" . " Элективный курс по информатике и ИКТ "Технология создания слайд - фильмов"
I. Пояснительная записка
1.1. Адрес Муниципальное образовательное учреждение "Средняя (полная) общеобразовательная школа ¹ 6" Елабужского муниципального района, Образовательная область: информатика. Профиль: информационно-технологический. Возрастная группа: 10 класс.
1.2. Место курса в образовательном процессе Одна из задач профильной школы - содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, - одно из условий образовательной компетентности ученика. Слайд-фильм - наиболее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной информации на персональном компьютере, в локальной сети и сети Интернета.
Элективный курс "Технология создания слайд-фильмов" является предметом по выбору для учащихся 10 классов старшей профильной школы. Курс рассчитан на 32 часа, которые проводятся в течение одного полугодия учебного года по 2 часа в неделю, возможно, и более сжатое по времени изучение курса с использованием проектного метода обучения или технологии "погружения". Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов слайд-строительства в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих слайд-мастеринг.
Курс включает в себя практическое освоение технологии создания тематических, информационно-справочных и иных слайд-фильмов. Его задачей является также подготовка школьников к осознанному выбору профессий, предусматривающих широкое использование информационных технологий.
Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Курс может с успехом использоваться в различных профилях старшей школы, поскольку умение создавать слайд-фильмы относится ко всем сферам современного общества - гуманитарным, естественнонаучным, социальным, экономическим, сервисным и др.
В основе содержания курса лежит 6-летний опыт проведения уроков, курсов, проектов по слайд-строительству.
1.3. Концепция курса Основа курса - личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике - предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех компьютерных технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является слайд-фильм.
Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию - сначала простейшие слайд-фильмы, затем анимационные, интерактивные и программируемые. Освоение знаний и способов слайд-конструирования осуществляется в ходе разработки учениками слайдов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.
Общепедагогическая направленность занятий -сопряжение социализации и индивидуализации обучения по отношению к информационным технологиям. Знания, умения и способы конструирования слайд-фильмов являются элементами информационной компетенции - одной из ключевых компетенций старшей профильной школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию необходимое условие подготовки выпускников средней школы. Таким образом, освоенный инструментарий - способы слайд-конструирования - выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с разработанными ими слайд-фильмами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходят с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий.
1.4. Обоснованность выбора темы Учебный предмет "Информатика и ИТ" не входит в набор обязательных общеобразовательных курсов (образовательных областей), так же не является профильным общеобразовательным предметом практически во всех профильных классах, кроме физико-математического и информационно-технологического.
Кроме того, предлагаемый Н. Г. Угриновичем [1] профильный курс "Информатика и информационные технологии" в старших 11-12 (10-11) классах общеобразовательных учреждений для физико-математического, технологического, социально-экономического не содержит раздел изучающий технологию создания презентаций при помощи Power Point.
В курсе информатики Н. В. Макаровой [2], предназначенного для изучения в 10-11-х классах общеобразовательных учреждений разной предпрофессиональной направленностью, разделу Создание презентаций в среде PowerPoint отводится 6 часов.
Шафрин Ю. А. в курсе "Информатика и информационные технологии" [3] в 10-11 классах школ физико-математического, технического и естественного профиля предлагает на изучение раздела "Подготовка презентаций" только 3 часа. Отведенное время необходимо только для того чтобы учащиеся могли познакомиться с созданием презентаций.
Элективный курс "Технология создания слайд-фильмов" формирует знания, умения, навыки для создания качественной, грамотно построенной, с правильно подобранным дизайном продукции учитывая психолого-физиологические особенности восприятия информации.
Актуальность предлагаемого элективного курса состоит в умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, - одно из условий образовательной компетентности ученика. Слайд-фильм - наиболее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной информации на персональном компьютере, в локальной сети и сети Интернета.
1.5 Цели, задачи курса Цели курса: • научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые слайд-фильмы; • сформировать у них целостное представление об информационной картине мира. Научить способам представления информации при помощи мультимедиа; • познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части пространства; • развивать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования слайд-фильмов; • сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования слайд- фильмов. Задачи курса: • познакомить с видами слайд-фильмов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями; • сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования, размещения и сопровождения слайд-фильмов; • дать первичные навыки программирования в среде Visual Basic; • познакомить с основами слайд-дизайна; • сформировать навыки работы в коллективе с комплексными слайд-проектами; • создать и разместить в локальной сети и сети Интернета собственный слайд-фильм по выбранной тематике.
1.6 Планируемые результаты курса В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности: • умеют найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения; • умеют спроектировать, изготовить и разместить на ПК анимированный, интерактивный слайд-фильм объемом 5-10 слайдов на заданную тему; • владеют способами работы с изученной программой по созданию слайд-фильмов (презентаций) PowerPoint. • знают и умеют применять при создании слайд-фильмов основные принципы дизайна; • владеют необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления слайд-фильмов; • знают виды слайд-фильмов, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности; • владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению презентации; • имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных презентаций; • имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного слайд-фильма; • способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по слайд-строительству. • умеют программировать в среде Visual Basic на уровне создания не менее 3-5 соответствующих элементов презентации.
1.7. Краткое описание особенностей организации учебного процесса по курсу
1.7.1. Методы обучения Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию презентаций.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций: • социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать, распространять и обновлять сдайд-фильмы); • личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области слайдостроительства); • перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (презентация, слайд-фильм, мультимедийный компьютер, компьютерная программа, проектор, локальная сеть и др.); • знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам; • способы деятельности по отношению к данным объектам; • минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции; • индикаторы - учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.
Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Методические рекомендации по организации индивидуальных и групповых форм занятий, использованию тех или иных методов обучения содержатся в пособии для учителя по данному курсу.
1.7.2. Формы организации учебных занятий Основной тип занятий - практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в локальную сеть и Интернет желателен, но не обязателен. Многие работы ученики могут осуществлять без подключения к сети.
Единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи - характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит слайд-экскурсию, мультимедийную презентацию, комментированный обзор презентации или демонстрацию слайдов.
Изучение нового материала носит сопровожда¬ющий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта - графического файла, эскиза слайда, объекта слайда и т.п.
Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например презентации.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5- 10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка - формализма в знаниях учащихся - и формируют научное мировоззрение учеников.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию слайд-фильма. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
1.7.3. Учебно-методический комплект Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в программе курса. Наиболее эффективны занятия при наличии локальной сети и выхода в Интернет. В то же время большая часть работы доступна школьникам без подключения к сети. Презентации могут создаваться учащимися и на одном компьютере.
В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы "Справка" в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка самостоятельного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.
Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией - из информатики, конкретные примеры и задачи - из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история и др. вполне может использоваться учащимися в процессе конструирования слайд-фильмов соответствующей тематики.
1.8. Система оценки достижений учащихся Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные презентации, слайд-фильмы и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения - устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта - создаваемого слайд-фильма.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий; 2) взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах; 3) публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых); 4) текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников; 5) итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу; 6) итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами: -по количеству творческих элементов в слайд-фильме; -по степени его оригинальности; по относительной новизне слайд-фильма для ученика или его одноклассников; - по емкости и лаконичности созданного слайд-фильма, его интерактивности; - по практической пользе слайд-фильма и удобству его использования.
Выполненные учащимися работы включаются в их "портфель достижений". Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета, олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.
II. Учебный план
___________________________________________________
[1] Угринович Н. Г. Информатика и информационные технологии. - М.: БИНОМ, 2001
[2] Информатика. 10-11 класс. / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2002
[3] Шафрин Ю.А. Информационные технологии (в двух частях). М., "Лаборатория базовых знаний", 1999-2000.; Горячев А.В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. М., "Лаборатория базовых знаний", 1999-2000.
|
|
|