function view_name($link) { require ("connect.php"); $query = "SELECT name FROM `menu1` WHERE id='$link' limit 1"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $name = $row["name"]; echo $name; } function view_name_test($link) { require ("connect.php"); $query = "SELECT name FROM `menu_test` WHERE id='$link' limit 1"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $name = $row["name"]; echo $name; } function view_name_test2($link) { require ("connect.php"); $query = "SELECT name FROM `test` WHERE id='$link' limit 1"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $name = $row["name"]; echo $name; } function colvo_test($link) { require ("connect.php"); $query = "SELECT sum FROM `test` WHERE id='$link' limit 1"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $sum = $row["sum"]; return $sum; } function colvo_book($link) { require ("connect.php"); $query = "SELECT id FROM `info` WHERE parent_menu='$link'"; $result = mysql_query($query); $n=mysql_numrows($result); echo $n; } function img_resize($src, $dest, $width, $height, $rgb=0xFFFFFF, $quality=75) { if (!file_exists($src)) return false; $size = getimagesize($src); if ($size === false) return false; $format = strtolower(substr($size['mime'], strpos($size['mime'], '/')+1)); $icfunc = "imagecreatefrom" . $format; if (!function_exists($icfunc)) return false; $isrc = $icfunc($src); $idest = imagecreatetruecolor($width, $height); imagecopyresampled($idest, $isrc, 0, 0, 0, 0, ImageSX($idest), ImageSY($idest), ImageSX($isrc), ImageSY($isrc)); imagejpeg($idest, $dest, $quality); imagedestroy($isrc); imagedestroy($idest); return true; } function menu_obraz_res($id) { $query = "SELECT cleft, cright FROM `adv_catalogue` WHERE id='$id' limit 1"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; $cright = $row["cright"]; $query = "SELECT cleft FROM `adv_catalogue` WHERE cleft>'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> if (isset($_POST['auth_name'])) { $name=mysql_real_escape_string($_POST['auth_name']); $pass=mysql_real_escape_string($_POST['auth_pass']); $query = "SELECT name FROM user WHERE log='$name' AND pass='$pass'"; $res = mysql_query($query) or trigger_error(mysql_error().$query); if ($row = mysql_fetch_assoc($res)) { session_start(); $_SESSION['user_id'] = $row['id']; $_SESSION['ip'] = $_SERVER['REMOTE_ADDR']; $_SESSION['name'] = $row['name']; } header("Location: http://".$_SERVER['HTTP_HOST'].$_SERVER['REQUEST_URI']."?link=$_POST[l]&type=$_POST[t]"); exit; } if (isset($_GET['action']) AND $_GET['action']=="logout") { session_start(); session_destroy(); header("Location: http://".$_SERVER['HTTP_HOST']."/"); exit; } if (isset($_REQUEST[session_name()])) session_start(); ?>
|
||||||||||||
: , 3 2024
|
ПРОФИЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ЯЗЫКОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ русский язык и литература, татарский язык и литература, английский язык Часть 1
Печатается по решению Ученого совета Института развития образования Республики Татарстан В сборник (в 2-х частях) включены профильно-ориентированные элективные курсы учителей-практиков, методистов, ученых. В нем содержатся рекомендации по проектированию элективных курсов, построению индивидуальной образовательной карты ученика, итоговой аттестации учащихся. Адресован работникам образования - учителям и руководителям школ РТ. © Профильно-ориентированные элективные курсы по языковым дисциплинам: русский язык и литература, татарский язык и литература, английский язык. Часть 1. /Редактор-составитель В.Ф. Габдулхаков. // Материалы к августовским совещаниям. - Казань, 2005. ВВЕДЕНИЕ В сборнике представлены профильно-ориентированные элективные курсы по языковым дисциплинам. Для полноценного их использования актуальным является вопрос о проектировании индивидуальной образовательной карты ученика. Что должно стать содержательной основой такой карты? Наиболее важным представляется вопрос о результативности профильного образования для каждого конкретного ученика. Главным концентром содержания образования становится интенсивное развитие качеств растущего человека. Для определения эффективности профильного образования важно проследить динамику роста показателей (они фиксируются у каждого учащегося) некоторых наиболее значимых в этом отношении качеств личности растущего человека: · информационной обеспеченности (знакомства, представления, знания, тезаурус, понимания и др. как на рационально-логическом, так и на эмоционально-образном уровнях); · функциональной грамотности (восприятие установок и объяснений учителя, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, умение обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.); · технологической умелости (способность выполнять трудовые операции, стандартизированные программами курсов, манипулирование объектами и средствами труда, способность достижения заданного уровня качества, освоенность ручных и машинных операций, понимание свойств материалов, правильное применение инструментов, обеспечение личной безопасности, рациональная организация рабочего места и др.); · интеллектуальной подготовленности (способность вербализировать трудовые операции, рефлексия трудовой деятельности, понимание постановки учебных (теоретических и практических) задач, достаточность объема памяти, способность проводить сравнения предметов по различным показателям, аддитивное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и др. Для рационального планирования деятельности, в том числе совместной); · волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к педагогической ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнить работу, задания на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и др.). Уровни оценивания измерений показателей каждый педагог может выбрать самостоятельно, исходя из конкретных условий. Наиболее точным можно считать оценивание по 10-ти балльной системе, но на начальной стадии диагностирования допустимо воспользоваться четырьмя уровнями оценивания: - низкий, недостаточный, неопределенный (0 баллов); - средний, приемлемый, удовлетворительный, определенный (1 балл); - высокий, планируемый, желаемый, подтверждаемый (2 балла); - отличный, выше планируемого, уникальный (3 балла). Измерение показателей производятся путем субъективного оценивания преподавателем: · наблюдений за учащимся на каждом занятии и/или за определенный отрезок времени в воспитательно-образовательном процессе; · результатов выполнения стандартных учебных заданий; · результатов выполнения специальных и нестандартных учебных заданий; · вопросов, задаваемых учащимся при выполнении им практических работ; · результатов ответов, высказываний, выступлений, реплик учащегося, задаваемых им вопросов, участия в коллективной дискуссии; · конструктивности общения во внеклассное время; · результатов опросов, контрольных работ, тестов и т. п.; · результатов написания и защит рефератов, эвристических сочинений, дайджестов и др.; · результатов выполнения и защит проектов. Таким образом, преподаватель располагает достаточно большим объемом информации, позволяющим ему конструировать интегральную оценку как по каждому измерителю, так и по показателю в целом. Открытый массив измерителей и условий измерения показателей эффективности профильного образования состоит из 35 вопросов, на которые преподаватель должен формировать ответы: 1. Информационная обеспеченность 1. 1. Насколько учащийся знаком с объектами изучения и познания? 1. 2. Насколько увеличился объем знакомств учащегося? 1. 3. Насколько велик объем его представлений об объектах познания? 1. 4. Насколько увеличился объем представлений учащегося? 1. 5. Насколько свободно он ориентируется в пройденном учебном материале? 1. 6. Насколько он освоил частный и общий тезаурус предметной (профильной) области? 1. 7. Насколько он реализует межпредметные связи при познании профильного учебного материала? 2. Функциональная грамотность 2. 1. Каков уровень восприятия учащимся установок и объяснений учителя? 2. 2. Каков уровень восприятия письменных текстов? 2. 3. Каков уровень восприятия графических текстов (рисунков, графиков, схем, чертежей и т. д.)? 2. 4. Каков уровень восприятия физических объектов? 2. 5. Каков уровень умения учащегося надлежащим образом обращаться с техническими объектами? 2. 6. Насколько им усвоены приемы безопасной работы? 2. 7. Насколько он способен создать письменный текст, графическое изображение, схему, технический рисунок, чертеж? 3. Технологическая умелость 3.1. Насколько ученик способен выполнять трудовые операции, стандартизированные программой профильного и предметного образования? 3. 2. Насколько успешно он манипулирует объектами и средствами труда? 3. 3. Насколько правильно применяет основные технологические инструменты и приспособления? 3. 4. Насколько им освоены ручные и машинные технологические операции? 3. 5. Насколько правильно ученик понимает свойства основных конструкционных материалов? 3. 6. Насколько рационально организовано у него рабочее место? 3. 7. Насколько надежно он обеспечивает личную безопасность при выполнении практических работ? 4. Интеллектуальная подготовленность 4. 1. Насколько ученик способен вербализовать выполняемые трудовые операции? 4. 2. Каков уровень понимания учеником постановки учебных задач и заданий? 4. 3. Насколько он способен сравнивать предметы по размеру, форме, цвету, материалу и назначению? 4. 4. Насколько он восприимчив к новой информации? 4. 5. Насколько способен самостоятельно пользоваться различной учебной литературой и другими дидактическими материалами? 4. 6. Насколько может рационально планировать свою деятельность? 4. 7. Насколько умеет конструктивно общаться с учителем и товарищами в совместной деятельности? 5. Волевая подготовленность 5. 1. Насколько велико стремление выполнять задания с высоким уровнем качества? 5. 2. Насколько велико стремление у ученика тщательно выполнять все установленные требования и указания учителя? 5. 3. Насколько успешно преодолевает различные трудности при выполнении учебных заданий? 5. 4. Насколько стремится выполнять все учебные задания для увеличения своих знаний и умений? 5. 5. Насколько стремится получать и выполнять учебные задания повышенной сложности? 5. 6. Насколько он способен работать с перегрузкой, преодолевать усталость, восстанавливать внимание? 5. 7. Насколько он способен восстанавливать внимание? 5. 7. Насколько мотивирован учащийся на расширение представлений о своей предполагаемой профессиональной деятельности выполнением различных учебных заданий? Таким образом обеспечивается обратная связь в воспитательно-образовательном процессе, позволяющая судить о результативности профильного образования для каждого конкретного ученика. Для профильного образования принципиально важным становится понятие самоопределения. Развитие способности к жизненному самоопределению - приоритетная задача профильной школы. Самоопределение большинства старших школьников носит спонтанный и случайный характер. В связи с этим профильное образование старших школьников приобретает функцию упорядочения индивидуального выбора, реализации модели самоопределения. Сегодня разработаны и проверены на практике новые подходы к самоопределению школьников в условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки. При этом самоопределение рассматривают как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений, ключевых компетентностей (профессионально-трудовых, нравственных, личностных), позволяющих действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях, принимать решения, адекватные своим ценностным смыслам. Целью такой работы в основной школе и старшей школе можно считать формирование ориентационной (профориентационной) компетентности. Предлагаемая схема является попыткой конкретизировать понятие «профессиональное самоопределение», перейти от общих рассуждений к такому варианту, который можно было бы использовать в практической работе. В основе данной схемы ЛПП (личной профессиональной перспективы) положена схема, предложенная Е. А. Климовым, только существенно дополненная ценностно-смысловыми компонентами. В левой части - компоненты схемы построения ЛПП, а в правой - соответствующие вопросы для работы с учениками. Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП)
Работа проводится с классом. Каждый ученик самостоятельно работает с опросником в течение 25-30 минут. Листочки подписываются и сдаются, после чего результаты обрабатываются. Существуют разные варианты обработки результатов. Первый вариант. Качество ответов оценивают сами учителя и психологи. Критерии оценок (по каждому вопросу): 1 балл - отказ отвечать на данный вопрос; 2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа; 3 балла - минимально конкретизированный ответ (например: «Собираюсь поступать в институт, но не решил пока, в какой…»); 4 балла - конкретный ответ с попыткой обоснования; 5 баллов - конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам. Второй вариант. Сначала учащиеся сами оценивают свои ответы (предварительно совместно разбирают 1-2 анонимных работы, и ученики осваивают систему оценки на чужих примерах), затем их оценивают психологи и учителя и сравнивают с самооценками школьников. Если внимательно посмотреть на предложенную схему ЛПП, можно заметить, что в ней так или иначе представлена почти вся психология. Это означает, что настоящая профориентация - очень сложная и развернутая во времени работа. Как уже отмечалось выше, существенной для учащихся старших классов становится проблема выбора. Условия постоянного выбора - неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса профильного образования. В том числе актуальной становится для учащихся старшей профильной школы и проблема выбора профессии Е. А. Климов выделяет три основные составляющие выбора профессии: 1) учет своих желаний («хочу»); 2) учет своих способностей («могу») и 3) учет потребностей рынка труда («надо»). Опираясь на эти составляющие, уже можно рассуждать о конкретных профессиональных и жизненных выборах. Однако для более обстоятельного размышления Е. А. Климов предлагает использовать восемь основных факторов профессионального выбора (Климов Е. А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Науч. тр. ВНИИ профтехобразования. - Л., 1976. - Вып. 32). Для удобства эти факторы можно представить в виде геометрической фигуры, которую можно использовать как практическую методику. Склонности Мнение Информированность родителей Уровень притязаний Мнение товарищей Способности Потребности рынка ЛПП Методику можно применять в 8-11-х классах для формирования у школьников способности самостоятельно оценивать собственные ситуации самоопределения. Надо разобраться, как строится ЛПП (все ли факторы и насколько учтены при построении своих планов на будущее). Если ЛПП строится с учетом какого-то фактора, то между ними проводится линия, если фактор не учитывается, то остается пустое место. Иногда возникает неоднозначная оценка относительно учета (или неучета) данного фактора, в этом случае ЛПП и фактор соединяются пунктирной линией. В целом оценивается, удачно построена профессиональная перспектива или нет. Самооценку ситуации самоопределения можно использовать для сбора и уточнения информации о данном ученике (что особенно важно при постоянной работе с классом). Данную геометрическую фигуру можно использовать в индивидуальной работе с подростком. Такая работа предполагает реальное взаимодействие учителя и ученика, т. е. обеспечивает настоящий диалог. В перспективе общий инновационный план профильного образования по замыслу стремится выродиться в индивидуальные планы воспитательно-образовательного процесса развития личности, подготовки к выбору жизненного пути, плана непрерывного образования и деловой карьеры каждым учащимся на уровне окончания школы. Для развития и формирования мышления, умений принимать рациональные решения в различных жизненных ситуациях содержание профильного образования должно включать взаимосвязанные блоки. Инновационный план предполагает гибкое варьирование размерами блоков в зависимости от достигаемых каждым учащимся результатов. Содержание блоков личностно ориентированного профильного образования представлено таблицей, составленной П. С. Лернером, в правой части ее названы области личностного приобщения к видам деятельности:
Выявление личностного потенциала ученика невозможно без его деятельностного участия в проверочных и тренировочных занятиях. Индивидуальная образовательная карта ученика должна способствовать достижению высоких результатов каждым учащимся профильных классов, целевому интенсивному продвижению его вперед по линиям предпрофессионального и профессионального самоопределения. Итоговая аттестация школьников. Одним из ориентиров качественного обновления оценки результатов предпрофильной подготовки и профильного обучения является портфолио. Портфолио сейчас предлагают использовать в качестве одного из новых механизмов аттестации выпускников основной школы и организации поступления в старшую профильную школу. В портфолио учитываются различные достижения учащихся, позволяющие объективно оценить уровень их готовности к продолжению образования по тому или иному профилю и создать основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу. В документах по организации и проведению эксперимента по профильному обучению, результаты экзаменов, проводимых на объективной, «внешней» основе (государственные экзаменационные комиссии), должны стать важнейшей составляющей итоговой аттестации 9-классников. Важнейшей, но не единственной. Ибо очевидно, что нельзя пренебрегать и иными образовательными достижениями ученика, полученными им в «внеэкзаменационных формах». Особенно значимым это становится, когда речь идет о выявлении объективных оснований выбора учеником профиля обучения в ближайшем будущем. Основной смысл портфолио - дать возможность самому ребенку «показать все, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предполагает: - смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет (что обычно и происходит во время опроса в классе или на экзамене), на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету, в той или иной сфере деятельности и т.д.; - интеграцию количественной и качественной оценок, что предполагает оценку не только в баллах, но и с описанием глубины, оригинальности представленной работы и т.д.; - перенос педагогического ударения с оценки на самооценку, что предусматривает активное отношение самого школьника к полученным результатам. На основе зарубежного и российского опыта создания портфолио учащихся и в соответствии с целями и задачами эксперимента по организации предпрофильной подготовки и профильному обучению разработан рамочный стандарт портфолио. В этом варианте портфолио состоит из трех разделов: 1. «Официальные документы»; 2. «Творческие работы»; 3. «Отзывы, рекомендации и самоотчеты». При оценке разделов портфолио следует считать приоритетными «профильные» достижения, т.е. результаты, достигнутые в областях, соответствующих избираемому на 10-11-й классы профилю обучения. Портфолио при переходе на профильное обучение должно стать весомым фактором формирования образовательного рейтинга ученика. Экзамены являются основной формой государственной аттестации, но при наличии конкурса на профиль и при равных баллах, полученных на экзаменах (двух обязательных письменных - по русскому языку и по алгебре - и двух по выбору), в схему исчисления образовательного рейтинга включается портфолио ученика. Однако остается нерешенным вопрос о «весе» портфолио в формировании образовательного рейтинга. Одни координаторы эксперимента занимают позицию, в соответствии с которой портфолио максимально может быть представлен 10 баллами, тогда максимальная балльная оценка составляет 30 баллов (5 + 5 - за обязательные экзамены, 5 + 5 - за экзамены по выбору и 10 за портфолио); другие - считают, что портфолио может иметь «вес» до 50% от общей суммарной оценки. И тот, и другой подходы имеют право на существование (в зависимости от местных условий). ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ Ф.И.О. ученика: ________________________________________ Дата диагностики: ______________________________________
ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОДИННАДЦАТЫХ КЛАССОВ Ф.И.О. ученика: ________________________________________ Дата диагностики: ______________________________________
И.В. Хаирова, канд. пед. наук, ст. преподаватель ИРО РТ В.Ф. Габдулхаков, доктор педагогических наук, профессор ИРО РТ «ИСТОРИЯ ЯЗЫКА» (программа курса по выбору для учащихся 9 классов, на 14 часов) Л.А. Тарасова, учитель I квалификационной категории лицея № 9 им. А.С. Пушкина Пояснительная записка Мало видеть слово. Надо точно знать, Какая у слова почва, Как росло оно и как крепчало, Как его звучало зазвучало, Чем должно набухнуть и налиться, Прежде чем в названье превратиться. Ю. Тувим Элективный курс призван: · воплотить процесс углубленного изучения русского языка; · расширить границы теоретических сведений и уровень творческого применения материала основной программы; · познать теорию предмета; · развить чувство языка; · заинтересовать учащихся его тайнами и законами; · вызвать интерес к гуманитарным наукам; · способствовать выбору будущей профессии; · воспитать любовь к русскому языку; · расширить кругозор учащихся. Элективный курс «Истории языка» проводится на базе школьного лингвистического музея. Экспозиция музея состоит из двух разделов. Один посвящен истории русского литературного языка (использование языковых средств в письменности), истории славянского алфавита. Другой раздел - истории Казанской лингвистической школы, исторической грамматике (истории развития языковой структуры, фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса). Собранные в музее материалы способствуют решению практических задач курса «История языка»: · сформировать и углубить знания по исторической грамматике, орфографии, синтаксису, происхождению языка и его дальнейшего развития; · дать представление о диалектах, разнообразии лексики, пополняющей литературный язык; · познакомиться с трудами казанских лингвистов; · получить навык в проведении исследовательской работы. Процесс обучения оказывается слитым воедино с процессом общего развития мыслительной деятельности ученика и является залогом всестороннего развития личности. При организации учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы: · исследовательский, поисковый; · метод развивающего обучения. Занятия проходят в форме: · семинаров по заданным темам; · организуются дискуссии; · предлагаются темы для написания рефератов; · выявляются проблемы исследования; · обсуждаются основные этапы характерных для научного исследования; · проводится сбор данным (нахождение фактов, наблюдений); · осуществляется подготовка и написание сообщения; · обсуждаются результаты; · делаются выводы, заключения; · организуется самостоятельная исследовательская работа. С результатами исследований учащиеся выступают на школьных и городских конференциях, на ежегодно проводимых в лицее чтениях, посвященных известному казанскому лингвисту В.А.Богородицкому. Лучшие работы отмечаются дипломами. Тематическое планирование
Содержание программы
Литература 1. Костомаров В.Г. «Жизнь языка от вятичей до москвичей» 2. Драчук В.С. «Дорогами тысячелетий. О чем поведали письмена» 3. Нараславов С.Х. «Кирилл и Мефодий» 4. Историческая грамматика русского языка В.М. Марков 5. Формирование норм русского литературного языка XVIIIв. 6. «Языковая семантика и образ мира» изд. КГУ 7. Старославянский язык, КГУ, 1989г. 8. «Структура слова и орфография русского языка» Коносова Н.А., Г.А. Николаев, КГУ, 1993. 9. Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика, КГУ, 2001. 10. Словарь русских говоров Волжско-Свияжского междуречья М.Ф. Моисеенко, КГУ, 2002. 11. «Казанский край» - словарь памятников XVI века - Э.А. Исламова, К.Р. Галиуллин, КГУ, 2000. 12. Богородицкий В.А. «Диалектические заметки» Казань, 1905. «ВЕЛИКИМ БЫТЬ ЖЕЛАЮ…» (программа курса по выбору для учащихся 9-11-х классов, на 65 часов) В.В. Кибец, учитель высшей квалификационной категории лицея № 9 им. А.С. Пушкина 1. Пояснительная записка Элективный курс «Великим быть желаю…» (Лицейская пора в судьбе Пушкина) предназначен для учащихся 9-11-х классов гуманитарного профиля. В школьной программе лицейскому периоду жизни поэта почти не уделено внимания. В отличие от базового элективный курс предполагает углубленную работу с текстами лицейских произведений А.С. Пушкина, которые не изучаются в школьном курсе. Концептуальные идеи курса заключаются: · в комплексном подходе при изучении поэзии золотого века (важно показать, что стихи поэтов XIX века имеют как общие, фундаментальные признаки, так и особенности); · в сравнительной направленности курса (при рассмотрении вопросов построения литературных произведений); · в историко-патриотическом аспекте (при изучении необходимо пропагандировать достижения поэтов, особенно А.С. Пушкина, в создании русской культуры и национального языка: «Русский язык - это прежде всего Пушкин», А.Н. Толстой); · в большом объеме практических и семинарских занятий. Основной целью курса является создание условий для развития дивиргентного мышления учащихся, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса. Задачи курса: 1. Формирование коммуникативных компетенций, 2. Удовлетворение интересов школьников, увлекающихся поэзией, 3. Поддержка творческих устремлений учащихся и нахождение для них эстетических форм реализации, 4. Формирование креативности, умения работать в команде, 5. Формирование культуры школьника как средство развития нравственной устойчивости его личности, 6. Помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы соответствующего профиля. Курс создает условия для развития воображения, творческих способностей, образного, ассоциативного мышления. Работа с разнообразными материалами и источниками позволят школьникам развивать навыки отбора и анализа новой для них информации. При изучении тем большое внимание уделяется эпохе Александра I, становлению характера молодого человека, обучающегося в лицее - уникальном учреждении России, специфике ранней лицейской лирики Пушкина. В качестве дидактического материала взяты лицейская лирика поэта и лирические произведения поэтов XIX века. Программа имеет практическую направленность: на занятиях учащиеся анализируют малоизученные произведения, конспектируют научную литературу, занимаются литературным творчеством. Таким образом, курс позволит школьникам познакомиться со спецификой гуманитарных профессии (работа с текстами, анализ источников). Кроме того, практическая направленность содержания курса связана и с подготовкой к ЕГЭ, к экзаменационным сочинениям (такие темы, как «Анализ, истолкование, оценка стихотворения» - даются ежегодно), а также к олимпиадным работам. Содержание курса предусматривает 2 варианта планирования: 65 часов и 34 часа. Вариативность строится на различном объеме теоретического материала, а также количестве практических работ. Распределение по темам ориентировочное. Учитель может обоснованно изменять последовательность изучения вопросов и время на их изучение. Данная программа предлагает использование интерактивных методов и форм организации учебной деятельности. Большая часть занятий проводится в форме семинаров, защиты проектов, практических работ в читальном зале библиотеки и информационном центре, экскурсий по литературным местам Казани. Основа общения учеников и учителя на занятиях - диалог и коллективный поиск истины. В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей: · жизнь, человек, знания, труд, успех, · добро и зло, · эмоциональное отношение к окружающему миру. Ожидаемые результаты В результате изучения курса учащиеся овладевают: · реферированием научных текстов и редактированием поэтических произведений; · умением анализировать и критически осмысливать авторский текст; · навыком сопоставления разных источников информации и умением делать собственные оригинальные выводы; · техникой устной и письменной презентации проекта; · опытом проведения дискуссии, учебной конференции. Курс заканчивается итоговой конференцией с выставкой работ учащихся (проекты и созданные хрестоматии, сборники). Оценка результатов учащихся Ученик получает зачет при условии выполнении не менее трех обязательных работ в предложенной учителем форме или выполненной исследовательской работы. Исследовательская работа учащегося должна отвечать одному из следующих требований: · оригинальная и при этом обоснованная интерпретация текста; · неожиданное и продуктивное сопоставление произведений А.С. Пушкина с произведениями других поэтов (русских или зарубежных); · многоаспектный анализ поэтики одного или нескольких текстов; · введение в научный оборот, какого-либо нового или забытого материала (биографического, текстуального, краеведческого). Дополнительные баллы выставляются за инициативную презентацию своей работы на конкурсе, конференции. Поощрения (в виде подарков - книги А.С. Пушкина, билеты в театр на постановки по произведениям поэта, билеты на экскурсии) заслуживают те, кто проявил заинтересованность, самостоятельность в выполнении исследовательских заданий. Предложенный курс был опробован в течение ряда лет в лицее № 9 им. А.С. Пушкина и дал в целом хорошие результаты. 2. Тематическое планирование
3. Содержание программы
|