Демонстрационная версия экспериментальной экзаменационной работы по русскому языку для выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Инструкция для учащихся
Эта инструкция поможет Вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей.
Часть 1- анализ текста, который вы будете воспринимать на слух.
Сначала вам раздадут бланки с тестовыми заданиями. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из них правильный.
Затем прослушайте текст. Когда учитель будет читать текст первый раз, постарайтесь понять, о чем этот текст, какова его основная мысль.
Прослушав текст второй раз, выполните тестовые задания. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты. Обведите цифру правильного ответа кружочком.
Рекомендуем отвести на выполнение первой части экзаменационной работы 50 минут.
Часть 2 - сжатое изложение прочитанного текста. Для этого текст будет прочитан еще раз.
Рекомендуем отвести на выполнение второй части экзаменационной работы 90 минут.
Часть 3 - написание небольшого по объему сочинения-рассуждения.
Рекомендуем отвести на выполнение третьей части экзаменационной работы 100 минут.
Это задание выполняется на отдельном листе.
Все три части работы нужно выполнить обязательно и в том порядке, в котором они даны.
Во время экзамена вы можете пользоваться словарями.
Будьте внимательны! Делайте все тщательно, неторопливо. Будьте уверены в своих силах!
Приступайте к выполнению работы.
Желаем успеха!
Модель 1
Часть 1
1. Прочитайте задания 1-4 и подготовьтесь к прослушиванию текста.
1. Какое утверждение соответствует основной мысли текста?
1)
| Тот, кто не растет, умирает! - таков закон жизни.
| 2)
| Чтобы выжить, надо научиться приспосабливаться.
| 3)
| Молодому растению необходимо создавать условия для роста.
| 4)
| Жизнь продолжается именно потому, что существует связь поколений и память о прошлом.
|
2. Какая характеристика соответствует прослушанному тексту?
1)
| Разговорная речь, повествование с элементами рассуждения
| 2)
| Художественно-публицистический текст, описание с элементами рассуждения
| 3)
| Научно-популярный текст, описание
| 4)
| Художественный текст, повествование
| 3. Какие особенности ХАРАКТЕРНЫ для прослушанного текста?
1)
| Употребление терминов
| 2)
| Употребление диалектной лексики
| 3)
| Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
| 4)
| Употребление общественно-политической лексики
| 4. Какие средства выразительности использованы в предложении: «Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.»
1)
| метафора и олицетворение
| 2)
| гипербола и эпитет
| 3)
| эпитет и метафора
| 4)
| синонимы и сравнительный оборот
|
2. Дважды прослушайте текст и выполните задания 1-4.
Часть 2
Третий раз прослушайте текст, озаглавьте его и напишите сжатое изложение.
|
Часть 3
Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль текста.
|
Модель 1
Рекомендации по оцениванию экзаменационной работы в целом и отдельных заданий
Часть 1
1.1. За верное выполнение заданий 1-4 первой части экзаменационной работы ученик получает по 2 балла за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший 4 задания первой части работы, - 8 баллов.
1.2.Текст изложения
В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.
Тот, кто не растет, умирает! - таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.
Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.
Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот оно в чем дело!»
Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.
Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.
И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу теплым дыханием прошедшей жизни.
Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.
(В. П. Астафьев)
1.3.Тестовые задания с ответами.
1. Какое утверждение соответствует основной мысли текста?
1)
| Тот, кто не растет, умирает! - таков закон жизни.
| 2)
| Чтобы выжить, надо научиться приспосабливаться.
| 3)
| Молодому растению необходимо создавать условия для роста.
| 4)
| Жизнь продолжается именно потому, что существует связь поколений и память о прошлом.
| //ответ:4
2. Какая характеристика соответствует прослушанному тексту?
1)
| Разговорная речь, повествование с элементами рассуждения
| 2)
| Художественно-публицистический текст, описание с элементами рассуждения
| 3)
| Научно-популярный текст, описание
| 4)
| Художественный текст, повествование
| //ответ:2
3. Какие особенности ХАРАКТЕРНЫ для прослушанного текста?
1)
| Употребление терминов
| 2)
| Употребление диалектной лексики
| 3)
| Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
| 4)
| Употребление общественно-политической лексики
| //ответ :3
4. Какие средства выразительности использованы в предложении: «Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.»
1)
| метафора и олицетворение
| 2)
| гипербола и эпитет
| 3)
| эпитет и метафора
| 4)
| синонимы и сравнительный оборот
| //ответ:1
Часть 2
Выполнение второй части работы - написание сжатого изложения - позволяет выявить уровень сформированности у девятиклассников комплекса речевых умений. Каждое из умений оценивается в соответствии с уровнем его сформированности от 0 до 2 баллов:
Таблица 1
¹
| Критерии оценки
| Баллы
| I
| Содержание изложения
| | И 1
| Понимание содержания исходного текста
| | | А) Учащийся обнаруживает верное понимание основной мысли исходного текста, отражает ее в изложении; предлагает название, отражающее содержание исходного текста. Фактические ошибки в работе учащегося отсутствуют.
| 2
| | Б) Учащийся обнаруживает верное понимание основной мысли исходного текста, но нечетко отражает ее в изложении и/или в названии. В работе учащегося допущена одна фактическая ошибка.
| 1
| | В) Основная мысль исходного текста не нашла отражения в изложении или отражена только в названии. В работе учащегося допущено более одной фактической ошибки.
| 0
| | | | И 2
| Использование приемов работы с информацией (сжатие текста)
| | | А) Учащийся владеет способами сжатия информации (выделять главную и второстепенную информацию, обобщать однородные факты, сокращать описания и т. п.).При этом основное содержание исходного текста передано без искажений.
| 2
| | Б) Учащийся владеет способами сжатия информации, однако имеются отдельные нарушения в передаче информации в сжатом виде (исключен важный эпизод, обобщены разнородные факты и т. п.). Основное содержание исходного текста передано без искажений.
| 1
| | В) Учащийся не владеет приемами сжатия информации. Содержание исходного текста передано с искажением и/или не передано вовсе.
| 0
| | Максимальное количество баллов за содержание ( И1-И2)
| 4
| II
| Речевое оформление изложения
| | | | | И 3
| Композиционная стройность работы учащегося
| | | а) Учащийся демонстрирует умение логично, последовательно и связно строить высказывание; текст правильно разделен на абзацы; в работе верно использованы языковые средства логической связи.
| 2
| | Б) В работе учащегося имеются отдельные нарушения перечисленных выше требований.
| 1
| | В) В работе учащегося отсутствует логика и последовательность в построении высказывания; имеются ошибки в использовании языковых средств логической связи.
| 0
| | | | | Максимальное количество баллов за речевое оформление изложения
| 2
| | Максимальное количество баллов за изложение
| 6
|
Часть 3
Третья часть экзаменационной работы - написание небольшого по объему (не менее 70 слов) сочинения-рассуждения по основной мысли прослушанного текста - оценивается по следующим критериям:
Таблица 2
¹
| Критерии оценки
| Баллы
| I
| Содержание сочинения
| | С 1
| Развитие основной мысли исходного текста
| | | А) Учащийся развивает основную мысль исходного текста.
| 2
| | Б) Учащийся развивает основную мысль исходного текста, но делает это крайне поверхностно.
| 1
| | В) Сочинение не связано с исходным текстом и его основной мыслью.
| 0
| | | | С 2
| Правильность фактического материала (включая терминологическую правильность)
| | | А) Фактические ошибки в работе учащегося отсутствуют.
| 1
| | Б) В работе учащегося имеются фактические ошибки.
| 0
| | Максимальное количество баллов за содержание
| 3
| II
| Речевое оформление сочинения
| | С 3
| Соответствие работы учащегося заданному типу речи (сочинение - рассуждение)
| | | А) Работа учащегося соответствует заданному типу речи.
| 2
| | Б) Работа учащегося соответствует заданному типу речи, однако имеются отдельные нарушения ( аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств, встречаются не объясненные пишущим, противоречащие друг другу утверждения и т.п.).
| 1
| | В) Создан текст иного типа речи.
| 0
| | | | С 4
| Композиционная стройность работы учащегося
| | | А) Учащийся демонстрирует умение логично и связно строить высказывание; текст сочинения правильно разделен на абзацы; в тексте сочинения верно использованы языковые средства логической связи.
| 2
| | Б) В работе учащегося имеются отдельные нарушения перечисленных выше требований.
| 1
| | В) В работе учащегося отсутствует логика в построении высказывания; имеются ошибки в использовании языковых средств логической связи.
| 0
| | | | С 5
| Запас лексических и грамматических средств, позволяющий учащемуся реализовать замысел сочинения.
| | | А) Учащийся реализует замысел сочинения, уместно использует языковые средства, в том числе выразительные.
| 2
| | Б) Учащийся обладает достаточным запасом лексических и грамматических средств, но не всегда уместно использует их для выражения своих мыслей.
| 1
| | В) Речь учащегося бедна. Замысел сочинения не реализован.
| 0
| | Максимальное количество баллов за речевое оформление сочинения
| 6
| | Максимальное количество баллов за сочинение
| 9
|
Практическая грамотность работы учащегося оценивается на основании проверки всей экзаменационной работы в целом (с учетом положения о грубых и негрубых, однотипных ошибках). Критерии оценки грамотности учащегося:
Таблица 3
¹
| Критерии оценки грамотности учащегося
| Баллы
| Г1
| Соблюдение орфографических норм
| | | А) орфографических ошибок нет (или 1 негрубая)
| 2
| | Б) не более 4
| 1
| | В) более 4
| 0
| | | | Г2
| Соблюдение пунктуационных норм
| | | А) пунктуационных ошибок нет или 1
| 2
| | Б) не более 4
| 1
| | В) более 4
| 0
| | | | Г3
| Соблюдение грамматических норм
| | | А) грамматических ошибок нет или1
| 2
| | Б) не более 2
| 1
| | В) более 2
| 0
| | | | Г4
| Речевые ошибки
| | | А) нет или 1
| 3
| | Б) не более 3
| 2
| | В) 4-5
| 1
| | Г) более 5
| 0
| | Максимальное количество баллов
| 9
| При оценке грамотности (Г1-Г4) следует учитывать объём сочинения.
Если объем сочинения составляет 70 - 150 слов, то такая работа оценивается по критериям, данным в таблице ¹3.
Если объем сочинения менее 50 слов, то такая работа оценивается нулем баллов по критериям Г1-Г4.
При оценке сочинения объёмом от 50 до 70 слов число допустимых ошибок всех четырех видов уменьшается: 1 балл по критериям Г1,Г2,Г4 ставится, если в работе допущено не более 3 ошибок; по критерию Г3 - не более 1.
Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей экзаменационной работы, -32 балла.
Школьные отметки (вне зависимости от выбранной модели) могут быть выставлены по пятибалльной шкале в соответствии со следующими рекомендациями.
Таблица 4
Перевод баллов в школьные отметки
Школьная отметка
| «2»
| «3»
| «4»
| «5»
| Первичный балл
| 0-8
| 9-17
| 18-27
| 28-32
| Минимальный балл от общего числа баллов за выполнение всех письменных работ (изложение, сочинение) И1- И3, С1-С5, Г1-Г4
| | 7
| 12
| 14
| Минимальный балл за грамотность из числа минимальных баллов за выполнение всех письменных работ (изложение, сочинение) Г1-Г4
| | 4
| 6
| 7
|
|
|
|