'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Использование информационно-коммуникативных и аудиовизуальных технологий в обучении как фактор качественной подготовки специалистов ::
     
():  
:  
-
: , 28 2024
" . "

Использование информационно-коммуникативных и аудиовизуальных технологий в обучении как фактор качественной подготовки специалистов

В настоящее время Приоритетными направлениями стратегии информационного развития России (из проекта Национальной стратегии информационного развития) являются следующие:

1. Опережающее развитие информационно-коммуникационной структуры.

2. Развитие отечественного рынка информационно-коммуникативных технологий, информационных продуктов и услуг.

3. Широкомасштабное использование информационных технологий и сетевых телекоммуникаций в сфере государственного управления.

4. Обеспечение информационной безопасности страны.

5. Международное сотрудничество в области ИКТ.

6. Совершенствование и развитие нормативно-правового регулирования процессов информационного развития.

7. Повышение качества образования, уровня научно-технического и культурного развития людей.

8. Повышение роли квалификации, профессионализма и способности к творчеству.

9. Создание эффективной системы обеспечения прав граждан и общественных институтов на свободное получение, распределение и использование информации.

Исходя из этих направлений, высшая школа, решая задачу качественной подготовки специалистов, способных осуществлять свою деятельность в современных условиях, должна вносить свой вклад в формирование конкурентоспособной личности.

Информационно-компьютерные технологии, базирующиеся на аппаратно-программных комплексах, стали инструментом, средством интеллектуальной активности и профессиональной деятельности человека. Но несмотря на то, что с каждым новым поколением они все более приближаются к человеку, ориентируясь на пользователя, для которого данные технологии не самоцель, а лишь средство профессиональной деятельности, их огромные возможности во многом остаются неиспользованными. Как отмечено в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, "лимитирующим фактором в современных информационных технологиях являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования компьютеров".

Нами выделены и приведены в соответствие дидактические условия педагогического проектирования содержания профессионально ориентированной информационно-компьютерной требованиям общества (на основе приоритетных направлений стратегии информационного развития России), представленные в таблице 1.

Таблица 1.

¹

Дидактические условия

Приоритетные направления стратегии информационного развития России

1.

Достижение специалистом профессионально-значимых целей

Развитие отечественного рынка информационно-коммуникативных технологий, информационных продуктов и услуг.

2.

Ориентация на целостное формирование информационной культуры специалиста

Обеспечение информационной безопасности страны.



3.

Подготовка специалиста к активному использованию компьютерных средств в профессиональной деятельности

Совершенствование и развитие нормативно-правового регулирования процессов информационного развития.

4.

Ориентация на Болонский и Копенгагенский процессы и адаптация для условий нашей страны использования принятой в международном сообществе классификации содержания информационной области знаний.

Международное сотрудничество в области ИКТ.



5.

Фундаментализация и укрупнение дидактических единиц информационно-компьютерного содержания подготовки для каждого из циклов дисциплин, в ориентации на контекстный подход к информационной подготовке

Опережающее развитие информационно-коммуникационной структуры.



6.

Учет усиливающейся стандартизации школьного курса информатики

Повышение качества образования, уровня научно-технического и культурного развития людей.

7.

Повышение мотивации студентов в изучении информационно-ориентированных дисциплин

Повышение роли квалификации, профессионализма и способности к творчеству.

8.

Обеспечение постоянного доступа к информационным ресурсам, информационным базам и банкам данных на протяжении всего обучения

Широкомасштабное использование информационных технологий и сетевых телекоммуникаций в сфере государственного управления.

9.

Сочетание использования традиционных и компьютерных возможностей освоения теоретического и практического материала.

Создание эффективной системы обеспечения прав граждан и общественных институтов на свободное получение, распределение и использование информации.

Основной целью информатизации учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе является создание единого информационного пространства на основе использования новейших интеллектуальных информационных технологий, информационных сетей, введение в общеобразовательный процесс информационной культуры, оснащения современным программным обеспечением и компьютерным оборудованием, что несомненно способствует повышению качества профессионального образования.

Информатизация учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе предполагает комплекс мер, направленных на повышение:

1. качества условий образования (педагогические условия, кадровые условия, материально-технические условия);

2. качества результатов образования (обучение, развитие, воспитание);

3. качества управления (организационные структуры управления, организационные механизмы управления, система мониторинга).

Анализ содержания подготовки к информационно-компьютерной деятельности (ее качественной стороны) показывает, что она различна по содержанию даже внутри группы специалистов одной профессии. Нами определены следующие группы специалистов, использующих информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности.

Таблица 1.

Группы специалистов в соответствии с уровнями ИКП и профилем обучения

Уровни ИКП

Уровни ИКП
Группы специалистов

Гуманитарный профиль

Технический профиль

1 уровень.

Пользователь.

Применение стандартных ИКТ.

Оператор.

Эксплуатация ПО.

2 уровень.

Профессиональный пользователь.

Экспертное знание ИКТ.

Разработчик.

Сопровождение ПО.

3 уровень.

Постановщик задачи.

Формирование требований к ПО.

Проектировщик.

Создание ПО.

4 уровень.

Аналитик.

Бизнес- анализ.

Аналитик.

Системный анализ.

Результат

Подготовка компетентного специалиста в области ИКТ.

Подготовка компетентного IT-специалиста.



Гуманитарный профиль:

Специалист-пользователь (с квалификацией в профессиональной области): При решении практических задач специалист данной группы использует простейшие алгоритмы и профессионально-ориентированные технологии.

При решении практических задач специалист данной группы использует простейшие алгоритмы и профессионально-ориентированные технологии. Специалист-профессиональный пользователь (с квалификацией в области): характеризуется углублением представлений о роли и значении компьютера и программного обеспечения, а также о методах компьютерного моделирования. Широко применяет как универсальные информационно-компьютерные технологии, так и профессионально-ориентированные не только для решения известных задач, но и в новых ситуациях, видит новые точки приложения технологий. Специалиста данной группы характеризует повышенный уровень информационно-компьютерной подготовки. На данном уровне развивается интуиция, становится возможным прогнозирование сферы приложений усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных на предыдущих уровнях; предполагается не просто умение работать с определенными классами программного обеспечения, а умение работать эффективно. Этот уровень требует глубокого (экспертного) знания конкретных программных продуктов, а также наличия практического опыта.

характеризуется углублением представлений о роли и значении компьютера и программного обеспечения, а также о методах компьютерного моделирования. Широко применяет как универсальные информационно-компьютерные технологии, так и профессионально-ориентированные не только для решения известных задач, но и в новых ситуациях, видит новые точки приложения технологий. Специалиста данной группы характеризует повышенный уровень информационно-компьютерной подготовки. На данном уровне развивается интуиция, становится возможным прогнозирование сферы приложений усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных на предыдущих уровнях; предполагается не просто умение работать с определенными классами программного обеспечения, а умение работать эффективно. Этот уровень требует глубокого (экспертного) знания конкретных программных продуктов, а также наличия практического опыта. Специалист-постановщик задач (с квалификацией в профессиональной области): начинает работать с прикладными программными средствами, требующими теоретической и практической подготовки, элементов творческой деятельности. Специалист данной группы изучает новое программное обеспечение, в том числе и для определения возможности создания нового профессионально-ориентированного программного продукта для решения конкретной задачи, в том числе и на этапе постановки задачи. В зависимости от поставленных информационных задач, связанных с профессиональной направленностью, специалист сам принимает решение о том, какие программные средства и в каком порядке ему применять, и какие навыки он будет развивать.

начинает работать с прикладными программными средствами, требующими теоретической и практической подготовки, элементов творческой деятельности. Специалист данной группы изучает новое программное обеспечение, в том числе и для определения возможности создания нового профессионально-ориентированного программного продукта для решения конкретной задачи, в том числе и на этапе постановки задачи. В зависимости от поставленных информационных задач, связанных с профессиональной направленностью, специалист сам принимает решение о том, какие программные средства и в каком порядке ему применять, и какие навыки он будет развивать.Технический профиль:

Оператор осуществляет действия и задачи, связанные с эксплуатацией ПО. Данный процесс включает: подготовительную работу; эксплуатационное тестирование; эксплуатацию ПО; поддержку пользователей.

осуществляет действия и задачи, связанные с эксплуатацией ПО. Данный процесс включает: подготовительную работу; эксплуатационное тестирование; эксплуатацию ПО; поддержку пользователей.Разработчик осуществляет процесс сопровождения готового ПО, т.е. внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.

осуществляет процесс сопровождения готового ПО, т.е. внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям. Проектировщик предусматривает действия и задачи по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.

предусматривает действия и задачи по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.Аналитик применяет методы интеллектуального анализа данных, экспертных систем, систем моделирования, позволяющих проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов.

применяет методы интеллектуального анализа данных, экспертных систем, систем моделирования, позволяющих проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов. Объектами профессиональной деятельности информатика (с квалификацией в области) являются:

- информационные процессы, которые определяются спецификой предметной области;

- события, функциональные процессы и базы данных в предметной области, действия по выработке управленческого решения или по разработке экспертного заключения, информационные потоки, ресурсы (материальные, информационные и иные нематериальные, денежные и др.) – в организациях, характерных для предметной области (органы государственного и муниципального управления, финансовые и экономические учреждения, органы налогообложения, органы правопорядка и социальной защиты, суды. Органы юстиции. Таможня, экономические отделы, служба юрисконсульта и др.);

- новые направления деятельности в области применения, которые требуют внедрения компьютерного оборудования, локальных и вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети для осуществления сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации, необходимой для обеспечения функциональных процессов;

- профессионально-ориентированные информационные системы, в том числе:

в области экономики: информационные системы в административном управлении, информационные системы в банковском деле, ИС в страховом деле, ИС в налогообложении, ИС в бухгалтерском учете, аудите, ИС фондового рынка, в антикризисном управлении, таможенном деле, ИС в оценочной деятельности, ИС в маркетинге и рекламе;

в области юриспруденции: информационные и коммуникационные системы в оперативной деятельности, ИС в судебной экспертизе. Распознавании образов (в юридической деятельности), правовые информационно-справочные системы по видам юридической деятельности, ИС в арбитражном судопроизводстве.

В зависимости от используемых информационно-компьютерных и аудиовизуальных технологий и класса, решаемых с их помощью задач, различаются группы вышеуказанных специалистов. Соответственно содержание информационно-компьютерной подготовки в вузе должно формировать специалистов 2 и 3 групп, поскольку обществу нужны кадры, способные творчески применять новые информационные технологии, тем самым повышая качество образования.

В основу выделения компонент информационно-компьютерной подготовки нами были положены параметры личности из обобщенной модели деятельности.

Мотивационный компонент характеризует отношение специалиста к компьютеру как средству информационной деятельности, инструменту решения возникающих информационных задач; его интерес, побуждение к овладению соответствующими знаниями и умениями; стремление самому использовать возможности компьютера в учебной и внеурочной деятельности.

Интеллектуальный компонент представляет собой знания из соответствующих предметных областей (кибернетика, информатика, теория информации, математика и др.), систему знаний и умений специалиста сформированных в ходе изучения информатики как средства решения информационных задач в учебной и внеурочной информационной деятельности. Формирование данного компонента опирается на качественные и количественные характеристики усвоенных знаний

Предметно-практический компонент предполагает освоение средств решения задач в учебной и внеурочной информационной деятельности, подразумевает процесс и результат формирования наиболее значимых информационных навыков.

Предметно-практический компонент предполагает освоение средств решения задач в учебной и внеурочной информационной деятельности, подразумевает процесс и результат формирования наиболее значимых информационных навыков. В состав мотивационного, предметно-практического и интеллектуального компонентов входят четыре группы элементов.

I группа элементов:

• понимание наиболее общих возможностей вычислительной техники;

• знания современного состояния уровня и направления развития компьютерной техники и программных средств, взаимосвязи аппаратного и программного обеспечении компьютера;

• знания и навыки работы с программными средствами системного назначения;

• навыки работы в Интернет с целью поиска и отбора информации, необходимой для решения профессиональных задач;

• знание основ универсальных информационно-компьютерных технологий переработки информации, их возможностей и недостатков, методологии их использования для решения профессиональных задач;

• умения использовать универсальные информационно-компьютерные технологии для решения профессиональных задач по образцу;

• навыки самостоятельного освоения новых программных средств.

II группа: умения использовать универсальные информационно-компьютерные технологии для решения профессиональных задач в новых ситуациях.

III группа: знания, умения и навыки, отражающие специфику будущей профессии, касающиеся специфических методов и правил формирования, обработки и представления профессионально - важной информации.

IV группа: знания, умения и навыки работы с профессионально-ориентированными информационно-компьютерными технологиями (автоматизированными системами различного назначения, автоматизированными местами и т.п.)

Все три компонента подготовки к информационно-компьютерной деятельности связаны между собой, изменения, происходящие в одном компоненте, влекут за собой изменения в другом. Выделенные компоненты не исчерпывают всех аспектов информационно-компьютерной подготовки будущего профессионала, но в целом достаточно полно характеризуют специалиста, стремящегося творчески на качественно новом уровне использовать информационно-компьютерные и аудиовизуальные технологии в своей профессиональной деятельности.



Основной целью информатизации учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе является создание единого информационного пространства на основе использования новейших интеллектуальных информационных технологий, информационных сетей, введение в общеобразовательный процесс информационной культуры, оснащения современным программным обеспечением и компьютерным оборудованием, что несомненно способствует повышению качества профессионального образования.

Информатизация учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе предполагает комплекс мер, направленных на повышение:

1. качества условий образования (педагогические условия, кадровые условия, материально-технические условия);

2. качества результатов образования (обучение, развитие, воспитание);

3. качества управления (организационные структуры управления, организационные механизмы управления, система мониторинга).

Анализ содержания подготовки к информационно-компьютерной деятельности (ее качественной стороны) показывает, что она различна по содержанию даже внутри группы специалистов одной профессии. Нами определены следующие группы специалистов, использующих информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности.

Таблица 1.

Группы специалистов в соответствии с уровнями ИКП и профилем обучения

Уровни ИКП

Уровни ИКП
Группы специалистов

Гуманитарный профиль

Технический профиль

1 уровень.

Пользователь.

Применение стандартных ИКТ.

Оператор.

Эксплуатация ПО.

2 уровень.

Профессиональный пользователь.

Экспертное знание ИКТ.

Разработчик.

Сопровождение ПО.

3 уровень.

Постановщик задачи.

Формирование требований к ПО.

Проектировщик.

Создание ПО.

4 уровень.

Аналитик.

Бизнес- анализ.

Аналитик.

Системный анализ.

Результат

Подготовка компетентного специалиста в области ИКТ.

Подготовка компетентного IT-специалиста.



Гуманитарный профиль:

Специалист-пользователь (с квалификацией в профессиональной области): При решении практических задач специалист данной группы использует простейшие алгоритмы и профессионально-ориентированные технологии.

При решении практических задач специалист данной группы использует простейшие алгоритмы и профессионально-ориентированные технологии. Специалист-профессиональный пользователь (с квалификацией в области): характеризуется углублением представлений о роли и значении компьютера и программного обеспечения, а также о методах компьютерного моделирования. Широко применяет как универсальные информационно-компьютерные технологии, так и профессионально-ориентированные не только для решения известных задач, но и в новых ситуациях, видит новые точки приложения технологий. Специалиста данной группы характеризует повышенный уровень информационно-компьютерной подготовки. На данном уровне развивается интуиция, становится возможным прогнозирование сферы приложений усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных на предыдущих уровнях; предполагается не просто умение работать с определенными классами программного обеспечения, а умение работать эффективно. Этот уровень требует глубокого (экспертного) знания конкретных программных продуктов, а также наличия практического опыта.

характеризуется углублением представлений о роли и значении компьютера и программного обеспечения, а также о методах компьютерного моделирования. Широко применяет как универсальные информационно-компьютерные технологии, так и профессионально-ориентированные не только для решения известных задач, но и в новых ситуациях, видит новые точки приложения технологий. Специалиста данной группы характеризует повышенный уровень информационно-компьютерной подготовки. На данном уровне развивается интуиция, становится возможным прогнозирование сферы приложений усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных на предыдущих уровнях; предполагается не просто умение работать с определенными классами программного обеспечения, а умение работать эффективно. Этот уровень требует глубокого (экспертного) знания конкретных программных продуктов, а также наличия практического опыта. Специалист-постановщик задач (с квалификацией в профессиональной области): начинает работать с прикладными программными средствами, требующими теоретической и практической подготовки, элементов творческой деятельности. Специалист данной группы изучает новое программное обеспечение, в том числе и для определения возможности создания нового профессионально-ориентированного программного продукта для решения конкретной задачи, в том числе и на этапе постановки задачи. В зависимости от поставленных информационных задач, связанных с профессиональной направленностью, специалист сам принимает решение о том, какие программные средства и в каком порядке ему применять, и какие навыки он будет развивать.

начинает работать с прикладными программными средствами, требующими теоретической и практической подготовки, элементов творческой деятельности. Специалист данной группы изучает новое программное обеспечение, в том числе и для определения возможности создания нового профессионально-ориентированного программного продукта для решения конкретной задачи, в том числе и на этапе постановки задачи. В зависимости от поставленных информационных задач, связанных с профессиональной направленностью, специалист сам принимает решение о том, какие программные средства и в каком порядке ему применять, и какие навыки он будет развивать.Технический профиль:

Оператор осуществляет действия и задачи, связанные с эксплуатацией ПО. Данный процесс включает: подготовительную работу; эксплуатационное тестирование; эксплуатацию ПО; поддержку пользователей.

осуществляет действия и задачи, связанные с эксплуатацией ПО. Данный процесс включает: подготовительную работу; эксплуатационное тестирование; эксплуатацию ПО; поддержку пользователей.Разработчик осуществляет процесс сопровождения готового ПО, т.е. внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.

осуществляет процесс сопровождения готового ПО, т.е. внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям. Проектировщик предусматривает действия и задачи по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.

предусматривает действия и задачи по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.Аналитик применяет методы интеллектуального анализа данных, экспертных систем, систем моделирования, позволяющих проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов.

применяет методы интеллектуального анализа данных, экспертных систем, систем моделирования, позволяющих проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов. Объектами профессиональной деятельности информатика (с квалификацией в области) являются:

- информационные процессы, которые определяются спецификой предметной области;

- события, функциональные процессы и базы данных в предметной области, действия по выработке управленческого решения или по разработке экспертного заключения, информационные потоки, ресурсы (материальные, информационные и иные нематериальные, денежные и др.) – в организациях, характерных для предметной области (органы государственного и муниципального управления, финансовые и экономические учреждения, органы налогообложения, органы правопорядка и социальной защиты, суды. Органы юстиции. Таможня, экономические отделы, служба юрисконсульта и др.);

- новые направления деятельности в области применения, которые требуют внедрения компьютерного оборудования, локальных и вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети для осуществления сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации, необходимой для обеспечения функциональных процессов;

- профессионально-ориентированные информационные системы, в том числе:

в области экономики: информационные системы в административном управлении, информационные системы в банковском деле, ИС в страховом деле, ИС в налогообложении, ИС в бухгалтерском учете, аудите, ИС фондового рынка, в антикризисном управлении, таможенном деле, ИС в оценочной деятельности, ИС в маркетинге и рекламе;

в области юриспруденции: информационные и коммуникационные системы в оперативной деятельности, ИС в судебной экспертизе. Распознавании образов (в юридической деятельности), правовые информационно-справочные системы по видам юридической деятельности, ИС в арбитражном судопроизводстве.

В зависимости от используемых информационно-компьютерных и аудиовизуальных технологий и класса, решаемых с их помощью задач, различаются группы вышеуказанных специалистов. Соответственно содержание информационно-компьютерной подготовки в вузе должно формировать специалистов 2 и 3 групп, поскольку обществу нужны кадры, способные творчески применять новые информационные технологии, тем самым повышая качество образования.

В основу выделения компонент информационно-компьютерной подготовки нами были положены параметры личности из обобщенной модели деятельности.

Мотивационный компонент характеризует отношение специалиста к компьютеру как средству информационной деятельности, инструменту решения возникающих информационных задач; его интерес, побуждение к овладению соответствующими знаниями и умениями; стремление самому использовать возможности компьютера в учебной и внеурочной деятельности.

Интеллектуальный компонент представляет собой знания из соответствующих предметных областей (кибернетика, информатика, теория информации, математика и др.), систему знаний и умений специалиста сформированных в ходе изучения информатики как средства решения информационных задач в учебной и внеурочной информационной деятельности. Формирование данного компонента опирается на качественные и количественные характеристики усвоенных знаний

Предметно-практический компонент предполагает освоение средств решения задач в учебной и внеурочной информационной деятельности, подразумевает процесс и результат формирования наиболее значимых информационных навыков.

Предметно-практический компонент предполагает освоение средств решения задач в учебной и внеурочной информационной деятельности, подразумевает процесс и результат формирования наиболее значимых информационных навыков. В состав мотивационного, предметно-практического и интеллектуального компонентов входят четыре группы элементов.

I группа элементов:

• понимание наиболее общих возможностей вычислительной техники;

• знания современного состояния уровня и направления развития компьютерной техники и программных средств, взаимосвязи аппаратного и программного обеспечении компьютера;

• знания и навыки работы с программными средствами системного назначения;

• навыки работы в Интернет с целью поиска и отбора информации, необходимой для решения профессиональных задач;

• знание основ универсальных информационно-компьютерных технологий переработки информации, их возможностей и недостатков, методологии их использования для решения профессиональных задач;

• умения использовать универсальные информационно-компьютерные технологии для решения профессиональных задач по образцу;

• навыки самостоятельного освоения новых программных средств.

II группа: умения использовать универсальные информационно-компьютерные технологии для решения профессиональных задач в новых ситуациях.

III группа: знания, умения и навыки, отражающие специфику будущей профессии, касающиеся специфических методов и правил формирования, обработки и представления профессионально - важной информации.

IV группа: знания, умения и навыки работы с профессионально-ориентированными информационно-компьютерными технологиями (автоматизированными системами различного назначения, автоматизированными местами и т.п.)

Все три компонента подготовки к информационно-компьютерной деятельности связаны между собой, изменения, происходящие в одном компоненте, влекут за собой изменения в другом. Выделенные компоненты не исчерпывают всех аспектов информационно-компьютерной подготовки будущего профессионала, но в целом достаточно полно характеризуют специалиста, стремящегося творчески на качественно новом уровне использовать информационно-компьютерные и аудиовизуальные технологии в своей профессиональной деятельности.



Основной целью информатизации учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе является создание единого информационного пространства на основе использования новейших интеллектуальных информационных технологий, информационных сетей, введение в общеобразовательный процесс информационной культуры, оснащения современным программным обеспечением и компьютерным оборудованием, что несомненно способствует повышению качества профессионального образования.

Информатизация учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе предполагает комплекс мер, направленных на повышение:

1. качества условий образования (педагогические условия, кадровые условия, материально-технические условия);

2. качества результатов образования (обучение, развитие, воспитание);

3. качества управления (организационные структуры управления, организационные механизмы управления, система мониторинга).

Анализ содержания подготовки к информационно-компьютерной деятельности (ее качественной стороны) показывает, что она различна по содержанию даже внутри группы специалистов одной профессии. Нами определены следующие группы специалистов, использующих информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности.

Таблица 1.

Группы специалистов в соответствии с уровнями ИКП и профилем обучения

Уровни ИКП

Уровни ИКП
Группы специалистов

Гуманитарный профиль

Технический профиль

1 уровень.

Пользователь.

Применение стандартных ИКТ.

Оператор.

Эксплуатация ПО.

2 уровень.

Профессиональный пользователь.

Экспертное знание ИКТ.

Разработчик.

Сопровождение ПО.

3 уровень.

Постановщик задачи.

Формирование требований к ПО.

Проектировщик.

Создание ПО.

4 уровень.

Аналитик.

Бизнес- анализ.

Аналитик.

Системный анализ.

Результат

Подготовка компетентного специалиста в области ИКТ.

Подготовка компетентного IT-специалиста.



Гуманитарный профиль:

Специалист-пользователь (с квалификацией в профессиональной области): При решении практических задач специалист данной группы использует простейшие алгоритмы и профессионально-ориентированные технологии.

При решении практических задач специалист данной группы использует простейшие алгоритмы и профессионально-ориентированные технологии. Специалист-профессиональный пользователь (с квалификацией в области): характеризуется углублением представлений о роли и значении компьютера и программного обеспечения, а также о методах компьютерного моделирования. Широко применяет как универсальные информационно-компьютерные технологии, так и профессионально-ориентированные не только для решения известных задач, но и в новых ситуациях, видит новые точки приложения технологий. Специалиста данной группы характеризует повышенный уровень информационно-компьютерной подготовки. На данном уровне развивается интуиция, становится возможным прогнозирование сферы приложений усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных на предыдущих уровнях; предполагается не просто умение работать с определенными классами программного обеспечения, а умение работать эффективно. Этот уровень требует глубокого (экспертного) знания конкретных программных продуктов, а также наличия практического опыта.

характеризуется углублением представлений о роли и значении компьютера и программного обеспечения, а также о методах компьютерного моделирования. Широко применяет как универсальные информационно-компьютерные технологии, так и профессионально-ориентированные не только для решения известных задач, но и в новых ситуациях, видит новые точки приложения технологий. Специалиста данной группы характеризует повышенный уровень информационно-компьютерной подготовки. На данном уровне развивается интуиция, становится возможным прогнозирование сферы приложений усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных на предыдущих уровнях; предполагается не просто умение работать с определенными классами программного обеспечения, а умение работать эффективно. Этот уровень требует глубокого (экспертного) знания конкретных программных продуктов, а также наличия практического опыта. Специалист-постановщик задач (с квалификацией в профессиональной области): начинает работать с прикладными программными средствами, требующими теоретической и практической подготовки, элементов творческой деятельности. Специалист данной группы изучает новое программное обеспечение, в том числе и для определения возможности создания нового профессионально-ориентированного программного продукта для решения конкретной задачи, в том числе и на этапе постановки задачи. В зависимости от поставленных информационных задач, связанных с профессиональной направленностью, специалист сам принимает решение о том, какие программные средства и в каком порядке ему применять, и какие навыки он будет развивать.

начинает работать с прикладными программными средствами, требующими теоретической и практической подготовки, элементов творческой деятельности. Специалист данной группы изучает новое программное обеспечение, в том числе и для определения возможности создания нового профессионально-ориентированного программного продукта для решения конкретной задачи, в том числе и на этапе постановки задачи. В зависимости от поставленных информационных задач, связанных с профессиональной направленностью, специалист сам принимает решение о том, какие программные средства и в каком порядке ему применять, и какие навыки он будет развивать.Технический профиль:

Оператор осуществляет действия и задачи, связанные с эксплуатацией ПО. Данный процесс включает: подготовительную работу; эксплуатационное тестирование; эксплуатацию ПО; поддержку пользователей.

осуществляет действия и задачи, связанные с эксплуатацией ПО. Данный процесс включает: подготовительную работу; эксплуатационное тестирование; эксплуатацию ПО; поддержку пользователей.Разработчик осуществляет процесс сопровождения готового ПО, т.е. внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.

осуществляет процесс сопровождения готового ПО, т.е. внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям. Проектировщик предусматривает действия и задачи по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.

предусматривает действия и задачи по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.Аналитик применяет методы интеллектуального анализа данных, экспертных систем, систем моделирования, позволяющих проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов.

применяет методы интеллектуального анализа данных, экспертных систем, систем моделирования, позволяющих проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов. Объектами профессиональной деятельности информатика (с квалификацией в области) являются:

- информационные процессы, которые определяются спецификой предметной области;

- события, функциональные процессы и базы данных в предметной области, действия по выработке управленческого решения или по разработке экспертного заключения, информационные потоки, ресурсы (материальные, информационные и иные нематериальные, денежные и др.) – в организациях, характерных для предметной области (органы государственного и муниципального управления, финансовые и экономические учреждения, органы налогообложения, органы правопорядка и социальной защиты, суды. Органы юстиции. Таможня, экономические отделы, служба юрисконсульта и др.);

- новые направления деятельности в области применения, которые требуют внедрения компьютерного оборудования, локальных и вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети для осуществления сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации, необходимой для обеспечения функциональных процессов;

- профессионально-ориентированные информационные системы, в том числе:

в области экономики: информационные системы в административном управлении, информационные системы в банковском деле, ИС в страховом деле, ИС в налогообложении, ИС в бухгалтерском учете, аудите, ИС фондового рынка, в антикризисном управлении, таможенном деле, ИС в оценочной деятельности, ИС в маркетинге и рекламе;

в области юриспруденции: информационные и коммуникационные системы в оперативной деятельности, ИС в судебной экспертизе. Распознавании образов (в юридической деятельности), правовые информационно-справочные системы по видам юридической деятельности, ИС в арбитражном судопроизводстве.

В зависимости от используемых информационно-компьютерных и аудиовизуальных технологий и класса, решаемых с их помощью задач, различаются группы вышеуказанных специалистов. Соответственно содержание информационно-компьютерной подготовки в вузе должно формировать специалистов 2 и 3 групп, поскольку обществу нужны кадры, способные творчески применять новые информационные технологии, тем самым повышая качество образования.

В основу выделения компонент информационно-компьютерной подготовки нами были положены параметры личности из обобщенной модели деятельности.

Мотивационный компонент характеризует отношение специалиста к компьютеру как средству информационной деятельности, инструменту решения возникающих информационных задач; его интерес, побуждение к овладению соответствующими знаниями и умениями; стремление самому использовать возможности компьютера в учебной и внеурочной деятельности.

Интеллектуальный компонент представляет собой знания из соответствующих предметных областей (кибернетика, информатика, теория информации, математика и др.), систему знаний и умений специалиста сформированных в ходе изучения информатики как средства решения информационных задач в учебной и внеурочной информационной деятельности. Формирование данного компонента опирается на качественные и количественные характеристики усвоенных знаний

Предметно-практический компонент предполагает освоение средств решения задач в учебной и внеурочной информационной деятельности, подразумевает процесс и результат формирования наиболее значимых информационных навыков.

Предметно-практический компонент предполагает освоение средств решения задач в учебной и внеурочной информационной деятельности, подразумевает процесс и результат формирования наиболее значимых информационных навыков. В состав мотивационного, предметно-практического и интеллектуального компонентов входят четыре группы элементов.

I группа элементов:

• понимание наиболее общих возможностей вычислительной техники;

• знания современного состояния уровня и направления развития компьютерной техники и программных средств, взаимосвязи аппаратного и программного обеспечении компьютера;

• знания и навыки работы с программными средствами системного назначения;

• навыки работы в Интернет с целью поиска и отбора информации, необходимой для решения профессиональных задач;

• знание основ универсальных информационно-компьютерных технологий переработки информации, их возможностей и недостатков, методологии их использования для решения профессиональных задач;

• умения использовать универсальные информационно-компьютерные технологии для решения профессиональных задач по образцу;

• навыки самостоятельного освоения новых программных средств.

II группа: умения использовать универсальные информационно-компьютерные технологии для решения профессиональных задач в новых ситуациях.

III группа: знания, умения и навыки, отражающие специфику будущей профессии, касающиеся специфических методов и правил формирования, обработки и представления профессионально - важной информации.

IV группа: знания, умения и навыки работы с профессионально-ориентированными информационно-компьютерными технологиями (автоматизированными системами различного назначения, автоматизированными местами и т.п.)

Все три компонента подготовки к информационно-компьютерной деятельности связаны между собой, изменения, происходящие в одном компоненте, влекут за собой изменения в другом. Выделенные компоненты не исчерпывают всех аспектов информационно-компьютерной подготовки будущего профессионала, но в целом достаточно полно характеризуют специалиста, стремящегося творчески на качественно новом уровне использовать информационно-компьютерные и аудиовизуальные технологии в своей профессиональной деятельности.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.