'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Как в вузах обманывают абитуриентов и студентов ::
     
():  
:  
-
: , 28 2024

Как в вузах обманывают абитуриентов и студентов

Заканчивается сдача выпускных экзаменов в школах. В этом году все школы страны перешли на систему ЕГЭ – считается, что это позволит реализовать возможность поступления талантливых учеников из глубинки в солидные столичные вузы.

Ситуация, которая сегодня складывается в сфере высшего образования, действительно, диктует необходимость глубокого реформирования как в области вступительных испытаний, так и в области контроля за всем процессом образования. Но остается вопрос, а так ли хорош ЕГЭ, чтобы всецело положиться на эксперимент в школах, по сути ничего не меняя в вузах? К ЕГЭ много претензий, в том числе и у президента Медведева.

Складывается парадоксальная ситуация: в школах вроде бы идут какие-то процессы, теоретически очищающие «любимцев» с прекрасными аттестатами от юных дарований, не обеспеченных влиятельной родней, а в вузах и техникумах как было темное царство, так и остается по сию пору. А между тем, как утверждают ответственные за внедрение ЕГЭ чиновники, именно возможность получения качественного высшего образования является причиной внедрения госэкзамена в том виде, в каком он существует сейчас.

Тем не менее, многие вузы оставляют за собой право провести дополнительные вступительные испытания для абитуриентов, чтобы выбрать самых-самых из числа желающих. В такой ситуации не очень понятно, для чего вводить ЕГЭ, раз вузы не отказались от старой системы. Вузы понять можно – они не столько озабочены качеством будущих студентов, сколько необходимостью расстаться с многими коммерчески выгодными проектами, как то: курсы предварительной подготовки, лицеи, спецшколы, платные олимпиады, коммерческие факультеты для непоступивших, продажа брошюр с примерными заданиями, приработок многих педагогов репетиторами у абитуриентов, в конце концов. И это не говоря о получении взяток, использовании связей и прочей коррупционной специфике.

Высшее образование – предмет фанатичного поклонения большинства российских родителей. Однако то, что творилось в сфере высшего образования в последние 18 лет, практически полностью девальвировало ценность диплома. Существует огромное количество коммерческих институтов и университетов, принимающих студентов «после собеседования», выпускающих тех же студентов после 5 лет «списочной» учебы, когда каждая сессия оплачивалась по установленному прейскуранту. Эти вузы произвели на свет небывалое число непрофессиональных юристов, экономистов, менеджеров, которые не только не соответствуют заявленной в дипломе специальности, а зачастую не способны составить конкуренцию школьнику 9-10 классов. Это, разумеется, резко понизило доверие к образовательной системе в целом у работников кадровых служб.

До недавнего времени неким условным барьером, позволяющим отделить настоящих «мучеников науки» от недоброкачественных участников рынка труда, было имя вуза, проставленное в дипломе. Казалось, брэнд прославленного вуза облекал своего выпускника некой надежностью. Увы, это только казалось. Очень многие работники кадровых служб в открытую говорят о том, что и этот критерий устарел. Причиной тому стала, где жадность, а где необходимость выжить в суровые 90-е. Многие вузы открыли платные факультеты, на которые поступить можно при тех же условиях, что и в обычные коммерческие вузы, то есть после собеседования и вступительного взноса. На выходе студент получает диплом общего образца, в котором его факультет могут даже не указать. Достаточно отметить специальность и квалификацию. И никто не узнает, что этот отличник народного образования посетил в своей жизни только одну сессию, и то случайно (больше любимые родители не позволили чаду испортить свою будущую карьеру, и заблаговременно оплатили все издержки). Таким образом, бесплатное образование даже в вузах с дополнительными вступительными испытаниями не гарантирует работодателя от подделки, т.е. от плохо подготовленного специалиста. В таких случаях многие работодатели предпочитают взять выпускника даже из коммерческого вуза, но на меньшие деньги, ведь время на обучение такого горе-специалиста будет потрачено одинаковое, а зачем платить больше?

Разумеется, выпускники престижных вузов претендуют на существенно иной уровень оплаты труда.

Мы встретились с человеком, который в течение нескольких лет работал на таком платном факультете при бесплатном вузе. И вуз этот входит в десятку лучших экономических высших учебных заведений страны. Теперь этот факультет прикрыли, но наш собеседник согласился рассказать, как за фасадом престижного имени проворачиваются темные дела. Интервью удалось получить только на условиях строгой анонимности.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем факультете.

- Наш факультет был создан в начале 90-х годов прошлого века как экспериментальная площадка. Сначала возникли курсы повышения квалификации. Затем, в 1998 году, был подписан предварительный договор о начале полноценного обучения по дневной форме, а в 2001 году был подписан основной договор, после чего стала возможна выдача полноценных дипломов образца «материнского» вуза. Однако первый набор студентов на дневное отделение был произведен в 1995 году до того, как был оформлен договор, из-за чего студентам пришлось реально отучиться по 6 лет вместо 5.

- Получается, родители первых студентов, которые подписывали договоры и платили деньги за обучение, не знали, что факультет не имеет соглашения с вузом?

- Да, но в то время в стране многие работали по «серым» схемам, так что полунамек на некие «налоговые обстоятельства» работал безотказно. Никто не пытался бежать к ректору, чтобы заручиться его визой на договоре. Да и само имя вуза работало на декана нашего факультета. Людям казалось, что в таком серьезном заведении их не обманут. Кроме того, срабатывал эффект жадности: обучение на нашем факультете стоило намного дешевле, чем на другом платном факультете, который существовал дольше, чем наш. Нельзя не упомянуть о харизме декана. Это женщина большой силы воли и личного обаяния. Такие люди, как она, способны вводить в состояние транса. Знаете, как цыганки на вокзалах промышляют? Вот примерно тот же эффект. Когда человек ослеплен возможностью задешево купить для ребенка престижное образование, да еще и такая обаятельная дама с ним беседует, очень сложно устоять. Программа факультета тоже была своеобразной: набирали только девушек, которым обещали образование на уровне дореволюционных институтов благородных девиц, вроде Смольного. Тут и танцы, и языки, и верховая езда, помимо общего с «материнским» вузом учебного плана. Родителей это устраивало, ведь за студентками обещали присматривать, следить за их моральных обликом. В середине 90-х, в самый разгар криминальных разборок и сексуальной революции, многие родители панически боялись, что их ребенок попадет в плохую компанию. А тут все так чинно-благородно: свой театр, уроки этикета, большая загруженность в учебе и в общественной жизни факультета. В общем, все эти моменты приводили к тому, что в студентах недостатка не было.

- Как происходила коммуникация с «материнским» вузом?

- Поскольку с самого начала декан не собиралась выполнять свои обязательства в плане обучения (не было ни уроков верховой езды, ни тенниса, ни многих других дополнительных предметов из программы), сразу возникла необходимость прикрыть дыры. Какое-то время все держалось на способности лавировать между разными партиями в административных интригах, сталкивая лбами противников и дружа со всеми по одиночке. В итоге, как только поднимался вопрос о проверке деятельности факультета, у такого активного человека сразу же, откуда ни возьмись, возникала куча проблем по не связанным с факультетом вопросам. Мало-помалу за деканом утвердилась репутация женщины, с которой лучше не связываться. К тому же, через несколько лет, ее уже считали «своей» и слишком в дела не лезли – жалоб-то от студенток не поступало.
Факультет преподносился как некое элитарное заведение, в котором могут учиться только самые достойные. Дома, соответственно, детей обрабатывали родители: «Тебе повезло, такой вуз знаменитый, учись, старайся понравиться декану, может, переведут на бесплатное обучение». Естественно, и вовлечение студентов в общественную жизнь не проходило даром, на фоне сверстников они выглядели белыми воронами - не пили, не курили, жвачку не жевали, времени на личную жизнь не было. С третьего курса студенты неофициально переводились на вечернюю форму обучения. Они получали возможность устроиться на работу и учиться по вечерам. Это также активно поощрялось: чем больше студентка выматывалась, тем меньше сил у нее было на то, чтобы задуматься, почему вдруг занятия стали проходить все реже. Ведь, на самом деле, кроме основной программы «материнского» вуза, дополнительное обучение, заявленное чуть ли не в равнозначном объеме, выполнялось в лучшем случае процентов на 20. Остальное вписывалось в зачетки и ведомости, но реально предметов не было. Уставшие студентки только радовались – меньше заниматься.

- А как же «материнский» вуз принимал такие фальшивые ведомости и отчеты?

- Поскольку у декана были хорошие отношения с различными партиями внутри вуза, о любой проверке ей сообщали заранее. Комиссию встречали хлебом-солью, на очень широкую ногу, с дорогими коньяками и икрой, демонстрировали лучших студенток, вели светские беседы, так что «наконьяченная» комиссия, не глядя, подписывала все бумаги и уезжала с сумками подарков. Подозреваю, что люди в очередь выстраивались к нам на проверки. К тому же, наш факультет был территориально удален от «материнского» вуза, так что непосредственный контроль за образовательным процессом был физически невозможен. У факультета было отдельное здание на другом конце Москвы.

- Почему же закрыли столь выгодное учреждение?

- Для «материнского» вуза наш факультет не был слишком уж выгодным. За каждую студентку платили $500 в год. В то же время, с самой студентки брали от $2500 в год. Некоторые платили сразу за все время обучения, это было дешевле. С каждым цена обговаривалась отдельно, но оплата 5 лет сразу стоила примерно $7-10 тыс. К тому же, в первые годы существования факультета были богатые спонсоры, которые впоследствии должны были трудоустраивать студентов. Однако кризис в 1998 году практически свел на нет всех спонсоров, которым стало не до спонсорства. А привычка и любовь к красивой жизни у декана и членов ее семьи осталась. Случайные заработки на продаже сессии не могли полностью возместить растущие траты. Пробовали шантажировать родителей студенток, которые отбивались от рук, начинали прогуливать. Но это не всегда срабатывало, многие считали, что декан должна смотреть за такими вещами и предпочитали забрать дочь, чем платить еще и за ее прогулы.
Деньги начали вытаскивать из кассы факультета. Их отсутствие становилось все более заметным, началась продажа имущества. Сначала продали часть здания, потом еще часть, и так далее. В итоге осталось всего 4 комнаты. Педагогам начали задерживать зарплату. Многие прекрасные педагоги ушли, часть предметов начали читать студентки старших курсов. Деньги в «материнский» вуз стали поступать с перебоями. Тогда-то родители и стали активно обращаться к ректору, после чего эта история всплыла во всей красе, в результате чего факультет закрыли, а оставшихся студенток перевели на учебу в «материнский» вуз.

- Получается, что расходование средств полученных за учебу никто не контролировал?

- Вся оплата шла через благотворительный фонд. Кстати, те студентки, что остались в «материнском» вузе, до сих пор, по-моему, через него оплачивают свое обучение. Благотворительный фонд на момент существования факультета не имел ни кассы, ни бухгалтера. Все приходные ордера, что получали студентки, были липовыми. Сейчас, конечно, его контролирует вуз.

- То есть, финансовые документы тоже фальсифицировались?

- Да, так же, как и ведомости по несуществующим предметам. В реальности все деньги складывались в сейф к декану, которая расходовала их на содержание штата прислуги и охрану. Когда финансовые проблемы встали во весь рост, она заняла деньги у каких-то людей под 10% в месяц, после чего мы несколько раз закрывали факультет «на профилактику», чтобы никто из студенток не пострадал: долги было отдавать нечем, а кредиторы были не из тех, кто готов терпеть. Грубо говоря, от этих криминальных личностей поступали угрозы.

- Как же выходили из таких ситуаций?

- Перезанимали. У тех же родителей, крайне заинтересованных в продолжении жизнедеятельности факультета. При этом им рассказывалась какая-нибудь байка о воровстве казенных денег и прочее в том же духе. Повторюсь, декан обладала навыками как нейролингвистического программирования, так и мощным личным обаянием, подпасть под ее влияние не составляло труда. Многие родители даже приводили девочек, которые только что закончили 8 или 9 класс школы. Декан обещала им устроить экстернат параллельно с поступлением на факультет, однако на практике настоящие аттестаты получили только несколько человек, остальные, когда из-за долгов была разорвана связь с экстернатом, получили поддельные аттестаты. Опять же, по аналогии с нашим факультетом был открыт факультет для юношей, но в другом вузе, в котором была военная кафедра. Какое-то время деньги за обучение студентов этого факультета поддерживали на плаву наш факультет. Кстати, история с аттестатами всплыла именно на факультете юношей, когда за долги перед их вузом пришлось закрывать факультет через 5 лет после открытия. Никто из студентов даже не смог получить диплом, но вуз их принял на другой факультет, правда, им пришлось заново оплатить свое обучение. Несколько студентов с поддельными аттестатами остались на улице. В этом смысле студенткам с нашего факультета повезло больше, - им зачли оплату обучения и закрыли глаза на аттестаты. «Материнский» вуз, обладая престижным именем, не хочет громкого скандала, ведь из-за нескольких студентов может пострадать вся Академия. Позорное пятно на репутации грозит большими проблемами с поступлением на те платные факультеты, что до сих пор функционируют. А также масштабными проверками, в том числе по финансовой части. Я уж не говорю о падении рейтинга вуза.

- А что произошло с теми, кто уже получил дипломы?

- Ничего, работают. Ведь название факультета не указывается в дипломе. Многие лгут при трудоустройстве.

Мошенничество с образованием, описанное в статье, происходило в самом центре столицы, в одном из самых известных вузов страны. Но большинство студентов и их родителей, вовлеченных в сомнительную образовательную деятельность, предпочитает молчать. Ведь в дипломе никто не напишет, как и где он был получен. А то, что реального образования получено не было, никого не волнует. Главное – получить диплом с престижным именем вуза на корочке. Недорого.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.