имя (логин):  
пароль:  
регистрация
Главная Тесты ЕГЭ Книги Ресурсы Веб-каталог Форум О портале
сегодня: суббота, 17 августа 2019
Образовательные ресурсы

Движение Луны

Вернуться в рубрику Физика

В любой теории, рассматриваемой в небесной механике, приходится иметь дело с некоторыми постоянными величинами, носящими фундаментальный характер. Мы не раз упоминали и использовали такие постоянные, как отношение средних расстоянии Земля-Луна и Земля-Солнце а/а', отношение масс Земли и Луны, Солнца и системы Земля-Луна, экваториальный радиус Земли, гравитационная постоянная...

Нередко в истории науки бывает так, что созданию нового метода предшествовала длинная цепь поисков, порой совсем в других направлениях. Случалось и так, что к новому методу приводили неудачи в использовании прежних методов. Именно такая цепь поисков, успехов и неудач и привела к созданию первых "машинных" теорий движения Луны.
Трудности теории Делоне заключались в необычайной громоздкости метода исключения членов ряда в разложениях. Поэтому неудивительно, что уже спустя десять лет после трагической гибели французского ученого астрономы начали поиски иных путей...

Мы уже имели случай рассказать о Мариусе Софусе Ли, норвежском математике (1842-1899), приехавшем в 1870 году в Париж послушать лекции своих французских коллег Ж. Дарбу, М. Шаля, Ж.-Б. Бертрана. Но особенно много дали ему собеседования с Камилем Жорда-ном (1838-1922). Под влиянием Жордана и Феликса Клейна Софус Ли вплотную занялся теорией групп и там же, в Париже, открыл так называемые контактные преобразования.
Здесь мы должны сделать небольшое отступление, иначе все дальнейшее изложение не будет понятным.
За 40 лет до описываемых событий, в том же Париже, сидел за столом и писал письмо другу один молодой человек. Он писал не о прелестях молодой жизни, и даже не о делах, он развивал в этом письме новую математическую теорию -- теорию групп, прося друга передать его записки одному из выдающихся математиков той эпохи: Карлу Якоби (1804-1851) или Карлу Фридриху Гауссу (1777-1855). На следующее утро молодой человек был убит на дуэли. Звали его Эварист Галуа (1811-1832). В это время ему шел двадцать первый год.

Письмо Галуа не попало ни к Якоби, ни к Гауссу. Лишь через 14 лет замечательный французский математик Жозеф Лиувилль (1809-1882) собрал и опубликовал работы Галуа (включая и его письмо) в основанном им "Журнале чистой и прикладной математики". (Этот журнал издается и сейчас, недавно отметил свое 150-летие.) В 1870 г. Камиль Жордан издал первый систематический курс по теории групп...

Вплоть до середины нашего столетия расстояние до Луны определялось косвенным путем - через ее параллакс. Для определения параллакса Луны требовалось одновременно измерить ее склонение из двух обсерваторий, расположенных на одной долготе, но на разных широтах. Зная расстояние между обсерваториями и измерив разность склонений Луны, можно было вычислить ее параллакс, а по нему и расстояние до Луны. Однако относительная точность этого способа была на два порядка ниже относительной точности измерения угловых координат Луны. Ведь параллакс -- малый угол (порядка градуса), и погрешность в его определении на 1" приведет к неточности в расстоянии Луны на 1/3600 самого расстояния, то есть около 100 км. А такая же погрешность в долготе и широте Луны даст неточность в ее положении менее 2 км.

Еще в 1928 г. советские физики Л. И. Мандельштам и Н. Д. Папалекси указали на принципиально новый метод определения расстояний до Луны с применением радиолокации. Однако их расчеты показали, что мощность существовавших тогда передатчиков и приемников недостаточна для решения этой задачи. В 1943 г. оба физика (ставшие к тому времени академиками) сделали новые расчеты, показавшие практическую осуществимость радиолокации Луны. Пучок радиоволн, посланный на Луну, должен отразиться от ее поверхности и достичь Земли примерно через 2,5 секунды (радиоволна, как и свет, распространяется со скоростью 300 000 км/с, а двойное расстояние Земля -- Лупа равно примерно 770 000км)...



Автор: В.А.Бронштэн

Внешний файл ресурса


Аудитория
1.4   Преподаватель

Вид носителя
5.2   Интернет-ресурс

Предметная область
2.1   Общее образование
2.1.1   Астрономия
2.1.23   Физика

Тип ресурса
3.31   Образовательные сайты

Уровень образования
4.2   Общее
4.2.2   Основное общее
4.2.3   Среднее (полное) общее
Наши награды:
лауреат премии рунета 2006
диплом Фестиваля "Новая Реальность-2006"
лаурет 1 премии "Звёзды Татнета-2007"
Неделя образования взрослых-2010
Неделя образования взрослых-2010
План мероприятий
Лимерикская декларация

V республиканский Интернет-педсовет
Приказ о проведении
Темы для обсуждения
План проведения
Материалы учителей
От теории к практике (видео)

90-летие образования Татарской АССР
Персоналии: Председатели правительства
Персоналии: Наркомпросы
Персоналии: Выдающиеся деятели истории татарского народа ХХ в.
Персоналии: Председатели ТатЦИКа и Президиума Верховного Совета ТАССР
Персоналии: Первые секретари Татарского обкома, рескома партии
История: официальные документы
Вехи истории
Хроника истории ТАССР
Фотографии

Профильное обучение в средней школе
Содержание и сопровождение
Нормативное обеспечение
Формы итоговой аттестации
Мероприятия

Форумы 2010
Расписание форумов
Интернет-форум по математике
Интернет-форум по русскому языку
Интернет-форум по биологии и химии
Интернет-форум по физике (16 - 17 февраля 2010 г.)
Интернет-форум по иностранным языкам (25 - 26 февраля 2010 г.)
Интернет-форум по информатике (2 - 3 марта 2010 г.)
Интернет-форум по географии (4 - 5 марта 2010 г.)

Журнал "Информатизация образования. Проблемы и поиски"
Статьи журнала "Информатизация образования. Проблемы и поиски"

Публичные лекции
Общая информация
2007/2008
2008/2009
2009/2010

III открытый конкурс интернет сайтов
Сайты-участники
Приказ о проведении

Мероприятия
Республиканское августовское совещание работников образования и науки 2009
IV Республиканский Интернет-педсовет

IV Республиканской интернет-акция "Неделя образования взрослых"
Информация о неделе образования взрослых

Повышение квалификации по ИКТ
Ноутбук учителя. Основы работы
Программа Intel "Обучение для будущего"
Программа "Учимся с Intel"

Калейдоскоп

© Программирование, техническое обеспечение: Центр информационных технологий КГУ
© Поддержка сайта, продвижение и реклама в интернете - WebMar.ru
Как много сайтов знаю нас?
При использовании материалов с сайта гиперссылка обязательна.
наша почта