с основными возможностями такой программы как Flash и формирует основные навыки работы в ней. Так же учащиеся узнают, как эксперты в области компьютерной графики при помощи мощных компьютеров и сложных программ создают рисунки, используемые в мультфильмах, кинофильмах и компьютерных играх.
Планируемые результаты составлены на основе "Обязательного минимума содержания образования по информатике", рекомендованного Министерством образования РФ, с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования и соответствует задачам модернизации российского образования.
Изучение данного спецкурса направлено на достижение следующих целей:
• Дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений. • Рассмотреть основные возможности наиболее популярных графических программ. • Научить создавать собственные изображения, используя главные инструменты этих программ. • Организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты. • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности. • Содействовать приобретению опыта использования графических программ в индивидуальной и коллективной познавательной, в том числе проектной деятельности • Подготовить учащихся к практическому труду, продолжению образования: формировать компьютерную грамотность и информационную культуру школьников. • Создать условия для формирования и развития у школьников умения самостоятельно приобретать и применять знания. • Содействовать воспитанию художественного вкуса. • Создать условия для развития творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Таким образом, главной целью данной программы является приобщение учащихся к восприятию, познанию и усвоению нравственного и эстетического опыта, формирование в нем через общение с информационными технологиями нравственных и психологических качеств личности, а приобретенные знания и навыки должны стать хорошим фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства.
Виды деятельности: учебно-познавательная, самостоятельная с элементами творчества.
Способы и формы организации учебно-познавательной деятельности: • Лекции • Практические занятия • Проекты • Олимпиады • Конкурсы
Формы и критерии контроля: тренировочные практические задания, проекты и их защита.
Ожидаемые прогнозируемые результаты: интерес к предмету, навыки культуры общения (воспитание убеждённости и необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительное отношение к мнению оппонента, готовность к морально-этической оценке, сотрудничество в процессе совместного выполнения практических заданий), творческое мышление, практические навыки создания компьютерного дизайна.
Примечание. К спецкурсу прилагается диск с практическими заданиями по каждому разделу.
Учебно-тематический план
Содержание учебной программы 7 КЛАСС
Раздел 1. Введение (4 ч.) 1. Понятие об информации. Правила техники безопасности в компьютерном кабинете. 2. Устройство компьютера. Клавиатура. 3-4. Дизайнерская графика.
Раздел 2. Графический редактор Paint (14 ч.) 1. Хранение рисунков Квадратики на сетке - Увидеть пиксели - Биты и байты - Растровые форматы файлов - Сколько цветов - Сохранение изображения 2. Среда графического редактора Paint
Назначение пунктов меню главного окна - Выбор размера и ориентации рабочего листа - Изменяем цвет- Выбор цвета - Инструментарий художника - Как пользоваться инструментами для рисования - Варианты инструментов - Крупным планом - Исправление ошибок - Отмена и повторение
Задание 1. Создать рисунок при помощи таких инструментов, как Карандаш, Кисть, Распылитель и Заливка.
3-4. Полезные инструменты Линии - Фигуры - Тень
Задание 2. Создать рисунок при помощи таких инструментов, как Линия, Кривая, Фигуры, используя эффекты затенения.
5-6. Выделяем и работаем Инструменты для выделения -Выделение фигур - Варианты выделения - Удаление - Перемещение выделенного участка - Перемещение и копирование - Вставка
Задание 3. Создать два рисунка и сохранить их в разных файлах. Применить Прозрачное и Непрозрачное выделение, копирование и перемещение выделенного фрагмента. Осуществить вставку одного изображения в другое.
7-8. Преобразование рисунка Повернуть - Обратить цвета -Растянуть по горизонтали - Повернуть вертикально - Наклонить по горизонтали
Задание 4. Создать рисунок и выполнить его преобразование.
9-10. Как вставить в рисунок надпись Инструмент Надпись - Панель атрибутов текста - Редактирование и форматирование текста
Задание 5. Создать рисунок и добавить подходящую по смыслу надпись.
11-12. Цвета Готовые цвета - Создаем свою палитру - Смешиваем краску - Красный, зеленый, синий -Цветовая модель
Задание 6. Создать свою палитру и нарисовать с ее помощью подводный мир.
13-14. Создание и защита проектов. Примерная тематика:
• Геральдика (герб города и республики) • В гостях у любимой сказки • В мире музыкальных инструментов • Нет наркотикам (плакат) • Путешествие к далеким мирам • Оружие героев Д.Р.Толкиена • Восточные мотивы • Мир дирижаблей
Требования: создать рисунок, задействовав как можно больше инструментов. Обязательно использование Кривой и добавление текста.
Раздел 2. Векторный редактор CorelDraw (20 ч.)
1-2. Знакомство со средой Corel D raw Назначение пунктов меню главного окна - Выбор размера и ориентации печатного листа -Знакомство с основными возможностями инструментов - Изменение размера изображения при прорисовке мелких деталей -Особенности панели свойств -Информация строки состояния -Создание рисунков из простых геометрических примитивов - Сохранение векторной графики
Задание 1. Изучить результат применения таких инструментов, как Кривая, Кривая Безье, Прямоугольник, Эллипс, Многоугольник, Фигура, Форма и Указатель.
3-4. Действия над объектами Удаление объектов - Перемещение объектов - Вращение и перекос объектов - Копирование и зеркальное отражение - Точное выполнение преобразований над объектами
Задание 2. Создать изображения, выполняя различные действия над объектами.
5-6. Закраска рисунков Формирование собственных цветов в модели RGB, CMYK, HSB - Создание заливки, состоящей из нескольких цветовых переходов - Использование узорчатой заливки - Особенности текстурных заливок
Задание 3. Создать градиентную заливку и использовать ее для закраски объекта.
Задание 4. Создать узорчатую и текстурную заливки и использовать их для закраски объектов.
7-8. Вспомогательные режимы работы Изменение цвета, толщины, стиля контура - Использование сетки и направляющих для точного рисования и выравнивания объектов относительно друг друга
Задание 5. Изменить цвет, толщину и стиль контура.
9-10. Методы упорядочивания и объединения объектов Упорядочение объектов - Взаимное выравнивание объектов - Особенности группирования, комбинирования и сваривания объектов - Пересечение объектов - Исключение одних объектов из других
Задание 6. Упорядочить и объединить объекты.
11-12. Создание рисунков из кривых Элементы кривых - узлы и траектории - Изменение формы (редактирование) кривой - Особенности различных типов узлов - Операции над кривыми
Задание 7. Создать рисунок из кривых.
13-14. Эффект объема Метод "выдавливания для получения объемных изображений - Закраска боковых поверхностей -Эффект подсветки - Вращение объемных изображений
Задание 8. Получить объемные изображения методом выдавливания и применить к ним различные эффекты.
15-16. Эффект перетекания Что такое перетекание - Перетекание по кратчайшему пути между опорными объектами - Перетекание вдоль произвольного контура - Создание эффекта выпуклости и вогнутости
Задание 9. Создать объекты с эффектом перетекания.
17-18. Работа с текстом Особенности фигурного и простого текста -Полиграфические параметры текста - Создание текста - Выделение фрагментов текста - Изменение расстояний между буквами и словами и строками - Специальные эффекты для фигурного текста
Задание 10. Создать фигурный текст и применить к нему эффекты.
19-20. Создание и защита проектов. Примерная тематика: • Самбо белого мотылька • Королевство кривых зеркал • Кольца власти Саурона • Эмблема (клуба, турнира, фестиваля, олимпиады и т.д.) • Рекламная листовка • Исторический костюм • Остров Чунга-Чанга • Мост ангелов • Волшебная лампа Аладина
Требования: создать сюжетную иллюстрацию, используя кривую Безье и различные типы заливок. Добавить текст и различные эффекты.
Раздел 3. Редактор обработки изображений Adobe PhotoShop (22 ч.)
1. Сканирование О сканерах - Цифровые изображения - Что делает сканер? - Цифровые камеры - Готовимся к сканированию - Разрешение сканирования - Сканирование - Сохранение отсканированного изображения - Как подключить сканер
2. Графика на экране Рисунки на экране - Экономия времени - Экономия места - Сканирование с низким разрешением - Сжатие - Архиваторы - Сжатие JPEG
3-4. Рабочий экран Adobe PhotoShop Назначение пунктов меню главного окна - Знакомство с инструментами - Работа с панелями -Масштабирование документа - Перемещение изображения в пределах окна - Информация о документе
Задание 1. Познакомиться с основными инструментами редактора и основными приемами редактирования изображения (Виньетка, Близнецы, Сепия).
5-6. Ретуширование Улучшаем изображение - Копирование пикселей из одной части изображения и замена ими нежелательного объекта
Задание 2. Выполнить ретуширование изображения с помощью Клона штампа.
7-8. Комбинированные изображения Послойная организация изображения - Создание нового слоя - Как показывать и прятать слои -Выделение слоев - Изменение порядка расположения слоев - Преобразование изображения на слое - Изменение прозрачности слоя - Связывание слоев - Удаление слоев - Редактирование фонового слоя - Объединение слоев с целью сокращения объема файла
Задание 3. Создать многослойный документ.
9-10. Что можно сделать с фотографиями
Обрезаем - Яркость и контраст - Изменение размера - Волшебная палочка - Настройка волшебной палочки
Задание 4. Создайте новое изображение, используя Волшебную палочку.
11-12. Фильтры Понятие о фильтрах - Применение фильтров -Уточняем детали - Дополнительные фильтры
Задание 5. Изменить вид фотографии с помощью фильтров.
13-14. Рисование и раскрашивание Выбор основного и фонового цветов - Размер и параметры инструментов рисования - Создание изображений инструментами рисования - Раскрашивание черно-белых иллюстраций - Раскрашивание черно-белых фотографий - Обесцвечивание фотографий
Задание 6. Используя инструменты Кисть и Заливка, закрасить фрагмент рисунка.
15-16. Добавление текста к изображению Работа с текстом - Текстовые эффекты
Задание 7. Создать текст и применить к нему различные эффекты.
17. Печать изображений (презентация) Разрешение печати - Типы принтеров - Цветная печать - Цветовой хаос - Подготовка к печати -Печать
18. Импорт и экспорт графики Форматы файлов - Экспорт - Как экспортировать файл - Разные системы
19-22. Создание и защита проектов. Примерная тематика: • Тайна третьей планеты • Обложка любимой книги • Контрасты • О спорт! Ты мир... • Параллельные миры • Город будущего • Сон в летнюю ночь • Человек и компьютер • Дом золотой рыбки
Требования: создать многослойный документ (коллаж) с использованием не менее, чем трех различных файлов; добавить текст, применить фильтры.
Раздел 5. Компьютерная анимация (6 ч.)
1-2. Введение Оптический обман - Сценарий - Ключевые кадры - Между кадрами
3-4. Создание анимационного ролика с помощью GIF Animator Создание кадров - Начало - Загружаем кадры -Выстраиваем кадры - Частота кадров - Изменение частоты кадров - Сохранение анимационного ролика - Экспорт ролика в другие документы
Задание 1. Создать анимационный ролик с помощью программы GIF Animator.
5. Морфинг (презентация) 6. Работаем с видео (презентация) 7-8. Создание и защита проектов. Тематика предлагается, исходя из практических соображений текущего момента (например, правила дорожного движения, правила безопасности в компьютерном кабинете или для иллюстрации тех документов, которые готовятся на тот или иной конкурс).
8 КЛАСС
Раздел 6. Flash - анимация (31 ч)
1-2. Интерфейс и настройка основных предпочтений программы Macromedia Flash Координатная линейка, сетка, направляющие
3-4. Рабочее пространство программы Назначение пунктов меню главного окна - Знакомство с основными возможностями инструментов - Задание свойств ролика - Задание параметров фильма - Типы эталонов - Создание эталона - Совмещение центра объекта с точкой привязки
Задание 1. Создать объект (спутник) и совместить его центр с точкой привязки рабочего листа.
5-6. Создание графических элементов фильма Изменение цвета объекта - Группировка фрагментов объекта - Выравнивание объектов - Вращение объекта - Удаление фрагментов объекта
Задание 2. Создать объекты (планету и орбиту), выполнив операции масштабирования, вращения и группировки.
7-8. Слои и кадры Расчетная анимация движение по заданной траектории - Переименование слоя - Добавление нового слоя - Перенос объекта на новый слой - Параметры кадра - Добавление ведущего слоя
Задание 3. Создать расчетную анимацию движения объекта (спутника) по заданной траектории (орбите).
9-10. Добавление ключевых кадров и масштабирование объекта Превращение обычных кадров в ключевые -Панель управления Controller - Опция Scale
Задание 4. Выполнить уменьшение объекта в перспективе.
11-12. Создание анимации формы Блокирование слоев - Удаление ключевых кадров - Модификация градиентной заливки - Вид и параметры анимации формы - Озвучивание формы
Задание 5. Создать эффект вращения объекта (планеты вокруг своей оси) с помощью анимации формы и озвучить фильм.
13-14. Невидимая кнопка Создание эталона Кнопка - Редактирование эталона Кнопка - Использование инструмента Text Tool - Вставка эталона Кнопка в кадр
Задание 6. Создать прозрачную кнопку в виде текста.
15-16. Создание интерактивных роликов Создание простого скрипта - Программирование событий - Тестирование программы
Задание 7. Сделать фильм интерактивным.
17-18. Основные приемы создания простейшей анимации Инструмент Кисть - Контекстное меню - Изменение формы объекта
Задание 8. Создать анимационное изображение солнца.
19-20. Гиперссылки Преобразование текста в графический объект -Использование библиотеки готовых эталонов -Связь слоев гипертекстовыми ссылками
Задание 9. Создать гипертекстовый документ.
21.Публикация ролика для Web 22. Загрузка и обозреватель фильма 23 -31. Создание и защита проектов. Тематика предлагается, исходя из практических соображений текущего момента (например, для иллюстрации тех документов, которые готовятся на тот или иной конкурс и для создания обучающих программ по тому или иному предмету).
Раздел 7. Обзоры (3 ч.)
1. Специальные эффекты в анимации (презентация). 2. Фракталы (презентация). 3. Виртуальная реальность (презентация).
Программное обеспечение спецкурса • Программа просмотра изображений и факсов (для GIF роликов) • Paint • CorelDraw 10 • Adobe Photoshop 7.0 • Ulead Gif Animator 4.0 • Flash 5
Литература:
1. Залогова Л. Практикум по компьютерной графике - Москва: Лаборатория Базовых знаний, 2003. 2. Калбег Аша. Компьютерная графика и анимация - Москва: Астрель, 2004. 3. Кравченко Г.Ф., Мансуров Б.К. 100 практических заданий по основам работы на компьютере -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 4. Планируемые результаты обучения по информатике и информационным технологиям и их оценка в основной и средней (полной) общеобразовательной школе - Набережные Челны: Центр развития образования, 2004.
|
|
|