" . " Обеспечение доступности информационной среды для развития, обучения и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья
Современная реальность выражается в бурном развитии средств массовой коммуникации, широком распространении персональных компьютеров, в построении глобальных информационных сетей, в разработке технологий виртуальной реальности и других технологических инновациях. Вместе с тем, информационные технологии нельзя рассматривать как нечто принадлежащее исключительно миру техники, потому что они настолько глубоко проникли в жизнь людей, вплелись в саму ее повседневность, что вычленить их из общего мировоззренческого и социального контекста уже не представляется возможным.
Сегодня информационные технологии внедрились почти во все структуры общества и государства. Быстрое развитие информационных технологий за последние десятилетия является следствием ощутимого преимущества, быстроты и надежности при решении определенных задач в различных сферах нашей жизни.
В связи с активным развитием процесса информатизации современного общества информационные технологии становятся одним из основных средств обучения в образовательном процессе.
Информатизация системы образования представляет собой процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении учреждений системы образования.
В Республике Татарстан достаточно успешно осуществляется процесс создания инфраструктуры информатизации образования.
Во всех школах республики, включая начальные, есть компьютерное оборудование. Осуществляется процесс обеспечения школ современными аудиовизуальными средствами обучения, подключение их к сети Интернет.
Для нужд образовательных учреждений республики осуществляется закупка системного программного обеспечения и прикладных программных средств, в том числе локализованной на татарский язык операционной системы Windows XP.
За последние 5 лет в республике активно реализуются федеральные и республиканские проекты и программы:
- Федеральная целевая программа «Дети России»; подпрограммы: «Оснащение компьютерной техникой сельских школ», «Оснащение компьютерной техникой городских и поселковых школ», «Оснащение компьютерной техникой учреждений начального профессионального образования», «Оснащение компьютерной техникой детских домов», «Оснащение комплектами компьютерного оборудования и электронными образовательными ресурсами школьных библиотек»;
- Федеральная целевая программа «Развитие единой информационной образовательной среды. 2001-2005 гг.»;
- Республиканский проект «Подключение образовательных учреждений Республики Татарстан к сети Интернет в 2005 году»;
- Республиканский проект «Развитие информационной среды для детей с ограниченными возможностями».
С 2005 года Республика Татарстан участвует в федеральном проекте "Развитие информационной среды для детей с ограниченными возможностями". Цель данного проекта – разработка и внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего детям с ограниченными возможностями здоровья формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.
Постоянное внимание уделяется решению вопросов информационно-технической поддержки образования детей-инвалидов. Все школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечены специализированной компьютерной техникой. Реализуется проект обеспечения аналогичным компьютерным оборудованием детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении.
На конференции педагогических работников в августе 2007 года Президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев поставил задачу создания региональной системы дистанционного образования, для чего необходимо решить следующий комплекс задач:
- развития информационной инфраструктуры;
- организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
- создания и развития цифровых образовательных ресурсов, в том числе с учетом национально-регионального компонента;
- совершенствования системы подготовки педагогических, управленческих и инженерно-технических кадров в области информационных технологий;
- обеспечения равных возможностей всем гражданам (в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья) на получение образования всех уровней.
Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к людям, нуждающимся в особых условиях, специальной заботе, и в первую очередь, к детям с ограниченными возможностями. Ежегодно в нашей стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными и наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами. Большинство из этих детей не ходят в обычную школу. Дети с тяжелой формой инвалидности учатся в специальных школах и интернатах, получают образование на дому или не учатся совсем. Правильно ли это?
По мнению экспертов, в специальном обучении нуждается более 4% всех школьников, посещает же специальные школы около 3%. И это не только медицинская, но и социальная проблема, речь идет о так называемой проблеме «неравных возможностей».
За период с 2005 по 2007 годы в республике на приобретение компьютерного и специализированного учебного оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья и обучение педагогов основам работы на данной технике выделено 39,5 млн.руб., из них 26,9 млн.руб. из средств республиканского бюджета.
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» позволила максимально включить образовательные учреждения в число пользователей ресурсов глобальной сети Интернет. Выполнены запланированные работы по широкополосному подключению образовательных учреждений, что позволяет более эффективно внедрять дистанционные формы обучения.
В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение все более выделяется из заочного обучения и обретает самостоятельную жизнь. Дистанционное обучение, основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволяет осуществить многоцелевые образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения; является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.
Дистанционное обучение использует современные интерактивные информационные технологии: модульные, сетевые, ТВ, кейс-технологии и др. В настоящее время все большую популярность завоевывает дистанционное обучение на базе Интернет-технологий. Телекоммуникационная среда Интернет обладает рядом специфических особенностей (открытость, доступность, вариативность, интерактивность и т.д.), которые необходимо учитывать при проектировании, создании и проведении дистанционных учебных курсов.
Опыт организации дистанционного обучения для людей с ограниченными возможностями показывает успешность этой идеи, и на сегодняшний день в таком режиме обучается достаточно большое количество инвалидов. Правда, речь идет больше о «послешкольном» обучении, позволяющем получить среднее и высшее профессиональное образование. Система общего образования для детей данной категории пока остается практически не задействованной и только делает свои «первые шаги».
При этом следует отметить, что новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего образования.
Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку. Возможная нерегулярность посещения учебных занятий в массовой или специализированной школе, связанная с ограничением передвижения, заменяется обучением в удобное и подходящее для ребенка время. Гибкость структуры учебного процесса позволяет учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по изучаемому материалу. Широко используемая методика индивидуальных траекторий связана с отсутствием жесткой регламентации перечня дисциплин в учебном плане. При этом фиксируется определенный минимум естественно-научных и гуманитарных знаний, и на этой основе наращиваются те знания и умения, необходимость в которых испытывает конкретный ребенок.
Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, создавая возможность многократно возвращаться к изучаемому материалу при необходимости. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций, к примеру, если ребенок не может нажимать на клавиши пальцами, он приспосабливается – берет в рот карандаш и с его помощью работает на компьютере.
В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.). Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного, непосредственного взаимодействия c педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, использование «интерактивной доски», консультирование в режиме on-line и т.п.
В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.
В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.
В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легко реализуемым в сетях различным формам проверки.
Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для детей с особыми потребностями. Благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, позволяющим, к примеру, вводить информацию с голоса, в дистанционное обучение могут быть вовлечены разные категории детей-инвалидов, и не только с проблемами опорно-двигательного аппарата. Тем более что существуют специализированные технические средства адаптации, позволяющие детям с различными ограничениями полноценно взаимодействовать с компьютером.
В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Помимо этого, не менее важной целью является обеспечение его культурного развития, социализации, творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешной адаптации в жизни.
Для решения этих задач необходимо выстроить такую систему организации дистанционного обучения, основополагающими характеристиками которой являются:
- изучение комплекса медико-психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, включая медико-психологическое обследование, оформление карты ИПР с рекомендациями для дистанционного обучения;
- непрерывное психолого-педагогическое сопровождение дистанционных учебных курсов и процесса обучения ребенка: использование методик психодиагностики, позволяющих выявлять индивидуальные особенности ребенка, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомендации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией ребенка;
- возможность сочетания традиционных и дистанционной форм обучения, когда отдельные курсы или их фрагменты можно изучать с использованием дистанционных технологий, а другие - по традиционной форме в рамках школы общего типа, специального или надомного обучения;
- выделение интегральных характеристик обучающегося с помощью дистанционных технологий: показатели умственного развития и модальности восприятия информации, темперамент, личностные качества и др.;
- разработка и осуществление социальной программы работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения и социального включения ребенка с ограниченными возможностями;
- интеграция деятельности специалистов, работающих в системе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями (методические советы, обучающие курсы, повышение квалификации, стажировки, мастер-классы и т.п.).
При таком раскладе дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигмы образовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка.
Таким образом, свойства и функции сетевых телекоммуникаций, а также ряд преимуществ дистанционного над традиционными формами обучения подтверждают целесообразность вовлечения особых детей в обучение дистанционными технологиями с целью оказания помощи в получении ими полноценного образования и успешной социальной адаптации.
При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение информационных и иллюстративных возможностей педагога в учебном процессе; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения.
Кроме того, обучая таких детей, необходимо учесть трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов по предметам ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучающихся детей и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в познавательную деятельность разные психические структуры обучающегося, разные уровни его активности. Естественно, требуется усилить психологический компонент учебных дистанционных курсов.
Поэтому в республике уделяется большое внимание подготовке и формированию кадрового потенциала сопровождения проекта: свидетельства государственного образца о повышении квалификации педагогов специальных (коррекционных) учреждений Республики Татарстан и общеобразовательных школ по программе «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» получили 165 преподавателей-тьюторов дистанционного обучения и 42 администратора дистанционного обучения.
Поставка 14 беспроводных мобильных классов в специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты 1-6 вида позволила существенно обновить содержание преподавания информатики, а также ввести факультатив и кружок по данному профилю.
В 16 муниципальных районах республики с целью обеспечения доступности образования, развития безбарьерной информационной среды и предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья более широких возможностей для социализации проводится работа по оснащению базовых школ специализированным компьютерным оборудованием для дистанционного обучения данной категории учащихся. Дистанционное обучение поможет увеличить доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, развить творческие способности, в некоторой степени восполнит недостаток контактов со сверстниками и взрослыми и, в целом, будет способствовать пробуждению социальной активности и самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
Коуров Л.В. Информационные технологии. Минск, «Амалфея», 2000.Нугуманова Л.Н. Информационное сопровождение профильной школы.// Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции. Казань. – Изд-во «Таглимат», ИЭУП.Нугуманова Л.Н. Использование информационных сетей и технологий в системе образования Республики Татарстан.// «Информатизация образования. Проблемы и поиски», №1, 2006 г. Международный компьютерный еженедельник «Computer World Казань».Закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 № 24-ФЗ.Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект/Под ред. Ю.Б. Рубина. - М., 2004.
|
|
|