" . " Использование информационно-коммуникативных и аудиовизуальных технологий в обучении как фактор качественной подготовки специалистов
В настоящее время Приоритетными направлениями стратегии информационного развития России (из проекта Национальной стратегии информационного развития) являются следующие:
1. Опережающее развитие информационно-коммуникационной структуры.
2. Развитие отечественного рынка информационно-коммуникативных технологий, информационных продуктов и услуг.
3. Широкомасштабное использование информационных технологий и сетевых телекоммуникаций в сфере государственного управления.
4. Обеспечение информационной безопасности страны.
5. Международное сотрудничество в области ИКТ.
6. Совершенствование и развитие нормативно-правового регулирования процессов информационного развития.
7. Повышение качества образования, уровня научно-технического и культурного развития людей.
8. Повышение роли квалификации, профессионализма и способности к творчеству.
9. Создание эффективной системы обеспечения прав граждан и общественных институтов на свободное получение, распределение и использование информации.
Исходя из этих направлений, высшая школа, решая задачу качественной подготовки специалистов, способных осуществлять свою деятельность в современных условиях, должна вносить свой вклад в формирование конкурентоспособной личности.
Информационно-компьютерные технологии, базирующиеся на аппаратно-программных комплексах, стали инструментом, средством интеллектуальной активности и профессиональной деятельности человека. Но несмотря на то, что с каждым новым поколением они все более приближаются к человеку, ориентируясь на пользователя, для которого данные технологии не самоцель, а лишь средство профессиональной деятельности, их огромные возможности во многом остаются неиспользованными. Как отмечено в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, "лимитирующим фактором в современных информационных технологиях являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования компьютеров".
Нами выделены и приведены в соответствие дидактические условия педагогического проектирования содержания профессионально ориентированной информационно-компьютерной требованиям общества (на основе приоритетных направлений стратегии информационного развития России), представленные в таблице 1.
Таблица 1.
¹
| Дидактические условия
| Приоритетные направления стратегии информационного развития России
| 1.
| Достижение специалистом профессионально-значимых целей
| Развитие отечественного рынка информационно-коммуникативных технологий, информационных продуктов и услуг.
| 2.
| Ориентация на целостное формирование информационной культуры специалиста
| Обеспечение информационной безопасности страны.
| 3.
| Подготовка специалиста к активному использованию компьютерных средств в профессиональной деятельности
| Совершенствование и развитие нормативно-правового регулирования процессов информационного развития.
| 4.
| Ориентация на Болонский и Копенгагенский процессы и адаптация для условий нашей страны использования принятой в международном сообществе классификации содержания информационной области знаний.
| Международное сотрудничество в области ИКТ.
| 5.
| Фундаментализация и укрупнение дидактических единиц информационно-компьютерного содержания подготовки для каждого из циклов дисциплин, в ориентации на контекстный подход к информационной подготовке
| Опережающее развитие информационно-коммуникационной структуры.
| 6.
| Учет усиливающейся стандартизации школьного курса информатики
| Повышение качества образования, уровня научно-технического и культурного развития людей.
| 7.
| Повышение мотивации студентов в изучении информационно-ориентированных дисциплин
| Повышение роли квалификации, профессионализма и способности к творчеству.
| 8.
| Обеспечение постоянного доступа к информационным ресурсам, информационным базам и банкам данных на протяжении всего обучения
| Широкомасштабное использование информационных технологий и сетевых телекоммуникаций в сфере государственного управления.
| 9.
| Сочетание использования традиционных и компьютерных возможностей освоения теоретического и практического материала.
| Создание эффективной системы обеспечения прав граждан и общественных институтов на свободное получение, распределение и использование информации.
| Основной целью информатизации учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе является создание единого информационного пространства на основе использования новейших интеллектуальных информационных технологий, информационных сетей, введение в общеобразовательный процесс информационной культуры, оснащения современным программным обеспечением и компьютерным оборудованием, что несомненно способствует повышению качества профессионального образования.
Информатизация учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе предполагает комплекс мер, направленных на повышение:
1. качества условий образования (педагогические условия, кадровые условия, материально-технические условия);
2. качества результатов образования (обучение, развитие, воспитание);
3. качества управления (организационные структуры управления, организационные механизмы управления, система мониторинга).
Анализ содержания подготовки к информационно-компьютерной деятельности (ее качественной стороны) показывает, что она различна по содержанию даже внутри группы специалистов одной профессии. Нами определены следующие группы специалистов, использующих информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности.
Таблица 1.
Группы специалистов в соответствии с уровнями ИКП и профилем обучения
Уровни ИКП
Уровни ИКП | Группы специалистов
| Гуманитарный профиль
| Технический профиль
| 1 уровень.
| Пользователь.
Применение стандартных ИКТ.
| Оператор.
Эксплуатация ПО.
| 2 уровень.
| Профессиональный пользователь.
Экспертное знание ИКТ.
| Разработчик.
Сопровождение ПО.
| 3 уровень.
| Постановщик задачи.
Формирование требований к ПО.
| Проектировщик.
Создание ПО.
| 4 уровень.
| Аналитик.
Бизнес- анализ.
| Аналитик.
Системный анализ.
| Результат
| Подготовка компетентного специалиста в области ИКТ.
| Подготовка компетентного IT-специалиста.
|
Гуманитарный профиль:
Специалист-пользователь (с квалификацией в профессиональной области): При решении практических задач специалист данной группы использует простейшие алгоритмы и профессионально-ориентированные технологии.
При решении практических задач специалист данной группы использует простейшие алгоритмы и профессионально-ориентированные технологии. Специалист-профессиональный пользователь (с квалификацией в области): характеризуется углублением представлений о роли и значении компьютера и программного обеспечения, а также о методах компьютерного моделирования. Широко применяет как универсальные информационно-компьютерные технологии, так и профессионально-ориентированные не только для решения известных задач, но и в новых ситуациях, видит новые точки приложения технологий. Специалиста данной группы характеризует повышенный уровень информационно-компьютерной подготовки. На данном уровне развивается интуиция, становится возможным прогнозирование сферы приложений усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных на предыдущих уровнях; предполагается не просто умение работать с определенными классами программного обеспечения, а умение работать эффективно. Этот уровень требует глубокого (экспертного) знания конкретных программных продуктов, а также наличия практического опыта.
характеризуется углублением представлений о роли и значении компьютера и программного обеспечения, а также о методах компьютерного моделирования. Широко применяет как универсальные информационно-компьютерные технологии, так и профессионально-ориентированные не только для решения известных задач, но и в новых ситуациях, видит новые точки приложения технологий. Специалиста данной группы характеризует повышенный уровень информационно-компьютерной подготовки. На данном уровне развивается интуиция, становится возможным прогнозирование сферы приложений усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных на предыдущих уровнях; предполагается не просто умение работать с определенными классами программного обеспечения, а умение работать эффективно. Этот уровень требует глубокого (экспертного) знания конкретных программных продуктов, а также наличия практического опыта. Специалист-постановщик задач (с квалификацией в профессиональной области): начинает работать с прикладными программными средствами, требующими теоретической и практической подготовки, элементов творческой деятельности. Специалист данной группы изучает новое программное обеспечение, в том числе и для определения возможности создания нового профессионально-ориентированного программного продукта для решения конкретной задачи, в том числе и на этапе постановки задачи. В зависимости от поставленных информационных задач, связанных с профессиональной направленностью, специалист сам принимает решение о том, какие программные средства и в каком порядке ему применять, и какие навыки он будет развивать.
начинает работать с прикладными программными средствами, требующими теоретической и практической подготовки, элементов творческой деятельности. Специалист данной группы изучает новое программное обеспечение, в том числе и для определения возможности создания нового профессионально-ориентированного программного продукта для решения конкретной задачи, в том числе и на этапе постановки задачи. В зависимости от поставленных информационных задач, связанных с профессиональной направленностью, специалист сам принимает решение о том, какие программные средства и в каком порядке ему применять, и какие навыки он будет развивать.Технический профиль:
Оператор осуществляет действия и задачи, связанные с эксплуатацией ПО. Данный процесс включает: подготовительную работу; эксплуатационное тестирование; эксплуатацию ПО; поддержку пользователей.
осуществляет действия и задачи, связанные с эксплуатацией ПО. Данный процесс включает: подготовительную работу; эксплуатационное тестирование; эксплуатацию ПО; поддержку пользователей.Разработчик осуществляет процесс сопровождения готового ПО, т.е. внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.
осуществляет процесс сопровождения готового ПО, т.е. внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям. Проектировщик предусматривает действия и задачи по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.
предусматривает действия и задачи по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.Аналитик применяет методы интеллектуального анализа данных, экспертных систем, систем моделирования, позволяющих проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов.
применяет методы интеллектуального анализа данных, экспертных систем, систем моделирования, позволяющих проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов. Объектами профессиональной деятельности информатика (с квалификацией в области) являются:
- информационные процессы, которые определяются спецификой предметной области;
- события, функциональные процессы и базы данных в предметной области, действия по выработке управленческого решения или по разработке экспертного заключения, информационные потоки, ресурсы (материальные, информационные и иные нематериальные, денежные и др.) – в организациях, характерных для предметной области (органы государственного и муниципального управления, финансовые и экономические учреждения, органы налогообложения, органы правопорядка и социальной защиты, суды. Органы юстиции. Таможня, экономические отделы, служба юрисконсульта и др.);
- новые направления деятельности в области применения, которые требуют внедрения компьютерного оборудования, локальных и вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети для осуществления сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации, необходимой для обеспечения функциональных процессов;
- профессионально-ориентированные информационные системы, в том числе:
в области экономики: информационные системы в административном управлении, информационные системы в банковском деле, ИС в страховом деле, ИС в налогообложении, ИС в бухгалтерском учете, аудите, ИС фондового рынка, в антикризисном управлении, таможенном деле, ИС в оценочной деятельности, ИС в маркетинге и рекламе;
в области юриспруденции: информационные и коммуникационные системы в оперативной деятельности, ИС в судебной экспертизе. Распознавании образов (в юридической деятельности), правовые информационно-справочные системы по видам юридической деятельности, ИС в арбитражном судопроизводстве.
В зависимости от используемых информационно-компьютерных и аудиовизуальных технологий и класса, решаемых с их помощью задач, различаются группы вышеуказанных специалистов. Соответственно содержание информационно-компьютерной подготовки в вузе должно формировать специалистов 2 и 3 групп, поскольку обществу нужны кадры, способные творчески применять новые информационные технологии, тем самым повышая качество образования.
В основу выделения компонент информационно-компьютерной подготовки нами были положены параметры личности из обобщенной модели деятельности.
Мотивационный компонент характеризует отношение специалиста к компьютеру как средству информационной деятельности, инструменту решения возникающих информационных задач; его интерес, побуждение к овладению соответствующими знаниями и умениями; стремление самому использовать возможности компьютера в учебной и внеурочной деятельности.
Интеллектуальный компонент представляет собой знания из соответствующих предметных областей (кибернетика, информатика, теория информации, математика и др.), систему знаний и умений специалиста сформированных в ходе изучения информатики как средства решения информационных задач в учебной и внеурочной информационной деятельности. Формирование данного компонента опирается на качественные и количественные характеристики усвоенных знаний
Предметно-практический компонент предполагает освоение средств решения задач в учебной и внеурочной информационной деятельности, подразумевает процесс и результат формирования наиболее значимых информационных навыков.
Предметно-практический компонент предполагает освоение средств решения задач в учебной и внеурочной информационной деятельности, подразумевает процесс и результат формирования наиболее значимых информационных навыков. В состав мотивационного, предметно-практического и интеллектуального компонентов входят четыре группы элементов.
I группа элементов:
• понимание наиболее общих возможностей вычислительной техники;
• знания современного состояния уровня и направления развития компьютерной техники и программных средств, взаимосвязи аппаратного и программного обеспечении компьютера;
• знания и навыки работы с программными средствами системного назначения;
• навыки работы в Интернет с целью поиска и отбора информации, необходимой для решения профессиональных задач;
• знание основ универсальных информационно-компьютерных технологий переработки информации, их возможностей и недостатков, методологии их использования для решения профессиональных задач;
• умения использовать универсальные информационно-компьютерные технологии для решения профессиональных задач по образцу;
• навыки самостоятельного освоения новых программных средств.
II группа: умения использовать универсальные информационно-компьютерные технологии для решения профессиональных задач в новых ситуациях.
III группа: знания, умения и навыки, отражающие специфику будущей профессии, касающиеся специфических методов и правил формирования, обработки и представления профессионально - важной информации.
IV группа: знания, умения и навыки работы с профессионально-ориентированными информационно-компьютерными технологиями (автоматизированными системами различного назначения, автоматизированными местами и т.п.)
Все три компонента подготовки к информационно-компьютерной деятельности связаны между собой, изменения, происходящие в одном компоненте, влекут за собой изменения в другом. Выделенные компоненты не исчерпывают всех аспектов информационно-компьютерной подготовки будущего профессионала, но в целом достаточно полно характеризуют специалиста, стремящегося творчески на качественно новом уровне использовать информационно-компьютерные и аудиовизуальные технологии в своей профессиональной деятельности.
Основной целью информатизации учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе является создание единого информационного пространства на основе использования новейших интеллектуальных информационных технологий, информационных сетей, введение в общеобразовательный процесс информационной культуры, оснащения современным программным обеспечением и компьютерным оборудованием, что несомненно способствует повышению качества профессионального образования.
Информатизация учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе предполагает комплекс мер, направленных на повышение:
1. качества условий образования (педагогические условия, кадровые условия, материально-технические условия);
2. качества результатов образования (обучение, развитие, воспитание);
3. качества управления (организационные структуры управления, организационные механизмы управления, система мониторинга).
Анализ содержания подготовки к информационно-компьютерной деятельности (ее качественной стороны) показывает, что она различна по содержанию даже внутри группы специалистов одной профессии. Нами определены следующие группы специалистов, использующих информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности.
Таблица 1.
Группы специалистов в соответствии с уровнями ИКП и профилем обучения
Уровни ИКП
Уровни ИКП | Группы специалистов
| Гуманитарный профиль
| Технический профиль
| 1 уровень.
| Пользователь.
Применение стандартных ИКТ.
| Оператор.
Эксплуатация ПО.
| 2 уровень.
| Профессиональный пользователь.
Экспертное знание ИКТ.
| Разработчик.
Сопровождение ПО.
| 3 уровень.
| Постановщик задачи.
Формирование требований к ПО.
| Проектировщик.
Создание ПО.
| 4 уровень.
| Аналитик.
Бизнес- анализ.
| Аналитик.
Системный анализ.
| Результат
| Подготовка компетентного специалиста в области ИКТ.
| Подготовка компетентного IT-специалиста.
|
Гуманитарный профиль:
Специалист-пользователь (с квалификацией в профессиональной области): При решении практических задач специалист данной группы использует простейшие алгоритмы и профессионально-ориентированные технологии.
При решении практических задач специалист данной группы использует простейшие алгоритмы и профессионально-ориентированные технологии. Специалист-профессиональный пользователь (с квалификацией в области): характеризуется углублением представлений о роли и значении компьютера и программного обеспечения, а также о методах компьютерного моделирования. Широко применяет как универсальные информационно-компьютерные технологии, так и профессионально-ориентированные не только для решения известных задач, но и в новых ситуациях, видит новые точки приложения технологий. Специалиста данной группы характеризует повышенный уровень информационно-компьютерной подготовки. На данном уровне развивается интуиция, становится возможным прогнозирование сферы приложений усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных на предыдущих уровнях; предполагается не просто умение работать с определенными классами программного обеспечения, а умение работать эффективно. Этот уровень требует глубокого (экспертного) знания конкретных программных продуктов, а также наличия практического опыта.
характеризуется углублением представлений о роли и значении компьютера и программного обеспечения, а также о методах компьютерного моделирования. Широко применяет как универсальные информационно-компьютерные технологии, так и профессионально-ориентированные не только для решения известных задач, но и в новых ситуациях, видит новые точки приложения технологий. Специалиста данной группы характеризует повышенный уровень информационно-компьютерной подготовки. На данном уровне развивается интуиция, становится возможным прогнозирование сферы приложений усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных на предыдущих уровнях; предполагается не просто умение работать с определенными классами программного обеспечения, а умение работать эффективно. Этот уровень требует глубокого (экспертного) знания конкретных программных продуктов, а также наличия практического опыта. Специалист-постановщик задач (с квалификацией в профессиональной области): начинает работать с прикладными программными средствами, требующими теоретической и практической подготовки, элементов творческой деятельности. Специалист данной группы изучает новое программное обеспечение, в том числе и для определения возможности создания нового профессионально-ориентированного программного продукта для решения конкретной задачи, в том числе и на этапе постановки задачи. В зависимости от поставленных информационных задач, связанных с профессиональной направленностью, специалист сам принимает решение о том, какие программные средства и в каком порядке ему применять, и какие навыки он будет развивать.
начинает работать с прикладными программными средствами, требующими теоретической и практической подготовки, элементов творческой деятельности. Специалист данной группы изучает новое программное обеспечение, в том числе и для определения возможности создания нового профессионально-ориентированного программного продукта для решения конкретной задачи, в том числе и на этапе постановки задачи. В зависимости от поставленных информационных задач, связанных с профессиональной направленностью, специалист сам принимает решение о том, какие программные средства и в каком порядке ему применять, и какие навыки он будет развивать.Технический профиль:
Оператор осуществляет действия и задачи, связанные с эксплуатацией ПО. Данный процесс включает: подготовительную работу; эксплуатационное тестирование; эксплуатацию ПО; поддержку пользователей.
осуществляет действия и задачи, связанные с эксплуатацией ПО. Данный процесс включает: подготовительную работу; эксплуатационное тестирование; эксплуатацию ПО; поддержку пользователей.Разработчик осуществляет процесс сопровождения готового ПО, т.е. внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.
осуществляет процесс сопровождения готового ПО, т.е. внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям. Проектировщик предусматривает действия и задачи по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.
предусматривает действия и задачи по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.Аналитик применяет методы интеллектуального анализа данных, экспертных систем, систем моделирования, позволяющих проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов.
применяет методы интеллектуального анализа данных, экспертных систем, систем моделирования, позволяющих проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов. Объектами профессиональной деятельности информатика (с квалификацией в области) являются:
- информационные процессы, которые определяются спецификой предметной области;
- события, функциональные процессы и базы данных в предметной области, действия по выработке управленческого решения или по разработке экспертного заключения, информационные потоки, ресурсы (материальные, информационные и иные нематериальные, денежные и др.) – в организациях, характерных для предметной области (органы государственного и муниципального управления, финансовые и экономические учреждения, органы налогообложения, органы правопорядка и социальной защиты, суды. Органы юстиции. Таможня, экономические отделы, служба юрисконсульта и др.);
- новые направления деятельности в области применения, которые требуют внедрения компьютерного оборудования, локальных и вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети для осуществления сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации, необходимой для обеспечения функциональных процессов;
- профессионально-ориентированные информационные системы, в том числе:
в области экономики: информационные системы в административном управлении, информационные системы в банковском деле, ИС в страховом деле, ИС в налогообложении, ИС в бухгалтерском учете, аудите, ИС фондового рынка, в антикризисном управлении, таможенном деле, ИС в оценочной деятельности, ИС в маркетинге и рекламе;
в области юриспруденции: информационные и коммуникационные системы в оперативной деятельности, ИС в судебной экспертизе. Распознавании образов (в юридической деятельности), правовые информационно-справочные системы по видам юридической деятельности, ИС в арбитражном судопроизводстве.
В зависимости от используемых информационно-компьютерных и аудиовизуальных технологий и класса, решаемых с их помощью задач, различаются группы вышеуказанных специалистов. Соответственно содержание информационно-компьютерной подготовки в вузе должно формировать специалистов 2 и 3 групп, поскольку обществу нужны кадры, способные творчески применять новые информационные технологии, тем самым повышая качество образования.
В основу выделения компонент информационно-компьютерной подготовки нами были положены параметры личности из обобщенной модели деятельности.
Мотивационный компонент характеризует отношение специалиста к компьютеру как средству информационной деятельности, инструменту решения возникающих информационных задач; его интерес, побуждение к овладению соответствующими знаниями и умениями; стремление самому использовать возможности компьютера в учебной и внеурочной деятельности.
Интеллектуальный компонент представляет собой знания из соответствующих предметных областей (кибернетика, информатика, теория информации, математика и др.), систему знаний и умений специалиста сформированных в ходе изучения информатики как средства решения информационных задач в учебной и внеурочной информационной деятельности. Формирование данного компонента опирается на качественные и количественные характеристики усвоенных знаний
Предметно-практический компонент предполагает освоение средств решения задач в учебной и внеурочной информационной деятельности, подразумевает процесс и результат формирования наиболее значимых информационных навыков.
Предметно-практический компонент предполагает освоение средств решения задач в учебной и внеурочной информационной деятельности, подразумевает процесс и результат формирования наиболее значимых информационных навыков. В состав мотивационного, предметно-практического и интеллектуального компонентов входят четыре группы элементов.
I группа элементов:
• понимание наиболее общих возможностей вычислительной техники;
• знания современного состояния уровня и направления развития компьютерной техники и программных средств, взаимосвязи аппаратного и программного обеспечении компьютера;
• знания и навыки работы с программными средствами системного назначения;
• навыки работы в Интернет с целью поиска и отбора информации, необходимой для решения профессиональных задач;
• знание основ универсальных информационно-компьютерных технологий переработки информации, их возможностей и недостатков, методологии их использования для решения профессиональных задач;
• умения использовать универсальные информационно-компьютерные технологии для решения профессиональных задач по образцу;
• навыки самостоятельного освоения новых программных средств.
II группа: умения использовать универсальные информационно-компьютерные технологии для решения профессиональных задач в новых ситуациях.
III группа: знания, умения и навыки, отражающие специфику будущей профессии, касающиеся специфических методов и правил формирования, обработки и представления профессионально - важной информации.
IV группа: знания, умения и навыки работы с профессионально-ориентированными информационно-компьютерными технологиями (автоматизированными системами различного назначения, автоматизированными местами и т.п.)
Все три компонента подготовки к информационно-компьютерной деятельности связаны между собой, изменения, происходящие в одном компоненте, влекут за собой изменения в другом. Выделенные компоненты не исчерпывают всех аспектов информационно-компьютерной подготовки будущего профессионала, но в целом достаточно полно характеризуют специалиста, стремящегося творчески на качественно новом уровне использовать информационно-компьютерные и аудиовизуальные технологии в своей профессиональной деятельности.
Основной целью информатизации учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе является создание единого информационного пространства на основе использования новейших интеллектуальных информационных технологий, информационных сетей, введение в общеобразовательный процесс информационной культуры, оснащения современным программным обеспечением и компьютерным оборудованием, что несомненно способствует повышению качества профессионального образования.
Информатизация учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе предполагает комплекс мер, направленных на повышение:
1. качества условий образования (педагогические условия, кадровые условия, материально-технические условия);
2. качества результатов образования (обучение, развитие, воспитание);
3. качества управления (организационные структуры управления, организационные механизмы управления, система мониторинга).
Анализ содержания подготовки к информационно-компьютерной деятельности (ее качественной стороны) показывает, что она различна по содержанию даже внутри группы специалистов одной профессии. Нами определены следующие группы специалистов, использующих информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности.
Таблица 1.
Группы специалистов в соответствии с уровнями ИКП и профилем обучения
Уровни ИКП
Уровни ИКП | Группы специалистов
| Гуманитарный профиль
| Технический профиль
| 1 уровень.
| Пользователь.
Применение стандартных ИКТ.
| Оператор.
Эксплуатация ПО.
| 2 уровень.
| Профессиональный пользователь.
Экспертное знание ИКТ.
| Разработчик.
Сопровождение ПО.
| 3 уровень.
| Постановщик задачи.
Формирование требований к ПО.
| Проектировщик.
Создание ПО.
| 4 уровень.
| Аналитик.
Бизнес- анализ.
| Аналитик.
Системный анализ.
| Результат
| Подготовка компетентного специалиста в области ИКТ.
| Подготовка компетентного IT-специалиста.
|
Гуманитарный профиль:
Специалист-пользователь (с квалификацией в профессиональной области): При решении практических задач специалист данной группы использует простейшие алгоритмы и профессионально-ориентированные технологии.
При решении практических задач специалист данной группы использует простейшие алгоритмы и профессионально-ориентированные технологии. Специалист-профессиональный пользователь (с квалификацией в области): характеризуется углублением представлений о роли и значении компьютера и программного обеспечения, а также о методах компьютерного моделирования. Широко применяет как универсальные информационно-компьютерные технологии, так и профессионально-ориентированные не только для решения известных задач, но и в новых ситуациях, видит новые точки приложения технологий. Специалиста данной группы характеризует повышенный уровень информационно-компьютерной подготовки. На данном уровне развивается интуиция, становится возможным прогнозирование сферы приложений усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных на предыдущих уровнях; предполагается не просто умение работать с определенными классами программного обеспечения, а умение работать эффективно. Этот уровень требует глубокого (экспертного) знания конкретных программных продуктов, а также наличия практического опыта.
характеризуется углублением представлений о роли и значении компьютера и программного обеспечения, а также о методах компьютерного моделирования. Широко применяет как универсальные информационно-компьютерные технологии, так и профессионально-ориентированные не только для решения известных задач, но и в новых ситуациях, видит новые точки приложения технологий. Специалиста данной группы характеризует повышенный уровень информационно-компьютерной подготовки. На данном уровне развивается интуиция, становится возможным прогнозирование сферы приложений усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных на предыдущих уровнях; предполагается не просто умение работать с определенными классами программного обеспечения, а умение работать эффективно. Этот уровень требует глубокого (экспертного) знания конкретных программных продуктов, а также наличия практического опыта. Специалист-постановщик задач (с квалификацией в профессиональной области): начинает работать с прикладными программными средствами, требующими теоретической и практической подготовки, элементов творческой деятельности. Специалист данной группы изучает новое программное обеспечение, в том числе и для определения возможности создания нового профессионально-ориентированного программного продукта для решения конкретной задачи, в том числе и на этапе постановки задачи. В зависимости от поставленных информационных задач, связанных с профессиональной направленностью, специалист сам принимает решение о том, какие программные средства и в каком порядке ему применять, и какие навыки он будет развивать.
начинает работать с прикладными программными средствами, требующими теоретической и практической подготовки, элементов творческой деятельности. Специалист данной группы изучает новое программное обеспечение, в том числе и для определения возможности создания нового профессионально-ориентированного программного продукта для решения конкретной задачи, в том числе и на этапе постановки задачи. В зависимости от поставленных информационных задач, связанных с профессиональной направленностью, специалист сам принимает решение о том, какие программные средства и в каком порядке ему применять, и какие навыки он будет развивать.Технический профиль:
Оператор осуществляет действия и задачи, связанные с эксплуатацией ПО. Данный процесс включает: подготовительную работу; эксплуатационное тестирование; эксплуатацию ПО; поддержку пользователей.
осуществляет действия и задачи, связанные с эксплуатацией ПО. Данный процесс включает: подготовительную работу; эксплуатационное тестирование; эксплуатацию ПО; поддержку пользователей.Разработчик осуществляет процесс сопровождения готового ПО, т.е. внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.
осуществляет процесс сопровождения готового ПО, т.е. внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям. Проектировщик предусматривает действия и задачи по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.
предусматривает действия и задачи по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.Аналитик применяет методы интеллектуального анализа данных, экспертных систем, систем моделирования, позволяющих проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов.
применяет методы интеллектуального анализа данных, экспертных систем, систем моделирования, позволяющих проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов. Объектами профессиональной деятельности информатика (с квалификацией в области) являются:
- информационные процессы, которые определяются спецификой предметной области;
- события, функциональные процессы и базы данных в предметной области, действия по выработке управленческого решения или по разработке экспертного заключения, информационные потоки, ресурсы (материальные, информационные и иные нематериальные, денежные и др.) – в организациях, характерных для предметной области (органы государственного и муниципального управления, финансовые и экономические учреждения, органы налогообложения, органы правопорядка и социальной защиты, суды. Органы юстиции. Таможня, экономические отделы, служба юрисконсульта и др.);
- новые направления деятельности в области применения, которые требуют внедрения компьютерного оборудования, локальных и вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети для осуществления сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации, необходимой для обеспечения функциональных процессов;
- профессионально-ориентированные информационные системы, в том числе:
в области экономики: информационные системы в административном управлении, информационные системы в банковском деле, ИС в страховом деле, ИС в налогообложении, ИС в бухгалтерском учете, аудите, ИС фондового рынка, в антикризисном управлении, таможенном деле, ИС в оценочной деятельности, ИС в маркетинге и рекламе;
в области юриспруденции: информационные и коммуникационные системы в оперативной деятельности, ИС в судебной экспертизе. Распознавании образов (в юридической деятельности), правовые информационно-справочные системы по видам юридической деятельности, ИС в арбитражном судопроизводстве.
В зависимости от используемых информационно-компьютерных и аудиовизуальных технологий и класса, решаемых с их помощью задач, различаются группы вышеуказанных специалистов. Соответственно содержание информационно-компьютерной подготовки в вузе должно формировать специалистов 2 и 3 групп, поскольку обществу нужны кадры, способные творчески применять новые информационные технологии, тем самым повышая качество образования.
В основу выделения компонент информационно-компьютерной подготовки нами были положены параметры личности из обобщенной модели деятельности.
Мотивационный компонент характеризует отношение специалиста к компьютеру как средству информационной деятельности, инструменту решения возникающих информационных задач; его интерес, побуждение к овладению соответствующими знаниями и умениями; стремление самому использовать возможности компьютера в учебной и внеурочной деятельности.
Интеллектуальный компонент представляет собой знания из соответствующих предметных областей (кибернетика, информатика, теория информации, математика и др.), систему знаний и умений специалиста сформированных в ходе изучения информатики как средства решения информационных задач в учебной и внеурочной информационной деятельности. Формирование данного компонента опирается на качественные и количественные характеристики усвоенных знаний
Предметно-практический компонент предполагает освоение средств решения задач в учебной и внеурочной информационной деятельности, подразумевает процесс и результат формирования наиболее значимых информационных навыков.
Предметно-практический компонент предполагает освоение средств решения задач в учебной и внеурочной информационной деятельности, подразумевает процесс и результат формирования наиболее значимых информационных навыков. В состав мотивационного, предметно-практического и интеллектуального компонентов входят четыре группы элементов.
I группа элементов:
• понимание наиболее общих возможностей вычислительной техники;
• знания современного состояния уровня и направления развития компьютерной техники и программных средств, взаимосвязи аппаратного и программного обеспечении компьютера;
• знания и навыки работы с программными средствами системного назначения;
• навыки работы в Интернет с целью поиска и отбора информации, необходимой для решения профессиональных задач;
• знание основ универсальных информационно-компьютерных технологий переработки информации, их возможностей и недостатков, методологии их использования для решения профессиональных задач;
• умения использовать универсальные информационно-компьютерные технологии для решения профессиональных задач по образцу;
• навыки самостоятельного освоения новых программных средств.
II группа: умения использовать универсальные информационно-компьютерные технологии для решения профессиональных задач в новых ситуациях.
III группа: знания, умения и навыки, отражающие специфику будущей профессии, касающиеся специфических методов и правил формирования, обработки и представления профессионально - важной информации.
IV группа: знания, умения и навыки работы с профессионально-ориентированными информационно-компьютерными технологиями (автоматизированными системами различного назначения, автоматизированными местами и т.п.)
Все три компонента подготовки к информационно-компьютерной деятельности связаны между собой, изменения, происходящие в одном компоненте, влекут за собой изменения в другом. Выделенные компоненты не исчерпывают всех аспектов информационно-компьютерной подготовки будущего профессионала, но в целом достаточно полно характеризуют специалиста, стремящегося творчески на качественно новом уровне использовать информационно-компьютерные и аудиовизуальные технологии в своей профессиональной деятельности.
|
|
|