'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Информатизация – ключевое направление развития системы образования Республики Татарстан ::
     
():  
:  
-
: , 3 2024
" . "

Информатизация – ключевое направление развития системы образования Республики Татарстан

Информатизация – ключевое направление развития системы образования Республики Татарстан

Мәгълүматлаштыру – Татарстан республикасы мәгариф системасы үсешенең иң мөһим юнәлеше

Н.М. Валеев,
министр образования и науки Республики Татарстан

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся сегодня важнейшим инструментом модернизации и развития всей образовательной системы – от управления до воспитания и обеспечения доступности образования. Создание оптимальных условий для активного использования новых образовательных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей образования с использованием современных ИКТ, составляет суть процесса информатизации всех уровней системы образования.

Целью информатизации образования является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества, рынка труда в качественном образовании через предоставление всем участникам образовательного процесса принципиально новых возможностей реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемой для этого среде.

Процесс информатизации является продолжительным во времени и касается практически всех сфер существующей системы образования. Он затрагивает как культурные образовательные традиции, коренные проблемы философии образования, так и педагогическую практику; требует создания капиталоемкой информационной инфраструктуры, выполнения значительного объема организационно-методической работы и научных исследований. Поэтому реальная информатизация каждого образовательного учреждения, каждого рабочего места невозможна без активного, заинтересованного участия в этом процессе преподавателей, администрации, органов управления сферы образования, руководства республики. Нужно преодолеть иждивенческое, потребительское отношение многих преподавателей к информатизации их школ, колледжей, вузов, поскольку никто, кроме самого преподавателя, не сможет внедрить современные ИКТ в его уроки, лекции, практические и лабораторные занятия. При этом создание необходимых условий для разработки, системного внедрения и активного использования информационных технологий во всех сферах деятельности системы образования становится сегодня одной из основных задач органов управления образованием. На решение этой задачи и нацелен проект Республиканской комплексной целевой Программы «Информатизация образования в Республике Татарстан на 2008 -2010 годы" (далее Программа).

Основной стратегической целью Программы является создание на основе комплексного использования ИКТ в системе образования РТ условий для получения гражданами качественного образования путем формирования единой информационной образовательной среды РТ, разработки и внедрения инновационных образовательных технологий.

Для достижения стратегической цели (цель нулевого уровня) необходимо решить комплекс задач, сгруппированных по следующим основным направлениям:

  • Совершенствование нормативно-правовой базы в области информатизации образования и обеспечение информационной безопасности.
  • Развитие информационной инфраструктуры.
  • Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающего мобильность в сфере образования и совершенствование информационного обмена.
  • Развитие образовательных ресурсов.
  • Совершенствование системы подготовки педагогических, управленческих и инженерно-технических кадров для осуществления информатизации образования.
  • Создание региональной системы открытого образования на основе кластерного подхода.
  • Обеспечение равных возможностей всем гражданам (в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья) на получение образования всех уровней.
  • Совершенствование системы управления образованием на основе внедрения инновационных инфокоммуникационных технологий.
  • Развитие учебно-методической, научно-методической и PR-деятельности в области ИКТ
  • Каждая из перечисленных задач носит комплексный характер и направлена на реализацию определенных аспектов информационной политики в области образования в Республике Татарстан. При этом каждая задача одновременно является стратегической целью для конкретного направления (цели первого уровня).

    Совершенствование нормативно-правовой базы в области информатизации образования и обеспечение информационной безопасности

    Стремительное и не всегда прогнозируемое развитие процессов информатизации мирового сообщества сопровождается возникновением противоречивых ситуаций, среди которых существенное место занимают нормативно-правовые вопросы (авторские права на электронные продукты, создание и хранение информационных ресурсов, наполнение электронных библиотек и т.п.). Естественно, что наиболее актуальные проблемные моменты нормативно-правовых ситуаций должны быть учтены и проработаны в любой программе информатизации на любом уровне (межнациональном, национальном, региональном), поэтому в Программе данное направление детализируется по трем выделенным направлениям (цели второго уровня):

    • Развитие регионального законодательства в части электронных ресурсов сферы образования, науки и культуры.
    • Разработка нормативно-правовой базы в области информатизации образования.
    • Обеспечение информационной безопасности.
    В свою очередь, реализация каждого из этих направлений конкретизируется комплексом мероприятий, выполнение которых обеспечивает достижение локальных целей, на которые ориентировано данное направление в целом.

    Развитие информационной инфраструктуры

    Одним из важнейших направлений развития системы образования Республики Татарстан является формирование единой образовательной информационной среды (ЕОИС РТ). Технологической основой ЕОИС РТ является информационная компьютерная сеть общеобразовательных учреждений РТ, обеспечивающая доступ в интернет учащимся школ, лицеев, гимназий, колледжей, техникумов.

    Конкретизация данного направления достигается выделением следующих частных направлений (цели второго уровня):

    • Развитие материально-технической базы информатизации.
    • Развитие информационной компьютерной сети образовательных учреждений (СОУ) РТ.
    В качестве основных мероприятий данного направления выделены следующие: развитие ресурсного центра МОиН РТ; оснащение республиканского координационного центра и межшкольных методических центров современным серверным и коммуникационным оборудованием; создание в учреждениях образования локальных компьютерных сетей, интегрированных в СОУ; развитие функциональности СОУ (реализация функций видеотрансляций лекций, проведения видеоконференций, IP-телефонии и др.); разработка научно-методической базы развития СОУ РТ; разработка технологий мониторинга и прогноза динамики информационных потоков; разработка методов и технологий оптимизации проектирования сетей передачи данных, оценки качества и эффективности функционирования базовой сети передачи данных СОУ РТ; разработка типовых технологий использования видеотрансляций в реальном учебном процессе образовательных учреждений РТ; обеспечение устойчивого функционирования систем видеотрансляций в рамках СОУ РТ. Также предусмотрены: разработка и создание системы оценки качества образования, комплексной системы управления учебным процессом и образовательным контентом, охватывающей все этапы обучения и всех участников процесса обучения (учеников, студентов, преподавателей, администрации); подготовка базовых узлов распределенной информационной системы, обучение персонала, внедрение системы в пилотных образовательных учреждениях; распространение системы по районам РТ, подготовка специалистов для работы в базовых узлах, подготовка методических материалов.

    Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающего мобильность в сфере образования и совершенствование информационного обмена

    Основные мероприятия данного направления направлены на дальнейшее развитие системы технической поддержки пользователей СОУ РТ, развитие технологий подключения образовательных учреждений к сети Интернет: организация диспетчерской службы; развитие портала технической поддержки учреждений образования; разработка и создание системы мониторинга функционирования системы доступа образовательных учреждений в Интернет (сбор, хранение и обработка статистической информации об объеме принятого и переданного трафика, времени работы пользователей в сети, скорости передачи данных); создание системы подготовки и сопровождения администраторов локальных вычислительных сетей образовательных учреждений.

    Развитие образовательных ресурсов

    Одним из важнейших направлений работ по информатизации образования является развитие электронных образовательных ресурсов. Совершенно очевидно, что сегодня главное – это не поставка компьютеров или даже подключение их к Интернету, а создание и активное использование образовательного контента. Именно поэтому Программой предусматривается подготовка широкого спектра электронных учебно-методических материалов по различным направлениям и предметам.

    Основу контента ЕОИС РТ должен составить комплекс электронных образовательных ресурсов, для разработки которых планируется, в максимально возможной степени, задействовать информационно-технологический и педагогический потенциал РТ. Используя богатый опыт научно-педагогического сообщества республики, необходимо выстроить открытую образовательную систему, интегрирующую все доступные информационные технологии, обеспечить переход преподавателей к активному использованию методических и информационных средств в полном объеме.

    Поэтому, основной целью работ по направлению «Развитие образовательных ресурсов», является создание необходимых условий для активного применения новых информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, включая разработку, создание, тиражирование и использование в учебном процессе современных электронных учебных материалов, интегрированных в традиционный учебный процесс; разработку электронных средств поддержки и развития учебного процесса; организацию электронных библиотек обучающих средств и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам; создание региональных хранилищ информационных образовательных ресурсов.

    Данное направление конкретизируется следующей дифференцированной тематикой (цели второго уровня):

    • Развитие инфраструктуры разработки электронных средств учебного назначения – создание Центра разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов (Медиацентра).
    Медиацентр должен стать информационно-производственной базой для разработки и тиражирования электронных учебных материалов (мультимедийные средства: электронные учебники и справочники, энциклопедии, видеофильмы, средства контроля и тестирования обучаемых и т.д.), для индивидуальных и коллективных форм обучения. Создание электронных учебных материалов с использованием современных технологий предполагает объединение усилий высокопрофессиональных, специально подготовленных специалистов – ученых-педагогов, программистов, дизайнеров, сценаристов, психологов и др. Поэтому, задача создания электронных учебных материалов требует поиска новых форм организации такой работы.

    В целях создания в РТ системы открытого образования, в планах работ Медиацентра предусматривается разработка средств и технологий дистанционного обучения. Для организации дистанционного обучения должен быть создан комплект документов и материалов, обеспечивающий индивидуальное обучение лиц, не имеющих возможности посещать образовательное учреждение, но желающих получить образование.

    - Создание системы электронных научно-образовательных комплексов (ЭНОК).

    Основу типового ЭНОК составляет учебно-методический комплекс (по определенному направлению обучения), в состав которого входят:

    • тематический проблемно-ориентированный портал (вертикальный субпортал в системе научно-образовательных порталов);
    • мультимедийные учебники;
    • электронные учебно-методические материалы;
    • электронная библиотека;
    • средства организации и сопровождения форумов, конференций на базе ИКТ;
    • средства поддержки коллективной проектной деятельности (в рамках учебных занятий, самостоятельной исследовательской работы обучаемых, совместной исследовательской деятельности преподавателей и обучаемых).
    • cоздание республиканской электронной библиотеки научно-образовательных ресурсов.
    Программой предусматривается создание научно-образовательной электронной библиотеки, обеспечивающей читателям доступ к ресурсам через Интернет.

    - Развитие образовательного портала Единой образовательной информационной среды Республики Татарстан (ЕОИС РТ).

    Одним из основных компонентов ЕОИС РТ является образовательный портал РТ (http://edu.ksu.ru). Портал создан с целью интеграции региональных образовательных интернет-ресурсов и предоставления образовательным учреждениям РТ возможности публиковать свою информацию в интернете. Формирование контента ведется совместными усилиями МОиН РТ и педагогического сообщества республики. Опыт эксплуатации портала убедительно показал, что наполнение портала контентом требует не только значительных усилий и ресурсов, но и принципиально новых, сетевых методов работы с образовательным сообществом, и новых подходов к стимулированию такой деятельности.

    Совершенствование системы подготовки педагогических, управленческих и инженерно-технических кадров для осуществления информатизации образования

    Это направление конкретизируется следующей дифференцированной тематикой (цели второго уровня):

    • Разработка информационно-дидактических основ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
    • Реализация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
    В комплекс основных мероприятий по данному направлению включены такие, как организация системы очно-дистанционного обучения педагогов, руководителей общеобразовательных учреждений, управленческих кадров на базе системы методического обеспечения единой образовательной информационной среды Республики Татарстан [6], а также создание на базе ЕОИС РТ единой системы дистанционного обучения, обеспечивающей доступ к ресурсам электронных научно-образовательных комплексов (электронным библиотекам, учебникам, курсам, аудио- и видеоматериалам) через Интернет для различных категорий пользователей.

    Создание региональной системы открытого образования на основе кластерного подхода

    Данное направление является реализацией одного из центральных методологических положений, лежащих в основе Программы. Суть его заключается в том, что десятилетиями муссируемая в педагогическом сообществе идея непрерывного профессионального образования обретает возможность стать основой, с одной стороны, системы профессионального совершенствования человека через всю его жизнь, с другой – системы реально открытого для каждого индивидуума качественного образования. Конкретизируется это положение спектром следующих выделенных направлений (цели второго уровня):

    • Разработка теоретических основ открытого образования на основе кластерного подхода.
    • Создание образовательных кластеров по направлениям: "Машиностроение", "Авиастроение", "Нефтегазохимия", "Строительство и ЖКХ", "Агропромышленность", "Легкая и пищевая промышленность", "Торговля и сервис", "Транспорт и дорожное хозяйство", "Связь", "Энергетика".
    Реализация данного направления ориентирована на создание региональной интегрированной экономики, основанной на знаниях. Экономика такого типа должна быть обеспечена многоуровневой адаптивной системой профессионального образования, базирующейся на мощных аналитических методах мониторинга и прогнозирования.

    Обеспечение равных возможностей всем гражданам (в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья) на получение образования всех уровней

    Данное направление конкретизируется спектром следующих выделенных задач (цели второго уровня):

    • Разработка и реализация системы дистанционного обучения для лиц с ограниченными физическими возможностями.
    • Развитие системы дистанционного обучения для лиц с ограниченными физическими возможностями.
    • Совершенствование работы с одаренными детьми на основе инфокоммуникационных технологий.
    Совершенствование системы управления образованием Республики Татарстан на основе внедрения инновационных инфокоммуникационных технологий

    Стремительное развитие процессов информатизации мирового сообщества ставит, в числе прочих, и проблему новых подходов к организации управления этими процессами. Естественно, что решение этой проблемы должно иметь свое отражение в Программе, что конкретизируется следующими направлениями (цели второго уровня):

    • Создание технологической структуры системы управления образованием Республики Татарстан.
    • Автоматизация системы управления образованием Республики Татарстан.
    • Разработка, создание и внедрение систем единого национального тестирования и промежуточного государственного контроля знаний обучающихся.
    Развитие учебно-методической, научно-методической и PR-деятельности в области ИКТ

    Данное направление является отражением тех необходимых изменений в организации образовательных процессов, которые диктуются логикой информационного образования. Конкретизируется это следующими выделенными направлениями (цели второго уровня):

    • Научно-методическая деятельность.
    • Учебно-методическая деятельность.
    • Информирующая и PR-деятельность.
    Успешная реализация данной Программы позволит достичь качественных изменений в образовательной сфере: система образования Республики Татарстан получит электронные образовательные ресурсы нового поколения, развитую информационную инфраструктуру, основанную на передовых технологиях; будет осуществлено массовое обучение преподавательского состава республики современным информационно-коммуникационным технологиям.

    В результате реализации мероприятий Программы будут получены следующие социально-экономические эффекты:

    а) на региональном уровне:

    • повышение конкурентоспособности и эффективности экономики Республики Татарстан, обусловленное повышением качества человеческого капитала, более полным удовлетворением потребностей интенсивно развивающейся экономики региона, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
    • повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования за счет создания эффективной системы обеспечения качества образовательных услуг, широкого включения в нее общественно-государственных структур и профессиональных объединений;
    • повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;
    • введение новых форм управления в региональной системе образования;
    • модернизация технологической и социальной инфраструктуры образования;
    • реструктуризация системы подготовки специалистов всех уровней;
    • увеличение объемов и структуры экспорта образовательных услуг республиканской системы образования;
    • повышение удельного веса татарстанского образования на российском и мировом рынках образовательных услуг;
    • снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере образования;
    б) на уровне образовательных учреждений (организаций):

    •  увеличение количества инновационно-активных научно-образовательных комплексов, кластерных и сетевых образовательных структур;
    • рост негосударственного финансирования образовательных программ;
    • улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций сферы образования, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала;
    в) в сфере социальной привлекательности образования:

    • расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;
    • повышение спроса на квалифицированные кадры, оптимизация их возрастной структуры;
    • повышение уровня доходов работников сферы образования;
    • предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие регионы Российской Федерации, другие государства и отрасли;
    • сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров;
    г) в бюджетной сфере:

    • концентрация средств регионального бюджета на развитии системообразующих "точек роста" в сфере образования;
    • повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов в сфере образования;
    • содействие развитию различных организационно-правовых форм образовательных организаций;
    • повышение уровня внебюджетного софинансирования образования, обеспечение дополнительных налоговых поступлений.
    Таким образом, всестороннее развитие процессов информатизации, предусматриваемое Республиканской комплексной целевой Программой «Информатизация образования в Республике Татарстан» на 2008 -2010 годы, является ключевым направлением развития всей системы образования, способным оказать существенное позитивное влияние на социально-экономическое развитие Республики Татарстан в целом.

    Решение о разработке Программы было принято Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.07 г. № 201-р.

    В ее разработке приняли участие специалисты республиканских министерств образования и науки, информатизации и связи, финансов, юстиции, экономики, а также ученые и преподаватели Казанского государственного университета, Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Института развития образования Республики Татарстан, Академии наук Республики Татарстан.

    Для публичного ознакомления и обсуждения программа была размещена на сайте Министерства образования и науки РТ в разделе "Информатизация образования" (http://mon.tatar.ru) и регулярно обновлялась с учетом вносимых в неё изменений.

    :
    2006
    " -2006"
    1 " -2007"


    © , :
    © , - WebMar.ru
    .