'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Учитель, повторись в учениках! ::
     
():  
:  
-
: , 4 2024

Учитель, повторись в учениках!

Сегодня в актовом зале Казанского государственного технологического университета состоится заседание ученого совета, посвященное 100-летию со дня рождения профессора Дьяконова Германа Константиновича. На заседании прозвучат доклады: "Г.К.Дьяконов - основатель кафедры ТОТ КГТУ" - профессора Ф.М. Гумерова, "Физическое моделирование: вчера, сегодня, завтра" - профессора С.Г.Дьяконова, "Сопряженное физическое и математическое моделирование и промышленная химия" - профессора Г.С.Дьяконова, а также воспоминания о Германе Константиновиче.

Кафедра ТОТ - теоретических основ теплотехники - своим появлением обязана родоначальнику научной династии Дьяконовых Герману Константиновичу. Сегодня ею заведует Фарид Мухамедович Гумеров. Он принял меня в своем рабочем кабинете, стены которого увешаны черно-белыми фотографиями ученых и сотрудников, трудившихся на кафедре в разные годы, отдельно вывешены крупные портреты предыдущих заведующих - Г.К. Дьяконова и А. Г. Усманова. Да, за все годы существования кафедры, а она три года назад отметила семидесятилетие, ею заведовали всего три человека: Г.К.Дьяконов - в 1934-1953 гг., А.Г.Усманов - 1953-1995 и Ф.М.Гумеров - с 1996 года по настоящее время. Причем Усманов был первым аспирантом Дьяконова, а Гумеров учился в аспирантуре у профессора Усманова. О чем это говорит? Несомненно, наряду с преемственностью научной школы, это и признак преданности духу и традициям, закладывавшимся преподавателями и учеными кафедры на протяжении многих десятилетий.

Впечатление о микроклимате кафедры, основанном на высокой общечеловеческой культуре, неустанном научном поиске, стремлении сполна отвечать вызовам времени, я вынес из эмоциональной беседы с Фаридом Мухамедовичем. Точнее сказать - из его страстного монолога о Дьяконове и Усманове.

Когда я спросил его, что значит для него Герман Константинович, Гумеров сказал, что это, безусловно, незаурядная, от природы щедро одаренная личность, ученый, внесший выдающийся вклад в развитие теории подобия физико-химических процессов. К горькому сожалению, несправедливо ранняя смерть - всего-то в 46 лет - не позволила ему реализовать сполна свой научный потенциал. Эстафету Германа Константиновича достойно продолжил его любимый ученик, профессор А. Г. Усманов. Далее Фарид Мухамедович с искренним восхищением и пиететом стал рассказывать о том, каким интересным, многранным ученым и человеком был Айтуган Гарифович.

- Вы понимаете, почему, говоря о Дьяконове, я не могу обойти яркую фигуру Усманова? - предвосхитил мой вопрос Гумеров. - Потому что Усманов - это продолжение Дьяконова для меня. Я в силу своего возраста не застал Германа Константиновича. Под началом же Усманова учился и работал со дня поступления в аспирантуру кафедры ТОТ КГТУ в 1974 году, в течение двадцати с лишним лет. Будучи учеником и продолжателем научной эстафеты Дьяконова, Айтуган Гарифович через всю свою жизнь пронес безмерное уважение к нему, многое перенял у него не только в научном плане, но и в человеческом. Скажем, все, кто знал Дьяконова, отмечали его глубокую порядочность, природную скромность и доброжелательность к людям, необычайно высокую работоспособность, широкий кругозор, неутолимое стремление к самосовершенствованию. Эти же черты я видел у моего наставника, который всегда был, что называется, в курсе последних достижений не только науки, но и художественной литературы, искусства... Дьяконов и Усманов - это интеллигенты в самом глубоком, чеховском понимании этого слова. Высокая нравственность для них была на первом месте, профессионализм ученого - на втором. И оба - ученые с большой буквы. Дьяконова заметил и приглашал к себе на работу И.В.Курчатов, теоретические работы Германа Константиновича были опубликованы Академией наук СССР в виде монографии - вы только подумайте, какая это редкая, высокая честь в те времена! Усманов в начале 1960-х был выдвинут на соискание Ленинской премии вслед за Курчатовым - тоже не меньшая честь. Словом, это уникальные люди, и я, продолжая их эстафету в качестве заведующего кафедры, вижу свой долг прежде всего в сохранении атмосферы нравственности, высокой ответственности за дело, которому мои предшественники посвятили всю свою жизнь без остатка.

Это к вопросу о том, что значит для меня сегодня Герман Константинович. Ну а о том, каким он был в жизни, вы подробно узнаете из книги, которую мы выпустили к 70-летию нашей кафедры. Она рассказывает о творческом и жизненном пути ее создателей, сегодняшних научных изысканиях ученых. Немало страниц отведено воспоминаниям друзей, близких, аспирантов о Германе Константиновиче.

Каким же предстает человек и ученый, столетие со дня рождения которого отмечается ныне, перед читателем книги? Очень неординарным, разносторонним и крайне интересным.

Вырос Герман в семье, где тяга к знаниям преобладала над всем остальным: отец преподавал историю и литературу в одной из казанских гимназий, мать до замужества была сельской учительницей, хорошо играла на пианино и пела. Дьяконов окончил опытно-показательную школу имени Песталоцци, где особый интерес проявлял к математике, был душой ученического самоуправления, выделялся на занятиях технического и драматического кружков, входил в сборную школы по футболу.

Отлично успевая по всем предметам, Гера находил время и для таких увлечений, как музыка и рисование. С малых лет обучился игре на фортепьяно, а искусство рисования он постигал под началом Николая Фешина. Посещая студию художника, вместе со студентами рисовал в течение шести лет с натуры. Фешин предсказывал мальчику большое будущее художника и, уезжая в Америку, подарил ему этюдник с красками. Потом, став уже доктором наук, завкафедрой, Герман Константинович, отдыхая с семьей на Волге, увлеченно писал волжские пейзажи, которые раздаривал затем друзьям.

После школы Герман поступил в Казанский индустриальный техникум повышенного типа, преобразованного вскоре в энергетический институт. Большие успехи в учебе уже тогда предопределили перспективы его научной деятельности в будущем. Когда при создании КХТИ решался вопрос о руководителях подразделений, заведовать кафедрой энергетики, преобразованной затем в кафедру термодинамики и теплотехники, предложили выпускнику энергоинститута Герману Дьяконову. Случилось это в 1934 году, и все последующие годы вплоть до смерти в 1953-м - это годы его активного научного творчества, становления как ученого, трудоемкой работы по укреплению материально-технической базы кафедры, созданию лаборатории для научных исследований.

В 1941 году Г.К.Дьяконов защитил кандидатскую диссертацию по теме "Критерии пенообразования", через пять лет - докторскую на тему "Подобие процессов физико-химических превращений". Диссертация получила высокую оценку таких авторитетных ученых того времени, как академики М.В.Кирпичев, М.А.Михеев. Для читателя газеты суть исследований ученого можно передать популярно так: "теория подобия - это связующее звено между колбой в химлаборатории и химическим аппаратом завода". Иначе говоря, с помощью уравнений, выведенных Дьяконовым, результаты исследований масштабируются в большие заводские энергоустановки.

Все питомцы Г.К.Дьяконова, в том числе профессор А.Г. Усманов, среди многих достоинств своего научного наставника особо выделяют его непревзойденное искусство преподавателя-лектора. Вот что пишет Айтуган Гарифович: "Герман Константинович считал, что успех лекции определяется прежде всего ее содержанием, поэтому первостепенное значение придавал отбору материала. Истина не должна декларироваться, лекция призвана отразить путь научного и инженерного поиска. И студенты на его лекциях чувствовали себя участниками этого процесса поиска. Его лекции развивали у них потребность научного творчества..."

Невозможно без чувства светлой печали читать воспоминания жены Германа Константиновича - профессора Казанского ветеринарного института Нины Александровны Крыловой.

"...Когда его хоронили, улицы были запружены народом, встал транспорт. Хоронили прекрасного человека и талантливого ученого. Говорят, иностранные студенты, выступая на похоронах, говорили, что это необыкновенный советский профессор, всеми любимый, образ которого они пронесут через всю свою жизнь...

Жизнь моя сломалась, и поправить уже ничего нельзя. И сейчас стоит вечный комок слез в горле, он так, наверно, и задушит меня. Я без слез не могу говорить ни о чем, что связано с мужем. Мне это больно, как раскрытая рана, которую тревожат. Все-все напоминает о Гере. Я люблю его и сейчас, люблю память о нем. Он - в моих дорогих сыновьях...

... После того, как его не стало, Михаил Викторович Кирпичев как-то сказал мне:

- Я любил Германа, как сына, и пока я жив, не будет сирот ни дома у вас, ни на кафедре.

(...) Михаил Викторович считал Геру крупным, самобытным ученым, утверждал, что Гера будет академиком..."

Закончить это посвящение Герману Константиновичу Дьяконову хочется следующими словами русского историка В.О.Ключевского: "Талант - искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим".

  Шамиль Мулаянов

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.