'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Элективный курс по информатике и ИКТ "Технология создания слайд - фильмов" ::
     
():  
:  
-
: , 27 2024
" . "

Элективный курс по информатике и ИКТ "Технология создания слайд - фильмов"

I. Пояснительная записка

1.1. Адрес
Муниципальное образовательное учреждение "Средняя (полная) общеобразовательная школа ¹ 6" Елабужского муниципального района,
Образовательная область: информатика.
Профиль: информационно-технологический.
Возрастная группа: 10 класс.

1.2. Место курса в образовательном процессе
Одна из задач профильной школы - содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.

Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, - одно из условий образовательной компетентности ученика. Слайд-фильм - наиболее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной информации на персональном компьютере, в локальной сети и сети Интернета.

Элективный курс "Технология создания слайд-фильмов" является предметом по выбору для учащихся 10 классов старшей профильной школы. Курс рассчитан на 32 часа, которые проводятся в течение одного полугодия учебного года по 2 часа в неделю, возможно, и более сжатое по времени изучение курса с использованием проектного метода обучения или технологии "погружения". Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов слайд-строительства в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих слайд-мастеринг.

Курс включает в себя практическое освоение технологии создания тематических, информационно-справочных и иных слайд-фильмов. Его задачей является также подготовка школьников к осознанному выбору профессий, предусматривающих широкое использование информационных технологий.

Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Курс может с успехом использоваться в различных профилях старшей школы, поскольку умение создавать слайд-фильмы относится ко всем сферам современного общества - гуманитарным, естественнонаучным, социальным, экономическим, сервисным и др.

В основе содержания курса лежит 6-летний опыт проведения уроков, курсов, проектов по слайд-строительству.

1.3. Концепция курса
Основа курса - личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике - предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех компьютерных технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является слайд-фильм.

Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию - сначала простейшие слайд-фильмы, затем анимационные, интерактивные и программируемые. Освоение знаний и способов слайд-конструирования осуществляется в ходе разработки учениками слайдов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.

Общепедагогическая направленность занятий -сопряжение социализации и индивидуализации обучения по отношению к информационным технологиям. Знания, умения и способы конструирования слайд-фильмов являются элементами информационной компетенции - одной из ключевых компетенций старшей профильной школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию необходимое условие подготовки выпускников средней школы. Таким образом, освоенный инструментарий - способы слайд-конструирования - выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с разработанными ими слайд-фильмами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходят с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий.

1.4. Обоснованность выбора темы
Учебный предмет "Информатика и ИТ" не входит в набор обязательных общеобразовательных курсов (образовательных областей), так же не является профильным общеобразовательным предметом практически во всех профильных классах, кроме физико-математического и информационно-технологического.

Кроме того, предлагаемый Н. Г. Угриновичем [1] профильный курс "Информатика и информационные технологии" в старших 11-12 (10-11) классах общеобразовательных учреждений для физико-математического, технологического, социально-экономического не содержит раздел изучающий технологию создания презентаций при помощи Power Point.

В курсе информатики Н. В. Макаровой [2], предназначенного для изучения в 10-11-х классах общеобразовательных учреждений разной предпрофессиональной   направленностью,  разделу Создание презентаций в среде PowerPoint отводится 6 часов.

Шафрин Ю. А. в курсе "Информатика и информационные технологии" [3] в 10-11 классах школ физико-математического, технического и естественного профиля предлагает на изучение раздела "Подготовка презентаций" только 3 часа. Отведенное время необходимо только для того чтобы учащиеся могли познакомиться с созданием презентаций.

Элективный курс "Технология создания слайд-фильмов" формирует знания, умения, навыки для создания качественной, грамотно построенной, с правильно подобранным дизайном продукции учитывая психолого-физиологические особенности восприятия информации.

Актуальность предлагаемого элективного курса состоит в умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, - одно из условий образовательной компетентности ученика. Слайд-фильм - наиболее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной информации на персональном компьютере, в локальной сети и сети Интернета.

1.5 Цели, задачи курса
Цели курса:
• научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые слайд-фильмы;
• сформировать у них целостное представление об  информационной  картине мира.  Научить
способам представления информации при помощи мультимедиа;
• познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части пространства;
• развивать  коммуникативные, технические  и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования слайд-фильмов;
• сформировать элементы  информационной  и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования слайд- фильмов.
Задачи курса:
• познакомить с видами слайд-фильмов, их функциональными,  структурными   и  технологическими особенностями;
• сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования, размещения и сопровождения слайд-фильмов;
• дать первичные навыки программирования в среде Visual Basic;
• познакомить с основами слайд-дизайна;
• сформировать навыки работы в коллективе с комплексными слайд-проектами;
• создать и разместить в локальной сети и сети Интернета собственный слайд-фильм по выбранной тематике.

1.6 Планируемые результаты курса
В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
• умеют найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
• умеют спроектировать, изготовить и разместить на ПК анимированный, интерактивный слайд-фильм объемом 5-10 слайдов на заданную тему;
• владеют способами работы с изученной программой по созданию слайд-фильмов (презентаций)
PowerPoint.
• знают  и  умеют  применять  при  создании слайд-фильмов основные принципы дизайна;
• владеют необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления слайд-фильмов;
• знают виды слайд-фильмов, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
• владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению презентации;
• имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных презентаций;
• имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного слайд-фильма;
• способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по слайд-строительству.
• умеют программировать в среде Visual Basic на уровне создания не менее 3-5 соответствующих элементов презентации.

1.7. Краткое описание особенностей организации учебного процесса по курсу

1.7.1. Методы обучения
Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию презентаций.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
• социально-практическая  значимость  компетенции (для чего необходимо уметь создавать, распространять и обновлять сдайд-фильмы);
• личностная  значимость  компетенции  (зачем ученику необходимо быть компетентным в области слайдостроительства);
• перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (презентация, слайд-фильм, мультимедийный компьютер, компьютерная программа, проектор, локальная сеть и др.);
• знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
• способы деятельности по отношению к данным объектам;
• минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
• индикаторы - учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.

Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Методические рекомендации по организации индивидуальных и групповых форм занятий, использованию тех или иных методов обучения содержатся в пособии для учителя по данному курсу.

1.7.2. Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий - практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в локальную сеть и Интернет желателен, но не обязателен. Многие работы ученики могут осуществлять без подключения к сети.

Единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно.  С учетом  регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи - характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит слайд-экскурсию, мультимедийную презентацию, комментированный обзор презентации или демонстрацию слайдов.

Изучение нового материала носит сопровожда¬ющий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта - графического файла, эскиза слайда, объекта слайда и т.п.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например презентации.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5- 10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка - формализма в знаниях учащихся - и формируют научное мировоззрение учеников.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию слайд-фильма. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

1.7.3. Учебно-методический комплект
Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в программе курса. Наиболее эффективны занятия при наличии локальной сети и выхода в Интернет. В то же время большая часть работы доступна школьникам без подключения к сети. Презентации могут создаваться учащимися и на одном компьютере.

В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы "Справка" в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка самостоятельного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.

Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией - из информатики, конкретные примеры и задачи - из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история и др. вполне может использоваться учащимися в процессе конструирования слайд-фильмов соответствующей тематики.

1.8. Система оценки достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные презентации, слайд-фильмы и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения - устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта - создаваемого слайд-фильма.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

1) текущий  рефлексивный  самоанализ,  контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
2) взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
3) публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
4) текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
5) итоговая оценка деятельности и образовательной  продукции ученика  в соответствии с его
индивидуальной  образовательной  программой  по курсу;
6) итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
-по количеству творческих элементов в слайд-фильме;
-по степени его оригинальности; по относительной новизне слайд-фильма для ученика или его одноклассников;
- по емкости и лаконичности созданного слайд-фильма, его интерактивности;
- по практической пользе слайд-фильма и удобству его использования.

Выполненные учащимися работы включаются в их "портфель достижений".
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета, олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.

II. Учебный план



___________________________________________________

[1] Угринович Н. Г. Информатика и информационные технологии. - М.: БИНОМ, 2001

[2] Информатика. 10-11 класс. / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2002

[3] Шафрин Ю.А. Информационные технологии (в двух частях). М., "Лаборатория базовых знаний", 1999-2000.; Горячев А.В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. М., "Лаборатория базовых знаний", 1999-2000.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.