'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Обеспечение доступности информационной среды для развития, обучения и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья ::
     
():  
:  
-
: , 29 2024
" . "

Обеспечение доступности информационной среды для развития, обучения и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья

Современная реальность выражается в бурном развитии средств массовой коммуникации, широком распространении персональных компьютеров, в построении глобальных информационных сетей, в разработке технологий виртуальной реальности и других технологических инновациях. Вместе с тем, информационные технологии нельзя рассматривать как нечто принадлежащее исключительно миру техники, потому что они настолько глубоко проникли в жизнь людей, вплелись в саму ее повседневность, что вычленить их из общего мировоззренческого и социального контекста уже не представляется возможным.

Сегодня информационные технологии внедрились почти во все структуры общества и государства. Быстрое развитие информационных технологий за последние десятилетия является следствием ощутимого преимущества, быстроты и надежности при решении определенных задач в различных сферах нашей жизни.

В связи с активным развитием процесса информатизации современного общества информационные технологии становятся одним из основных средств обучения в образовательном процессе.

Информатизация системы образования представляет собой процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении учреждений системы образования.

В Республике Татарстан достаточно успешно осуществляется процесс создания инфраструктуры информатизации образования.

Во всех школах республики, включая начальные, есть компьютерное оборудование. Осуществляется процесс обеспечения школ современными аудиовизуальными средствами обучения, подключение их к сети Интернет.

Для нужд образовательных учреждений республики осуществляется закупка системного программного обеспечения и прикладных программных средств, в том числе локализованной на татарский язык операционной системы Windows XP.

За последние 5 лет в республике активно реализуются федеральные и республиканские проекты и программы:

  • Федеральная целевая программа «Дети России»; подпрограммы: «Оснащение компьютерной техникой сельских школ», «Оснащение компьютерной техникой городских и поселковых школ», «Оснащение компьютерной техникой учреждений начального профессионального образования», «Оснащение компьютерной техникой детских домов», «Оснащение комплектами компьютерного оборудования и электронными образовательными ресурсами школьных библиотек»;
  • Федеральная целевая программа «Развитие единой информационной образовательной среды. 2001-2005 гг.»;
  • Республиканский проект «Подключение образовательных учреждений Республики Татарстан к сети Интернет в 2005 году»;
  • Республиканский проект «Развитие информационной среды для детей с ограниченными возможностями».
С 2005 года Республика Татарстан участвует в федеральном проекте "Развитие информационной среды для детей с ограниченными возможностями". Цель данного проекта – разработка и внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего детям с ограниченными возможностями здоровья формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

Постоянное внимание уделяется решению вопросов информационно-технической поддержки образования детей-инвалидов. Все школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечены специализированной компьютерной техникой. Реализуется проект обеспечения аналогичным компьютерным оборудованием детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении.

На конференции педагогических работников в августе 2007 года Президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев поставил задачу создания региональной системы дистанционного образования, для чего необходимо решить следующий комплекс задач:

  • развития информационной инфраструктуры;
  • организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
  • создания и развития цифровых образовательных ресурсов, в том числе с учетом национально-регионального компонента;
  • совершенствования системы подготовки педагогических, управленческих и инженерно-технических кадров в области информационных технологий;
  • обеспечения равных возможностей всем гражданам (в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья) на получение образования всех уровней.
Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к людям, нуждающимся в особых условиях, специальной заботе, и в первую очередь, к детям с ограниченными возможностями. Ежегодно в нашей стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными и наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами. Большинство из этих детей не ходят в обычную школу. Дети с тяжелой формой инвалидности учатся в специальных школах и интернатах, получают образование на дому или не учатся совсем. Правильно ли это?

По мнению экспертов, в специальном обучении нуждается более 4% всех школьников, посещает же специальные школы около 3%. И это не только медицинская, но и социальная проблема, речь идет о так называемой проблеме «неравных возможностей».

За период с 2005 по 2007 годы в республике на приобретение компьютерного и специализированного учебного оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья и обучение педагогов основам работы на данной технике выделено 39,5 млн.руб., из них 26,9 млн.руб. из средств республиканского бюджета.



Реализация приоритетного национального проекта «Образование» позволила максимально включить образовательные учреждения в число пользователей ресурсов глобальной сети Интернет. Выполнены запланированные работы по широкополосному подключению образовательных учреждений, что позволяет более эффективно внедрять дистанционные формы обучения.

В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение все более выделяется из заочного обучения и обретает самостоятельную жизнь. Дистанционное обучение, основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволяет осуществить многоцелевые образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения; является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

Дистанционное обучение использует современные интерактивные информационные технологии: модульные, сетевые, ТВ, кейс-технологии и др. В настоящее время все большую популярность завоевывает дистанционное обучение на базе Интернет-технологий. Телекоммуникационная среда Интернет обладает рядом специфических особенностей (открытость, доступность, вариативность, интерактивность и т.д.), которые необходимо учитывать при проектировании, создании и проведении дистанционных учебных курсов.

Опыт организации дистанционного обучения для людей с ограниченными возможностями показывает успешность этой идеи, и на сегодняшний день в таком режиме обучается достаточно большое количество инвалидов. Правда, речь идет больше о «послешкольном» обучении, позволяющем получить среднее и высшее профессиональное образование. Система общего образования для детей данной категории пока остается практически не задействованной и только делает свои «первые шаги».

При этом следует отметить, что новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего образования.

Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку. Возможная нерегулярность посещения учебных занятий в массовой или специализированной школе, связанная с ограничением передвижения, заменяется обучением в удобное и подходящее для ребенка время. Гибкость структуры учебного процесса позволяет учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по изучаемому материалу. Широко используемая методика индивидуальных траекторий связана с отсутствием жесткой регламентации перечня дисциплин в учебном плане. При этом фиксируется определенный минимум естественно-научных и гуманитарных знаний, и на этой основе наращиваются те знания и умения, необходимость в которых испытывает конкретный ребенок.

Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, создавая возможность многократно возвращаться к изучаемому материалу при необходимости. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций, к примеру, если ребенок не может нажимать на клавиши пальцами, он приспосабливается – берет в рот карандаш и с его помощью работает на компьютере.

В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.). Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного, непосредственного взаимодействия c педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, использование «интерактивной доски», консультирование в режиме on-line и т.п.

В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.

В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легко реализуемым в сетях различным формам проверки.

Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для детей с особыми потребностями. Благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, позволяющим, к примеру, вводить информацию с голоса, в дистанционное обучение могут быть вовлечены разные категории детей-инвалидов, и не только с проблемами опорно-двигательного аппарата. Тем более что существуют специализированные технические средства адаптации, позволяющие детям с различными ограничениями полноценно взаимодействовать с компьютером.

В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Помимо этого, не менее важной целью является обеспечение его культурного развития, социализации, творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешной адаптации в жизни.

Для решения этих задач необходимо выстроить такую систему организации дистанционного обучения, основополагающими характеристиками которой являются:

  • изучение комплекса медико-психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, включая медико-психологическое обследование, оформление карты ИПР с рекомендациями для дистанционного обучения;
  • непрерывное психолого-педагогическое сопровождение дистанционных учебных курсов и процесса обучения ребенка: использование методик психодиагностики, позволяющих выявлять индивидуальные особенности ребенка, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомендации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией ребенка;
  • возможность сочетания традиционных и дистанционной форм обучения, когда отдельные курсы или их фрагменты можно изучать с использованием дистанционных технологий, а другие - по традиционной форме в рамках школы общего типа, специального или надомного обучения;
  • выделение интегральных характеристик обучающегося с помощью дистанционных технологий: показатели умственного развития и модальности восприятия информации, темперамент, личностные качества и др.;
  • разработка и осуществление социальной программы работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения и социального включения ребенка с ограниченными возможностями;
  • интеграция деятельности специалистов, работающих в системе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями (методические советы, обучающие курсы, повышение квалификации, стажировки, мастер-классы и т.п.).
При таком раскладе дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигмы образовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка.

Таким образом, свойства и функции сетевых телекоммуникаций, а также ряд преимуществ дистанционного над традиционными формами обучения подтверждают целесообразность вовлечения особых детей в обучение дистанционными технологиями с целью оказания помощи в получении ими полноценного образования и успешной социальной адаптации.

При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение информационных и иллюстративных возможностей педагога в учебном процессе; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения.

Кроме того, обучая таких детей, необходимо учесть трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов по предметам ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучающихся детей и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в познавательную деятельность разные психические структуры обучающегося, разные уровни его активности. Естественно, требуется усилить психологический компонент учебных дистанционных курсов.

Поэтому в республике уделяется большое внимание подготовке и формированию кадрового потенциала сопровождения проекта: свидетельства государственного образца о повышении квалификации педагогов специальных (коррекционных) учреждений Республики Татарстан и общеобразовательных школ по программе «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» получили 165 преподавателей-тьюторов дистанционного обучения и 42 администратора дистанционного обучения.

Поставка 14 беспроводных мобильных классов в специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты 1-6 вида позволила существенно обновить содержание преподавания информатики, а также ввести факультатив и кружок по данному профилю.

В 16 муниципальных районах республики с целью обеспечения доступности образования, развития безбарьерной информационной среды и предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья более широких возможностей для социализации проводится работа по оснащению базовых школ специализированным компьютерным оборудованием для дистанционного обучения данной категории учащихся. Дистанционное обучение поможет увеличить доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, развить творческие способности, в некоторой степени восполнит недостаток контактов со сверстниками и взрослыми и, в целом, будет способствовать пробуждению социальной активности и самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья.



Литература:

  • Коуров Л.В. Информационные технологии. Минск, «Амалфея», 2000.
  • Нугуманова Л.Н. Информационное сопровождение профильной школы.// Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции. Казань. – Изд-во «Таглимат», ИЭУП.
  • Нугуманова Л.Н. Использование информационных сетей и технологий в системе образования Республики Татарстан.// «Информатизация образования. Проблемы и поиски», №1, 2006 г.
  • Международный компьютерный еженедельник «Computer World Казань».
  • Закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 № 24-ФЗ.
  • Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект/Под ред. Ю.Б. Рубина. - М., 2004.
  • :
    2006
    " -2006"
    1 " -2007"


    © , :
    © , - WebMar.ru
    .