Сегодня свободное владение информационно-коммуникационными технологиями оказывается все более востребованным и универсально необходимым. Человек должен уметь принимать ответственные решения в новых и неожиданных ситуациях. От него требуются умения и навыки поиска информации, ее анализа, организации, передачи другим, способности делать выводы, моделировать, планировать и проектировать, управлять и коллективно действовать в условиях быстро происходящих событий. Все это предъявляет особые требования к организации обучения в массовой школе. В Республике Татарстан принята «Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы», одним из направлений которой является «Электронное образование». В план первоочередных мероприятий данного направления включены четыре принципиально важных проекта, которые позволят создать в школе условия, отвечающие требованиям времени: Компьютер — учителю, Компьютер — школе, Электронная школа, Удаленная школа. Совершенно новый в масштабах России проект «Компьютер — учителю» в Год учителя стартовал в республике по инициативе Президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова. Приобретено 25820 персональных ноутбуков для учителей. Обладателями ноутбуков стали педагогические коллективы 703 школ. Проект реализован в два этапа: 1этап — до 1 сентября 2010 г. (375 школ), 2 этап — до 28 декабря 2010 г. (328 школ). Таким образом, в 2010 году ноутбуки получили 64,5 % работающих в школе учителей. К началу 2011-2012 учебного года все учителя будут обеспечены ноутбуками на время работы в образовательном учреждении. Важной составляющей проекта является обязательное обучение педагогов работе с новым оборудованием и использованию ИКТ в учебном процессе. Более двенадцати тысяч педагогов прошли очное обучение в августе-сентябре 2010 года по программе «Ноутбук преподавателя. Основы работы». Для учителей, которые получили ноутбуки в декабре 2010 года или еще готовятся к их получению, совместно со специалистами компании Интел подготовлен дистанционный курс «Компьютер для учителя. Республика Татарстан». Обучение по данному курсу начинается в январе 2011 года, а завершится по мере прохождения программы тестированием в режиме он-лайн. Дальнейшее повышение ИКТ-компетентности будет осуществляться по ряду направлений, в том числе по международным программам Интел «Обучение для будущего». В прошедшем году значительно обновлен компьютерный парк образовательных учреждений: в 1411 школ республики поставлено 10739 компьютеров. С учетом поставленной техники показатель количества учащихся на 1 компьютер класса PIII и выше составляет 11 человек (для сравнения, в ПФО — 12, независимо от класса компьютера). Совершенствуются технологии подключения школ к сети Интернет. Так, доступ к Интернет по волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС) со скоростью 10 Мбит / сек имеют более 180 школ. В 703 школах, получивших ноутбуки, установлены точки беспроводного доступа Wi-Fi. В целом, к сети Интернет централизованно подключено 2094 школы, в которых обучается 99,8 % учащихся (все школы, за исключением 18 малокомплектных, планируемых к закрытию в период до 2013 года, и 47 школ, которые не имеют возможности проводного подключения и будут подключаться по спутнику). Созданная инфраструктура позволяет широко использовать на уроках и во внеурочное время цифровые образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет. В школах республики доступ к ним организован через информационную систему «Электронное образование в Республике Татарстан». В данную систему включены более 390 цифровых ресурсов по всем предметам учебного плана, разработанных при участии ученых и ведущих педагогов республики, а также попредметно ссылки на бесплатные образовательные ресурсы сети Интернет. Открыт доступ к крупнейшему платному электронному изданию «КМ-Образование» («Кирилл и Мефодий»). За счет средств республиканского бюджета учителя получают доступ к 2,5 млн. систематизированных информационных объектов «КМ-Образование» по всем предметам и для всех уровней обучения. В настоящее время в системе зарегистрировано 45,5 тысяч учителей и более 275 тысяч учащихся. Обсудить проблемы учебно-воспитательной работы можно, создавая в системе педагогические сообщества, которые впоследствии должны стать виртуальными методическими объединениями. В порядке эксперимента 375 школ, получивших ноутбуки в первую очередь, осваивают работу с электронными журналами и дневниками учащихся. Это позволяет родителям, не заходя в школу, быть в курсе учебных достижений своих детей, через Интернет-приемную обратиться к учителю или администрации школы. В будущем планируется полностью перейти на электронный документооборот в школе. Современную школу невозможно представить без дистанционной поддержки особых категорий учащихся. Значительная роль отводится дистанционным технологиям при обучении учащихся удаленных сельских малокомплектных школ, в которых зачастую отсутствуют учителя по многим профильным дисциплинам. С сентября 2010 года в республике реализуется пилотный проект «Удаленная школа», в котором принимают участие 14 учителей и 135 учащихся 5-11 классов из 11 малокомплектных школ четырех муниципальных районов: Апастовского, Верхнеуслонского, Камско-Устьинского, Мамадышского. Учащиеся и учителя получили доступ к системе дистанционного обучения «Телешкола» по следующим общеобразовательным предметам: русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, история, обществознание, география. По итогам первого учебного полугодия 2010 / 2011 учебного года учащиеся в среднем успевают на 4,02 балла (от 3,1 до 4,8 баллов). В рамках приоритетного национального проекта «Образование» ведется работа по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов: обеспечению специализированной компьютерной техникой и организацией доступа к образовательным ресурсам Интернет. Сейчас дистанционные технологии применяются при обучении на дому 308 детей-инвалидов. Во втором полугодии текущего учебного года специализированную технику получат еще 250 детей-инвалидов. Организационную, консультационную и методическую поддержку учителей, учащихся и родителей оказывает региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов, созданный на базе Республиканского центра информационно-методического обеспечения и контроля в области образования. Содействие в информатизации образования каждой школы оказывает Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Совместно с МБРР реализуется проект технического содействия в реализации направления «Электронное образование» Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы. В 2010 году на основании репрезентативной выборки состоялось тестирование ИКТ-компетенции 50 учителей и 442 учащихся 9-х классов. В результате 72,2 % опрошенных продемонстрировали достаточный уровень ИКТ — компетенции, а именно: базовый уровень ИКТ-компетенции показали 53,2 %, выше среднего — 3,8 %, продвинутый уровень — 15,2 % опрошенных. Ведущими российскими экспертами, авторами инновационных учебников и программ проведены семинары для учителей-предметников. Каждая школа заполнила автоматизированную анкету оценки уровня информатизации. Проделанная работа позволит общеобразовательным учреждениям в 2011 году составить программу информатизации, а также получить консультационную и методическую поддержку со стороны представителей МБРР. Стать проводниками идей электронного образования призваны школы — центры компетенции в электронном образовании, создающиеся в каждом муниципалитете. Целью работы таких центров является формирование и распространение передового опыта использования инфокоммуникационных технологий в деятельности учреждений общего образования. Важнейшие задачи, поставленные перед центрами компетенции, это: — проведение постоянно действующих семинаров для руководителей школ и педагогов муниципального района по использованию ИКТ во всех направлениях педагогической деятельности; организация и проведение обучения, тренингов, научных и практических дискуссий, круглых столов, конференций для педагогов и учащихся образовательных учреждений муниципального района; — создание собственных разработок в области передовых образовательных инфокоммуникационных технологий; накопление, систематизация и распространение результатов интеллектуальной деятельности в области ИКТ (методики, программы, курсы, учебные материалы, цифровые образовательные ресурсы и т. п.); — организация и осуществление внешкольной и межшкольной работы (проектная, исследовательская, конструкторская и иные виды индивидуальной и коллективной работы учащихся, родителей и педагогов); — методическая и техническая поддержка учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учащихся малокомплектных школ района, одаренных детей, в том числе подготовка и проведение олимпиад и конкурсов и при необходимости дистанционное обучение; — создание единого информационно-образовательного пространства и отражение деятельности Центра на официальном сайте школы в информационной системе «Электронное образование в Республике Татарстан». Инновационные подходы к деятельности школ, определенные в направлении «Электронное образование» Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы, позволят создавать условия для развития новых поколений российских граждан, формировать востребованных в будущем специалистов.
Поминов А. И. Заместитель министра образования и науки Республики Татарстан
|