'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Модульное проектироание содержания элективного курса по биологии в профильной школе ::
     
():  
:  
-
: , 26 2024

Модульное проектироание содержания элективного курса по биологии в профильной школе

  Татарский государственный

гуманитарно-педагогический университет





МОДУЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ
В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(учебно-методическое пособие)






Казань - 2006

Печатается по решению редакционно-издательского совета Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета

Автор: Нимировская Ю.К., учитель биологии и химии лицея ¹116 Вахитовского района г. Казани.

Научный редактор – д.б.н., профессор Рахимов И.И.

Рецензенты: - доцент, к.б.н. КГМУ Фросин В.М.

                     - заслуженный учитель РТ, методист кафедры методики          

                     преподавания естественнонаучных дисциплин

                      Салахова Ф.Н.

       Модульное проектирование содержание элективного курса по биологии в профильной школе.

       В пособии представлена модульная межпредметная программа интегративных взаимодействий биологии и медицины.

        Программа элективного курса адресована учителям биологии общеобразовательных и профильных школ, студентам биологического факультета педагогических вузов.

                                                                                  ТГГПУ 2006

Модульное проектирование содержания элективного курса по биологии в профильной школе



ВВЕДЕНИЕ



          Изменения в общественном развитии в сторону рыночной экономики ставят перед системой образования сложные задачи. Образованный человек  начала XXI века должен обладать определенным уровнем мыслительной гибкости, быть способным к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях, ориентироваться и самореализовываться в разных социальных сферах, то есть быть социально самостоятельным. Поэтому, несмотря на то, что современная система образования функционирует в традициях уходящего индустриального общества, стало неизбежным изменение содержания образования и усиление его профессиональной направленности.

     В этих условиях требуется повышение качества образования школьников и его важнейшей составляющей – подготовки их к социально-профессиональному самоопределению на новой качественной основе.

     Как отмечено в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг., для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда; для улучшения социальной ориентации учащихся необходимо профилирование школьного образования.

      Основная стратегическая линия развития общего среднего образования состоит в его адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям. Главная цель общего образования – повышение функциональной грамотности выпускников, формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Это предусматривает организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, обновление всех аспектов образования.

     Спрос на качественное и актуальное профессиональное образование становится гарантом личной безопасности выпускника школы. В этой связи введение  профильного обучения внесет в содержание школьного образования новые компоненты.

     Значительную роль в системе профилизации играют элективные курсы, которые позволяют удовлетворить потребности и интересы каждого школьника.

     При разработке содержания биологического образования необходимо учитывать интегративный принцип взаимосвязи базового и профессионального образования.

     В разработанном  элективном курсе «Медицинская генетика и наследственность» лежит принцип интегративности, который отражает процесс  сближения и связи наук биологии и медицины.  

      Для реализации данного принципа необходимо учитывать следующие положения интегративных дидактических модулей:

·                    Перенос идей и представлений из одной области знания в другие, особенно когда он носит эвристический характер;

·                    Эффективное использование понятийно-концептуального аппарата, методов и иных познавательных средств одних областей науки другими;

·                    Формирование комплексных, междисциплинарных проблем и направлений исследований;

·                    Сближение наук, различающихся своими предметными областями, усиления взаимосвязи и взаимодействия общественных, естественных и технических наук;

·                    Универсализация средств языка науки.

      Биология и медицина включают много общенаучных понятий, которые раскрываются учащимся при изучении курса «Медицинская генетика и наследственность».

      Наиболее оптимальным способом компоновки учебного материала является модульный подход, который ориентирован на создание целевых программ.

    Представленная модульная программа включает как поливалентные модули, которые являются базой для других, так и моновалентные – для одного очередного модуля, обеспечивает интегративные взаимодействия биологии и медицины и определяет целостное содержание в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса в профильной школе.



Модуль 1 – «Человек, природа, общество»

Модуль 2 – «Слагаемые здоровья»

Модуль 3 – «Генетика человека»

Модуль 4 – «Цитологические основы наследственности»

Модуль 5 – «Хромосомные болезни»

Модуль 6 – «Генные заболевания человека»

Модуль 7 – «Наследственная патология»

Модуль8 - «Клинико-генеалогический анализ как метод изучения наследственности человека»

Модуль 9 – «Наследственные болезни с нетрадиционным типом наследования»

Модуль 10 – «Решение задач по теме: наследование, сцепленное с полом».

Согласно предложенной схеме все компоненты модульной программы элективного курса находятся во взаимосвязи и обеспечивают эффективность обучения.

Элективный курс «Медицинская генетика и наследственность»

АННОТАЦИЯ

     В основу программы положены принципы расширения и систематизации знаний, прикладной направленности курса, развития интереса у учащихся к самостоятельному приобретению знаний, выявления креативного потенциала путем постоянного сопоставления двух типов мышления: дивергентного и конвергентного.

      Ученик, как правило, полученной информацией в реальной жизни воспользоваться не способен. На элективных занятиях основной акцент сделан на помощи ученику в определении интересующих его проблем. Соответственно содержание курса расширяет знания, объединяет научные знания с обыденными, житейскими, как бы поднимает личный жизненный опыт ученика на научный, теоретический уровень.

      Элективный курс включает межпредметные знания, что позволяет сформировать умения и навыки. Умение организовывать наблюдение, поставить эксперимент, предполагает исследовательскую, творческую деятельность учеников.

      Усвоение и выявление  уровня учебного материала школьниками возможно с помощью специально разработанных заданий, решения генетических задач, семинарских занятий, лабораторных работ, экскурсий.

      Методические идеи настоящего курса заключаются в  том, что обучение не может и не должно сводиться только к овладению терминологией, биологическими закономи, оно невозможно без коммуникативно-деятельностной основы, без личностно-ориентированного подхода. Для реализации данного подхода необходимым условием является персонификация, т.е. содержание образования должно представляться через личный опыт учителя. Ученики должны задуматься: если это важно для учителя и моих одноклассников, может быть, это важно и для меня?

      Предпрофильная подготовка и профильное обучение не могут быть иными как только личностно-ориентированными. Потому что выбор профессии – это выбор личностно своей программы дальнейшего развития и самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

        Элективный курс может быть применен для предпрофильного обучения учащихся и профильной подготовки старшеклассников, избравших естественно-научный, медицинский и другие профили. 

      Данная программа может быть адресована тем учащимся, которые хотели бы качественно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам по биологии, в том числе и  к ЕГЭ.

Части курса:

·        Введение – 1ч.

·        Цитологические основы наследственности – 5 ч.

·        Наследственная патология  - 4 ч.

·        Клинико-генеалогический анализ как метод изучения наследственности человека 4 ч.

·        Хромосомные болезни – 3 ч.

·        Генные заболевания человека –4 ч.

·        Наследственные болезни с нетрадиционным типом наследования – 5 ч.

·        Генетика человека – 5 ч.

·        Решение генетических задач –4 ч.

Общее количество часов -  34 ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. В соответствии с этой концепцией профилизация обучения на старшей ступени ставит выпускников основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

      По мнению специалистов, минимальный объем  предпрофильной подготовки должен составить не менее 100 учебных часов в год. Эти часы рекомендуют использовать на проведение курсов по выбору, т.е. используется такая форма дифференциации, как элективная.

      Элективный курс «Медицинская генетика и наследственность» направлен на расширение знаний по генетике, способствует самоопределению школьников относительно профиля. Кроме прикладного значения – профориентации учащихся на медицинские специальности - полученные знания имеют и общеобразовательную ценность. Они не только помогут сохранить и укрепить здоровье, но и будут полезны учащимся, привлеченным к работе с детьми и, наконец, как будущим родителям.

       Наследственность и изменчивость у человека являются предметом изучения генетики человека на всех уровнях его организации: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном. Генетика человека своими успехами в значительной мере обязана медицинской генетике – науке, изучающей роль наследственности в патологии человека. Прикладной раздел медицинской генетики – это клиническая генетика, которая использует достижения медицинской генетики в решении клинических проблем, возникающих у конкретных пациентов или в их семьях.

        Согласно учению З. Фрейда есть два фундаментальных инстинкта: жизни – эрос и смерти – танатос.

     Всему живому приходится напрягать все силы, чтобы выжить и оставить потомство. Угроза превращения в неживое довлеет над всеми. Таким образом, танатос всегда находится не внутри существа (это противоречило бы принципу целостности), а вне его, в виде внешней опасности. Как заставить существо сделать то, что проявится лишь в будущем? Что сейчас оно имеет от того, что у него со временем появится потомство?

      Фактическая потеря здоровых молодых девушек и юношей становится угрозой воспроизводству полноценного потомства, что не может не сказаться на демографическом потенциале страны. Вот почему охрана здоровья – важная государственная задача.

      Отсюда важность заблаговременной профессиональной ориентации подростков в школе и семье, особенно девушек, с учетом не только способностей, но и способностей их личностных качеств и состояния здоровья.

      Содержание курса включает раздел «Решение генетических задач», что поможет не только лучше понять главные законы наследственности, но и дает возможность тренировки логического мышления. Именно генетика позволяет вызвать заинтересованное отношение к биологии, способствует развитию генетической культуры. Сравнение  генетики и математики корректно в том случае, что каждый шаг при решении генетических задач должен быть обоснован.

      Изучение раздела «Геном человека» приближает возможность использования генной терапии для лечения патологий, связанных с наследственной информацией. Приближает время, когда практическое использование ее достижений неизбежно поставит перед учеными этические проблемы, связанные с генетическими манипуляциями в эмбриональных клетках человека.

      ЦЕЛЬ КУРСА: содействовать формированию у учащихся генетической грамотности, воспитанию генетической и экологической культуры, поскольку он затрагивает многие этические, нравственные, социальные проблемы нашего общества, и способствовать приобщению к здоровому образу жизни. Формирование  профессиональной самоориентации учащихся и разносторонне развитой личности,  способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях.

ЗАДАЧИ КУРСА:

·                    Изучить роль генетического (наследственный) и средового компонентов в возникновении заболеваний.

·                    Раскрыть роль современной медицины в лечении наследственных болезней.

·                    Расширить знания о биологии человека.

·                    Осуществить интеграцию смежных дисциплин.

·                    Формировать навыки самообразования, коммуникативной компетентности.

·                    Формирование мотивации, т.е. создание условий для появления внешних и внутренних побуждений к учению, саморазвитию, самовоспитанию.



СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА



ВВЕДЕНИЕ – 1ч

  История развития генетики.

            Теория пангенезиса Ч. Дарвина. Согласно данной теории по кровеносному руслу циркулируют мельчайшие частицы – геммулы, которые и попадают в половые клетки.

 Корни воззрения Дарвина относительно механизма передачи признаков от родителей к потомству через кровь лежат еще в натурфилософии древнегреческих философов.

           Ещё одна умозрительная гипотеза наследственности была выдвинута К. Негели. Он предположил, что в передаче наследственных задатков потомству принимает участие особое вещество наследственности – идиоплазма. Идиоплазмой обладают как половые, так и соматические клетки.

          Впервые на хромосомы как материальные носители наследственности указал А. Вейсман.

          К началу XX в. были созданы реальные предпосылки для развития генетической науки. Исследования Г. Менделя и его взгляды на механизм наследования определили развитие науки на несколько десятилетий.

          Важными исследованиями периода классической генетики были работы генетика Т.Моргана, Г. Меллера, В. Сахарова, Дж. Уотсона, Ф. Крика и др.

           Международная генетическая программа «Геном человека», целью которой являются полная расшифровка генетического кода человека и картирование его хромосом. В перспективе намечается  интенсивное развитие новой области медицинской генетики – генотерапии, которое должно способствовать снижению риска проявления вредных генов и тем самым максимальному ограничению генетического груза.



МОДУЛЬ 1. ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

НАСЛЕДСТВЕННОСТИ – 5 ч.

ЦЕЛИ МОДУЛЯ:  а) углубить знания учащихся в законах наследования;

                                  б)развить познавательный интерес к проблеме наследования и формирования признаков у человека; 

                                   в) воспитание соблюдения этических норм при проведении биологических исследований.

ЗАДАЧИ МОДУЛЯ: 

1. Познакомить учащихся с одной из важнейших особенностей, характерной для всех живых организмов – наследственностью.

2.  Научить прогнозировать наследование интересующих признаков, в том числе патологических.

3. Научить осуществлять самостоятельный поиск научной информации в различных  источниках (справочниках, научно-популярных изданиях, ресурсах Интернета).

УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОДУЛЯ:

У.Э. 1.1. – 1.2. Понятие о наследовании, генах, генотипе и признаках

Наследственность является одной из важнейших особенностей, характерной для всех живых организмов. Это свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность в ряду поколений. Наследование – это передача в ряду поколений материальных структур и их функциональных особенностей, обеспечивающих наследственность. Материальные структуры называются генами.

Менделирующие признаки.  Генная запись генотипа при изучении расследования одного гена или разных генов, расположенных в разных парах гомологичных хромосом.

Морганида – это такое условное расстояние между генами одной хромосомы, при котором образуется 1%   кроссоверных гамет двух типов. Генетическая карта хромосомы.

Схема, иллюстрирующая образование кроссоверных и некроссоверных  гамет.

Недавно завершена работа в рамках международного проекта «Геном  человека» по выявлению последовательности нуклеотидов в генах всех хромосом человека. Построены подробные генетические карты хромосом человека. Все это облегчит диагностику наследственных и раковых заболеваний и позволит разработать новые методы лечения, основанные на принципах генной терапии. Сейчас разрабатываются приемы введения искусственных генетических конструкций в раковые клетки, в клетки больных, страдающих наследственными заболеваниями. Ведется работа по созданию искусственных хромосом с заранее выбранным набором генов и регуляторных элементов, обеспечивающих репликацию вводимой ДНК и функционирование искусственных генетических конструкций.  

У.Э.1.3. Взаимодействие генов

      Классификация основных форм взаимодействия генов.                           1. Межаллельные взаимодействия: полное доминирование; неполное доминирование; кодоминирование; аллельное исключение. 2. Множественный аллелизм. Генетика групп крови системы АВО. В неё входит три неаллельных гена: IА , IВ и   i. Доминантные гены IА и   IВ взаимодействуют между собой по типу кодоминирования и оба полностью доминируют над рецессивным геном i. В зависимости от сочетания этих генов формируется та или иная группа крови у человека.

                Генотип                       Группа крови

                     Ii                                       I, ОО

             IА IА,    IАi                       II, АА, АО

             I В  I В      IВ i                   III, ВВ, ВО

                       IАIВ                                        IV, АВ

      Типичным примером кодоминирования служит формирование IV группы крови у человека, или АВ-группы.

2.     Взаимодействия между разными генами: а) комплементарность. Примером комплементарного действия у человека могут служить случаи, когда у глухих родителей рождаются дети с нормальным слухом; б) эпистаз (доминантный или рецессивный). Эпистаз характерен для генов, участвующих в регуляции индивидуального развития и иммунных систем человека.

У.Э.1.4. Основные типы наследования

     В зависимости от расположения генов различают следующие типы наследования. Ядерное и цитоплазматическое наследование. Проявление так называемого «материнского эффекта». Аутосомное и сцепленное с полом наследование. Независимое наследование и сцепленное наследование.

Рекомендуемая литература:

1. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж.Д. Молекулярная биология: в 3 т.: Пер. с англ. – М.:Мир, 1993.

2. Гершензон С.М. Основы современной генетики. - Киев: Наук. Думка, 1979.

3. Гинтер Е.К. Медицинская генетика: Учебник. – М.: Медицина, 2003.

4. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория, задания. – Саратов: «Лицей», 2005.

Задания  для учащихся:     

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. Чистота гамет определяется:

а) гаплоидным набором хромосом; б) отсутствием мутантных генов; в) присутствием в гамете одного из двух аллельных генов; г) гомозиготностью.

2. Причиной единообразия гибридов первого поколения являются:

а) одинаковые генотипы родителей; б) гетерозиготность родительских особей; в) чистота исходных родительских особей; г) неполное доминирование.

3. При скрещивании двух моногетерозигот (Аа) наблюдается расщепление по фенотипу, соответствующее формуле: а) 1: 1; б) 1 : 2 ; в) 3 : 1 ; г) 9 : 7.

4. Что наследует потомство от родителей:

а) признаки; б) свойства; в) генотип; г) гены.

5.     Что обозначает термин «аллель»:

а) наследственный признак; б) локус; в) одно из возможных состояний гена; г) мутантный ген.

6.                 Как называется явление парности признаков:

а) реципрокность; б) альтернативность; в) комплементарность; 

г) аллелизм.

7.                 Сколько аллелей  одного гена в норме получают потомки одного гена от каждого из родителей: 

а) два; б) несколько; в) один; г) много.

8.                 Сколько типов намет образует особь, имеющая генотип, гомозиготный по десяти генам:

а) два; б) несколько; в) один; г) много.

9.                 В каком случае организмы с разными генотипами имеют одинаковый фенотип:

а)  при полном доминировании; б) не могут иметь; в) при неполном доминировании; г) при летальности одного гена.

10.            Чем можно объяснить, что особи с одинаковым генотипом имеют разный фенотип:

а) неполным доминированием; б) кодоминированием; в) пенетрантностью;  в) полным доминированием.

11.            Чем определяется количество гамет, которое образует особь:

а) диплоидностью; б) количеством доминантных генов в генотипе; в) степенью гетерозиготности; г) количеством рецессивных генов в генотипе.

12.             Каким образом при гибридологическом анализе устанавливается независимость наследования признаков:

а) по количеству единиц расщепления; б) по отсутствию рекомбинантов; в) по наличию рекомбинантов; г) по формуле расщепления.

Задание 2. Решите задачи.

1.                 Одна из форм шизофрении наследуется как моногенный аутосомный рецессивный признак. Какова вероятность проявления заболевания в потомстве двух здоровых родителей, если бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали шизофренией?

2.                 У человека леворукость и альбинизм определяются рецессивными аутосомными генами, локализованными в разных хромосомах. Могут ли родители иметь нормальный фенотип, если один ребенок унаследовал леворукость, а другой – альбинизм?

3.                 Карий цвет глаз, темный цвет волос и владение правой рукой – доминантные аутосомные признаки, которые наследуются независимо. Голубоглазая, светловолосая женщина-правша имеет мужа – кареглазого, темноволосого мужчину-левшу. У них есть сын – голубоглазый, светловолосый левша и дочь – кареглазая, темноволосая правша. Определите генотипы всех членов семьи.



align=center>МОДУЛЬ 2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ –4 ч.

ЦЕЛИ МОДУЛЯ: а) познакомить учащихся с наследственными болезнями человека, их классификацией;

                         б) познакомить учащихся со специализированным видом медицинской помощи, направленной на профилактику наследственных болезней;

                         в) формирование информационной культуры (компетентности), умение работать с различными источниками информации, в том числе биологическими и медицинскими словарями.

                         г) воспитание генетической грамотности у учащихся.



ЗАДАЧИ МОДУЛЯ:

1.     Закрепить знания учащихся о видах профилактики наследственной патологии;

2.     Дать представление о специализированном виде медицинской помощи - медико-генетическом консультировании.

3.     Научить анализировать и оценивать этические аспекты современных исследований в биологической науке;

4.     Раскрыть понятие генетической паспортизации людей;

5.     Способствовать развитию профессиональной самоориентации учащихся.

УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОДУЛЯ:

У.Э. 2.1. Классификация наследственных болезней

     Значение классификации патологии человека для развития заболевания, что является одним из важных достижений медицинской генетики. Эта классификация  не только позволяет понять причины развития заболеваний, но и помогает в выборе методов лечения и профилактики этих болезней. Наследственные болезни разнообразны и встречаются в практике врача любой специальности. Поэтому помимо генетической существует классификация наследственных болезней, соответствующая медицинским специальностям.

     Причиной наследственных заболеваний является изменение наследственного материала. В ряде случаев такие изменения обязательно приводят к формированию патологических признаков, к развитию болезней. В других случаях немаловажное значение имеют те или иные факторы внешней среды, которые провоцируют или способствуют проявлению измененного мутантного гена. Некоторые заболевания обусловлены изменением одного гена, другие же наследственные болезни развиваются при изменении нескольких генов, то есть существуют наследственные болезни с моногенным и полигенным типом наследования.

У.Э. 2.2. Общая характеристика наследственных болезней.

      Любой вид патологии имеет свои закономерности. Значение этих закономерностей помогает врачу в диагностике заболеваний и лечении больных.

1)     Наследственные болезни часто носят семейный характер: заболевания встречаются у нескольких родственников.

2)     Наследственным заболеваниям характерна тяжесть заболевания, хроническое течение. Тяжесть течения обуславливает инвалидность и сокращенную продолжительность жизни.

3)     Для многих заболеваний характерно наличие специфических симптомов, наследование которых позволяет заподозрить наличие у человека наследственного заболевания.

4)     Многие наследственные заболевания носят врожденный характер.

5)     Наследственным заболеваниям характерна относительная устойчивость к распространенным методам лечения. Это объясняется тем, что традиционные методы лечения не могут исправить мутантный      ген, измененную хромосому или восстановить нормальное число хромосом. Прогресс молекулярной биологии, генетики и клеточной инженерии способствует выявлению причин патологии.

У.Э. 2.3. Профилактика наследственных заболеваний

      В настоящее время невозможно традиционными способами исправить изменение наследственного материала, являющееся причиной наследственного заболевания. Поэтому основным средством снижения интенсивности генетического груза в человеческих популяциях, рождения больных детей и формирования у них патологических признаков является профилактика.

     Различают несколько видов профилактики наследственной патологии:

·                    Выбор оптимального репродуктивного возраста;

·                    Отказ от деторождения в случае высокого риска наследственной и врожденной патологии;

·                    Жесткий контроль мутагенов в окружающей среде;

·                    Прерывание беременности в случае высокой вероятности заболевания плода или дородовой диагностики заболевания.

Важным звеном профилактики является медико-генетическое консультирование. Медико-генетическое консультирование является специализированным видом медицинской помощи населению, направленной на профилактику наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование заключается в составлении прогноза рождения ребенка с наследственной патологией, оценке вероятности этого события и помощи консультирующейся семье в принятии решения о деторождении.

У.Э. 2.4. ДНК - диагностика и здоровье человека

     ДНК-диагностика находит применение не только в диагностике наследственных заболеваний человека. ДНК-диагностика позволяет выявить особенности генома человека, обуславливающие реакции здорового человека на природно-климатические, бытовые и профессиональные факторы внешней среды, на прием лекарственных средств и некоторые продукты питания.

      ДНК-диагностика позволяет проводить раннее выявление злокачественного перерождения клеток, позволяет выявлять микроорганизмы, паразитирующие  в организме человека, находящиеся в биологических средах или внешней среде, в том числе и в качестве компонентов биологического оружия.

     Раскрытие молекулярной основы того или иного наследственного заболевания начинается с генетического картирования – определения локализации искомого гена в хромосоме. ДНК-диагностика позволяет обнаружить в организме человека возбудителей болезней, составить генетический паспорт. В некоторых странах начата работа по генетической паспортизации людей, которая поможет не только идентифицировать человека, но и выявить особенности его генома, обуславливающие его реакции на лекарственные средства, производственные и климатические факторы, а также предрасположенность к тем или иным заболеваниям.

     С помощью методов ДНК – анализа выявляют генетически модифицированные продукты питания, способные содержать опасные для человека искусственные генетические конструкции.

Задания для учащихся:

Подготовить сообщения.

1.     Используя медицинские справочники, научно-популярные журналы,  изучить статистику распространенности наследственных болезней.

2.     Каковы возможные отрицательные социальные аспекты генетической паспортизации?

  Рекомендуемая литература:                        

1.     Асанов А.Ю., Демикова Н.С., Морозов С.А. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей. – М.: Издательский  центр «Академия», 2003.

2.     Тарасенко Н.Д., Лушанова Г.И. Что вы знаете о своей наследственности? 2-е изд., перераб. – М.: Медицина, 1984.

3.     Фросин В.Н. Введению в биологию человека. 2. Генетика. Индивидуальное развитие / В.Н. Фросин – Казань: Диалог – Компьютерс,  2005.



Скачать полную версию документа

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.