'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> К вопросу о формировании ИКТ-компетентности педагогов: из опыта компании REDLAB/REDCENTER ::
     
():  
:  
-
: , 30 2024
" . "

К вопросу о формировании ИКТ-компетентности педагогов: из опыта компании REDLAB/REDCENTER

Переход общества на новую ступень развития – информационную – непосредственно связан с распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Как заявлено в «Декларации принципов», одном из документов, принятых на Всемирном Саммите по информационному обществу ЮНЕСКО, «построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии», где информационное общество понимается как «ориентированное на интересы людей, открытые для всех и направленное на развитие … общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал<…>».(1) Информатизация общества – это не только модернизационный процесс, являющийся частью внутренней политики государства, но и процесс, способствующий интеграции страны в мировое информационное пространство.

Образование не может остаться в стороне от основных изменений в обществе, поэтому внедрение ИКТ в деятельность образовательных учреждений всех уровней является первоочередной задачей, а ее решение во многом зависит от того, насколько подготовлены учителя к использованию информационных технологий в своей работе.

Вопросу модернизации образования в России уделяется много внимания как на правительственном, так и на общественном уровне. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» доказывает важность проводимых реформ в образовательной среде. Один из аспектов данного проекта – это повышение ИКТ-компетентности учителей.

Профессиональное совершенствование учителей – важнейшая составляющая процесса модернизации образования и привнесения в педагогическую практику новых методов обучения, связанных с ИКТ. Владение учителями информационно-коммуникационными технологиями и успешное использование этих технологий в их профессиональной деятельности сможет в корне изменить действующую модель школьного обучения, переориентировав ее на соответствие нормам, как технологическим, так и образовательным, информационного общества. ИКТ-грамотность педагога сегодня – это обязательное требование к его профессиональной подготовке. Как и знание иностранного языка, оно рассматривается в списке основных квалификационных требований. Учитель, не владеющий компьютерными технологиями, не может своей деятельностью полностью удовлетворить запросы информационного общества в образовании. Однако реальная обстановка в нашей стране сейчас такова, что, несмотря на широкое вхождение ИКТ в школьную практику, одной из основных причин, тормозящих процесс информатизации среднего общего образования, является именно недостаток кадров, владеющих новыми технологиями и способных включать их в свою профессиональную деятельность. Поэтому и актуален вопрос о формировании и развитии ИКТ-компетентности педагогов и работников сферы образования.

ИКТ-компетентность можно только выработать. Для этого должна быть создана специальная методическая база – система непрерывной переподготовки кадров, которая позволит учителям не только приобретать знания, но что самое главное - развивать стойкие навыки.

Группа компаний REDLAB/REDCENTER в 2007 году участвовала в нескольких проектах, связанных с вопросами формирования системы непрерывной подготовки и переподготовки педагогических кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий и организованных Федеральным агентством по образованию. Речь идет о таких проектах, как «Разработка и апробация модульных программ дистанционного обучения в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), структурированных по уровням образования и целевым группам педагогических кадров», «Разработка и апробация методологического инструментария по созданию образовательных сетей для выпускников и слушателей программ переподготовки педагогических кадров высшей школы». Как следует из названий проектов, все они разнонаправленны, но тем самым свидетельствуют об активной работе государства по поиску и формированию новой модели организации профессиональной подготовки педагогов. Общим итогом реализации всех проектов стало создание продуктов, позволяющих осуществлять процесс переподготовки учителей и государственных служащих с опорой на информационные технологии.

Построению новой модели системы повышения профессиональной квалификации педагогов был посвящен реализованный компанией REDLAB/REDCENTER проект «Разработка информационно-технологической среды поддержки процесса переподготовки педагогических кадров системы образования». В результате работ по данному проекту было создано техническое и программное обеспечение для внедрения типовой модели непрерывного профессионального образования.

В продолжение разговора о формировании системы непрерывного обучения учителей необходимо отметить итоги проекта «Разработка и апробация модульных программ дистанционного обучения в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), структурированных по уровням образования и целевым группам педагогических кадров». В результате реализации проекта были созданы электронные унифицированные учебные модули, построенные на основе единых принципов и технологий. Эти модули позволяют сформировать такие программы повышения квалификации учителей, в которых будут учитываться уровень образования и уровень начальной подготовки слушателей в сфере ИКТ и которые будут обеспечивать возможность выбора разных траекторий обучения.

Проект разработки инструментария для создания социальной сети для выпускников и слушателей курсов повышения профессиональной квалификации в области педагогики и образования был направлен на создание инновационных, специальных механизмов, которые бы позволили аккумулировать инновационный опыт в сфере педагогики, управления, подготовки и переподготовки учителей, что позволило бы ему быстро распространяться.

ИКТ-подготовка современного учителя должна быть реализована в трех направлениях: техническом, предметном и методическом, т.е. необходимо обучать не только технологии как таковой (программному обеспечению, чаще всего), но и создавать мотивационную базу для последующего непрерывного обучения и совершенствования приобретенных навыков и, что наиболее важно, стимулировать учителей использовать ИКТ в профессиональной деятельности. Направление обучения навыкам работы с ИКТ развивается наиболее активно. Проводимые ФЦПРО проекты, в том числе по дистанционному обучению, решают задачу массовой подготовки учителей и работников сферы образования в области пользовательских компьютерных программ. И некоторые результаты мы уже имеем. Так, например, в Новгородской области, результаты специального тестирования показали, что 80% педагогических работников имеют базовую ИКТ-компетентность, а в Ростовском регионе этот показатель составил 70%. (2) Из всех направлений ИКТ-подготовки учителей в настоящий момент наименее развитым оказывается третье – методическое. И даже проекты ФЦПРО не полностью решают эту проблему. Сейчас основное внимание сосредоточено на создании учебных материалов нового поколения по всем школьным предметам и по некоторым дисциплинам начального профессионального образования, формируются коллекции информационных источников, доступных для педагогического сообщества. Но необходима и разработка специализированных методик, объясняющих, как эффективно использовать ИКТ в школьной практике.

Говоря о создании непрерывного процесса массовой переподготовки учителей, необходимо делать ставку на дистанционную форму обучения, так как она «позволяет вовлечь максимальное число педагогов в повышение квалификации без отрыва от производства и решить проблему замещения учителей на время прохождения курсов повышения квалификации, выстроить индивидуальный образовательный путь педагога с учетом его профессиональных потребностей и временных возможностей, способствовать в процессе дистанционного обучения пониманию каждым педагогом возможностей использования ИКТ в своей педагогической практике, когда во время обучения одновременно происходит освоение ИКТ с помощью ИКТ».(3)

Технологии e-learning во всем мире широко применяются при повышении квалификации учителей. Так, по данным ЮНЕСКО, в Китае к 2004 году дистанционно было обучено более 3 миллионов учителей и директоров школ, правительство продолжает делать ставку именно на дистанционные технологии для профессиональной переподготовки учителей, выделяя средства на разработку электронных курсов, рассчитанных на сотни учебных часов. (4)

В нашей стране в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стартовал проект «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», одной из целей которого является предоставление возможности педагогам и школьникам дистанционного обучения по основным пользовательским программным продуктам. Специально для этого проекта группа компаний REDLAB/REDCENTER создала около 100 дистанционных курсов для начинающих и опытных пользователей компьютеров. Дистанционное обучение по ним поддерживает программно-аппаратный комплекс REDCLASS, также разработанный в REDLAB/REDCENTER. Обучение доступно с сайта ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ 1.0.

Однако нельзя ограничиваться обучением непосредственно технологии, необходимо совершенствовать методику, как общую, так и частную, связанную с преподаванием отдельных дисциплин. Как уже было отмечено выше, методический аспект наименее изучен в настоящий момент в связи с тем, что насыщение школ информационно-коммуникационной техникой произошло в последние годы и эксперименты по использованию ее в школьной практике в массовом порядке начались недавно. Полезным будет рассмотреть опыт учебных центров в использовании информационно-коммуникационные технологии как одного из главных инструментов учебного процесса. Практические примеры позволяют уходить от декларативных заявлений об эффективности педагогической технологии, демонстрируя, как эта технология может работать.

Учебный центр REDLAB/REDCENTER существует уже более пятнадцати лет и за это время подготовил в очной форме свыше 25 тысяч ИТ-специалистов, а в дистанционной – количество его слушателей исчисляется десятками тысяч. REDLAB/REDCENTER был основан как первый в России учебный центр компании Sun Microsystems.В настоящий момент спектр интересов учебного центра значительно расширился – в нем проводится обучение по различным направлениям, включая информационные технологии, бизнес, управление проектами, личностное развитие и пр.



Информационно-коммуникационные технологии, являясь объектом изучения, одновременно выступают и как основное средство приобретения новых навыков. Поскольку обучение в REDLAB/REDCENTER краткосрочное, то оно имеет целью выработать конкретный навык владения определенной технологией. Преподаватели учебного центра опираются на методику тренинга в своей практике, когда компьютер выступает как инструмент развития прочного навыка. Несмотря на то что REDLAB/REDCENTER в очной форме проводит подготовку специалистов в области информационных технологий и, естественно, не может обойтись без использования этих информационных технологий в учебном процессе, тем не менее необходимо подчеркнуть, что данный опыт может быть экстраполирован и на другие предметные области, в практике преподавания которых требуется выработка стойких навыков.

Методология тренинга зиждется на идее формирования навыка. Методический терминологический аппарат включает в себя такие понятия, как упражнение на узнавание, упражнение на понимание, упражнение на развитие навыка, контрольное упражнение, тест и др. Система тренинговых упражнений построена так, чтобы учащийся смог в итоге добиться приобретения нового навыка. Психолого-педагогические предпосылки данной методики опираются на тот факт, что нейропсихические процессы у каждого человека протекают по-разному, отсюда разные психические свойства личности учащихся, следовательно, для максимального достижения целей обучения преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности обучающегося. Об этом много говорится в профильной научной литературе. Однако в традиционной модели обучения на групповых занятиях часто оказывается затруднительным следовать данному принципу. Методика тренинга позволяет это сделать, благодаря тому что, работая с компьютером, учащийся имеет возможность изучать материал в нужном ему темпе и обращаться к упражнениям столько раз, сколько это необходимо, Тренинговая методика может быть использована как в очной форме обучения, когда правила игры задает учитель, так и в самостоятельной работе учащегося. В последнем случае мы сталкиваемся с моделью асинхронного дистанционного обучения, в котором учащийся сам регулирует темп обучения. Таким образом, принцип индивидуальности является основным в тренинговой методике.

Другим важным принципом является принцип приоритета практической компоненты над теоретической, проявляющейся в том, что основное внимание в ходе занятий уделяется развитию навыка.

Как и любая методика, методика тренинга действенна в определенных условиях – в той ситуации, когда требуется развитие навыка. Она вполне может быть применима школьными преподавателями на уроках. Но для этого должно быть создано единое хранилище электронных педагогических ресурсов, из которого преподаватель мог бы черпать дидактические материалы. К слову сказать, более чем пятнадцатилетний опыт работы позволил учебному центру REDLAB/REDCENTER создать большую электронную библиотеку, насчитывающую более 300 очных и 3000 дистанционных курсов по разным областям знания, обеспечивающих преподавателя и обучающихся необходимыми материалами. Кроме того, педагогическая наука должна дать описание места тренинговой методики в общей методике преподавания, должна разработать модель использования тренинговой методики в школьном и профессиональном обучении. Это все еще предстоит сделать.

Литература

  • Всемирный Саммит по информационному обществу/МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» (электронное издание). - М. ,2007. - с.9.
  • Ястребов Л.И. Определение уровня базовой ИКТ-компетентности//Вопросы Интернет-образования. – Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio_52/cd_site/Articles/art_3_6.htm
  • Анисимова С.П., Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В., Рыльцева Е.В. Профессиональное развитие педагогов на основе ИКТ-компетентности//XIII Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика-2006». – Режим доступа: http://tm.ifmo.ru/tm2006/db/doc/get_thes.php?id=291
  • Образование в информационном обществе (Издание ЮНЕСКО для Всемирного Саммита по информационному обществу). – СПб, 2004. – с. 49
  • :
    2006
    " -2006"
    1 " -2007"


    © , :
    © , - WebMar.ru
    .